- понять, как сформировались идеалы здоровья в жизни А.С. Пушкина.
-получение общих сведений о роли здорового образа жизни в формировании идеалов здоровья А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 52.55 КБ |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Пожарского муниципального района Приморского края
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «КУЗНЕЦ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»
(спорт в жизни А.С. Пушкина)
Работу выполнила: Канчуга Инесса
учащаяся 7 класса
Руководитель: Вечерко Светлана Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
Красный Яр
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………3-4
2. Глава I. Формирование идеалов здоровья в жизни
А.С. Пушкина……………………………………………………………4-8
3. Заключение……………………………………………………………..9
4. Список используемой литературы……………………………………...10
ВВЕДЕНИЕ
«Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно»
Л.Н. Толстой
Древнегреческий государственный деятель Апатий Клавдий писал: «Каждый кузнец собственного здоровья». Действительно, если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, мы думаем, такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.
А.С. Пушкин высоко ценил талант английского поэта-романтика Д. Байрона, восхищался его атлетическим телосложением (несмотря на хромату, он был великолепным пловцом). Русский поэт писал о нем: «Физический сей недостаток оскорблял его самолюбие и усиливал в нём желание отличиться во всех упражнениях, требующих силы физической и проворства». Воспоминания друзей, современников Пушкина, свидетельствуют, что он был спортивным, ловким человеком.
Неужели А.С. Пушкин любил спорт? Если любил – то какой вид спорта? И какое значение имела для него физическая культура? А.С. Пушкин и спорт? Великий человек, «солнце русской поэзии», каждая страница, каждая рукопись которого выражают напряжённейшую жизнь духа.
Цели исследовательской работы:
- понять, как сформировались идеалы здоровья в жизни А.С. Пушкина.
Задачи исследовательской работы:
-получение общих сведений о роли здорового образа жизни в формировании идеалов здоровья А.С. Пушкина.
Объектом исследования является биография поэта.
Методы исследования – сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, историко-литературный, интерпретационный.
Практическая ценность работы определяется тем, что её материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе , при подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам по предмету, при разработке классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни.
Структура исследовательской работы представлена «Введением», одной главой, «Заключением», «Списком литературы», включающим 9 наименований, и двумя приложениями. Общий объём работы - 8 страниц.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛОВ ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ А.С. ПУШКИНА
Идеалы здоровья, физического совершенства у поэта сформировались ещё в лицейские годы. «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями», - пишет Анненков, первый биограф поэта. Из воспоминаний о поэте, из его переписки мы узнали, что он увлекался боксом; подражая Байрону, купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом; устроил тир в Михайловском и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до 100 зарядов в утро; обожал верховую езду, был неутомимым ходоком.
По словам сестры Ольги Пушкиной-Павлищевой, до 6 лет Александр «своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать. Достигнув 7-летнего возраста, он стал резов и шаловлив». Физическому развитию поэта способствовала система воспитания, принятая в лицее, где он проучился 6 лет. Его лицейский друг Пущин вспоминал, что тогда Пушкин не только был погружён в думы и чтение, но и был «мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик; стремился в играх первенствовать».
Строгий распорядок дня лицеистов отразился на их физическом развитии, а скромная обстановка сделала их непритязательными в быту. Летом во главе с директором лицеисты совершали «дальние, иногда двухдневные, прогулки по окрестностям; зимой ездили на тройках за город; в саду, на пруду катались на коньках, а также с гор». Через много лет поэт будет придерживаться этого распорядка, сохранит привычку к пешим прогулкам. Когда путешествовал, то «никогда не дожидался на станциях, пока заложат ему лошадей, а шёл по дороге вперёд..» Биограф пишет: «Пушкин много и подолгу любил ходить; во время своих переездов по России нередко целую станцию проходил он пешком, а пройтись около 30 вёрст от Петербурга до Царского села ему было нипочём».
Ещё одно увлечение Александр Сергеевич приобрёл в лицее: за год с небольшим до его окончания воспитанники два раза в неделю стали ходить «в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона» обучались верховой езде. «Пушкин дорожил репутацией хорошего танцора и наездника. Верховая езда была для него страстью. Ему седлали то горячего аргамака, то смиренную крестьянскую лошадку… При необходимости он мог скакать на лошади и без седла», - вспоминал И. Пущин. Кроме занятий в лицее, Пушкин брал уроки у знаменитого героя Отечественной войны поэта Дениса Давыдова. В октябре 1824 года, будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин сообщает В.Ф. Вяземской из Тригорского: «Всё то время, что я не в постели, я провожу верхом в полях».
Оказывается, Пушкин в какой-то мере выучился и боксу; скорее всего, это произошло после окончания лицея, когда поэт был особенно близок к офицерской среде. Среди его знакомых, бравых гусар и кавалергардов, возможно, были офицеры, которые во время поездки императора в Англию в составе царской свиты наблюдали за показательными поединками сильнейших боксёров «туманного Альбиона». П.П. Вяземский, сын друга поэта, вспоминает: «В 1827 года Пушкин учил меня боксировать по-английски…»
Пушкин занимался и фехтованием. А учителем фехтования в лицее был лучший тогдашний маэстро – Александр Вальвиль. Занимаясь с юношами, Вальвиль обобщил свой богатый опыт в книге «Рассуждения об искусстве владеть шпагою», что вышла в 1817 году, когда лицеисты получали итоговые баллы и Пушкин был удостоен высшей оценки, «считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля».
