Кубань, её люди, история, природа издавна привлекали внимание многих русских и советских писателей. Здесь бывали Пушкин и. Лермонтов, Короленко и Чехов, Горький и Маяковский, Фадеев, Шолохов и Островский…
Одни были в нашем крае проездом, другие жили и работали здесь. В творчестве многих из них Кубань занимает значительное место.
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_1.odt | 44.19 КБ |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 имени Евдокии Бершанской муниципального образования город-курорт Геленджик
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ НА КУБАНИ
Информационный проект по кубановедению
Выполнила:
Иванова Анастасия Романовна,
ученица 9 «Б» класса,
Руководитель проекта:
Матова Анна Петровна,
учитель кубановедения.
г. Геленджик, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................... | 3 |
Александр Сергеевич Пушкин.................................................................... | 5 |
Михаил Юрьевич Лермонтов...................................................................... | 6 |
Митрофан Алексеевич Дикарев ….............................................................. | 7 |
Александр Ефимович Пивень....................................................................... | 7 |
Мария Александровна Вилинская-Маркович.............................................. | 8 |
Глеб Иванович Успенский............................................................................. | 8 |
Антон Павлович Чехов …............................................................................. | 9 |
Владимир Галактионович Короленко.......................................................... | 10 |
Семен Иванович Васюков............................................................................. | 11 |
Федор Васильевич Гладков........................................................................... | 12 |
Михаил Федорович Доронович.................................................................... | 12 |
Антон Хансена Таммсааре.............................................................................. | 13 |
Каламбий.......................................................................................................... | 13 |
Максим Горький............................................................................................ | 14 |
Сергей Есенин................................................................................................ | 15 |
Владимир Маяковский................................................................................... | 15 |
Самуил Яковлевич Маршак........................................................................... | 16 |
Александр Иванович Одоевский................................................................... | 16 |
Александр Иванович Куприн......................................................................... | 16 |
Заключение………………………………………………………………… | 18 |
Список литературы......................................................................................... | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к старому,
возрождение старого, сохранение его —
это не отказ от нового,
это новое понимание старого, своих корней,
это ощущение себя в истории.
Академик Д.С. Лихачев.
Кубань, её люди, история, природа издавна привлекали внимание многих русских и советских писателей. Здесь бывали Пушкин и. Лермонтов, Короленко и Чехов, Горький и Маяковский, Фадеев, Шолохов и Островский…
Одни были в нашем крае проездом, другие жили и работали здесь. В творчестве многих из них Кубань занимает значительное место.
Культурные и духовные традиции народа во все времена скрепляют связь времен и поколений, формируют художественный вкус, нравственные ценности. Это способствует воспитанию национального самосознания, чувства патриотизма и любви к Отечеству, к своей малой родине. Возникает чувство гордости за свою Родину, причастность к её художественному наследию. Вызывает чувство ответственности и долга перед ней и будущим поколением.
Проблема: низкий уровень знаний одноклассников о русских писателях и поэтах ХIХ века, посетивших Кубань.
Цель проекта: обозначить список русских писателей XIX века, посетивших Кубань, Кавказ и Причерноморье (территории современного Краснодарского края).
Задачи проекта:
Объект исследования: представители русской классической литературы ХIХ века на Кубани.
Предмет исследования: изменение образа Кубани в разных временных рамках глазами писателей и поэтов.
Практическая значимость проекта: популяризация историко — литературных данных, уважительного отношения к Кубани, воспитание любви к Отечеству. Полученными результатами могут воспользоваться ученики при изучении кубановедения и литературы.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Первым из великих в казачьем крае побывал А.С. Пушкин. Через земли Черноморского войска он проезжал в 1820 году. В письме к брату писал: «Видел я брега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности». Говоря о пребывании Пушкина на Кубани, его впечатлениях о нашем крае, многие литераторы и краеведы сетуют на то, что Пушкин в своих произведениях почти не касался тех мест, по которым проезжал в августе 1820 года, когда вместе с семьей генерала Раевского путешествовал из Кавказских Минеральных вод в Крым через Черноморье, как тогда назывался наш край. Однако, внимательно исследуя произведения А. С. Пушкина, а особенно те из них, которые посвящены Кавказу, мы неоднократно встречаемся с темой либо самой Кубани, либо народов, ее населяющих.
