Цель исследования: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_npk.doc | 503 КБ |
МАОУ Сотниковская средняя общеобразовательная школа
НПК «Экология-наука о чистом жилище»
Туризм как вид досуга
Выполнили : ученицы 10 класса
Бадашкеева Татьяна, Истомина Элина
Сотниково,2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Досуг как обширная и значимая часть социального времени исследуется социологами достаточно активно. Однако проблема эта неисчерпаема, так как современная действительность активно меняет виды и приоритеты досуговой деятельности. В западной, и особенно американской социологии, уже более полувека исследователи отмечают, что ценность свободного времни, досуга имеет тенденцию к росту, а некоторые утверждают, что она превысила ценность работы.
В российском обществе этот феномен отсутствует. Итоги масштабного исследования. Проведенного Институтом социологии РАН в 2009 г., показывают, что «…второсортность свободного времени и досуга по отношению к работе - устойчивый стереотип российского общественного сознания. Доля людей, полагающих, что «самое важное -это работа, а досуг нужен для того, чтобы восстановить силы для нее» вдвое больше доли тех для кого самым важным было то, чем человек занимается в свободное время».
Несмотря на это досуг и для россиян является ценностью, хотя для большинства и не приоритетной.
Существует несколько определений досуга. В словаре С.И. Ожегова понятие досуг трактуется как время свободное от работы. Но если вычленить общее, то досуг- это свободное время, предполагающее свободу выбора видов деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей.
Также существует множество классификаций видов досуга. Наиболее традиционным является деление досуга на активный и пассивный.
Туризм относится к активным видам досуга, причем в современном российском обществе он занимает весьма скромное место среди других видов рекреационной деятельности.
Самый массовый в советское время вид туризма- палаточный. По выражению одного из экспертов, «буквально обрушился » в начале 90-х годов. Многие считают. Что у него нет перспектив, хотя этот вид туризма самый малозатратный. Фундаментальными причинами следует считать:
Таким образом, туризм в структуре досуговой деятельности населения занимает пока скромное место, хотя потенциал его велик: путешествовать хотят многие, а молодежь практически вся. Главными сдерживающими факторами являются низкие доходы значительной части населения. Не менее значимым представляется и сформировавшийся у российского населения за многие десятилетия перекос предпочтений от активных видов досуга к пассивным. Кроме этого имеется тенденция «одомашнивания »досуга, то есть снижается доля россиян, проводящих свободное время вне дома, и растет число тех, для кого досуг в кругу семьи и ли наедине с телевизором и компьютером предпочительнее.
Однако ,«без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания в нашем государстве особенно в последнее время.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни. В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского.
В наше время научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.
Цель исследования: определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма.
Гипотеза: если выявить влияние туризма на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи:
1) определить, влияет ли туризм на формирование потребности в здоровом образе жизни школьников и культуры здоровьесбережения;
2) формирование здорового образа жизни и навыков самобслуживания средствами туризма;
3) развивать организационные и коммуникативные качества у учащихся;
4)создавать условия для саморазвития и самореализации творческого потенциала детей
Методы исследования
В процессе написания исследовательской работы использовались следующие методы:
1) реферирование - краткое письменное содержание изучаемого научно-методического материала;
2) анализ и обобщение научно-методической литературы;
3) анкетирование;
5) анализ документов (план воспитательной работы, информации по летнему отдыху):
Анализ литературных источников. Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников занятий туризмом было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.
«Без здоровых детей у страны нет будущего».
Эта проблема актуальна для учащихся Сотниковской СОШ
К сожалению, выше указанные негативные факты о состоянии здоровья школьников, отражаются и на уровне здоровья учеников нашей школы. По итогам медосмотра учащихся в 2017 году из почти1300 учащихся выявлено с отклонениями в состоянии здоровья 778, что составляет почти 50%.
Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60% учащихся плохо засыпают, сказываются учебные перегрузки: после 6-7 уроков, а в старших классах зачастую и 7 уроков, на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 3-4 часа ежедневно. На лицо нервное переутомление, которое, хронически накапливаясь, приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %.
Далеко не всем людям дарует хорошее здоровье природа. Однако его можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста, вести здоровый образ жизни. Состояние здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения («Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков»).
Этому способствуют занятия туризмом.
Почему именно туризмом?
Исследование проводилось при помощи анкеты.
