Исследовательская работа, участник конкурса "Отечество"
Вложение | Размер |
---|---|
prostaya_zhenshchina_s_neprostoy_sudboy.docx | 50.33 КБ |
Отечество – 2021
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа №3
Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских
краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Родословие»
ПРОСТАЯ ЖЕНЩИНА С НЕПРОСТОЙ СУДЬБОЙ
Подготовила: Радченко Виктория Юрьевна
обучащаяся 11 «А» класса
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Орловской средней
общеобразовательной школы №3
Руководитель: Марьянина Людмила Михайловна
учитель истории МБОУ ОСОШ №3
п. Орловский
2020
Оглавление
I. Введение …………………………………………………………………………3
II Простая женщина с непростой судьбой. ………………… …………………..4
III. Заключение……………………………………………………………………...12
IV. Выводы………………………………………………………………………… 13
Приложение……………………………………………………………………….. 14
Чем старше я становлюсь, тем важнее для меня становится знание семейной истории. Самой старшей представительницей моего рода по материнской линии является моя прабабушка Краличек Мария Ивановна (Приложение 1). Биографии Марии Ивановны уже девяносто три года, по ней можно изучать не только историю моей семьи, но и историю моей страны.
Приступая к исследованию, я выделила для себя несколько важных аспектов и направлений:
- определить факторы, повлиявшие на формирование ее личности;
- проследить жизненные этапы моей героини, связав их с событиями истории страны;
- оценить вклад Марии Ивановны в развитие народного хозяйства;
Целью моего исследования стало создание «портрета» Марии Ивановны Краличек, моей прабабушки. Для достижения поставленной цели мне понадобилось выполнить ряд задач:
- интервьюирование героини;
- изучение семейных архивных материалов;
- изучение периодических изданий, электронных, видео-источников;
- знакомство с материалами краеведческого музея с.Шапкино
- анализ, обработка, обобщение материала;
- оформление исследования;
Предметом моего исследования стала история моей семьи, объектом исследования – биография Краличек Марии Ивановны, старейшей представительницы рода, моей прабабушки.
«Мам, отведи меня в детство,
Там, где мы за руки вновь…
Где за стеной, по соседству,
Вера жила и любовь…»
Моя прабабушка Мария Ивановна родилась 25 мая 1927 года в селе Шапкино Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (теперь это Мучкапский район Тамбовской области) в крестьянской семье Масликовых: Ивана Федоровича (1892 – 1959 г.г.) и Александры Васильевны (Юшковой) (1896 – 1950г.г.)
Шапкино – древнее крупное село, впервые оно упоминается в документах Российского государственного архива древних актов в 1707 году и основано как населенный пункт станичной службы государства Российского[1].
Время службы Ивана Федоровича выпало на революционный 1917 год, семь лет отслужил на флоте, по окончании службы вернулся домой и встретил свою будущую жену: озорную, работящую рукодельницу Сашеньку. Мария Ивановна рассказывает: «Отец построил дом из красного кирпича, на три комнаты: чистый, уютный, хлебосольный. Двор огорожен был плетнем из хвороста, обмазанного глиной. Ворота были деревянные, под два метра высотой. Хозяйственные постройки строили из самана. Держали хозяйство: курочек, коровку, пять овец, поросенка, коз. Из козьего пуха вязали платки, кофты, чулки, носки. Родители, хоть и имели три класса образования, для своего времени были очень образованными людьми. Мама, Александра Васильевна, была организатором колхоза «Свободный труд», первой привела в колхоз лошадь, овечку и теленка. Работала на пекарне, помимо основной работы ей приходилось быть и ревизором. Она была знатной портнихой – обшивала пять колхозов! Папа, Иван Федорович, работал объездчиком, проверял работу на колхозных полях. Он был, как его дед и отец, отличным каменщиком - строил дома, в тридцатые годы участвовал в возведении здания театра в городе Фрунзе в Киргизии!»