Пушкину, как пишут биографы, нравилось постоянно «обременять себя»: делать что-то, чтобы развить крепость руки. Чиновник канцелярии Воронцова Никанор Лонгинов отметил в дневнике 21 июля 1823 года: «Пушкин ходит с тяжёлой палкой для того, чтобы рука была твёрже». И в Михайловском поэт любил прогулки с тяжёлой (по свидетельству кучера, девятифунтовой) железной палкой, которую подкидывал и ловил. На вопрос, зачем она ему, отвечал так: «Для того чтоб рука была твёрже; если придётся стрелять, чтоб не дрогнула!»
Эту палку (трость) он приобрёл, когда жил в Кишинёве. О ней упоминается во многих мемуарах. Её вес 2 кг 400 г.
Игра в бильярд тоже входила в круг интересов поэта. Так, в Михайловском в свободную минуту «иногда он один играл в два шара на бильярде».
Александр Сергеевич тоже умел играть в шахматы, но играл с переменным успехом. Однажды в гостях Пушкин играл с хозяином усадьбы, которого сам обучал этой игре, а тот стал его обыгрывать. Поэт горячился: «Ну разве можно так обыгрывать учителя?» Интересно, что он хотел, чтобы жена Наталья Николаевна обучилась шахматам. Он писал ей: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».
Летом Пушкин купался на реке или в пруду и умел хорошо плавать. На Неве была устроена купальня, и один из посетителей, молодой человек, вспоминает: «Раз, барахтаясь в воде, …. я не заметил, как ко мне подплыл какой-то кудрявый человек и звонким, приветливым голосом сказал: «Позвольте мне вам показать, как надо плавать, вы не так размахиваете руками, надо по-лягушачьему», и тут кудрявый человек стал нам показывать настоящую манеру; но вдруг от нас отплыв, сказал вошедшему господину «А, здравствуй, Вяземский!» Мы с братом будто обомлели и в одно слово сказали: это должен быть Пушкин». Будучи в Михайловском Александр Сергеевич любил купаться в Сороти. П.А. Плетнёв отмечает: «Летнее капанье было в числе самых любимых его привычек, от чего не отставал он до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуряемые пристрастием к ходьбе…»
При случае Пушкин давал советы, как следует заботиться о своём здоровье. Так, отвечая другу, он замечает: «Ты пишешь, что потерял аппетит и не завтракаешь так, как бывало. Это жаль. Делай больше физических упражнений, аппетит вернётся к тебе…» Великодушный и доброжелательный, Александр Сергеевич всегда был готов помочь своим знакомым и друзьям. Физический труд его радовал. Когда проводились работы по обустройству имения, принадлежавшего друзьям поэта, то «в устройстве сада и постройках принимал Пушкин самое горячее участие: сам копал грядки, рассадил множество деревьев, что, как известно, было его страстью; рассаживал он и цветы и принимал даже участие в рытье пруда». Не случайно П.А. Вяземский подчёркивал: «Труд был для него святыня..»
Александр Сергеевич очень любил русскую баню. В городской бане Пушкин, «выпарившись на полке, бросался в ванную со льдом и потом уходил опять на полок». И так несколько раз. Потом он садился на лошадь и скакал по кругу.
А что любил Пушкин из еды? П.А. Вяземский вспоминает: «Пушкин вовсе не был лакомка», в еде был неприхотлив; любил мочёные яблоки, печёный картофель, варенец, крыжовниковое варенье. Из напитков любил чай и пил его помногу».
Таким образом, А.С. Пушкин олицетворяет собой целеустремлённого, сильного человека, который знал, что своим творчеством пробуждал «чувства добрые», утверждая духовное и физическое здоровье, красоту и добро. Справедливы слова В.Г. Белинского о том, что, читая пушкинские творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А.С. Пушкин создал целый мир. Познавательное значение этого мира неисчерпаемо. Поэт умел сочетать умственный труд спортом и физкультурой, и, если бы не трагическая случайность, сумел бы сохранить силу духа, бодрость, выносливость до самой смерти и плодотворно работал бы на благо своего народа.
Таким образом, мы сделали попытку выяснить, как формировались идеалы здоровья А.С. Пушкина. И в результате проведенных исследований пришли к следующим выводам:
- А.С. Пушкин был человеком здоровым и всеми силами старался поддержать бодрость, силу, ловкость. Видно, что он имел много спортивных пристрастий. Исследуя биографию поэта, мы нашли упоминание о его успехах в 10 видах спорта. И это удивительно даже для нашего времени!
- горячая любовь поэта к спорту, умение вести здоровый образ жизни являются благородным примером для молодого поколения.
Таким образом, основные цели и задачи данной работы можно считать достигнутыми. Однако это – лишь малая толика в огромном количестве исследований, которые можно провести по данной теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1979.
2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: 13 т. – М., 1953.
3. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955.
4. Дань признательной любви. Русские писатели о Пушкине. – Л., 1979.
5. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы // Литература в школе. – 2002. - №1.
6. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. – СПб.: Logos, 1999.
7. Пушкин А.С. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит,. 1985.
8. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. –М., 1951.
9. Энциклопедия для школьников «Литература» под ред. Н.Г. Быковой. – М., 1995.
Плавает ли канцелярская скрепка?
Свинья под дубом
Солнечная система. Взгляд со стороны
Знакомые следы
Рисуем ананас акварелью