Природа и история края вдохновили Александра Сергеевича на создание поэмы «Кавказский пленник». Героя окружают «однообразные равнины», четыре горы, «отрасль последняя Кавказа».
В поэме "Руслан и Людмила" вступление, написанное Пушкиным гораздо позже, совершенно очевидно указывает на то, что, когда автор его писал, перед глазами поэта вставали пейзажи не сказочных земель, а наших, кубанских, и даже более точно географически - пейзажи возле Тамани (у Лукоморья).
Обратите внимание на места "лукоморье" и "Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой...". Практически во всех словарях "лукоморье" трактуется как старое название морского залива. Но найдите на географической карте морской залив на территории России, где берег пустой и песчаный. Такое можно наблюдать только в окрестностях Таманского полуострова! И не только во времена А. С.Пушкина, но и ныне.
В эпилоге поэмы "Кавказский пленник" поэт вновь обращается к описанию Черномории-Кубани и опять вспоминает Тамань, вернее Тмутараканского князя.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
В 1837-м году, на Кубань прибыл корнет М. Ю. Лермонтов, ему было всего 23 года. В действующую армию он был отправлен за стихотворение «Смерть Поэта». Несколько месяцев назад убит на дуэли Пушкин, именно этому трагическому для Лермонтова событию оно было посвящено. После недолгих разбирательств Лермонтова обвиняют в вольнодумстве и ссылают на Кавказ. Свое будущее молодой поэт представляет в темных красках, он убежден, что тоже умрет молодым. Скорую смерть от пули ему предсказала и гадалка, к которой в свое время приходил и Пушкин.
Он побывал в Екатеринодаре, Копыле (Славянск-на-Кубани), Темрюке... В Тамани пережил необыкновенное приключение, описанное в одноименной повести. Местные контрабандисты на самом деле похитили у него деньги и документы. «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить…». Легким пером он прославил кубанскую станицу на весь читающий мир.
В целом же «литературные первопроходцы» рисовали Кубань как край дикий и опасный. Но в то же время - упоительно прекрасный.
Михаил Лермонтов в Тамани дожидается попутного судна в Геленджик — к месту сбора военной экспедиции. В Тамани он пробыл лишь трое суток, поселившись в простой хате местного казака Федора Мысника. Здесь и произошли с поэтом неприятные истории, которые он позже опишет в повести «Тамань».
На месте, где в свое время стояла хата, в 1976-м открыли музей. Так местные жители решили увековечить визит Лермонтова в станицу. Экспозиция музея, по сути, посвящена только одной повести. Музей здесь камерный, небольшой, но со своей изюминкой, отличающей его от многих других музеев, посвященных Лермонтову в России. Рядом с музеем, в тенистом скверике, в 1984 году был открыт этот памятник. Михаил Лермонтов стоит, упершись рукой о камень на высоком обрывистом берегу и смотрит в сторону моря. Дважды бывавший на Кубани — поэт оставил потомкам свидетельства о тех путешествиях: рисунки, стихи и повесть «Тамань».
МИТРОФАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДИКАРЕВ
М.А. Дикарев (1854— 1899 гг.), уроженец Воронежской губернии, с 1893 г. связавший свою судьбу с Кубанью. Работая архивариусом Кубанского областного правления, он имел доступ к уникальным документальным материалам, помогавшим ему в его творческой деятельности. Дикарев публиковался в "Кубанских областных ведомостях", "Кубанском сборнике", "Киевской старине", но чаще всего в "Этнографическом обозрении" и в украинском "Этнографическом сборнике". Свой личный архив, денежные средства, а также десять томов неопубликованных произведений и собранные им материалы для украинского словаря он завещал львовскому Науковому товариществу им. Т.Г. Шевченко. Небольшая часть этих материалов была опубликована И. Франко, заметившим в них не одно "золотое зерно" правды.
АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ ПИВЕНЬ
Определенное влияние оказал М.А. Дикарев на творческую судьбу уроженца станицы Павловской Кубанской области А.Е. Пивеня (1872-1962 гг.). Вначале по поручению Дикарева он записывал для него фольклорные материалы, а после его смерти занялся самостоятельным сбором фольклора. Свои научные изыскания Пивень публиковал в изданиях Москвы, Киева, Харькова и в станице Уманской. Сборники кубанского фольклора писались им на черноморском диалекте украинского языка, что особенно привлекало внимание жителей старых черноморских станиц, населенных в большей своей части выходцами с Украины. Творчество Пивеня было очень популярно среди казаков: его знаменитая сатирическая "Горилка" была даже записана на граммофон. Во время гражданской войны его публичные выступления перед казаками, имевшие целью мобилизовать войсковое сословие против большевиков, собирали многотысячные аудитории.
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ВИЛИНСКАЯ - МАРКОВИЧ
С весны 1880 г. на Кубань переехала жить известная украинская и русская писательница революционно-демократического направления Марко Вовчок (настоящая фамилию и имя «Мария Александровна Вилинская-Маркович»; 1833-1907 гг.). Этот переезд состоялся в виду назначения ее мужа управляющим имениями в Абрау-Дюрсо и Дагомысе. Трехлетний период пребывания Вовчок на Кубани обогатил ее свежими впечатлениями, впоследствии воплотившимися в художественные образы и портреты ее новых литературных произведений.
ГЛЕБ ИВАНОВИЧ УСПЕНСКИЙ
С Кубанью было связано творчество известного русского писателя, автора книг "Нравы Растеряевой улицы", "Власть земли" и многих других, Г.И. Успенского (1842-1902 гг.), впервые побывавшего здесь проездом в 1882 г., направляясь в Баку и Тифлис. Затем в 1885 г. - тоже проездом во Владикавказ. В 1886 г. он совершил специальную поездку в Кубанскую область и Черноморский округ, двигаясь из Ростова-на-Дону в Тихорецкую, Екатеринодар, Новороссийск, Темрюк. Причем из Екатеринодара писатель проехал к морю три раза: во-первых - кубанским степным почтовым трактом, во-вторых - другою дорогой, идущею в предгориях, третий - на пароходе по Кубани до Темрюка, а по черноморскому берегу доезжая до Лазаревского поста, ниже Туапсе, где, по выражению писателя, "прошлялся в скверных пароходишках между Темрюком и Керчью". В своих очерках "Люди всякого звания" Г.Успенский писал, что, несмотря на то, что поездка его "была поспешна и непродолжительна, разнообразие впечатлений, мест и всякого звания людей было настолько обильно", что он "не мог и пожелать ничего большего". "Нигде, думается мне, - подчеркивал писатель, - не скопилось так много, как на Кавказе, явлений русской жизни данной минуты, рисующих наши русские порядки, отношения и настроения, и нигде нет такого разнообразия местных географических условий, способствующих, чтобы разные порядки, вовсе одни на другие непохожие, уживались почти рядом друг с другом. То, что в России надобно изучать по отдельным областям Великороссии, Малороссии, Волыни или казанской татарщины, - все это можно видеть здесь как бы в образчиках, сгруппированных на незначительных пространствах места, точно в музее".
В Екатеринодаре он обратил внимание на "настоящий женский рынок" для найма рабочих на табачные плантации. "По воскресным дням на местном базаре, - писал Успенский, - с раннего утра стоит уже тысячная толпа этих рабынь, предлагающих на продажу свои руки и вынужденных даром отдавать все, чего пожелают многочисленные администраторы табачного производства". Результатом его поездки на Кубань явились острые публицистические очерки "Кой про что", "Письма с дороги", "Мирошник", "Разговоры в дороге", в которых перед читателем проходят и хлеборобы, склонившиеся над плугом, и бородатые рыбаки, тянущие свои незатейливые снасти под Темрюком, и табачные плантаторы, эксплуатирующие труд станичной бедноты, и иногородние, поставленные в неравноправное положение с казаками.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
В июле 1888-го на Кубань приехал писатель А.П. Чехов (1860-1904 гг.). Собирался в Ялту, но поддался уговорам старшего брата. Александр Павлович Чехов (1855— 1913 гг.), служил секретарем Новороссийской таможни. Здесь он приобрел участок земли и построил свой дом. В редкие перерывы между служебными и хозяйственными делами он продолжает творить. К январю 1886 г. у него уже было заготовлено восемнадцать рассказов и по совету младшего брата новороссийский таможенник приступил к созданию книги. "Пишу теперь ревностно и сознательно большую вещь, - сообщает он Антону Павловичу, - обдумываю каждую строку, и дело подвигается поэтому медленно. Пишу я "Город будущего" и копирую Новороссийск, излагая свои наблюдения и впечатления, почерпнутые на Кавказе..." Однако завершить задуманное не удалось, так как неожиданная слепота поразила писателя и он покидает Новороссийск. "Город будущего" остался незавершенным. Взамен этого он тем не менее опубликовал рассказы о Новороссийске ("На маяке". - "Новое время". - 1887. - 1 августа). Остался незавершенным также его исторический роман "На высотах Кавказа", задуманный им после поездки на юг в 1903 г.
