Из чего складывается история? Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы являемся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегодняшний день уже завтра станет достоянием истории. Чем дальше от нас исторические события, тем ярче высвечиваются их смысл и значение. Я знаю, что куда бы не забросила меня судьба, я навсегда буду связан незримыми нитями со своей “малой Родиной”. Частичка ее будет всегда со мной. Давайте отправимся в путешествие по страницам истории моей малой родины.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina.doc | 57 КБ |
приложение | 1.02 МБ |
Министерство образования Республики Мордовия
Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина»
Тема работы
«История моего сельского населённого пункта»
Подготовил:
Белкин Андрей Олегович
Обучающийся 9 класса
431464 Рузаевский район, с.Левжа, ул. Ленина, д.56а
“МБОУ Левженская СОШ”
431464 Рузаевский район, с.Левжа, ул.Тарханка, д.25
Контактный телефон: 89520788468
e – mail: y69dj3khbjeg@mail.ru
Руководитель: Сафрыгин Борис Борисович
Учитель истории 431464 МБОУ «Левженская СОШ»
431464 Рузаевский район, с.Левжа, ул. Ленина, д.56а
Контактный телефон: 89271769320
e – mail: safrygin05@mail.ru
Село Левжа, 2021 год
Из чего складывается история? Каждый прожитый нами день наполнен самыми разными событиями, и мы являемся живыми свидетелями будущей истории, ведь сегодняшний день уже завтра станет достоянием истории. Чем дальше от нас исторические события, тем ярче высвечиваются их смысл и значение. Я знаю, что куда бы не забросила меня судьба, я навсегда буду связан незримыми нитями со своей “малой Родиной”. Частичка ее будет всегда со мной. Давайте отправимся в путешествие по страницам истории моей малой родины. Интерес к родной земле не пропадёт никогда. Всё равно найдётся, что-нибудь новое или старое, что пополнит нашу историю, природу и душу. И это касается не только моей родины, это характерно для каждой земли, будь то пустыня или плодородная равнина. И мы являемся одними из творцов своей земли. У нас нет полезных ископаемых, нефти и газа, поэтому хлеб насущный никогда не давался нам легко, всего приходилось добиваться своим трудом, прикладывать немало сил, смекалки и старания, чтобы получить отдачу от основного нашего богатства – земли. А есть еще у нас замечательная и неповторимая природа, окружающая наше село, щедрые на дары поля и сады. Эти богатства тоже открывают дорогу для новых возможностей жить и трудится достойно, быть спокойными за будущее села. Главное же богатство наше – это, конечно же, люди. Поколения сменяют друг друга, и каждое оставляет в памяти свою частичку бытия, из которых и складывается потом история – то, что делает нас причастными к судьбам родного края.
С чего начинается Родина? Уже с детства ты задумываешься над этим, услышав слово Родина. Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего села.
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.
Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Село Левжа – моя малая Родина. Я здесь родился и живу, здесь живут и трудятся мои родители, и потому все мне в нем знакомо, дорого, близко. С самого детства я дышу её природным воздухом и наслаждаюсь запахами, которые трудно ещё где-нибудь встретить.
Слева по дороге Рузаевка – Саранск, в 7 км от Рузаевки, расположено старинное, утопающее в садах село Левжа. Статус Левженского сельского поселения утверждён в 2006 году. В составе Левженского сельского поселения около 440 подворий, площадь – 2900 га. На территории села находится средняя общеобразовательная школа, в которой учатся более 60 детей. Имеется два магазина, отделение почтовой связи, современный фельдшерско-акушерский пункт, открыт филиал многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению, новый культурно-досуговый центр, в составе которого библиотека с количеством книг 5932 экземпляра, детская школа искусств. В селе есть газ, свет, доступен Интернет, в домах – цифровое телевидение, которое позволяет смотреть свыше двадцати каналов. Функционирует церковь. Левжа связана с райцентром Рузаевка автобусным сообщением. Своими талантливыми самородками и великими земляками Левжа славится с давних пор. Левжа богата знаменитыми людьми. Это Мария Николаевна Антонова (народная артистка России), Павел Иванович Учватов (заслуженный драматический актер), Николай Иванович Учватов (заслуженный писатель Мордовии), Анна Яковлевна Левина (заслуженный деятель искусств РМ), Раиса Александровна Заводова (языковед), Иван Григорьевич Резепов (дирижёр-хормейстер), Фёдор Иванович Антонов (инженер-проектировщик), Михаил Васильевич Учватов (профессор-фольклорист), Юлия Учватова (дипломантка конкурса «Голос России», народная артистка России), Инна Учватова (заслуженная артистка РМ). Это родина заслуженного работника культуры Р.Н. Лоскутовой, заслуженного учителя РМ А.А. Сураевой, певицы Людмилы Макеевой, поющей в ансамбле «Келу»
Левжа (Левож) - мокш., село в Рузаевском районе. Находится на речках Тарханка и Левжа. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Левжа (Богдашкино) - село казенное из 141 двора Саранского уезда. В основе названия мокша-мордовское слово левож "мочало".
