Главное историческое событие
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 67.38 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска
«Военно-морской лицей»
имени адмирала флота Н.Д. Сергеева
Исследовательская работа
Обзор мнений о Дальне - Восточной Республике и ее присоединение к РСФСР.
Автор проекта:
Мышко Ярослав Евгеньевич,
Учащийся 9 класса «В»
Руководитель проекта:
Дзагоева Евгения Викторовна
Работа допущена к защите «___»________________2021г.
Подпись эксперта___________________/
г. Хабаровск — 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I .Глава: История ДВР.
II . Глава: Мнение историков и других источников о ДВР.
1. Исторические мнения …………….16 - 22
2. Вывод………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В следующем году будет 100 лет со дня вхождения ДВР (красный буфер) марионеточного государственного образования, которое вошло в состав РСФСР, в виде Дальневосточной области. В ДВР входили такие современные области и края как Хабаровский край, Приморский край, Забайкалье, Сахалинская область и другие.
ДВР просуществовала не так долго, всего два года после ее образования, но за эти два года она смогла создать вид независимого демократического государства где были свои подконтрольные органы власти, своя армия и флот. Все это предоставила Советская Россия, которая единственная признала Дальневосточную республику (ДВР). В ходе борьбы с интервентами Японии, других стран и белым движением на территории Дальнего востока ДВР вошла в состав РСФСР тем самым перестав существовать как самостоятельное государство.
Во время гражданской войны Красная армия не плохо продвигалась по территории России, 1919 -1920 Советской России уже была подконтрольна вся Западная Сибирь. Белым движением на территории Дальнего востока руководил атаман Г.М.Семенов , который потерпел поражение и бежал в Манжурию тем самым силы НРА ликвидировали читинскую пробку, что мешала продвижению Красной армии к Чите.
У ДВР за ее время существования, столица, перемещалась два раза.
В первый раз столица находилась на территории Верхнеудинска (г. Улан-Уде), но после ликвидации читинской пробки, правительство ДВР перенесла столицу в Читу до окончания ее существования, это было сделано для того чтобы быть подальше от японских и белогвардейских солдат. После эвакуации белогвардейцев и японцев, РСФСР через некоторое время принял ДВР в ее состав.
Цель составить обзор мнений историков и политических деятелей о ДВР
Задачи: собрать материал, изучить литературу по этой теме.
Создание презентации
ГЛАВА 1
1.1 История ДВР.
Дальне - Восточная Республика. Деюре независимое демократическое государство с капиталистическим укладом в экономике, провозглашённое на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Де-факто являлось марионеточным буферным государством между Советской Россией и Японией.
Причина создания ДВР.
Поскольку на тот исторический момент война с Японией была для большевиков совершенно нежелательна, ЦК РКП(б) принял решение о создании Дальневосточной демократической республики. Идею создания республики предложили Иван Смирнов и Александр Краснощёков. Последний в 1918 году руководил созданием Советской республики Дальнего Востока. Для руководства работой в марте 1920 года было специально создано Дальневосточное бюро РКП(б) (с августа — Дальневосточное бюро ЦК РКП(б)), члены которого Александр Ширямов, Александр Краснощёков и Николай Гончаров были направлены в Верхнеудинск (г. Улан-Удэ) для организации нового государства.
Республика была провозглашена 6 апреля 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья, столица — Верхнеудинск. ДВР была признана только РСФСР. На роль центра буферного государства также претендовало и коалиционное Временное Правительство Дальнего Востока во Владивостоке, в
котором до апреля 1920 года ведущую роль играли большевики Сергей Лазо и Пётр Никифоров.
Советская Россия официально признала ДВР уже 14 мая 1920 года, предоставив ей с самого начала финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную и военную помощь. Это позволило Москве контролировать внутреннюю и внешнюю политику ДВР и создать Народно-революционную армию (НРА) на базе красных дивизий.