Родители с ранних лет своих детей приучали к труду, были для них примером. Мария Ивановна рассказывает: «В нашей семье царили понимание и спокойствие, все друг с другом ладили, жили очень дружно, я никогда не слышала, чтобы отец с матерью ругались»
В тридцатые годы были установлены очень высокие налоги с каждого крестьянского двора: «Начиная с денежного налога, который составлял 2 тысячи рублей с семьи, кроме того, с каждого двора требовалось сдать натурой 600 кг. картофеля, 44 кг. мяса, 500 л. молока или 12 кг. топленого масла, 360 шт. яиц, заканчивая тем, что подростки, которым исполнялось шестнадцать лет, должны были платить налог за бездетность!»[2]
Чтобы помочь родителям, двенадцатилетняя Маруся подрабатывала няней в чужих семьях. Страна только проходила свое становление, и от всех требовалась максимальная отдача сил. Даже дети школьного возраста помогали колхозу: молотили рожь цепами, пропалывали кукурузу, просо и подсолнечник. (Приложение 2)
Чем напряженнее работали, тем больше ценили праздники, время отдыха.
Бабушка рассказывает: «У нас в Шапкино было десять колхозов (примерно по сто дворов в одном хозяйстве), кроме церковных праздников отмечали и государственные – 1 мая, 7 ноября. Каждый колхоз колонной с транспарантами, с песнями двигался к центральной площади. С трибуны перед собравшимися выступали руководители колхозов – отчитывались о работе, поздравляли с праздником. После все усаживались за накрытые столы, угощались, пели и плясали под гармонь»
Мария Ивановна с теплотой вспоминает и минуты отдыха, когда семья вечерами собиралась вместе: «Мама готовила щи, гороховую кашу, картофель в мундире, квас, в русской печи пекла хлеб, пироги с капустой».
Она много рассказывала мне о своей далекой родине: «Село Шапкино расположено в очень живописном месте, по берегам рек Ворона (от «вор» – возвышенность) и Бобров (от речных животных, которые там водятся). Земля плодородная – чернозем, что ни посадишь – все растет. Природа там очень красивая – все утопает в зелени, есть лес, мы с подругами любили проводить на реке время, пели военные песни, сочиняли сами, пели и часто плакали. Любимым нашим развлечением было купание коней. Мамин брат, Юшков Алексей Васильевич, был старшим конюхом, он разрешал брать нам лошадей, ехали на реку верхом, купались вместе с лошадьми, потом пускали их пастись на лугу, а сами грелись на песке. А потом наперегонки галопом скакали на конюшню. Дядя был доволен, и мы рады»
Как уводили нас от Бога —
За годом год, десятки лет,
Уча со школьного порога,
Что Бога не было и нет!
Как уводили нас от веры,
Икон, молитвы и Креста,
Считая дни от новой эры,
А не от Рождества Христа!..
Особое место в жизни Масликовых занимала вера, она и помогла преодолеть Марии Ивановне множество трудностей, а порой даже выжить. Ее родители были глубоко верующими людьми, учили детей жить и поступать по заповедям, быть всегда готовым прийти на помощь ближнему. Мария Ивановна хранит фото храма Михаила Архангела, построенного в селе Шапкино на пожертвования прихожан в 1912 году (Приложение 3)
Вместе с односельчанами храм возводили Масликовы: прадед, дед и отец Марии Ивановны. На строительство собирали не только денежные средства, но и куриные яйца для раствора, чтобы прочнее был. В этом храме Марусю крестили, здесь дьяконом (помощником священника при богослужении) служил ее отец. Мария Ивановна вспоминает: «Наша семья отмечала все церковные праздники, в эти дни мама пекла пирог с капустой. Папин брат Павел играл на гармони, в доме собирались гости. Отец после службы всегда приводил в дом нищего – накормят и с собой дадут». Бабушка рассказывала мне, как осенью всем селом отмечали престольный праздник Архангела Михаила, а весной светлую Пасху. Как в голодные тридцатые мололи пшеницу с отрубями, берегли ее, а перед Пасхой пекли куличи, освящали и раздавали бедным людям.
