Сравнительный анализ прав ребенка в России и Великобритании
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sravnitelnyy_analiz_prav_rebenka_v_rossii_i_velikobritanii.docx | 106.57 КБ |
Слёт научных обществ обучающихся
образовательных организаций общего
и дополнительного образования
города Нижневартовска
Секция № 14
«Политология. Право. Социология »
Исследовательская работа
«Сравнительный анализ прав ребенка
в России и Великобритании»
Выполнила ученица 10 А класса
МБОУ «СШ № 17»
Шмакова Елена Алексеевна
Руководители:
Лебедева Ольга Юрьеввна,
учитель истории и обществознания.
Абсалямов Салават Ражапович,
учитель английского языка
Нижневартовск - 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности правового статуса ребенка в России и Великобритании …………….…..6
1.1 Понятие и содержание правового статуса…………………………………………….....6
1.2 Основные международные и внутренние государственные акты по защите прав ребёнка……………………………………………………………………………………….…7
2.Основные права ребенка в России и Великобритании…………………………………....9
2.1 Особенности прав ребенка в России……………………………………………………...9
2.2 Права ребенка в Великобритании………………………………………………………..11
3.Анализ содержания прав ребенка в России и Великобритании в современном обществе………………………………………………………………………….…………….13
3.1 Исследования в области знаний о правах ребенка и подростковом правосознании в целом……………………………………………………………………………………….……14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………….…….18
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.
Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.
Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН. Лично для меня данная тема является актуальной и интересной, поскольку я имею опыт работы в качестве члена Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в ХМАО-Югре от г. Нижневартовска.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях. В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорностии другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.
Моё решение исследовать тему прав несовершеннолетних на территории нашей страны, систематизировать законодательную базу позволит мне объективно оценивать ситуацию с правовой точки зрения в отношении несовершеннолетних РФ и сравнить с правовым положением несовершеннолетних в европейских стандартах на примере Англии.
Актуальность:
актуальность данной работы определяется постоянно прогрессирующими тенденциями к глобализации, ведущими к появлению такого понятия как «гражданин мира», популярностью и необходимостью знания не только английского языка, но и своих прав и свобод в иностранных государствах для успешного проживания на территории других стран.
Цель работы: сравнительный анализ и раскрытие особенностей прав ребенка в России и Великобритании; повышение грамотности подростков в области их прав.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования: правовой статус ребенка, понятие прав ребенка в России и Великобритании,права подростков в современном обществе.
Объект исследования:степень осознания современным подростком правовой культуры разных стран.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме;
опросно-диагностические методы (беседы и анкетирование)
Гипотеза: у подростков в России недостаточный уровень осознания своих прав и обязанностей.
Думается, что собранный материал по данной проблеме поможет моим сверстникам быть более ответственными, законопослушными, словом обладать той правовой культурой, о которой так много говорят взрослые.
Практическая значимость работы.
Материалы данной исследовательской работы могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания и права.
1.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1 Понятие и содержание правового статуса
Обеспечение и защита прав ребенка - важнейшие задачи общества, государства и международного сообщества в целом. Однако, прежде чем начать исследование прав ребенка в России и Великобритании необходимо установить границы понятия «ребенок» и «правового статуса ребенка».
Проанализировав понятие «ребенок» в российском и международном праве, в том числе Великобритании, можно сделать вывод, что нижняя граница вышеуказанных понятий должна определяться моментом рождения, а верхняя – совершеннолетием, т. е. 18 лет.
Правовой статус (положение) ребенка подразумевает особые правомочия, закрепленные в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также в национальном законодательстве страны.
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством»[1]. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Известный французский писатель Оноре де Бальзак отметил: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать - закон». Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого всё решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
С. Сироткин[2] в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях»
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность
Следовательно, получение паспорта создаёт благоприятные условия для осуществления гражданами своих прав, а также — способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.
Обратимся к характеристике законодательных актов РФ. Права несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ[3]. Наряду с СК РФ, необходимо выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».[4]
А также Гражданский кодекс РФ[5] закрепляет наличие и объем дееспособности граждан.
Таким образом, права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, законодательно закрепила идею преимущественной защиты прав и интересов ребенка.