Провозглашение ДВР способствовало предотвращению прямого военного конфликта между Советской Россией и Японией и выводу иностранных войск с территории Дальневосточного края, создало возможность для Советской России с помощью НРА ликвидировать несоветские государственные образования Забайкалья и Приамурья. Попытка провозгласить советскую власть во Владивостоке привела к атаке японских войск на Временное правительство Дальнего Востока 4 — 5 апреля 1920 года. Кроме того, в ответ на Николаевский инцидент японская армия летом 1920 года оккупировала Северный Сахалин и окрестности Николаевска (г.Николаевска-на-Амуре).
В то время на территории Камчатки существовало местное просоветское автономное правительство. Уссурийская железная дорога фактически контролировались японскими войсками. В Забайкалье власть принадлежала правительству Российской восточной окраины.
На переговорах, состоявшихся на станции Гонгота (24 мая — 15 июля 1920), японская делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья. Эта дипломатическая победа Москвы дала возможность НРА в октябре — ноябре 1920 года разгромить Вооружённые силы Российской восточной окраины атамана Григория Семёнова. 22 октября 1920 после длительных боёв части НРА ДВР и партизаны заняли Читу, которая стала новой столицей ДВР. В это же время японские войска эвакуировались из Хабаровска, что привело к действительному объединению дальневосточных областей в рамках Дальневосточной республики.
На состоявшейся в Чите 28 октября — 11 ноября 1920 конференции представители пяти областных правительств (Западно-Забайкальской, Восточно-Забайкальской, Амурской, Приморской, Сахалинской областей) законодательно оформили объединение в Дальневосточную республику, столица была перенесена в Читу.
9 января 1921 года начались выборы в Учредительное собрание ДВР, задачей которого стала выработка конституции республики и создание её верховных органов. Учредительное собрание ДВР открылось 12 февраля 1921 года.
Большинство в Учредительном собрании получили большевики в союзе с представителями партизанских движений. За время своей деятельности (12 февраля — 27 апреля 1921 года) Учредительное собрание приняло конституцию ДВР, согласно которой республика являлась независимым демократическим государством, верховная государственная власть в котором принадлежит исключительно народу Дальнего Востока. Для национальных меньшинств вводилась территориальная и экстерриториальная автономия.
26 мая 1921 года в результате белогвардейского переворота во Владивостоке и свержения Временного правительства Приморской областной земской управы на части территории Дальневосточной республики (в Приморской области) возникло новое государство — Приамурский земский край («Чёрный буфер»).
1.2 Внутренние деление республики.
На момент образования ДВР включала в себя Амурскую, Забайкальскую, Камчатскую, Приморскую и Сахалинскую области РСФСР, территории которых совпадали с соответствующими областями Российской империи.
22 ноября 1920 года из части Забайкальской области образована Прибайкальская область, а из Сахалинской области (юридически — всей, фактически — только неоккупированного континентального уезда) и части Приморской областей — Приамурская область.
27 апреля 1921 года на части территорий Забайкальской и Прибайкальской области была создана Бурят-Монгольская автономная область.
15 ноября 1922 года ДВР вошла в состав РСФСР как Дальневосточная область, все составлявшие ДВР области (кроме БМAO) переименованы в губернии.
Органы власти и ее руководители
В качестве органов верховной власти были избраны Правительство во главе с большевиком А. М. Краснощёковым, которого осенью 1921 года сменил его однопартиец Николай Матвеев, и Совет Министров, который возглавил П. М. Никифоров, а с осени 1922 года Пётр Кобозев. В состав Совета Министров в 1921 году вошли представители меньшевиков и эсеров. Многопартийность была затем ликвидирована. Осенью 1922 года власти ДВР ликвидировали меньшевистские организации и организовали процесс над эсерами. 27 октября 1922 года был принял закон, который предусматривал административную высылку за широкий круг деяний против ДВР.
Высшим органом власти являлось Народное Собрание ДВР (НС ДВР), оно сформировалось на основе выборов по пропорциональной системе представительства сроком на 2 года. По конституции в Народное Собрание должен был избираться 1 депутат от 15000 граждан республики (для гражданского населения), для военнослужащих — 1 депутат от 7500 избирателей.