Первую же свою поездку в наш край Антон Павлович Чехов совершает в июле 1888 г., путешествуя вдоль Черного моря, начиная от Новороссийска.
Писатель был в восторге от своего путешествия. Ему очень понравилась южная природа: степь, горы, море. Он оглядел Кубань с моря, совершил морской круиз вдоль берегов Кубани. Впечатления описал так: «Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Все ново, сказочно, глупо и поэтично. Эвкалипты, чайные кусты, кипарисы, кедры, пальмы, ослы, лебеди, буйволы, сизые журавли, а главное - горы, горы и горы, без конца и краю». Визуальные и эмоциональные впечатления нашли отражение в повести «Дуэль». А также в рассказе «Барыня»: «А как хороша Кубань! Если верить письмам дяди Петра, то какое чудное приволье на кубанских степях! И жизнь там шире, и лето длинней, и народ удалее».
В последующем А.П. Чехов неоднократно бывал на Кубани (1896, 1899, 1900, 1901 гг.), встречаясь с "городом будущего" - Новороссийском. Спустя десять лет он построит дом возле моря, но не в нашем крае, а в Крыму. Недалеко от Ялты ему удалось совсем недорого купить очень хороший участок земли. Теперь там находится музей писателя.
ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО
Очень тесно были связаны жизнь и творчество с Черноморским побережьем Кубани русского писателя и публициста В.Г. Короленко (1853-1921 гг.). В Джанхоте, недалеко от земельного участка и дома Ф.А .Щербины, он построил дачу для своего больного брата Иллариона и начиная с 1900 г. почти ежегодно сам со своей семьей посещал это красивое место. Здесь он написал очерк о жизни уральских казаков ("У казаков", 1901 г.), рассказы "Постройка дома" и "Ушел!", переписал повесть "Без языка". В знак протеста против исключения Николаем II А.М. Горького из списка почетных академиков Российской Академии наук он отсюда отправил А.П.Чехову письмо, извещавшее об отказе от звания почетного академика. А в 1904 г. отсюда же посылает в "Биржевые ведомости" новый протест: на этот раз против развязанной русской и японской буржуазией войны на Дальнем Востоке. Получив в Джанхоте известие о смерти А.П. Чехова, пишет свои воспоминания о нем, опубликованные под названием "Антон Павлович Чехов" в журнале "Русское богатство" за 1904 г. Здесь же он завершил написание своих воспоминаний о Н.Г.Чернышевском и статьи "Гражданская казнь Чернышевского". В 1908 г. Короленко, на этот раз в новороссийской гостинице "Европа", трудится над завершением рукописи "История моего современника". Приезжал он на дачу в Джанхот и в последующие годы, последний раз в ноябре 1915 г., когда умер его брат Илларион, после похорон которого он сюда больше не возвращался. В 1964 г. по инициативе Геленджикского историко-краеведческого музея в Джанхоте был открыт мемориально-литературный музей писателя.
СЕМЕН ИВАНОВИЧ ВАСЮКОВ
С В. Г. Короленко был дружен с писателем-публицистом С.И. Васюковым (1854-1908 гг.), который в 1903 г. приобрел на Черноморском побережье Кавказа (в Архипо-Осиповке) свое имение, в нескольких десятках километров от Джанхота. Прибыв в Черноморскую губернию уже сложившимся литератором, выпустившим несколько сборников рассказов и очерков ("Среди жизни. Этюды и очерки", "Очерки и рассказы", "Карьеристы и идеалисты"), Васюков в Архипо-Осиповке написал воспоминания "Былые дни и годы", очерки "Переселенцы", "В глуши" и др. Здесь он подготовил свои книги "Край гордой красоты", "Типы и характеры. Кавказское Черноморское побережье", на первую из которых дал отзыв В.Г.Короленко, отметивший, что "Край гордой красоты" издан прекрасно и привлечет в Черноморскую губернию туристов. Жизнь писателя трагически оборвалась в 1908 г., он был убит бандитами, напавшими на него в Архипо – Осиповке, и похоронен на местном кладбище.
Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ ГЛАДКОВ
В разное время около двадцати лет прожил на Кубани и в Черноморье писатель Ф.В. Гладков (1883-1958 гг.). Свою творческую жизнь он начал сравнительно рано: ещё учась в Екатеринодарском шестиклассном училище, писал свои рассказы и затем печатал их в "Кубанских областных ведомостях" {1900-1902 гг.). Самым известным его произведением является роман "Цемент", написанный уже в годы гражданской войны.
Следует отметить, что деятельное участие в судьбе Ф.В. Гладкова принял известный на рубеже двух веков на Кубани публицист и общественный деятель, автор ряда литературоведческих и исторических сочинений Л.М. Мельников (1865-1922 гг.). Уроженец Подольской губернии, он уже в гимназические годы был арестован и посажен в тюрьму за участие в подпольном кружке "Немировская лига". С конца 80-х годов Мельников на Кубани, где работает редактором ряда газет. Его перу принадлежат такие работы, как "Интеллигентный черноморец 40-х годов (Золотаренко)", "Иногородние в Кубанской области". Отдельной темой проходят публикации, посвященные Т.Г. Шевченко. Он первым поставил вопрос об оценке творческих связей Шевченко и черноморского литератора Я.Г. Кухаренко.
Мельников вел также активную общественную деятельность, участвуя в работе ОЛИКО, Екатеринодарского и Ейского общества любителей изящных искусств и др.
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ДОРОНОВИЧ
После отбытия ссылки в Сибири за активное участие в первой российской революции в 1910 г. появляется на Кубани писатель и журналист, в прошлом редактор владикавказской газеты "Терек" М.Ф. Доронович (1879 - не ранее середины 50-х годов). Поселившись в Армавире, он стал издавать газету "Отклики Кавказа", печатавшуюся в его собственной типографии "Союз". Для сотрудничества в газете привлекал как местных корреспондентов, так и журналистов, живших в столицах и за границей, - К. Злинченко, А. Луначарского, А. Богданова. Свое участие в важнейших событиях политической и культурной жизни Армавира писатель отразил в своих воспоминаниях "Выдающиеся люди Родины в Армавире", "А.И. Куприн: страницы воспоминаний" (хранятся в фондах Армавирского краеведческого музея) и изданной в 1917 г. в Армавире книге "Виктор Игнатьевич Лунин. Общественный и политический деятель".
АНТОН ХАНСЕНА ТАММСААРЕ
В течение трех весенних месяцев 1912 г. жил в Сочи классик эстонской литературы А.Х. Таммсааре (1878-1940 гг.), прибывший в приморский город для лечения. После этого он переехал в село Эстосадок, где поселился в одном доме с известным исполнителем хоровых песен М. Хармой. Впечатления от посещения и жизни в чудных причерноморских местах нашли отражение в повести "Оттенки", в рассказах "Играющий на каннеле", "Мальчик и бабочка" и очерках "С побережья Черного моря", "Эстонское поселение в Красной Поляне", "Некоторые штрихи военных дорог Кавказа". Только осенью 1912 г. Таммсааре покинул полюбившиеся ему места, об одном из которых - Эстосадке - с восторгом писал в своем очерке: "Счастливый уголок! Я бы позавидовал местным жителям, если бы не испытал все сам..."