Еще в 1919г. — в Лондоне была основана британская организация «Спасите детей», которая стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей. В1920 — В Женеве основан «Международный союз спасения детей», крупнейшим членом альянса на момент создания был английский «Фонд Спасения Детей».
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924г[6].
Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (1989г)[7]. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию, наша страна присоединилась к этому документу в 1990г. По сравнению с Декларацией, где несколько коротких, носящих декларативный характер положений, Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Главная ее цель – максимальная защита интересов ребенка.
Если обратиться к законодательным актам России, то можно отметить, что права ребенка закреплены:
Основные акты, защищающие права ребёнка в Великобритании:
Таким образом, законодательство Англии для несовершеннолетних более чётко определят возрастные рамки и группы прав. Тогда как российское законодательство устанавливает эти границы с 14 лет – уголовную ответственность, с 16 лет административную, а всё остальное по достижению совершеннолетия
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Права ребенка тщательно детализированы и лучше сформулированы в Великобритании и вместе с тем, некоторые проблемы в области обеспечения, реализации и защиты прав детей являются общими для двух стран.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
Для возможности защиты прав и интересов ребенка созданы бесплатные телефоны доверия, основанные на принципе анонимности и сохранения тайны обращения.
Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. Некоторые проблемы российских детей не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей - инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях.
Подробно рассмотрим права ребенка в России, разделив их по возрастным критериям:
- на имя, отчество, фамилию;
- право на гражданство;
- право жить в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
- на имя ребенка может быть открыт счет в банке.
- вправе посещать школу;
- вправе заключать самостоятельно мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.
- дает согласие на изменение своего имени или фамилии;
- дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
- выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
- вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- может вступать в детские общественные объединения.
- на получение паспорта;
- дает письменное согласие для выхода из гражданства России вместе с родителями;
- может выбрать себе место жительства (с согласия родителей);
- вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- осуществлять права автора;
- имеет право на труд (не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
- согласно “Правилам дорожного движения” ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам.
- поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации.
- на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
- вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
- вправе просматривать в кинотеатрах фильмы, имеющие возрастные ограничения;
- может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;
- может быть членом кооператива, акционерного общества;
- имеет право управлять мопедом при движении по дорогам;
- имеет право обучаться вождению автомобиля в присутствии инструктора;
- имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);
- подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссии по делам несовершеннолетних);
- за некоторые правонарушения несет административную ответственность в общем порядке;
- несет уголовную ответственность за все преступления.
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
К первым относятся:
• Прокуратура,
• Органы внутренних дел.
•Контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.
2.2 Права ребенка в Великобритании
Великобритания является одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. С этой целью существует горячая линяя помощи детям, телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ. В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др.
В целом обязанности родителей по уходу за ребенком в Великобритании мало чем отличаются от требований в России. Однако зачастую то, что у нас прописано лишь на бумаге, в Великобритании является обязательной к исполнению нормой.
Именно в этой стране возникла идея наделить ребенка правами, а также эта страна одна из первых законодательно закрепила преимущественную защиту прав и интересов ребенка. Учитывая, что законодательство в области защиты детей формируется с учетом международных норм, основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими для двух стран. Вместе с тем, давайте рассмотрим некоторые особенности в правах ребенка Великобритании:
- работать полный рабочий день;
- жить отдельно от родителей, снимать жилье (если один из родителей или опекун выступает гарантом сделки аренды)
- обратиться за своим паспортом (при необходимости2);
- мальчик может присоединиться к армии;
- покупать сигареты и слабоалкогольные напитки;
- купить фейерверк;
- осуществлять продажу лома, металла.
- получить лицензию на вождение автомобиля и ездить на мотоцикле;
- девочки могут присоединиться к армии;
- приобрести любое огнестрельное оружие.