Многопартийность предопределила порядок выдвижения кандидатов в депутаты Народного Собрания. Кандидаты выдвигались списками партийными и общественными организациями, а также отдельными группами избирателей. НС ДВР работало в сессионном порядке, сессии могли быть очередными и экстренными. В промежутках между сессиями действовал президиум НС ДВР. Экстренные сессии НС ДВР могли созываться в случае необходимости Правительством по его собственной инициативе или по требованию половины депутатов Народного Собрания, но в практике государственной жизни ДВР их не было. В ДВР действовали Народные Собрания двух созывов. Народное Собрание I созыва было преобразовано из Учредительного Собрания, и только Народное Собрание II созыва было сформировано на основании законодательства о выборах Народного Собрания. Выборы в Народное Собрание II созыва сопровождалось организованной Дальбюро кампанией по дискредитации основных противников большевиков — меньшевиков и эсеров. Большинство представителей оппозиции большевикам к заседаниям допущены не были.
Состав Учредительного собрания/Народного собрания I созыва. Коммунисты — 92, примыкавшая к ним фракция крестьян — большинства (в основном партизаны) — 183, фракция крестьян — меньшинства (кулачество) — 44, эсеры — 18, меньшевики — 13, внепартийные демократы (кадеты) — 9, Сибирский союз эсеров — 6, народные социалисты — 3, бурят-монгольская фракция — 13.
Функцию систематического и непрерывного высшего руководства государством выполняло Правительство — постоянно действующий высший орган государственной власти. В соответствии с конституцией Правительство избиралось Народным Собранием на срок его полномочий, то есть на два года. Выборы Правительства производились НС ДВР при тайном голосовании и считались действительными при присутствии 2/3 всех его депутатов. Верховными исполнительно-распорядительными органам Дальневосточной республики являлись Совет министров ДВР, министерства ДВР (иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия, труда, промышленности, просвещения, транспорта, здравоохранения, военное, призрения, торговли, почт и телеграфов, продовольствия, социального обеспечения, по национальным делам), Центральный Государственный Контроль ДВР, Центральное Статистическое Управление ДВР. Совещательными органами при Совете Министров являлись Высший Экономический Совет ДВР и Совет Обороны ДВР. Министрами могли быть как члены Правительства, так и иные лица. По конституции министрами могли быть граждане ДВР, обладающие избирательным правом в Народное Собрание. Для оперативного решения текущих вопросов СМ ДВР имел президиум. Президиум действовал от имени Совета Министров. Последний утверждал все его решения.
Территория ДВР делилась на области (в ноябре 1922 года переименованные в губернии), области на уезды, уезды на волости. Конституция ДВР установила следующую систему местных представительных органов власти: областные, уездные, волостные, городские (на правах уездных и волостных) собрания уполномоченных и сельские собрания. Исполнительно-распорядительными органами области являлись областное управление и областные отделы, исполнительно-распорядительными органами уезда — уездное управление и уездные отделы, исполнительно-распорядительными органами города — городское управление и городские отделы, исполнительно-распорядительным органом волости — волостное управление, исполнительно-распорядительным органом села — сельский комитет. Наряду с ними в ДВР существовал институт социальных уполномоченных должностных лиц. К ним прежде всего относились областные правительственные эмиссары.
1.3 Экономика ДВР.
Осенью 1922 года в Дальневосточной республике был принят ряд законов, которые ограничили частный сектор. 17 октября 1922 года был принят закон «о признании ничтожными сделок кабального характера». 3 ноября 1922 года Правительство ДВР утвердило предыдущие конфискации и национализации . Марионеточному государству также удалось пробить экономическую блокаду. Иностранцы избегали завязывать торговые отношения с советской Россией, но охотно заключали сделки с ДВР.
1.4 Население и иностранное население
Конституция ДВР гарантировала "всем туземным народностям и национальным меньшинствам" право на "широкое самоопределение". Право на территориальную автономию по Конституции ДВР получили только буряты. В 1922 году в ДВР были приняты законы о бурятах, предоставившие им:
"Политическую амнистию;
"Замену военной службы специальным налогом.