КАЛАМБИЙ
Одним из первых адыгских писателей-просветителей был Адиль-Гирей Кешев (1840-1872 гг.), публиковавший свои произведения под псевдонимом Каламбий. Литературные способности Кешева проявились уже во время учебы в Ставропольской гимназии, которую он окончил с золотой медалью. Полностью же на литературное поприще он вступил в начале 60-х годов, когда вынужденно прервал свое обучение на восточном факультете Петербургского университета и возвратился на Северный Кавказ: работает преподавателем в Ставропольской гимназии, а затем редактором газеты "Терские областные ведомости" (Владикавказ). По мнению специалистов, его произведения о жизни и нравах черкесского народа предреформенной поры являли собой образец "этнографической беллетристики". Их отличает реалистичность в изображении повседневной жизни и быта адыгов. Свои творческие задачи он формулировал так: "Я желал бы представить черкеса не на коне и не в драматических положениях (как его представляли прежде), а у домашнего очага, со всей его человеческой стороною". В 1860 г. в журнале "Библиотека для чтения" были опубликованы его рассказы "Два месяца в ауле", "Ученик джиннов" и "Чучело" под общим названием "Записки черкеса", а в "Русском вестнике" рассказ "Абреки". Самым значительным его произведением был рассказ "На холме", в котором выразился демократизм писателя, симпатии к бедным слоям адыгского общества. Демократические взгляды Кешева нашли свое отражение в направлении редактируемых им "Терских ведомостей" (1868-1872 гг.)
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Великий русский писатель Алексей Максимович Пешков ( Максим Горький ) (1868-1936 гг.), побывавший на Кубани не один раз (в 1891, 1892, 1900,1903 гг.). В рассказах "Мой спутник", "Два босяка", "Чужие люди", "Дед Архип и Ленька", "Женщина" и др. отражены непосредственные наблюдения автора над жизнью в кубанских станицах, в одной из которых (станица Ханская) он сам нанялся на работу к богатому казаку молотить хлеб и где стал свидетелем гибели товарища по работе, ставшего жертвой машинной уборки зерна. Он рано узнал нужду, т.к. родители умерли рано. Воспитывался с бабкой и дедом. Рано , в 16 лет, уехал из дома учиться, но этому случится было не суждено. В поисках заработка встречался с людьми различных общественных слоев. Работал грузчиком, пекарем, садовником, а также на рыболовецких промыслах. И в это же самое время знакомится с революционно настроенной молодёжью.
В 1891-м странник Алексей Пешков пешком прошел от Нижнего Новгорода через Поволжье, Дон, Украину, Кубань, Кавказ, зарабатывая скудные средства тяжким трудом. Был задержан за бродяжничество.
«Сидел я в только что отстроенной тюрьме, из окна видел за рекою, в поле, множество гусей - очень красивая картина!» - писал он.
На хлеб Горький зарабатывал, где придется. В станице Ханской встретил знакомого по фамилии Маслов. Тот работал на молотилке у зажиточного казака Нихотина, составил протекцию. Будущего классика взяли в подручные. Маслов погиб, попав под молотилку, и писатель тому был свидетелем. Пережитый шок описал в рассказе «Два босяка».
Год спустя оказался в Крыму и вернулся на Кубань берегом. И снова батрачил, нанимался в грузчики, был сторожем, посудомойщиком... На Тамани ходил в море с рыбаками. Летом 1892-го бил щебень на строившемся Новороссийско-Сухумском шоссе под Геленджиком. Наблюдения за жизнью в кубанских станицах воплотились в рассказах: «Мой спутник», «Чужие люди», «Дед Архип и Ленька»… Современники упрекали: сгущает краски, использует черную палитру. Но автор фиксировал именно то, что видел собственными глазами.
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
Великий русский поэт С. Есенин в Екатеринодар не заезжал, был проездом в Тихорецке. Он назвал Кубань страной берёзового ситца, а ещё это тополиный край: «Есть берёзовые рощи, вишнёвые сады и тенистые аллеи по всей России, но вот тополиным краем с гордостью можем назвать только Кубань».
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
В. В. Маяковский прославился как драматург, поэт, кинорежиссер и киносценарист, журналист и художник. Маяковский стал одним из наиболее известных советским деятелей искусства и символом эпохи. Мать, Александра Алексеевна Павленко, была родом из казацкого кубанского рода. Владимир Маяковский выступал в Краснодаре в 1926 году в кинотеатре «Мон плезир» и в клубе пединститута. Выступал, кстати, с большим аншлагом. Приехал поэт из столицы на юг в феврале и был чрезвычайно поражен жаром кубанского солнца. Много гулял по городу, интересовался архитектурой. «Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… «Когда построено это здание? Что здесь помещается?» Получив ответ, удовлетворенно кивает головой, - вспоминал сопровождавший поэта в прогулках по Краснодару корреспондент кубанской газеты «Красное знамя» Леонид Ленч. - Если я ответить не могу - недовольно хмурит брови: «Живете в этом городе и не знаете. Нехорошо!» На одном из тех концертов поэт признался публике, что пишет стих о Краснодаре. Правда, он его не прочитал. Месяцами позже кубанская публика прочла в журнале «Красная Нива»: «Это не собачья глушь, а собачкина столица».