В 30-годы, когда советская власть начала наступление на церковь, и большинство священников было репрессировано, с храма сняли кресты, устроили там склад. В 1937 году храм разрушили, а из кирпича построили клуб. Шапкинцам пришлось ходить на церковную службу в соседнюю деревню Березовку, даже крестить детей теперь приходилось бабушкам-повитухам. Но вера в Бога лишь укрепилась у людей. Никакие гонения и запреты не могли помешать людям изменить вере предков. Символично, что даже на гербе Шапкино размещено изображение небесного покровителя Михаила Архангела. В девяностые годы XX века в селе был открыт молитвенный дом, сегодня Михаило-Архангельский храм действует, жаль только, что от прежнего величественного каменного храма осталась только память (Приложение 4)
Бабушка и сегодня хранит Евангелие, которое досталось ей от отца, молится по нему. (Приложение 5)
Маруся была старшим ребенком в семье, поэтому на ее хрупкие детские плечи легла забота о младших. Из одиннадцати детей в семье выжило всего двое – Мария и Александра. Маруся училась в школе на отлично, однако окончить ей удалось только пять классов. Началась война, мужчины ушли на фронт, пришлось детям наравне со взрослыми работать в колхозе. «Летом неделями не бывали дома, ночевали в поле. Землю пахали на быках, так как лошадей забрали на фронт. Сеяли вручную, корзину с двадцатью килограммами зерна вешали на шею и шли, разбрасывая равномерно семена. Когда урожай подсолнечника не успевали убрать вовремя, приходилось его выкапывать из-под снега». Было очень трудно, но лозунг тех лет: «Все для фронта, все для победы!» был не пустым звуком для советских людей. У каждого был свой фронт. У Марии Ивановны – трудовой, сначала напряженная работа в поле, потом в батальоне трудового фронта - рытье окопов, противотанковых рвов в соседней Воронежской области (Приложение 6)
Мария Ивановна рассказывает: «Фашисты рвались к Борисоглебску, там был аэродром и военное лётное училище, фашисты непременно хотели захватить их, шли ожесточенные оборонительные бои, было много раненых, мы помогали грузить их в санитарный поезд, перевязывали раны платками. В каждой семье вязали носки, перчатки для фронта».
Много бед принесла война, но нужно было налаживать мирную жизнь, восстанавливать разоренное хозяйство. В то трудное время поодиночке было сложно выжить. Люди старались поддерживали друг друга, помогать. Большую роль в жизни Маруси сыграл ее дядя по отцовской линии Масликов Федор Иванович, живший в Борисоглебске. У него была сапожная мастерская, в ней работали два подмастерья. Дядя был знатным сапожником, сам делал хром из овечьих шкур. В 30-е годы, когда началось раскулачивание, мастерскую закрыли, все имущество изъяли. В голодные годы дядя брал Марусю помощницей при перегоне отар овец. Путь был не близкий, более сорока километров. Опасность была еще и в том, что в лесах, на пути перегона отар, пряталось много дезертиров, так от рук бандитов, потерявших человеческий облик, погибла родная тетя Маруси, которую убили из-за трех рублей.
За оказанную помощь дядя наделял племянницу продуктами, которые девочка-подросток несла на себе целые сутки домой, а груз весил порой более двадцати килограммов. А еще Федор Иванович обучил Марию сапожному ремеслу, которое выручало ее в жизни не раз.
После войны везде требовались молодые и крепкие руки, прабабушка оказалась на ткацкой фабрике «Ленинская» в городе Павловский Посад, работа досталась тяжелая, она возила торф для котельной. Спустя некоторое время ее перевели прессовщицей. Все заработанное за два года Маруся без сожаления отдала за оплату услуг доктора, лечившего ее младшую сестру, которой поставили страшный диагноз - туберкулез костей. Болезнь отступила, а сестра Шура жива и ныне здравствует.