Основание мокшанского села Левжа относится примерно к XVII веку. Бывшее месторасположение села находилось около двух километров от современного. Об этом свидетельствует название местности, где было кладбище – «калма-ляй» – «кладбищенская речка» и заметные холмики от могил. В 2021 году рядом с селом археологами был изучен мордовский могильник. Было раскопано около 600 погребений и найдено чуть больше 1000 скелетов. Кладбище это языческое и датировано 1690-1730 годами. У учёных нет сомнений, что здесь покоятся левженцы и это подтверждает, что село было основано в 17 веке. Когда-то Левжа относилась к Зыковской волости Саранского уезда Пензенской губернии. В селе имелась одна община, называлась она Левженской. Село по волости считалось вторым. В 1869 году в селе был 141 двор, 931 житель обоего пола, а к 1913 году число дворов выросло до 249, жителей стало 1586. По национальности - мордва-мокша, разряд крестьян – государственные.
В начале 20 века село имело 5 ветряных мельниц, 5 кирпичных сараев, 1 кузницу, 1 просодранку, 2 пожарные машины. В селе имелись 2 пивные лавки и одна торговая. С появлением железной дороги некоторым удалось устроиться на работу стрелочниками, слесарями в депо станции Рузаевка. Они впоследствии принимали участие в революционных событиях 1905 - 1907 годов.
Есть несколько объяснений названия села. Одно из них связано со словом «левож», что в переводе на русский язык означает «мочало». Издавна здесь занимались производством мочала, так как село располагалось в местности произрастания липы. Научное объяснение происхождения наименования «Левжа» следующее: на месте будущего села было болото, заросшее осотом; по-мордовски «осот-яй», болото – «лебонь». Получается «лебоньшай»; слово было упрощено самими жителями – «левжа». Другое толкование дается в «Топонимическом словаре Мордовии» И.В. Инжеватова, известного мордовского литературоведа.
Первой заботой было – добыть хлеб насущный. Наряду с хлебопашеством было распространено огородничество. На огородах выращивали капусту, огурцы, репу, лук, редьку. Животноводство также являлось одним из главных занятий.
Из-за нехватки земель возникали промыслы. В селе Левжа на протяжении многих лет основным видом промысла являлось изготовление мочала – мочальный промысел. Заготовка мочала производилась после окончания весенне-полевых работ. Крестьяне целыми семьями переселялись в лес драть липу, которой в этих местах было особенно много. Работа продолжалась в течение всего времени сокодвижения. Дерево срубали, делали на коре круговые надрезы с расстоянием между ними 1/4 аршина (принятая длина мочала). Затем в каждой такой части делался продольный разрез, корьевая трубка снималась руками или так называемым сочелом –
заостренной лопаткой. Подвозили кору к местам мочки (ими служили старицы рек Левжа и Тарханка) на волоке, состоявшем из двух тонких, обычно еловых, деревьев с корнями (волоковищами). В волоковища, как в оглобли, впрягали лошадь, а лубки накладывали поперек. Для мочки лубок связывали в плоты. Плот представлял собой две жерди длиной в четыре-пять метров, на которые укладывалось два-три воза луба. Сверху клали еще две жерди и связывали их с нижними. Готовый пло т спускался в воду, и его придавливали березовыми или дубовыми комлями. Под их тяжестью он погружался на дно водоема. В воде луб находился около полутора-двух месяцев. Замачиванием луба занимались обычно до сенокоса. Вынимали его из воды в конце августа – начале сентября. Размоченные трубки луба выпрямлялись и легко разделялись на части. Внутренний слой лубка составляло мочало, свободно отдиравшееся от древесины. Полученное мочало сушили на жердях, которые ставились между треножниками. Высушенное сырье крестьяне развозили по своим хозяйствам. Часть мочала оставляли для собственных нужд, а часть поступала в продажу на местные базары и ярмарки. Самым ценным считалось белое мочало, состоящее из широких длинных лент, что облегчало тканье рогожи. Где оно только не использовалось! Шло даже для изготовления постромок – лошадиной упряжки. Непромокаемость, готовая длина волокна делали мочало незаменимым сырьем для производства рогож и кулей.
1 декабря 1924 года в селе Левжа был создан сельскохозяйственный кооператив «Красный пахарь». Колхоз «1 мая» Левженского сельского совета Рузаевского района Мордовской АССР появился в 1930 году на основании решения общего собрания крестьян села Левжа, который просуществовал до 1960 года и специализировавшийся на производстве фруктов, разведении племенного крупного рогатого скота. С началом Великой Отечественной войны напряженно трудились колхозники колхоза «1 мая», обеспечивали нашу армию продовольствием. Левженские девушки сели на тракторы, встали за штурвалы комбайнов. Колхозники говорили: «Будем работать, не жалея своих сил, чтобы дать родной Красной Армии столько продуктов, сколько потребуется».
Рузаевским военкоматом было призвано на войну более 14 тысяч человек, среди них было много молодых парней и девушек из села Левжа. В селе Левжа ветераны всегда были примером, образцом мужества, стойкости, выдержки. Эти люди являются для нас примером. Мы помним о том, что они воевали для того, чтобы мы могли жить под мирным небом, чтобы наше поколение было счастливым.
С 1990-х гг. жители работают в системе Куйбышевской железной дороги (станция Рузаевка), стекольном заводе и занимаются подсобным хозяйством.
Статус Левженского сельского поселения утвержден в 2006 году. С 1990 по 2000 и с 2006 по 2020 год главой села был Рузманов. А.А. С 2000 по 2006 сельским главой была Учватова Н. Я. Сейчас на этой должности Сонаева Ольга Владимировна.
29 августа 2015 года на территории села проходил 1 Межрегиональный фестиваль национальной культуры «Кургоня», имеющий гастрономический характер.
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Много страданий в XX веке выпало на долю села. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность 90-х гг. Пока живет деревня, значит, живём и мы!
Использованная литература:
1. Рузаевка: История и современность. Люди и судьбы /Авт.-сост.: Ф.К. Андрианов, Т.С. Баргова, М.Н. Бычков, И.С. Моисеев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 416 с.
2. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР: Названия насел. пунктов / Под ред. В.А. Никонова и Д.В. Цыганкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. – 224 с.
3. Все о Мордовии / Сост.: Е.М. Голубчик, В.Д. Еремкин, В.С. Ионова, А.С. Лузгин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. – 720 с.
4. Все о Мордовии: Энцикл. справ. / сост.: Н.С. Крутов, Е.М. Голубчк, С.С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 840 с.
5. Корсаков И.М., Чернышев А.А. Рузаевка: города и сёла Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.-256 с.
6. Этих дней не смолкнет слава…: Очерки, статьи, воспоминания, фотодокументы о Великой Отеч. войне / сост.: В.П. Колосов, Н.М. Кулыгин, А.А. Мамаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 400 с.
7. Мой край мордовский: буклет/ Изд. МБУК «ЦБС» Рузаевского района.
8.В.К. Абрамов народ. – Саранск: Мордовское книжное издательство. – 1996.
9. Н.А.Ануфриева. – Саранск: Мордовское книжное издательство. – 1997.
10. Вчера и сегодня мордовского села (с. Левжа) // Заря коммунизма. – 1970. – №2.
11. Пензенская епархия: Историко-статистическое описание. – Пенза, 1907, с. 259-260.
Голубая лягушка
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Золотая хохлома
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Карандаши в пакете