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК
В 1904 году Маршаку посчастливилось познакомиться с Максимом Горьким, который сразу разглядел в молодом юноше талант стихотворства. Самуил даже жил у него на даче в Ялте с 1904 по 1906 год. В 1918 году работает в отделе народного образования Петрозаводска, затем уезжает в Екатеринодар. В 1920 году в Екатеринодаре Маршак начинает организовывать детские культурные учреждения, открывает собственными силами первый в России детский театр, для которого сам пишет пьесы. (Сейчас это Краснодарский кукольный театр). Так определяется основное направление в его творчестве — детская литература. Уже в 1923 году он создаёт свои знаменитые детские стихи «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке». Одновременно с этим он успевает основать кафедру английского языка в Кубанском политехническом институте.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
Здесь же, на Кавказе, тянул солдатскую лямку и рисковал жизнью в стычках и сражениях с горцами другой поэт-декабрист А.И. Одоевский, написавший отклик на «Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя». Умер от болезни в 1839 году, похоронен в поселке Лазаревском.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
Александр Иванович Куприн неоднократно бывал на юге России. Свои впечатления писатель сохранил в «Путевых картинках». Эти дорожные литературные зарисовки впервые были опубликованы в 1900 году в газете «Киевлянин». О нашем крае рассказывает писатель в главе «От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели». Вот небольшой отрывок из этой главы:
«Какой привольный, богатый и, по-видимому, сытый край эта Кубанская область! Смотришь в окно и не налюбуешься. На жатных нивах сложены из снопов целые дворцы; на полях гуляет рослый, кормленый и холеный скот; земля, приготовленная под посевы,— черная, жирная, пряник, а не земля! Лесу, правда, совсем нет, так что заборы приходится здесь возводить из дикого камня, накладывая его плиткой на плитку.." "...За тоннелем горы идут по обеим сторонам полотна, которое, как змея, вьется между живописными скалами вдоль глубоких лощин. Нижние части гор обнажены от земли и прослоены пластами правильных серовато-белых плиток замечательного в своем роде камня, который носит местное название "трескун".
"Через несколько верст мы ныряем в другой тоннель, и, когда выскакиваем из него, перед нами развертывается спокойное, глубоко-синее море и вдали круглая прекрасная бухта Новороссийска, как кольцом окаймленная со всех сторон горами. Далеко вправо еле-еле мерещится в тумане Анапа".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань сделались своеобразной Меккой. Да и как могло быть иначе. Оказавшись в этих местах, увидев быт и нравы местных жителей, услышав песни терских казаков -никто из них не мог молча пройти мимо. И для всех, кто с этим соприкоснулся, увиденное вошло в жизнь и творчество как личная тема. И, как справедливо было замечено, русская литература усыновила Кавказ, «открытый» ещё А.С.Пушкиным, и этим выразила свое определенное внимание к народу, населявшему эти места. «С легкой руки Пушкина, - писал В.Г.Белинский, - Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний!..» .
Новый этап социально-экономического развития страны, характеризовавшийся вступлением на путь буржуазного развития и окончанием Кавказской войны, активизировал дальнейшее развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Вторая половина XIX - начало XX в. примечательны тем, что, с одной стороны, учитывая состав населения, где значительное место занимали выходцы с Украины, продолжается украинская литературная традиция; с другой, пореформенная колонизации региона привела к массовому притоку чисто русского элемента, что также не смогло сказаться на языке литературных произведений, и, наконец, с третьей, в результате окончательного вхождения горцев Закубанья в состав России, обнаружилась их тяга к русской культуре, к русскому языку и литературе. В результате и среди коренных жителей края, не знакомых ранее даже с элементарной грамотностью, стали появляться кадры национальной интеллигенции, в первую очередь, литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Заяц-хваста
Пока бьют часы
Солдатская шинель
Как нарисовать ветку ели?
Горка