3.АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В теории английского права существует множество классификаций прав ребенка, в отличие от нашей страны. Они не противоречат, не отрицают, а только дополняют друг друга. Однако значительно отличаются количественные и качественные характеристики этих проблем. Например, ситуация, касающаяся школьной формы. Если в Великобритании она рассматривается с позиции ущемления прав ребенка на свободу (кроме частных школ), то в России она имеет другую основу - материальные трудности семьи. Права ребенка в Великобритании охраняются гораздо строже, чем в других странах Европейского союза. В Великобритании специалисты стремятся обеспечить детей, живущих в семьях, и воспитанников учреждений правом на автономию, сблизить стандарты обеспечения прав детей, находящихся в разных условиях. В тоже время в России наблюдается ситуация, при которой воспитанники учреждений получают значительную помощь государства, обладают льготами относительно жилищных прав и получения образования, однако практически не имеют право самостоятельно принимать решение о своей судьбе.
Рассмотрим некоторые отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании. Приложение 1
По сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. В Великобритании ребенок в действии имеет право голоса наравне со всеми членами семьи. Вмешательство государства в процесс воспитания в Великобритании очень велико, любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями. В России до сих пор в половине семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка.
3.1 Исследования в области знаний о правах ребенка и подростковом правосознании в целом
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.[8]
Для выявления степени правосознания подростков через их отношение к различным общественным явлениям в начале исследования нами был проведен опрос обучающихся 10-х классов. По итогам анкетирования был сделан вывод о том, что подавляющее число респондентов относится нейтрально к нижеперечисленным общественным явлениям и не имеет четкой гражданской позиции по отношению к ним, что свидетельствует об обыденном уровне правосознания. Приложение 2
Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.
С целью выявления осведомленности детей о своих правах, нами также был проведен опрос на тему: «Знаете ли Вы свои права?», в котором приняли участие подростки возрастной категории от 13 до 16 лет. Приложение 3
По данным опроса более 73% детей достаточно хорошо знают свои основные права, остальные 24% опрошенных сомневаются в своих знаниях. Сравниваемые данные аналогичного опроса, проведенного исследователем на начальном и заключительном этапах исследования 3, указывали на то, что о своих правах задумываются и умеют поддержать разговор в части основных прав ребенка 69% опрошенных, 27% считают, что у них не было необходимости думать об этом, а 4% - предпочитают совсем об этом не думать4.
Из этого можно сделать вывод, что уровень интереса и знаний детей в области прав ребенка вырос.
Особое внимание и интерес опрошенных привлекла информация в области прав учащихся. Первую часть опроса составляли знания в области общих прав, вторая часть состояла из пятнадцати вопросов, более детальных и углублённых. Если основные права в области прав учащихся знают 96% детей, то более подробные вопросы уже вызывали сомнения и на них точно могли ответить только 59% опрошенных, причем все посчитали эту информацию интересной и нужной. Практически все подростки считают, что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно.
На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» - все респонденты ответили «Да». При этом только 50% респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании показано, что идея прав ребенка в Великобритании появилась раньше, чем в России. Также Великобритания раньше, чем Россия и международное сообщество, подошла к законодательному закреплению преимущественной защиты прав и интересов ребенка. Как теперь мы знаем, что самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
При сравнении прав ребенка обеих стран видно, что основные права ребенка в Великобритании аналогичны правам ребенка в России и являются общими. Были изучены некоторые особенности в правах ребенка обеих стран и проведен сравнительный анализ и раскрытие этих особенностей. По данным проведенного опроса в области знаний о правах ребенка в нашей стране, можно сделать вывод, что уровень интереса детей в области прав ребенка вырос, многие знают свои основные права и считают важным данную тему.
Этому ранее также поспособствовало событие, состоявшееся 20 ноября 2017 года. В рамках Всероссийской акции по моей инициативе на базе средней школы № 8 города Нижневартовска было организовано мероприятие «День правовой помощи детям».В мероприятии приняли участие 150 обучающихся из числа 6 – 9 классов, в которых есть «трудные и проблемные» дети и подростки.На мероприятие была приглашена помощник прокурора города Щенова Наталья Владимировна, которая рассказала об административной ответственности за курение в общественных местах сигарет и вейпов; распитие спиртных напитков, употребление и распространение психотропных средств. Ребятам также рассказали о возникновении Дня правовой помощи детям и Конвенции ООН о правах ребёнка. Подросткам также объяснили, что такое права и обязанности с приведением примеров жизненных ситуаций, зачитали выдержки из Устава школы о правах и обязанностях обучающихся. Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данная работа дала возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
В перспективе планируется реализация проекта «Права подростка в современном обществе», которая позволит расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
2. Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
3. В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
6.Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, нами достигнуты цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале нашего исследования, и хотелось бы подвести итог словами английского писателя Самюэля Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует научиться пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Отличия прав и принципов защиты ребенка в России и Великобритании.