Было создано Министерство по национальным делам, которое возглавил сначала меньшевик Лукс (латыш), а затем большевик Матвей Амагаев (бурят). В ноябре 1921 года это Министерство позволило Благовещенской уездной раде организовать украинскую культурно-национальную автономию в Амурской области, а Николай Михайлович Левицкий стал главой национального подотдела при Амурском областном управлении. Большинство украинских националистов не симпатизировало большевикам. Иван Саблин приводит такие данные. Из 23872 человек, зарегистрированных в Приамурской областной раде осенью 1922 года, членами РКП(б) числились 128 человек, а сочувствующими коммунистам - 1185 человек.
Корейское население в 1921 году находилось в состоянии раскола. Существовал Всекорейский национальный совет, который Дальбюро 23 ноября 1921 года отказалось признать (в качестве причины были названы его связи с эсерами и меньшевиками) и предложило регистрировать только организации корейских рабочих. Кроме того, существовали корейские красные партизаны. В марте 1921 года возникли сразу две корейские партизанские организации - Корейский революционный совет во главе с Нестором Каландаришвили и Корейский военный совет. Народно-революционная армия попыталась разоружить Объединенный сахалинский партизанский отряд Ильи Пака (подчинялся Корейскому военному совету), что привело 28 июня 1921 года к Амурскому инциденту, в ходе которого погибло от 118 до 400 партизан (многие утонули в Зее). Комиссия Коминтерна (создана в ноябре 1921 года) провела расследование, по итогам которого задержанные корейцы были помилованы. В марте 1922 года власти ДВР разрешили корейским национальным организациям выдавать удостоверения, служившие основанием для выдачи паспортов.
Китайское население находилось в ведении Министерства иностранных дел, в котором функционировал китайский подотдел. При этом власти Китая считали нужным защищать китайцев. Попытка в Благовещенске в 1921 году привлечь китайцев к военной службе вызвала протест китайского консула, который считал, что китайцы в Дальневосточной республике обладают фактически экстерриториальным статусом. Интересы китайцев представляли также их общественные организации - в частности, Восточно-Сибирский китайский национальный союз с отделениями. По обращениям и под гарантии китайских организаций и консульств Министерство иностранных дел добивалось освобождения арестованных китайских граждан. В конце мая 1921 года власти ДВР утратили контроль над Приморской областью, где проживало большинство китайцев.
Коренные народы (кроме бурят) в документах ДВР назывались обычно "туземными племенами". Правительство ДВР считало, что эти "вымирающие" племена нуждаются в защите, а не в праве на автономию. Эти племена (как и в царский период) делились на три группы:
"Оседлые;
"Кочевые;
"Бродячие.
Этим племенам предполагалось предоставить самоуправление и особые экономические права на определенной территории. При этом ДВР нуждалась в доходах от пушного промысла, которым занималось коренное население. 31 октября 1922 года было принято Положение, которое предоставила коренным народам следующие права:
"Самоуправление;
"Освобождение от военной службы;
"Освобождение от республиканских налогов;
"Освобождение от ограничений на охоту и рыбную ловлю;
"Запрет русским и бурятам селиться на землях коренных народов без разрешения Министерства по национальным делам.
Репатриацию и эмиграцию в новые независимые государства, возникшие в результате распада Российской империи, власти ДВР не поддерживали. Осенью 1921 года власти ДВР отказались признавать иностранцами лиц, родившихся на территории Эстонии, Латвии, Литвы и Польши.
По Конституции ДВР гражданами этой республики являлись следующие лица:
"Все граждане России, родившиеся на территории ДВР;
"Все граждане России, проживавшие в ДВР на момент провозглашения ею независимости - на 6 апреля 1920 года;
"Все граждане России, которые прибыли на территорию ДВР после 6 апреля 1920 года и не зарегистрировались как граждане РСФСР;
"Граждане России из зоны отчуждения КВЖД, не доказавшие своего иностранного гражданства в течение 6-ти месяцев после публикации Конституции ДВР;
"Прошедшие натурализацию иностранцы.
