Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс [1,2,3].
Правительство с помощью демографической политики пытается стабилизировать демографическую ситуацию. Насколько качественно выполняет свои функции каждая структура, включённая во внедрение демографической политики, является актуальным вопросом.
Для обеспечения взаимодействия государства и населения в вопросах демографической политики, используются различные социальные институты, среди которых определённую роль играют и средства массовой информации (далее СМИ).
В нашей исследовательской работе мы выяснили, как СМИ участвуют в демографической политике и какова их роль в данном направлении.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_smi_v_demograficheskoy_politike.doc | 268 КБ |
X Ямало-Ненецкий окружной тур
Всероссийских юношеских чтений
им. В.И. Вернадского
Участие СМИ в демографической политике.
Секция «Экономика, социология и право»
Автор: Мягкова Ирина, 10 класс,
МОУ КСОШ «Радуга», с. Красноселькуп
Руководитель: Стаканова Любовь Леонидовна,
учитель географии,
МОУ КСОШ «Радуга», с. Красноселькуп
Оглавление
Глава 1. Что такое демографическая политика? 3
Глава 2. Роль СМИ в демографической политике. 4
Глава 3. Красноселькупские СМИ в демографической политике. 6
Глава 4. Телевидение и интернет. 8
Введение.
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс [1,2,3].
По прогнозам Росстата, численность населения за ближайшие 10 лет может снизиться с 146, 4 миллиона человек до 138,9 миллиона. Немаловажно и то, что естественный и общий прирост из года в год остаются отрицательными, в то время как миграционный продолжает быть положительным [4]. России такая ситуация по ряду факторов не выгодна, поэтому правительство с помощью демографической политики пытается повлиять на эту обстановку, стараясь остановить уменьшение естественного прироста, после чего улучшить демографическую ситуацию.
В соответствии с имеющейся демографической ситуацией государство определяет меры, влияющие на ход демографических процессов. Эти меры составляют целую политику.
Для обеспечения взаимодействия государства и населения в вопросах демографической политики, используются различные социальные институты, среди которых определённую роль играют и средства массовой информации (далее СМИ).
Насколько качественно выполняет свои функции каждая структура, включённая во внедрение демографической политики, является актуальным вопросом.
В нашей исследовательской работе мы выяснили, как СМИ участвуют в демографической политике и какова их роль в данном направлении.
Цель: Оценить участие СМИ в демографической политике.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данному вопросу;
2.Изучить понятие «демографическая политика»;
3.Определить место СМИ в демографической политике;
4.Проанализировать содержание информационной продукции в разных СМИ
5.Сделать выводы
Предмет исследования: Участие СМИ в демографической политике России
Объект исследования: СМИ и их информационные продукты.
Методы, использованные в ходе исследования:
1.Анализ
2.Интервью
3.Анкетирование
Глава 1. Что такое демографическая политика?
Для того чтобы определить эффективность СМИ в демографической политике необходимо вначале разобраться, что же такое демографическая политика, связана ли она со средствами массовой информации и если да, то как.
Итак, что такое демографическая политика? В разных источниках это определение трактуется по-разному. Например, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указано, что демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения [5].
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что демографическая политика — это система специальных мер и мероприятий, предпринимаемых государством для регулирования естественных движений населения в желательном для себя направлении [6,7,8].
С 1986 года в России наблюдалась устойчивая убыль населения, в связи с чем было необходимо вмешательство власти в регуляцию демографической ситуации, ведь значительное снижение численности населения создаёт угрозы ослабления влияния России в мире, а также рост притязаний на территорию страны. Вследствие этого можно сделать вывод, что в РФ основной целью демографической политики является постепенная стабилизация количества населения и создание предпосылок для будущего демографического роста. Для выполнения данных целей в 2007 году указом Президента России В.В.Путиным была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года.
Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер, среди которых:
Третья мера имеет прямое отношение к СМИ, принимающим активное участие в формировании общественного мнения в современном мире, в большинстве случаев именно через пропаганду чего-либо. Пропаганда – это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, знаний [17].
Глава 2. Роль СМИ в демографической политике.
