В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии.
Вложение | Размер |
---|---|
Цветовые эпитеты в поэзии С. Есениа | 37.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция « Шаг в будущее»
Секция: « Литература»
Цветовые эпитеты в поэзии С.А.Есенина
Работу выполнила:
Абаничева.Валерия, ученица 11”а”класса
Руководитель : Бадмаева
Надежда Васильевна
2021г.
Содержание.
1. Введение.
2.Основная часть.
2.1. Эпитет как вид тропа. Особенность употребления эпитетов С.Есениным.
2.2.Соотнесение душевного состояния поэта с выбором цветовой гаммы.
2.3.Цветовая палитра в стихах разного периода жизни поэта.
3. Практическая работа .
3.1. Частотность употребления цвета в лирике
3.2. Цвета, преобладающие в различные периоды творчества Есенина.
4.Заключение
1
Введение
Одним из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века является С. А. Есенин. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Интерес к его лирики никогда не пропадал. И сейчас для современного поколения Сергей Есенин остается любимым поэтом.
Его стихотворения- самобытны и свежи, они наполнены многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Особенность поэтического мышления Есенина заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии.
Цель работы: осмысление творчества С. Есенина через изучение цветовых эпитетов, часто используемых поэтом в своих произведениях.
Задачи:
Объект исследования: поэтическое творчество С. Есенина.
Предмет исследования: цветовые эпитеты С. Есенина.
Метод исследования: анализ стихотворений поэта, сравнение.
Гипотеза: цветовые эпитеты С. Есенина- особенность поэтического стиля писателя.
2
2.1.Эпитет как вид тропа. Особенность употребления эпитетов С. Есениным.
Эпитет- наиболее распространённый вид тропа, используемый авторами. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение эпитета: «Эпитет – художественно- образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления».
В своем творчестве Сергей Есенин очень часто употребляет эпитеты, но характерной особенностью его творческого стиля является употребление им цветовых эпитетов. Л. И. Тимофеев в книге « Основы теории литературы» пояснял, что « Эпитет индивидуализирует, характеризует явление, выделяют в нем те признаки и свойства, которые кажутся писателю важными…» (4,с.223). Таким образом, С. Есенин , употребляя в своих поэтических произведениях эпитеты, помогает постичь не только созданный им образ , но и внутреннее состояние лирического героя. А так как большая часть стихотворений носит автобиографический характер, то можно утверждать, что лирический герой и есть сам автор.
Тематика творчества С. Есенина разнообразна, но большую часть стихотворений он посвятил родине, её красоте, поэтому цветовые эпитеты придают текстам особую « узорчатость», витиеватость. Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Для него все имеет смысл. Часто Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: весна- это рождение; лето – это расцвет, осень- увядание, зима-смерть. Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:
Голубой ( весна)
Красно-розовый (лето)
Желтый ( осень)
Черно-белый ( зима)
2.2.Соотнесение душевного состояния поэта с выбором цветовой гаммы.
Исследователи творчества С. Есенина- Л. Кателина, А. Марченко, Т.Батурина утверждают, что в его поэзии наиболее часто употребляются следующие цветовые эпитеты: синий и его оттенки, золотой.
Цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения. В психологии доказано, что определенный цвет влияет на эмоции человека и его настроение и дается следующее толкование цветов:
3
Синий. Стремление к покою, потребность в приятном общении и удовлетворении, стремление к гармонии, чувствительность. Готовность к покою без напряжения. «Чаще всего предпочтение этому варианту отдают целеустремленные, самоотверженные, имеющие личные взгляды и точку зрения люди».(6, Интернет- источник).
Зеленый. Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль. Самоопределение, самообладание.
Красный. Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность. Застой, досада, раздражимость.
Желтый. Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. Готовность к контактам. «Предпочтение желтому отдают позитивные и талантливые личности. Те, у кого огромное количество идей и талантов». (6, Интернет- источник).
Черный. Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение. Протест и уход от партнера или ситуации. Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчивость.
В контексте исследования следует отметить, что С. Есенин редко употреблял эпитеты, связанные с зеленым, красным и черным цветом. Поэтому можно сделать вывод о том, что, используя голубой , желтый цвета и их оттенки Есенин говорит , что его лирический герой стремится к покою, гармонии, но в то же время он одинок, бежит от проблем, мечтателен и разочарован. Сам же поэт целеустремлён, имеет свое мнение, идеи переполняют его сознание.
2.3.Цветовая палитра в стихах разного периода жизни поэта.
Очень интересно проследить, как менялось отношение С. Есенина к употреблению цветовых эпитетов в разные периоды творчества.
В первый период творчества (1914 – 1915) Есенин употребляет цвета «чистые», незамутненные, сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый.
Ведущий цвет – синий, цвет неба.
Серый цвет – не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши.
Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает гармоничного пейзажа «родимой стороны».
Поэт в этот период наслаждается жизнью, все его мысли, чувства чистые, светлые.
В лирике этого периода, употребляются, такие красочные и яркие эпитеты, как «скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах
зари», «оловом светится лужная голь».
4
Во втором периоде (1920-1921) главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони.
Синий цвет более приземлен: «синие чащи», используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь».
Белого цвета нет, зато использовано слово «выбель».
Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны. Изменяется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе. Обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода.
Отношение к природе поэта относительно цветовой гаммы меняется в лирике второго периода, часто используются такие эпитеты как «золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути», «ржавая мреть».
В лирику третьего периода (1924—1925) возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный цвет практически исчезает, серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый цвет определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово».
В стихах этого периода остаются эпитеты, в которых преобладают голубые цвета, но еще добавляются другие: «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая вода», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая лунность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада».
Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина
Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет.
5
Количество употреблений до революции 1917 года | Количество употреблений после революции 1917 года | Общее количество | |
Жёлтый, золотой | 19+13 | 54+18 | 104 |
Синий, голубой | 20+17 | 34+23 | 94 |
Белый | 21 | 24 | 45 |
Красный | 17 | 22 | 39 |
Чёрный | 13 | 16 | 29 |
Зелёный | 18 | 9 | 27 |
Из таблицы можно увидеть, что до революции поэт чаще употреблял эпитеты, обозначающие оттенки синего, что указывает нам на влюбленность поэта в мир, на гармоничное сосуществование лирического героя с миром. В послереволюционное время Есенин больше употребляет оттенки желтого, что подчеркивает разочарованность поэта в происходящем.
Заключение.
Проведя исследование цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.
6
Литература
7
Серебряное копытце
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Мастер-класс "Корзиночка"
Круговорот воды в пакете
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного