Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
man_chislitelnye.docx | 20.51 КБ |
Уважаемые члены комиссии и присутствующие!
Меня зовут Галина Даяна. Я ученица 5 класса Новояушевской школы.
Вашему вниманию представляю результаты исследования по теме «История возникновения числительных».
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что числительные очень важны в нашем мире. Если бы их не было, то не придумали бы математику, и физики, и химии, и географии бы не было. Трудно представить, как обходились бы мы без числительных.
Цель моего исследования - познакомиться с историей происхождения имен числительных в русском языке.
Меня всегда интересовал вопрос: «Как же произошли числительные и почему у них такой порядок?». По этой причине я решила узнать об этом подробнее.
Поставила перед собой такие задачи:
-изучить литературу по данной теме.
-изучить историю возникновения числительных
-выяснить, как древние славяне вели счет
-определить, что обозначали счетные слова
-узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть
речи - имя числительное.
Материал данной исследовательской работы можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по русскому языку.
_________________________________________________________
Что такое – имя числительное и зачем оно нужно? Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т.д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
История русских числительных очень интересна. Дело в том, что такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании отсутствовали представления о количестве. Конечно, считали и счётные слова в языке имелись. Правда, их было мало.
В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,
обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,
семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. С XIII в. появляется слово
сорок. Все остальные счетные слова образовывались из комбинации
приведенных выше слов.
Один возникло из славянского един (единица, единый, единственный).Един состоит из двух слов: ед («лишь только», «чуть», например, в слове «едва»), ин (т.е. «один», например, «единорог» – животное с одним рогом, «инок» – монах). Значит, буквально слово один означает «лишь только один ».
Греческое слово «монос» (один) лежит в основе слов: монарх (глава государства), монах (уединенный), монолог (речь одного) и др.
Два у разных народов звучит почти одинаково:
«два» – по-болгарски,
«ду» – по-литовски,
«дуо» – по-латински,
«дува» – на древнеиндийском языке.
У числительного «три» было особое имя. Наши предки считали «один», «два», «много». Новое числительное «три» стали применять вместо слова «много».
И сейчас мать, рассердившись на непослушного ребенка, говорит ему: «Что я, три раза должна повторять одно и то же!» Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут».
Любопытно откуда пришло число «пять»? В древности имело место выражение «подать пясть», то есть подать руку, на которой было пять пальцев – пясть. В древности считали только по пальцам и по пять. Например, при продаже какого-либо имущества они говорили, что оно стоит шесть, семь или восемь раз по пять.
Наши предки считали: один на десяте, два на десяте и т. д. Постепенное слияние слов и фонетические процессы дали числа одиннадцать, двенадцать и другие. Так же фонетические процессы, позволили преобразоваться числа два десяти и три десяте в двадцать и тридцать. Более сложные счётные слова (50-80) образовывались описательно: пять за десятью, шесть за десятью.
Загадочным является числительное «сорок». Оно образовалось не по правилам все предыдущих числительных. Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре десятъ.
Позже «сорок» стало использоваться, как самостоятельная счетная единица.
Девяносто представляет собой загадочное образование. Ясно только, что оно, как сорок, не исконно и появилось вместо более старого девять десятъ. Однако способ образования слова девяносто до конца не ясен. По этому поводу высказывались разные догадки, из которых наиболее достоверной кажется следующая: девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни). Но эта догадка остается лишь догадкой.
Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
С XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
Интересные факты
Самое длинное числительное может состоять из 47 слов.
Восемьсот двадцать дециллиона девятьсот семьдесят три нониллиона сто пятьдесят четыре октиллиона триста семьдесят пять септиллионов пятьсот девяносто восемь секстиллионов семьсот сорок восемь квинтиллионов двести шестьдесят один квадриллион девятьсот тридцать один триллион семьсот семьдесят семь миллиардов пятьсот пятьдесят пять миллионов двести девяносто четыре тысячи сто восемьдесят четыре.
На основании проведенного исследования, можно сделать выводы:
Мир числительных очень загадочен и интересен. Огромную роль играют числа первого десятка. Именно из них возникло числительное. Название «числительное» возникло от слова «число».
Выполняя данную работу, я узнала очень много интересного из истории возникновения числительных. Надеюсь продолжить свою работу и на будущий год, так как более подробное изучение имен числительных предстоит в 6 классе.
Спасибо за внимание!
В Китае испытали "автобус будущего"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сверчок
Ералаш
Как нарисовать лимон акварелью