По мнению Вакуленко Ю.Р., высказанном в статье «Специфика освещения проблемы демографии в печатных СМИ», СМИ является важнейшим социальным институтом, поэтому их роль в решении социальных проблем стремительно возрастает. Юлия Руслановна пришла в своей статье к выводу, что центральные печатные издания уделяют достаточное внимание демографическим проблемам, но избегают обсуждения негативных сторон демографии. [15].
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием [10].
К функциям СМИ относятся:
Нас интересует именно последняя функция, так как её сущность заключается в удовлетворение потребности населения в информировании, происходящим через печатную продукцию, радио, телевидение и интернет, который, благодаря процессам глобализации, по степени своего влияния стал постепенно вытеснять все остальные виды СМИ.
Это подтвердили результаты нашего анкетирования, проведенного анонимно в двух возрастных категориях: обучающихся старших классов школы «Радуга» и взрослого населения села Красноселькуп (рис. 1).
Рисунок 1: Результаты опроса. «Каким видом СМИ вы чаще всего пользуетесь для получения информации?»
Выяснилось, что среди подростков 16-18 лет все 100% опрошенных пользуются интернетом для получения информации и проведения досуга чаще, чем печатными изданиями и телевидением. Среди взрослого населения спросом пользуется и телевидение, но интернет всё равно является ведущим источником информации (84,1 %).
Существует официальная классификация СМИ, которая приведена на рисунке 2[12].
Рисунок 2. Классификация СМИ по виду информации
Как говорилось ранее, средства массовой информации чаще всего выполняют пропаганду информации, которую необходимо донести до общества. Но не стоит недооценивать их роль. Являясь «четвёртой властью», СМИ достаточно влиятельны на мнения и представления граждан. Следовательно, реализация Концепции обязательно предполагает пропаганду региональной демографической политики и организации информационно-просветительской деятельности на уровне исполнительной власти субъектов РФ с помощью СМИ.
Вот как оценивает роль средств массовой информации профессор Ольга Савинова, заведующая кафедрой журналистики Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ):
- Тема семейных ценностей должна присутствовать в гуманитарной повестке СМИ на постоянной основе, от качества гуманитарной повестки СМИ зависит степень эффективности влияния медиаконтента на позитивные преобразования в социальной сфере, на создание благоприятных условий для развития человека и общества.
Рассматривая ситуацию с другой стороны, необходимо упомянуть, что предлагаемая СМИ модель демографического поведения на данный момент сводится к неполной или малодетной семье, являющейся ведущим фактором депопуляции российского населения [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что средства массовой информации занимают весомое место в демографической политике, влияя на формирование мнения людей, а также пропагандируя семейные ценности. Но СМИ как регулятору демографической ситуации ещё следует развиваться, создавать глобальные планы и двигаться по ним.
Глава 3. Красноселькупские СМИ в демографической политике.
В Красноселькупском районе СМИ представлены редакцией «Северный край» и телекомпанией «Альянс». Свою информационную продукцию они также дублируют на своих страничках в социальных сетях; работниками телекомпании ведётся YouTube-канал [14].
Директор муниципального казённого учреждения «Средства массовой информации Красноселькупского района», Сергей Николаевич Кострома считает, что СМИ всегда играли и будут играть важную роль в решении демографических проблем. И не важно, какой это вид СМИ - печатный, телевидение, сетевые издания и т.д. Основная задача - нравственное воспитание подрастающего поколения в духе семейных ценностей, популяризация института семьи и брака, здорового образа жизни. Немаловажна и функция посредника между властью и населением в части разъяснения законодательства, направленного на решение демографических проблем государства.
Для оценивания степени участия местных печатных СМИ в решение задач демографической политики в ходе исследования был проведён анализ печатного издания «Северный край».