«АНКЕТА определения роли туризма жизни школьника» (Приложение №2)
Анкетирование показало, что:
- учащиеся школы любят заниматься туризмом 95 % анкетируемых;
- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;
- в многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;
- в школьномдне здоровья участвовало 60% учеников школы.
В школе разработана и действует система туристско – краеведческой работы, в центре которой – турклуб «Байкальская одиссея»
Школьный турклуб «Байкальская одиссея», созданный в 2009году, возглавляют опытные туристы педагоги Бархатова О.В и Гришунова Н.К Цель клуба: воспитание учащихся посредством туризма, формирование потребности в ЗОЖ и культуры здоровьесбережения.
С основания турклуба его деятельность велась в трёх взаимосвязанных направлениях: оздоровительном, спортивном, информационном.
Школьная тургруппа совершала пешие походы по родному краю, а с 1996 – приоритетным стал водный туризм. За эти годы были покорены реки Селенга, ее притоки, школьники достигли озера Байкал.
В этом учебном году нашим классом был совершен поход к скале «Белый Камень » и восхождение на нее.Поход длился 5 дней и оставил неизгладимые впечатления. Вот некоторые результаты.
В результате реализации проекта повысился уровень активности и воспитанности учащихсянашего класса.
Ведение оптимального режима отдыха и труда .
Осознанное отношение учащихся к состоянию здоровья как фактору успеха на последующих этапах жизни.
Появление навыков самостоятельности.
Эмоционально насыщенный отдых .
Осознанное развитие мотивации к творчеству.
Содержательный отдых при минимальных материальных затратах.
Пропаганда здорового образа жизни.
Профилактика правонарушений.
Комплекс мероприятий, условий, обеспечивающий укрепление и охрану здоровья
соблюдение режима дня;
обязательна утренняя зарядка;
ежедневные занятия спортом, спортивные мероприятия, подвижные игры;
соблюдение правил поведения в походе и техники безопасности;
полноценное разнообразное питание, включающее фрукты, соки и другие экологически чистые продукты;
соответствие одежды сезону и погоде.
Смета расходов.
Денежная сумма на продукты определяется из расчёта – 100 руб. в сутки на человека.
Проезд д700р
Количество детей – 17 ч.
Количество дней – 5дн.
Деньги на канцелярские товары – 600 руб.
Медикаменты – 500 руб.
Итого
Таким образом палаточный туризм не только способствует сохранении. И укреплению здоровья, но и малобюджетен. А также формирует такие качества как самостоятельность, комуникабельность, умение помочь другим.
Основной вид деятельности в походе – это особым образом организованная жизнедеятельность в походных условиях на основе самообслуживания. В походе проводились ся соревнования по пешеходному и водному туризму, коллективные творческие дела, работают мастерские и школы: «Краеведение», «Оформительская», «Экологическая».
Кроме оздоровления, во всех походах, поездках ученики учатся общаться, получают навыки самообслуживания, укрепляют здоровье – получают навыки ЗОЖ, учатся культуре здоровьесбережения.
Всех туристов из клуба не перечислишь, но главное, что сегодня они считают, что туризм помог стать успешными в жизни, развил много качеств, которые пригождаются им сегодня. Об этом они говорили на «Встрече друзей», состоявшейся в 2007 году во время областного мероприятия по туризму.
Многие сегодняшние члены турклуба – пример для подражания. Они участвуют в пропаганде здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы попытались обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формирование средствами туризма. Рассмотрели данную проблему на примере исследований состояния здоровья, потребности в ЗОЖ учащихся.
Гипотеза: если выявить влияние туризма на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни - нашла подтверждение в наблюдениях над опытом работы Сотниковской СОШ по формированию потребности в ЗОЖ средствами туризма и культуры здоровьесбережения школьников.
Данные результаты исследования можно использовать в организации туристско – краеведческой работы в школе, классе, в организации работы школьного турклуба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АНКЕТА определения роли туризма в жизни школьника
Уважаемый товарищ! Просим охарактеризовать свое отношение к занятиям туризмом. Для этого необходимо последовательно ответнтъ на все поставленные перед Вами вопросы. Вариант ответа к каждому вопросу уже напечатан, так что Вам нужно выбрать соответствующий вариант.
1. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть).
2. Ваш возраст (полных лет).
3. Любите ли вы заниматься туризмом?
Да Нет
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Участвовали ли Вы в школьных турслётах?
____________________________________________________________
3. Схема 1
Филимоновская игрушка
Муравьиная кухня
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Как нарисовать зайчика