Права учащихся в России.
Права учащихся в Великобритании
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1
Выявление степени правосознания подростков через их отношение к различным общественным явлениям
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диаграмма 2
Опрос на тему: «Знаете ли Вы свои права?»,
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкетирование «Права учащихся»
1. Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.
2. Имеет ли право учитель не впустить ученика в класс, если он опоздал?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Однако учитель имеет право потребовать у Вас дневник, чтобы написать соответствующее замечание.
3. Имеет ли право учитель выгнать учащегося с урока?
Не имеет. В соответствии с законом «Об образовании» и Уставом школы. Исключением являются случаи, когда ученик своими действиями грубо нарушает технику безопасности на уроке (в кабинете информатики, на уроке физического воспитания) или своими действиями угрожает жизни и здоровью других детей, ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.
4. Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?
Обсуждать личные проблемы ученика с другими учителями учитель не должен. Однако существуют законы, например Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которые требуют от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). Тут уж обсуждение проблем ученика с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребёнка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.
Учитель не имеет права распространять (в том числе и обсуждать) сведения об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, привязанностях и увлечениях, его имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учёбой и поведением в школе.
6. Имеет ли право классный руководитель заставлять учеников ходить с классом, например, в театр?
Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что учащиеся образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество отведенных на эти предметы часов учебного времени.
7. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?
Вопрос о переводе из класса в класс или из группы в группу (н-р, по иностранному языку) решается только директором школы с согласия или по заявлению родителей учащегося.
8. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?
Право организовывать платные дополнительные образовательные услуги школе предоставлено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 45). Это могут быть различные кружки, спортивные секции, студии, курсы, занятия, посещения которых не предусмотрено школьной программой. Учащийся имеет право воспользоваться этими услугами. Всё, чему учащийся обязан - это учиться в школе в соответствии со школьной программой, которое преподаётся бесплатно.
9. Обязан ли учащийся сидеть в спортивном зале на уроке физкультуры, если он освобожден от занятий по состоянию здоровья на несколько дней и имеет подтверждающую это медицинскую справку?
Обязан. Учащийся освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на уроке. Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период их пребывания в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков неизвестно куда нельзя. Этот вопрос решается директором школы по заявлению родителей.
10. Имеет ли право школа не допустить до занятий учащегося без справки от врача о выздоровлении?
Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребёнка. Без этой справки ребёнка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.
11. Может ли учитель отбирать вещи и осуществлять личный досмотр учеников?
Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности. Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации даёт право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость, наркотические средства, сигареты и пр. Но, в любом случае, в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинствоученика.
12. Может ли учитель отобрать у учащегося мобильный телефон/игровую консоль/плеер на уроке?
Нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.
13. Имеют ли право ученики коллективно просить администрацию школы о замене учителя?
Ученики как участники образовательного процесса имеют право обращаться к директору школы лично и от имени класса с любыми вопросами.
14. К кому можно обратиться, если ученик не согласен с оценками, выставляемыми учителем?
Право оценивать знания учащегося принадлежит учителю, преподающему предмет. Если ученик не согласен с его оценкой, родители ученика должны обратиться с письменным заявлением к директору школы. В школе будет создана комиссия учителей данной школы, которая проверит и оценит знания учащегося. Оценки за тестовые работы и работы, проверяемые с помощью автоматизированных систем, не оспариваются.
[1] Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.; 27 см.; ISBN 978-5-903036-99-8 (В пер.)
[2] Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1208816
[4]Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=155182-0&rnd=80FFB05E6DEB457B6FB3F1622DF7369A&req=doc&base=LAW&n=314878&REFDOC=155182&REFBASE=LAW#btg8lfiw2js
[6] Википедия — свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0
[7]Конвенция о правах ребёнка (1989г).Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
[8]Википедия — свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Новый снимок Юпитера
Если хочется пить...
Разноцветное дерево
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Астрономический календарь. Июнь, 2019