В 1950 году Мария Ивановна вышла замуж. Ее личную жизнь также устроил дядя Федор Иванович. Он сам выбрал племяннице мужа из соседней деревни. Прадедушка, Краличек Петр Осипович (1912 г.р.), по профессии был сапожником, семья получилась крепкая, дружная. В 1952 году семья перебралась в г.Астрахань. Родились трое детей: Светлана, Наталья, Николай. Общими были и работа, и увлечение песней. Любая работа спорилась под веселые напевы, а какое семейное застолье без любимых песен? Любимыми исполнителями были Клавдия Шульженко, особенно ее «Синий платочек» и Рашид Бейбутов, его песню «Я встретил девушку» посвящал своей любимой Марусе Петр Осипович. Но семейное счастье оказалось коротким. Ранения, полученные на фронте, напряженный труд не прошли даром, в 1965 году в пятьдесят три года Петр Федорович умер от инфаркта. Мария Ивановна в тридцать шесть лет отсталась вдовой с тремя детьми. Старшей Светлане в тот год исполнилось 12 лет, Наталье - 10, а самому младшему Коленьке - 4 годика (Приложение 7)
Чтобы прокормить детей, сама стала шить обувь на заказ, но этого было недостаточно. И когда подвернулся случай получить постоянную работу в Калмыкии, Мария Ивановна с радостью согласилась. Помогла найти новую работу судья, которая заказывала у семьи Краличек обувь. Так, в 1966 году она оказалась в Калмыкии, в поселке Ута, где возглавила убыточную столовую и пекарню (Приложение 8)
Поселилась семья в двухкомнатной квартире, в доме на три хозяина, с мебелью и печным отоплением. Был небольшой дворик, где семья держала подсобное хозяйство: корову, поросят, уток, кур. Бабушка вспоминает: «Работали здесь представители разных национальностей, жили очень дружно. В колхозах местных в основном разводили овец, и мы закупали у них мясо для столовой»
С присущей ей ответственностью Мария Ивановна взялась за дело, и вскоре столовую было не узнать. Из казенного безликого учреждения столовая стала почти домашним уютным местом. В отчетности ею был наведен порядок. При столовой было открыто небольшое производство: пекли хлеб и делали газированные напитки. Посетителей стало намного больше. Молва об этой столовой разлетелась далеко по округе и гостями стали не только местные жители, но и приезжие из разных мест. В их числе оказался председатель колхоза «Орден Ленина» Доценко Петр Ильич. Он сразу приметил ценного работника в лице бабушки и стал уговаривать ее переехать в х. Каменную Балку Орловского района, чтобы помочь ему в решении подобной проблемы.
Недолго думая, Мария Ивановна согласилась и в 1970 году вместе с детьми переехала на новое место. За два года она привела столовую в порядок. Тут же для нее нашелся новый фронт работы. Колхозная молочно-товарная ферма была на грани развала. Районное начальство (главный зоотехник Кононов Д.Н. и главный ветврач Фисенко Н.И.) порекомендовали председателю Доценко П.И. назначить нового заведующего фермой. Кандидатура не обсуждалась, это была Мария Ивановна. Фронт работы был огромный. На ферме процветало воровство, кумовство и панибратство. Дисциплина, требовательность, учет, строгое, но справедливое отношение к подчиненным сделали свое дело. За полтора года ферма стала прибыльной. Подготовила Мария Ивановна и себе смену, передала руководство предприятием молодому трактористу, добросовестному и честному человеку Федору Павловичу Моспанову. Мария Ивановна смогла убедить его принять назначение, вселить уверенность в собственных силах. Учетчицей стала молодая телятница Люда Майстрюкова.
Трудилась Мария Ивановна на разных участках хозяйства: заведовала МТФ, колхозной столовой, гоняла отары овец на черные земли, даже пришлось стать заведующей колхозной бойней. Какой характер нужно иметь, чтобы пятнадцать лет руководить мужским коллективом, тем более, что должность была номинальная, пришлось и самой стать заправским бойщиком скота.
Общий трудовой стаж прабабушки составил сорок пять лет, после выхода на пенсию, она еще какое-то время работала на бойне, но годы брали свое, и она перешла на более легкий труд в колхозную кладовую. При этом Мария Ивановна держала большое домашнее хозяйство, в котором царил идеальный порядок.
Мария Ивановна вырастила достойных детей, внуки стали их прекрасным продолжением (Приложение 9)
Окруженная их любовью, заботой, вниманием, Мария Ивановна считает себя счастливым человеком. С 1995 года она живет в поселке Орловском, не смотря на очень преклонный возраст полна сил, сама ведет свой быт, любит приготовить и угостить своих близких традиционными блюдами, которые готовила еще ее мама, например, пирогами с тыквой и пшеном.