23 февраля 1922 года власти ДВР утвердили новый устав о паспортах:
"Паспорт был обязан иметь любой гражданин, желающий покинуть постоянное место жительства;
"Заграничный паспорт был обязан иметь любой гражданин, выезжающий за рубеж. Жители приграничных территорий могли покидать ДВР на короткий срок по упрощенной процедуре;
"Каждый иностранец был обязан иметь паспорт или консульское свидетельство, а по прибытии на территорию ДВР получать вид на жительство ДВР (кроме иностранцев, ехавших транзитом)
"Лицо без гражданства получало свидетельство на период, необходимый для натурализации.
27 февраля 1922 года в ДВР был принят закон о натурализации:
"Подать документы на получение гражданства мог иностранец старше 18 лет, проживший в ДВР не менее 3-х лет;
"Дети от смешанных браков, родившиеся в ДВР, получали гражданство ДВР автоматически.
Пограничная зона между ДВР, Монголией и Китаем практически не контролировалась властями Дальневосточной республики.
1.5 Деятельность власти.
ЦК РКП(б) и Совет народных комиссаров РСФСР держали под своим контролем решение всех важнейших вопросов внутренней и внешней политики ДВР, военное строительство. Народно-революционная армия ДВР изначально рассматривалась как одна из армий Советской России. Отказ Краснощёкова согласовывать решения с Москвой способствовал его отзыву из региона и замене на посту Председателя Правительства Матвеевым.
Опасаясь укрепления позиций ДВР и, соответственно, Советской России в Приморье, японские интервенты и белогвардейцы 26 мая 1921 года путём переворота привели к власти во Владивостоке Временное Приамурское правительство, состоявшее из членов белого движения и представителей несоциалистических партий. Начавшиеся 26 августа 1921 года переговоры между ДВР и Японией об урегулировании отношений саботировались японским правительством (Дайренская конференция).
т. Молотов! Надо обдумать (покажите Сталину), нельзя ли „вымогателей“ наказать почувствительнее: арестовать или как иначе? Надо придумать.
В. И. Ленин, «Записка В. М. Молотову», 4 сентября 1921
В ноябре 1921 года началось наступление белоповстанческой армии, которая 22 декабря 1921 года заняла Хабаровск. В этой сложной обстановке СНК РСФСР и ЦК РКП (б) провели мероприятия по борьбе с дальневосточными сепаратистами в органах власти и укреплению обороны ДВР. Из Народного собрания ДВР были удалены эсеры и социал-демократы. Вместо Краснощёкова, боровшегося за независимость ДВР в отношениях с РСФСР, главой правительства стал Николай Матвеев, военным министром был назначен Василий Блюхер.
В феврале 1922 года народно-революционная армия ДВР под командованием Василия Блюхера перешла в контрнаступление и во взаимодействии с партизанскими отрядами нанесла белогвардейцам сокрушительные удары. 12 февраля 1922 года белые части генерала Викторина Молчанова были разбиты у станции Волочаевка (Волочаевская операция), 14 февраля был занят Хабаровск. В итоге белогвардейцы отступили за нейтральную зону под прикрытием японских войск. В сентябре 1922 года они вновь попытались перейти в наступление, но вновь были разгромлены НРА ДВР.
Правительство ДВР.
1.6 Учебные учреждения ДВР.
В ДВР существовали следующие университеты:
Начальное и среднее общее образование предоставлялись едиными школами. Также действовали школы для национальных меньшинств. Школа передавалась национальной организации, если не менее 75 % учеников принадлежали к национальному меньшинству и если родители учеников входили в данную организацию. В итоге к ноябрю 1921 года в ДВР были десятки национальных школ, в том числе украинские школы в Амурской и Приамурской областях.
Действовала система подготовки кадров для украинских школ:
Религиозное образование запрещалось. Прошедшая под председательством Лукса в сентябре 1921 года конференция подтвердила запрет на религиозное образование.