Был просмотрен 151 номер газеты за 2018, 2019 и 2020 года. В номерах издания нас интересовали статьи, посвящённые многодетным семьям, родительству и пропагандирующие институт семьи. Сводную информацию можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Статьи газеты «Северный край», в которых затрагиваются темы родительства и многодетности
номер | Дата выпуска | Название | Аннотация |
19 | 18.05.2018 | Семья – подарок судьбы | О многодетной семье Федака |
22 | 8 июня 2018 | Если б не было тебя | О многодетной семье Шелест |
23 | 15.07.2018 | Папины дочки - северяночки | О многодетной семье Исаевых |
46 | 23.11.2018 | Мамино счастье | О многодетной семье Русляковых - рождении четвёртого ребёнка |
9 | 7.03.2019 | Профессия – мама | О многодетной семье Шестаковых |
16 | 26.04.2019 | Первые многодетные семьи уже купили льготные билеты | О льготах для многодетных семей |
17 | 30.04.2019 | Больше детей – больше счастья | Реклама усыновления «Родителями становятся» |
19 | 17.05.2019 | Не прервётся связь поколений | О многодетной семье Карсавиных |
22 | 7.06.2019 | Приятный сюрприз для семьи | О подарках для новорожденных |
24 | 21.06.2019 | Всё могут наши папы | О семейном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» |
25 | 28.06.2019 | Надежда таёжной Ратты | О многодетной семье Заводовских |
30 | 19.07.2019 | Родителями становятся | Реклама усыновления |
31 | 9.08.2019 | Продолжатели рода Орла помнят | О многодетной семье Ириковых |
46 | 22.11.2019 | Мамина отрада | О многодетной семье Дащенко |
46 | 22.11.2019 | Счастливая в обществе мужчин | О многодетной семье Афанасченко |
46 | 22.11.2019 | Ты у меня самая лучшая | О дне матери |
46 | 22.11.2019 | Мама – главный человек | Статья Данилы Степанова |
48 | 22.11.2019 | Оно рождается в семье, и называют его - счастьем | О конкурсе «Семья года» |
49 | 13.12.2019 | - | О изменении материнского капитала |
50 | 20.12.2019 | Двойная радость | О рождении двойняшек в семье Сайготиных |
9 | 6.03.2020 | Вот обрадуется мама | О подарках на 8 марта |
19 | 15.05.2020 | Международный день семьи | О празднике |
23 | 11.06.2020 | Вы решили стать приёмными родителями | Пропаганда усыновления |
25 | 26.06.2020 | Россияне сами будут решать, каким будет завтрашний день | О демографической проблеме |
26 | 3.07.2020 | Формула счастья | О многодетной семье Кикинчук |
28 | 17.07.2020 | Ивановы вышли в финал | О конкурсе «Семья года» |
47 | 27.11.2020 | В едином стремлении | |
48 | 4.12.2020 | Материнская слава Баязитовой | О многодетной семье Баязитовой |
48 | 4.12.2020 | Дочки - матери | Фотографии семей |
Для наглядности информация представлена в виде диаграммы (рис. 3).
Рисунок 3. Количество номеров в местной газете, где затронута тема родительства и материнства
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что в печатном издании «Северный край» пропаганде многодетных семей, по нашему мнению, уделяется недостаточно внимания. Так, за 2018 год напечатано 4 статьи в четырёх номерах, за 2019 - 16 статей в тринадцати номерах, за 2020 - 9 статей в восьми номерах. За три года из 151 номера газеты, в 25 номерах (16,6% просмотренных) затронута тема семьи.
Следует обратить внимание на то, что большая часть статей о семьях напечатаны в номерах, приуроченных к таким праздникам, как 8 марта, День семьи, День матери, День отца.
Кроме этого, учитывая то, что 2018 год был объявлен годом семьи, наименьшее количество публикаций за этот год, среди проанализированных нами, говорит само за себя.
Глава 4. Телевидение и интернет.
Как уже говорилось ранее, телевидение и интернет являются более популярными видами СМИ. Благодаря особенностям распространения информации: выхода на электронные устройства, использование глобальной сети, независимости от местонахождения человека и времени суток; им принадлежит особая роль в пропаганде вопросов демографии, необходимости повышения рождаемости для благоприятного демографического будущего России. Эти виды СМИ дают более мобильную, доступную, яркую, интересную информацию, к которой легче привлечь внимание людей. Кроме того, они могут интегрироваться между собой.
Поэтому, именно телевидение и интернет должны воздействовать на сознание людей, больше всего на молодых, от которых зависит демографическое будущее.