Мы с моей мамой многому научились у бабушки, например, делать стеганые одеяла из овечьей шерсти. Трудолюбие, ответственность, любовь к родной земле, вера в Бога помогли ей преодолеть все жизненные испытания, пережить множество лишений. Ни об одном принятом решении бабушка не сожалеет, где бы она не жила и не работала, отдавала всю себя. К любому делу она подходила не только ответственно, но и предприимчиво, даже творчески, сейчас таких специалистов называют антикризисными менеджерами, везде она заслужила уважение и почет, с нее до сих пор берут пример. Везде, где приходилось работать, Мария Ивановна очень ценила людей, помогала советом, делом.
За многолетний и добросовестный труд Мария Ивановна награждена почетным знаком «Ветеран труда», имеет правительственные награды за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Неоднократно отмечалась почетными грамотами. К 90-летнему юбилею в газете «Степные зори» напечатана статья о славном жизненном пути Краличек М.И. (Приложение 10)
Мария Ивановна бережно хранит в памяти все, что связано с родными местами. С Тамбовщины она привезла прялку, пряжу всегда пряла сама. У своей матери научилась делать стеганые одеяла из шерсти. Научила своих дочерей рукоделию, они тоже хорошо шьют и вяжут.
Мария Ивановна – человек, женщина, труженица, хозяйка, наставник, мать, бабушка…в какой роли ли бы она не выступала, о ней можно говорить только в превосходной степени.
Вера в Бога, Надежда на лучшее будущее, Любовь к людям – вот главные ценности и жизненные ориентиры Марии Ивановны. Даже ее исконно русское имя говорит само за себя. Судьба одарила ее благодарными детьми и внуками, наделила долголетием, здоровьем и хорошей памятью. Она продолжает согревать нас своим теплом, любовью, делится с нами жизненным опытом, является для нас примером во всем.
Работая над проектом, я много нового узнала об истории нашей семьи. Мне удалось проследить не только жизненный путь близкого человека, но и связать его с важными периодами истории нашей страны: становлением советской власти, коллективизацией, Великой Отечественной войной, послевоенным развитием.
Сейчас происходит переосмысление, переоценка событий истории XX века. Мы стали задумываться о цене достижений советской власти, особенно в первые ее десятилетия. Важным для себя считаю вывод о пренебрежительном, потребительском отношении советской власти к крестьянству, его ограблении, уничтожении чувства хозяина на земле.
Советская власть проводила воинственную атеистическую политику, очень больно было узнать, что храм, построенный всем миром в селе Шапкино, в том числе руками моих прадедов, был разрушен, как и тысячи других по всей стране.
Очень много пришлось пережить моей прабабушке и ее землякам в годы войны. Не озлобились на советскую власть, а сплотились и стали на защиту, страны, потому что власть можно поменять, а Родина – у нас одна.
Мария Ивановна никогда не роптала на судьбу, не жаловалась на жизнь, на власть. Она трудилась на совесть, как миллионы простых людей, потому что так ее воспитали родители, так учат христианские заповеди.
Настоящим открытием для меня стала история древнего села Шапкино, я много узнала о его жителях, их занятиях, традициях.
IV. Выводы
Итогом моего исследования стала работа о моей прабабушке Краличек (Масликовой) Марии Ивановне, женщине с непростой судьбой. Ее жизнь – живая иллюстрация нашей истории, пример для подражания.
На сайте спасибозавсе.рф я поместила благодарность бабушке за ее трудовой подвиг в годы войны (Приложение 11)
Я намерена рассказать историю ее жизни моим родственникам, друзьям, одноклассникам.
Следущий шаг – это подробное знакомство с материалами музея села Шапкино Мучкапского района Тамбовской области. Особенно меня интересует период, связанный со становлением советской власти и история храма Михаила Архангела.
Непременно создам и проведу виртуальную экскурсию по местам, связанным с жизнью и деятельностью моей прабабушки.
Источники:
https://memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/310329.htm
http://shapkino.ru/chitalnya/209/materialy-gazety-za-kommunizm/166- 89/4712-506)
http://shapkino.ru/chitalnya/493/9763-4392-5
http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/shapkino.htm
[2] Постановление СНК от 29.03.1931 г. «О едином сельскохозяйственном налоге на 1931 год» https://memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/310329.htm
Сочинение
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Извержение вулкана
Щелкунчик
Упрямый зяблик