Работа Зубрева Тимофея посвящена изучению школьного мела, его свойства, пользы и вреда.
Данная работа является актуальной, так как позволяет исследовать свойства школьного мела, развивая интерес к непростой, но очень важной науке – химии.
Тимофей рассмотрел историческую и теоретическую сторону данного вопроса. После этого провел серию опытов, направленных на сравнение результатов использования школьного мела. Проведена большая аналитическая и экспериментальная работа. Результаты проанализированы, обобщены, сделан вывод. Тема интересна обучающейся и раскрывает её заинтересованность при изучении данного вопроса.
Работа имеет практическое и методическое значение, может быть использована на уроках и во внеурочной деятельности.
Данная работа соответствует требованиям, в ней присутствует введение, сформулированы цели и задачи. Материал изложен четко, лаконично, доступно.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zubrev.docx | 32.61 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя
Советского Союза Спирина В.Р.»
Номинация: «В мире знаний и науки»
Тема проекта: «Школьный мел: польза и вред»
Выполнил:
обучающийся 4 «Б» класса
Зубрев Тимофей Константинович
Руководитель:
Учитель начальных классов Бубнова Е.В.
тел. 89603570264
г.Ершов
2021г.
2
Рецензия
на проектно - исследовательскую работу
обучающегося 4 «Б» класса
Зубрева Тимофея Константиновича
по теме: «Школьный мел: польза и вред»
Работа Зубрева Тимофея посвящена изучению школьного мела, его свойства, пользы и вреда.
Данная работа является актуальной, так как позволяет исследовать свойства школьного мела, развивая интерес к непростой, но очень важной науке – химии.
Тимофей рассмотрел историческую и теоретическую сторону данного вопроса. После этого провел серию опытов, направленных на сравнение результатов использования школьного мела. Проведена большая аналитическая и экспериментальная работа. Результаты проанализированы, обобщены, сделан вывод. Тема интересна обучающейся и раскрывает её заинтересованность при изучении данного вопроса.
Работа имеет практическое и методическое значение, может быть использована на уроках и во внеурочной деятельности.
Данная работа соответствует требованиям, в ней присутствует введение, сформулированы цели и задачи. Материал изложен четко, лаконично, доступно.
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 4
1. Теория вопроса «Что такое мел?»
1.1 История возникновения мела………………………………………..........5
1.2 Состав природного и школьного мела………………………………… 5-6
1.3 Использование мела человеком………………………………………. 6
2. Практическая часть «Раскрытие тайн мела»
2.1 Изучение состава и свойства мела……………………………………………………………………….. 7
2.2 Изучение влияния школьного мела на здоровье человека……………7-8
2.3 Исследование возможности применения мела в повседневной жизни человека…………………………………………………………………………… 7
Заключение…………………………………………………………………………8-9
Список использованных источников…………………………………………….. 10
4
Введение
Что за загадочное вещество – школьный мел? Сейчас в школах появились интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако мел остаётся до сих пор незаменимым помощником.
С мелом мы знакомы с самого рождения: рисовали палочки и кружочки на асфальте. Каждый из нас, учеников, придя в класс, берёт мел и пишет в школе на доске, рисует на улице. Мел необходим для производства стекла, бумаги, резины, красок и других нужных вещей. Мел выручает нас в быту.
То есть мел – полезное ископаемое. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.
Если мы попробуем его на вкус, мы не знаем, что входит в состав данного продукта. А может это совсем и небезопасно.
Поэтому я выбрала тему своей исследовательской работы «Школьный мел: польза и вред»
Цель: изучить свойства школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту.
Задачи:
познакомиться с историей возникновения мела и его составом;
изучить все свойства мела;
узнать, как использование мела влияет на здоровье школьников и учителей школы;
представить одноклассникам результаты своих исследований.
Объект исследования: школьный мел.
Предмет исследования: изучить все свойства мела, которые можно использовать.
Гипотеза:
мел полезен и очень нужен в повседневной жизни человека;
мел может быть и опасен для людей.
Практическая значимость исследования: собранные материалы работы можно использовать при проведении школьных занятий.
Методы исследования:
анкетирование;
изучение литературы;
проведение опытов;
наблюдение;
анализ полученных результатов.
5
Теоретическое исследование проблемы.
1.1 История возникновения мела
Во всем мире не найдется человек, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? Каждый из нас хорошо представляет себе обычный школьный мелок.
Оказывается, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел.
Но не многие знают, что вначале мел был животным. В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести.
Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом.
Различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Такое случилось в районе пролива Ла-Манш. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы. Наиболее известные находятся у Дувра на английской стороне и у Дьеппа — на французской.
В различных районах мира мел залегает вдали от моря, там, где когда-то было море. Пример этому — штаты Канзас, Арканзас и Техас в США. Но самый лучший природный мел получают в Англии. Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95% состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета.
После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!
1.2. Состав природного и школьного мела.
Мел – это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет собой остатки древних организмов, часто в его составе встречаются камешки и песчинки.
В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа.
Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в
6
основном из карбоната кальция.
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик.
Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.
1.3. Использование мела человеком.
