«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 412 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 70
Гуманитарное направление
тема: «Слова – паразиты в речи учителей и учащихся»
Выполнила:
Лобова Александра
ученица 6 «А» класса,
МБОУ СОШ №70
Руководитель:
Денисова Татьяна Владимировна
Нижний Тагил
2022 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1..…..………………….…………………………………………………..6
Глава 2. Практическая часть…….……………..………..……………………..10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..…14
Список используемых источников информации
ВВЕДЕНИЕ
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак
Общение – очень важная составляющая нашей жизни. Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, воспитателя, учителя... Угостили малыша, - «Что надо сказать?» - говорит ему мама. «Помаши ручкой «до свидания» - просят ребёнка родители - эти напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им: «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться... ... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...немного смеяться, стыдиться старших... ...не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите... Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (XVI век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.
Кто же в наше время даёт молодёжи уроки культуры общения? Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в нашей речи стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела особый характер и стала одной из центральных в обществе. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим отойти от предшествующей эпохи, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Я считаю, главная проблема сегодня: бедность и невыразительность языка молодого человека. Определив такую проблему, я поставила следующую цель: изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявить действенные способы борьбы с данным вредным языковым явлением.
Цель определила следующие задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I
«Знаете - ли вы, что культура речи «как бы» является своеобразной визитной карточкой «этого самого» — образованности и, ээээ, «как его» - нравственности…» Согласитесь, читая данное предложение, в которое вставлены совершенно ненужные слова, словно спотыкаешься. А все потому, что речевая информация, наполненная бессмысленными словами, становится корявой, неприятной на слух. К сожалению, сегодня так говорят очень многие и даже не замечают этого. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную речь, граничащую с уголовным жаргоном, перегруженную словами - «паразитами». В начале 20 века Максим Горький сделал такое замечание о языке тех лет: «Вообще с русским языком обращаются зверски». И в наши дни можно привести примеры «зверского» обращения с родным языком. И один из них - употребление слов - «паразитов» в русской речи.
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка. Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне. Самым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.
В лингвистической литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Итак, возможными причинами употребления слов-паразитов могут быть:
1. недостаточный словарный запас;
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.
В качестве слов-паразитов чаше всего выступают:
1.3. Значение и примеры употребления слов-паразитов
В литературе мы нашли интересную теорию о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, характере, сущности мышления и видения мира [6].
Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит», он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Но на самом деле это слово используют люди, привыкшие всё в жизни усложнять. Еще этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть, а она (оно, он) вдруг разорвался (разбился, упал)». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не мешал мне, а он взял и обиделся».
«Сами понимаете» — это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.
Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.
«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы
«Чё» - Вопрос – недоумение.
«Щас» - Нежелание что-либо делать.
«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.
Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи и ее понимание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава II
Мы провели опрос среди учащихся 5 – 9 классов (30 человек) и учителей МБОУ СОШ № 70 (15 человек) с целью выяснения знают ли они о словах-паразитах в речи»
Нами были составлены вопросы, которые мы задали респондентам. Вопросы были такими:
1.Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Результаты опроса представлены в диаграмме 1,2.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Анализ опроса показал, что: 30% учащихся не знают, что такое слова-паразиты; 70% учащихся знают, что такое слова – паразиты; 100 % опрошенных учащихся, употребляют слова-паразиты в речи. 100% учителей определенно знают, что такое слова – паразиты; 35% учителей признают, что употребляют в речи слова- паразиты;
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ученикам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов? Для этого был проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с ноября 2021 по декабрь 2021 г.) я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в 6 классе является: - «ну» (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); - «вот» (использовали 43 раза);
В 7-8 классах чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»
Из них самые распространенные «ну» (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).
Частоту употребления этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 5,6 и 7 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 130 слов – 10 слова-паразиты, что составляет 8 % от общего количества сказанных слов. Слово «ну» употреблено 5 раз. Слово «вот» и «так» по 3 раза. Результаты эксперимента представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
3 | Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
5 | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
6. | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
7 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
8 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Слова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за бедности словарного запаса. Моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследовательского проекта я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».
После привлечения учителей и учащихся к данной проблеме, они начали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.
Данная исследовательская работа будет продолжена для более глубокого изучения и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками». (И.С.Тургенев)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://www.philology.ru
http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Что такое музыка?
Цветение вишни в лунную ночь
Ласточка. Корейская народная сказка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Л. Нечаев. Яма