18 октября 2013 года в Хоринске в рамках мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею района, состоялось открытие памятника «Хори-хатан» - величественной скульптурной группы, посвященной знаменитым женщинам хоринских родов.
На высоком постаменте установлена бронзовая фигура женщины в национальной одежде. Над правым плечом хоринской княгиги, исполняющей обряд «сэржэм», расправила крылья мать-лебедь – легендарная прародительница хори-бурят.
Что же это за памятник? Почему именно бурятской женщине?
Вложение | Размер |
---|---|
knyagini_hori-buryat.docx | 27.09 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Центральный образовательный округ №1
МО «Хоринский район»
МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»
Научно-практическая конференция
для учащихся 3-7 классов
« Я – личность!»
Номинация: краеведение
Тема: «Княгини хори-бурят»
Автор: Цыбиков Соел, ученик 5 «а» класса
МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им
Д.Ж. Жанаева»
Руководитель: Батуева Любовь Цыреновна
2021 год
Оглавление:
Шойжод хатан.
роли на этапах развития общества XX века
Введение
18 октября 2013 года в Хоринске в рамках мероприятий, посвященных 90-летнему юбилею района, состоялось открытие памятника «Хори-хатан» - величественной скульптурной группы, посвященной знаменитым женщинам хоринских родов.
На высоком постаменте установлена бронзовая фигура женщины в национальной одежде. Над правым плечом хоринской княгиги, исполняющей обряд «сэржэм», расправила крылья мать-лебедь – легендарная прародительница хори-бурят.
Что же это за памятник? Почему именно бурятской женщине?
Представительницы 11 родов хори-бурят всегда отличались природной мудростью, прозорливостью, смелым и решительным характером, безграничной материнской любовью и добротой. Все это органично сочеталось с соблюдением традиций народа- уважительным и почтительным отношением к отцу семейства, к мужчине.
Еще во времена поездки цесаревича Николая Второго по Забайкалью сопровождавшие его лица восхищались достоинством бурятских женщин, их красотой.
Проходили века, но женское обаяние и сметливость генетически передавались из поколения в поколение, из рода в род.
Объектом исследования является женщины хоринских родов
Предметом исследования является жизнь и деятельность женщин, сыгравших ключевые роли на этапах развития общества XX века
Цель моей работы – раскрыть символический образ Хатан-хатан (Княгиня Хори).
Достижению цели послужат задачи:
Исследовательская работа способствует воспитанию уважения к женщине, возрождению народных традиций почитания женщины-матери, женщины труженицы.
Глава 1. Исторические образы Бальжан хатан, Абжаа удаган, Шойжод хатан.
История Бурятии хранит память о многих выдающихся дочерях бурятского народа. Образы мужественной Бальжан хатан, сумевшей вернуть сородичей на исконно родовые земли, юной Абжаа удаган, совершившей наравне с мужчинами трудный путь к Петру I, мудрой Шойжид хатан, отличавшейся прозорливостью и дальновидностью, стали отправной точкой для создания историко-культурного комплекса.
Так в легендах увековечено имя Бальжан хатан, юной бурятской девушке, проживавшей в конце ХVI века, отданной замуж за тайшу Дай-Хуна, сына Буубэй хана.
Не выдержав унижений в семье мужа, она решила вернуться из Южной Маньчжурии на свою родину. Вместе с нею в родные места ушла большая группа бурят, задолго до этих событий кочевавшая по Южной Манчжурии. Воины разгневанного Буубэй Бээлэй хана настигли беглецов и жестоко казнили непокорную Бальжан хатан. Важная роль этой женщины в истории заключается в том, что она вернула на прародину часть своего народа, долгое время кочевавшую на чужбине.
Еще одна знаменитая женщина – шаманка Абжаа удаган. Она участвовала в знаменитом конном походе делегации хори-бурят к Петру I в 1702-1703 годах. Итогом встречи бурятской делегации и Петра I стал указ (1703г), или так называемая Высочайшая Пожалованная грамота. В грамоте сказано, что они «ехали к Москве такое великое расстояние и в пути всякую нужду себе принимали», и «чтоб тех братских иноземцев … не оскорбит и от ясак в степь не отогнать», и «чтобы в Итанцинский острог посылать из Нерчинска приказчиков добрых, которые бы их (братских иноземцев) от всяких обид оберегали и меж других людей и в ссорах всякую расправу чинили вправду…»
Хори- буряты стали равноправными со всеми народами российского государства. Бурятам было предоставлено право свободно кочевать по долинам рек Селенги, Уды, Хилка, Ингоды, а также по их протокам вплоть до границ Монголии. И эти земли без разрешения хозяев было строго запрещено занимать кому-либо. Указом были строго запрещены насильственные действия и притеснения со стороны русских служивых людей: атаманов, воевод и их приближенных.
Заметный след в истории бурят оставила и Шойжид хатан, жена главного тайши хори –бурят Дамба –Дугара Ринцеева. Она отличалась крепким умом, бойким характером, хорошо владела русским языком и оказывала действенную помощь в государственных делах. Она приложила немало усилий для строительства Анинского дацана.
Указом Александра I Дамба-Дугару Ринцееву был пожалован чин надворного советника и даровано звание русского дворянина. Этих же почестей была удостоена и Шойжид хатан. В Восточной Сибири того времени только супруги Ринцеевы обладали таким высоким званием и чином.
XX век в истории страны – это период крутых переломных моментов, которые проверяли на стойкость и мужество, верность отчему краю. Он был судьбоносным и для женщин.
Не случайно с первых лет установления советской власти во всех сферах жизни ярко заявили о себе женщины.
Глава 2. Жизнь и деятельность женщин, сыгравших ключевые роли на этапах развития общества XX века
Политика
Бадмажап Сахияева – высочайший пример необычной целеустремленной, настойчивой, неудержимой тяги к знаниям. Она, дочь простого учителя Онинского приходского училища, решила продолжить обучение …в Париже! Её мечта сбылась. Она окнчила известный во всем мире университет Сорбоны.
Её биография – пример женщины-соратницы, надежного и преданного друга, сопровождавшего первого бурятского доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук СССР Цыбена Жамсарано. Она часто сопровождала мужа в научных экспедициях, вела большую просветительскую работу в Монгольской народной республике.
Всем в Бурятии известно имя неординарного политического деятеля, яркого представителя бурятской интеллигенции, депутата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутата Верховного Совета Бурятской ССР, заместителя председателя по социальным вопросам Лидии Чимитовой Нимаевой.
Воспитанница лучших учителей Хоринской средней школы №1, она через свою короткую, но яркую жизнь пронесла любовь и верность к отчему краю. Она внесла большой личный вклад в становление молодежной и семейной политики, создание новых технологий социального обслуживания семьи, развитие и реализацию её функций. Работая начальником Управления по делам малочисленных народов Севера в Министерстве по делам Федерации и миграционной политики РФ, Л.Ч. Нимаева отличалась своей активной жизненной позицией, житейской мудростью, высокой интеллигентностью, качествами стойкого борца за социальную справедливость.
Сельское хозяйство
Невозможно представить становление и развитие сельского хозяйства без друдолюбивых женских рук. Многие за свой ударный труд были отмечены правительственными наградами. Так, Долгор Осоровна Осорова родилась в обыкновенной бурятской семье, росла среди 9 братьев и сестер, но в 10 лет была уже настоящей работницей и, несмотря на юный возраст, трудилась на совесть. В январе 1936 года в числе первых была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Вспоминая события минувших лет, она с подкупающей искренностью рассказывала о том, что когда ей сообщили о предстоящей в составе республиканской делегации поездке в Москву, она даже представить себе не могла, куда она едет, ведь самый дальний для неё путь был до села Хоринск. Всю ночь на пролет подруги шили ей праздничный халат, потому как особых нарядов ни у кого не было. В Москве М.И. Калинин вручил ей орден, золотые часы, патефон и большой медный самовар- удивительное по тем временам подарки.
Не каждый кандидат ветеринарных наук, оставив блага цивилизации, уйдет поднимать отсталый колхоз. А Лидия Даражаевна Цыбикжаповна совершила такой нравственный и трудовой подвиг. Она – Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, Заслуженный ветврач РБ, член совета Аграрного Союза России, делегат XXVIIIсъезда КПСС, член ЦК КПСС, победитель российского конкурса «Женщина-руководитель».
Культура
Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова (1915-1989) после окончания школы семилетки поступила в театрально-музыкальное училище. В 1940 году она приняла участие в Первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве. Это событие стало для артистки началом восхождения на театральный олимп.
Первая в Бурятии исполнительница партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», Заслуженная артистка Бурят-Монгольской АССР, она в 1946 году была избрана депутатом Совета национальностей Верховного Совета СССР, Орден «Знака почета», медали «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне» - бесспорное доказательство уникальности её таланта, признания её актерских и человеческих заслуг.
Образование
Говорят, человек, получивший первоначальное образование у хорошего педагога, способен преодолевать любые жизненные невзгоды. Таким мудрым наставником, талантливым педагогом была Жана Цыденовна Дугарова. Она была родом из Бады Хилокского района.
Жана Цыденовна принимала деятельное участие в общественной жизни аймака и республики, неоднократно избиралась в выборные советские партийные органы. В свободное от работы время занималась рукоделием – вышиванием, прославилась как искусная мастерица-вышивальщица. Её художественное полотно-вышивка «Орден «Победа» - получило высокую оценку на престижной выставке.
За выдающиеся в педагогической и общественной деятельности Ж.Ц.Дугарова была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», ей были присвоены почетные звания «Заслуженный учитель Бурят-Монгольской АССР» и «Заслуженный учитель РСФСР».
Заключение
На всех этапах развития общества женщины играли ключевую роль. Благодаря природной смекалке, материнской любви, женскому обаянию, дочерней преданности, женщины во все времена и для всех народов были непререкаемым символом добра, справедливости, домашнего очага.
Бурятские женщины отличаются врождённой скромностью, природной интеллигентностью. И хотя на дворе третье тысячелетие, время расцвета феминизма, женщины племени хори никогда не будут оспаривать мужского авторитета.
Народная поэтесса Бурятии Цырен-Дулма Дондогой писала:
Мать всей жизнью воюет со злом
Ради счастья и мирного неба.
Если грянет ненастье, крылом,
Точно птица, прикроет планету.
Мать-великое имя земли!
Нет поэтов таких в целом мире,
Чтобы славу воздать ей могли
На добре или звонком хучире.
Я хочу лишь, чтобы древний наказ
Чтил, как клятву священную каждый.
Все вернешь, все найдешь ты не раз,
Не найти только матери дважды.
Поэтому, обращаясь к своим сверстникам, я призываю: берегите женщин!
Список использованной литературы:
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рукавичка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Сказка об одной Тайне
Три коробки с орехами