Мел - чаще всего можно встретить в школе или в руке ребенка во дворе. Но оказывается, мел может спасти вас в самых непредвиденных ситуациях. Как с пользой использовать мел дома? Мел имеет много применений. Мел обладает множеством свойств, которые делают его очень полезным дома. Использование мела зависит от типа мела. В настоящее время на рынке можно найти несколько видов мела, которые удивляют своими свойствами.
· Мел озерный - его используют при производстве красок и удобрений;
· Синтетический мел - очень часто используется в косметической, фармакологической и пищевой промышленности. Также входит в состав пластилина, эмульсионных красок, очищающих лосьонов и другой бытовой химии;
· Мел для удобрений - используется для удобрения почвы;
· Кормовой мел - добавляют в корм животным;
· Школьный мел - это прессованный карбонат кальция или гипс, и его можно использовать не только в школе, но и дома.
7
Практическая часть
2.1 Изучение состава и свойств мела
Благодаря моей наблюдательности я заметил, что если провести кусочком мела по любой поверхности, остаётся след. Это говорит о том, что мел пачкается. Если его просто потрогать, то он твёрдый. Но когда мы пишем на доске, мел крошится, значит хрупкий. А если мел опустить в воду, вода становится мутной, значит мел не растворяется. Чтобы лучше узнать свойства мела, необходимо провести опыты.
Опыт 1. Сначала я решил проверить мел на прочность.
Для этого взял кусочек мела, молоток. Мел я поместил на ровную поверхность и разбил его молотком
.
Вывод: мел раскрошился, значит он хрупкий.
Опыт 2.Растворим мел в воде. Для этого опыта возьмём стеклянный стакан, ложку и кусочек мела.
В стакан нальём воды, поместим в стакан с водой кусочек мела.
Вода в стакане становится мутной, но мел осел на дно стакана.
Выводы: мел не растворяется в воде.
Опыт 3.Будет ли мел писать, если его нагреть.
Я взял маленький кусочек мела, пинцет и поднес его к огню. Кусочек мела нагрелся, но продолжал писать.
Вывод: значит, высокая температура воздуха не влияет на свойства мела.
Опыт 4. Будет ли мел писать, если мы поместим его в холод?
Для этого я взял мел и положил в морозильную камеру. Через некоторое время, достав его, я убедился, что мел пишет.
Вывод: низкая температура воздуха не влияет на свойства мела.
Опыт 4. Растворим мел в уксусной кислоте.
Я взял ложку, стакан, уксусную кислоту, перчатки, защитную маску, мел. Положив мел в уксусную кислоту, я увидел, что мел растворился, на поверхности образовались мелкие пузырьки. Поднес к стакану горящую спичку, огонь погас.
Вывод: в пузырьках образовался углекислый газ, огонь не горит.
2.2 Изучение влияния школьного мела на здоровье человека
А влияют ли данные свойства мела на здоровье человека. Этот вопрос я задал 5 учителям и 18 учащимся нашей школы. «Да» – ответили все учителя, «нет» – 10 учащихся.
Учащимся нашей школы конечно же нравится школьный мел, потому что мы часто им рисуем на доске или на асфальте во дворе школы.
8
Учителя же нашей школы отметили недостатки школьного мела. Они отметили, что после применения мела сохнет кожа рук – 4 человека;
Бывают приступы кашля – 5 человек. Все также отметили, что мел может вызывать аллергию.
Все 5 учителей пользуются увлажняющим кремом для рук.
Часть опрошенных учителей отметили, что из-за трещинок на коже постоянно пользуются увлажняющим кремом для рук.
После того, когда я изучил разные источники информации я составил следующие рекомендации учителям и учащимся нашей школы:
- учителям и учащимся во время работы с мелом пользоваться влажными салфетками;
- дежурным - чаще проветривать класс;
- промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;
2.3 Исследование возможности применения мела в повседневной жизни человека
Изучив литературу, сети Интернет, я узнал много интересного о свойствах простого кусочка школьного мела: его мягкости, способности впитывать воду и поглощать жир. Благодаря этим свойствам мел можно широко использовать в жизни человека каждый день.
Теперь зная свойства мела, я понял, как можно применить их в повседневной жизни.
Мел удалит загрязнение. Затем можно изделие постирать.
Заключение
В ходе работы над проектом я выполнил все поставленные задачи:
научился работать с литературой и материалами из интернета, искать в них нужную информацию;
познакомился с историей возникновения мела, составом мела;
провел опыты и изучил свойства мела;
узнал, как использование мела влияет на здоровье человека;
составил свои рекомендации по безопасному использованию мела, по применению мела в быту.
Я сделал следующие выводы:
Мел применяется в повседневной жизни, в сельском хозяйстве, промышленности,
мел пока что незаменим на уроках в школе.
9
Но мел может причинять вред здоровью человека, поэтому при использовании его нужно быть аккуратным.
В ходе выполнения работы я узнал много нового и интересного. Я хочу, чтобы мои одноклассники попробовали поэкспериментировать с мелом.
Моя гипотеза, что мел очень полезен и необходим в повседневной жизни,
мел может быть опасен для человека, подтвердилась.
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Интернет – источники:
Ель
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Если хочется пить...
Юрий Алексеевич Гагарин
Как напиться обезьяне?