У телекомпании «Альянс» на их YouTube-канале за ближайший год мы обнаружили всего 4 видеорепортажа, затрагивающих материнство и многодетные семьи, чего, на наш взгляд, недостаточно для формирования устойчивой модели семьи, речь о которой пойдёт и далее.
Особое место в указанных видах СМИ занимает реклама, которая распространяется через телевидение и интернет. По мнению психологов, психологическое воздействие рекламы приводит к формированию у людей определённых идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений. Результат воздействия рекламы на социум несёт в себе определённую культуру [16].
Постоянная демонстрация моделей семьи в рекламе и телепередачах способна создать в сознании людей стереотипы о том, какой должна быть семья. Нами было изучено мнение старшеклассников школы «Радуга» в возрасте 16-18 лет. В анонимном опросе приняли участие 40 человек. Результаты опроса (рис. 4): большинство (56%) считают, что в семье должно быть 2 ребёнка, 21 % опрошенных – 1 ребёнок, 18 % - 3 ребёнка и всего 5% считают, что в семье должно быть более 5 детей.
Рисунок 4. Результаты опроса «Сколько детей должно быть в семье?»
Ещё один вопрос, который был задан анкетируемым: «Сколько вы планируете иметь детей в своей семье?». Ответы распределились следующим образом (рис. 5): более 5 детей планируют 7,5% опрошенных, 3 детей – 2,5%, 2 детей – 47,5%, 1ребёнка - 17,5, не планируют – 25%. Таким образом, у большинства опрошенных в модели семьи представляется не более двух детей.
Рисунок 5. Мнение обучающихся. Сколько детей Вы планируете?
Мы не можем точно утверждать, что затронутая модель сложена под влиянием телевидения и рекламы, но они могли сыграть свою роль. Для подтверждения наших предположений был проведён анализ содержания рекламных роликов, которые демонстрируются на телевидении и в интернете, результаты которого приведены в таблице 2.
Таблица 2. Количество детей в семьях, изображённых в рекламных роликах.
Реклама продукции | Количество детей в рекламном ролике |
Toffifee | 2 |
Merci | 2 |
Visa Газпромбанк | 1 |
Шкода Октавиа | 2 |
«Bosch» посудомоечная машина | 1 |
Мираторг | 2 |
Наггетсы | 2 |
Агуша | 1 |
Бондюэль | 1 |
Деливери клаб | 2 |
Duracell батарейки | 2 |
Конфеты Лёвушка | 2 |
Черкизово | 1 |
Данон | 1 |
Стародворье | 1 |
Гербион | 1 |
РБТ | 2 |
Пятёрочка | 2 |
Nutella | 2 |
Кока-кола | 1 |
По полученным данным можно сделать вывод, что во всех рекламных роликах демонстрируется минимальное количество детей – 1 или 2.
В популярной среди молодёжи социальной сети TikTok из просмотренных нами 50 роликов на тему материнства и родительства также чаще всего количество детей, присутствующих в семьях, 1-2. Крайне редко (10 % от встретившихся) ролики демонстрируют многодетные семьи.
Выводы.
Проведённые исследования привели нас к следующим выводам:
Возможно, центральные печатные издания затрагивают проблему демографии достаточно часто, сказать это про местное издание мы не можем.
В заключение, можно сказать, что для решения демографических проблем необходимо использовать все средства и инструменты.
Разным видам СМИ можно порекомендовать обратить пристальное внимание на свою роль в пропаганде идей материнства и семьи, чаще рассказывать о положительных сторонах многодетности. Не забывать, что именно они формируют общественное мнение и взгляды. Особое внимание уделять молодому поколению, которому принадлежит будущее России, в том числе демографическое, ведь на данный момент на вопрос: «Беспокоит ли Вас демографическое будущее нашей страны?» из 40 старшеклассников нашей школы 45% опрошенных ответили отрицательно, а 37,5% затруднились с выбором. Такая статистика не только расстраивает, но и заставляет невольно переживать за демографическое будущее нашей страны.
Источники информации
Как нарисовать зайчика
Шелковая горка
Рисуем белые грибы пастелью
Как нарисовать портрет?
Как зима кончилась