1.7 Упразднение
Присоединение ДВР к РСФСР началось с установления тесного экономического союза между двумя республиками в начале 1922 года. 17 февраля 1922 года Николай Матвеев и Лев Карахан подписали в Москве договор об экономическом союзе ДВР и РСФСР:
22 февраля 1922 года 8 республик (в том числе ДВР) подписали протокол, которым передали правительству РСФСР права представительства своих интересов на Генуэзской конференции. 7 августа 1922 года Яков Янсон подал в ЦК и Наркомат иностранных дел план постепенного объединения ДВР и РСФСР, который предусматривал следующее:
ДВР устанавливает сначала союз с РСФСР с тем, чтобы в последствии превратить этот союз в федерацию. Провозглашение союза и подписание соответствующего договора можно приурочить к предстоящей сессии Нарсоба (зимой 1922/23 года)
30 августа 1922 года был заключен договор между ДВР и РСФСР, согласно которому граждане ДВР, проживавшие в РСФСР, получили равные права с гражданами РСФСР. Затем в деле объединения был сделан шаг назад — на Чанчуньской конференции в сентябре 1922 года было равное представительство РСФСР и ДВР. При этом глава японской делегации на Чанчуньской конференции Мацудайра доказывал, что ДВР и РСФСР — два разных государства.
Япония под давлением США, в условиях дипломатической изоляции на Вашингтонской конференции (1921—1922) и внутриполитических осложнений эвакуировала свои войска из Приморья. 25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток. Рабочие Дальневосточной республики на митингах, организованных большевистскими активистами, требовали воссоединения с РСФСР. Народное собрание ДВР второго созыва, выборы в которое были проведены 14—15 ноября 1922 года приняло постановление о самороспуске и восстановлении Советской власти на Дальнем Востоке. Правительство ДВР сменил Дальневосточный революционный комитет во главе с Кобозевым.
Поздно вечером 14 ноября 1922 года командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились с просьбой включить Дальневосточную республику в состав РСФСР во ВЦИК, который через несколько часов 15 ноября 1922 года включил республику в состав РСФСР как Дальневосточную область.
Дайрэнская конференция 1921—1922 годов.
конференция представителей Дальневосточной республики (ДВР) и Японской империи, проходила в г. Дайрэн (Далянь) с перерывами с 26 августа 1921 по 16 апреля 1922 года.
Была созвана для обсуждения взаимоотношений обеих сторон — в частности, вопроса об эвакуации японских войск с Северного Сахалина, из Приморья и Николаевска-на-Амуре.
Делегация ДВР на первых же заседаниях заявила, что основным вопросом конференции считает эвакуацию японских войск и признание Японией суверенитета ДВР. Взамен ДВР была готова пойти навстречу экономическим интересам Японии и предоставить ей рыболовные концессии.
В ответ Япония потребовала от ДВР:
уничтожить все военные укрепления на границе с Кореей и на Владивостокском побережье ДВР;
уничтожить военный флот в Тихом океане и никогда впредь не иметь его в этих водах;
признать свободу проживания и передвижения японских военных чиновников в ДВР;
приравнять права японских подданных в области торговли, ремесла и промыслов к правам подданных ДВР;
отказаться на своей территории от коммунистического режима «на веки вечные»;
признать право плавания судов под японским флагом по рекам Амур и Сунгари;
передать Японии Северный Сахалин в аренду на 80 лет.
Взамен Япония обещала эвакуировать войска из Приморья в срок, который она сочтёт удобным для себя.
Делегация ДВР отвергла японский проект, согласившись обсуждать лишь статьи, не «затрагивающие суверенитет и внутреннюю жизнь ДВР».
12 декабря 1921 года японская делегация прервала работу конференции, выжидая результатов Вашингтонской конференции 1921—1922 и наступления русских белогвардейцев на ДВР.
Неудача японской дипломатии на Вашингтонской конференции и разгром белогвардейцев у Волочаевки вынудили Японию возобновить переговоры в Дайрэне в конце марта 1922 года, отказавшись от основных пунктов своего предложения.
15 апреля, однако, японская делегация пошла на срыв переговоров и на следующий день покинула конференцию.
ГЛАВА 2
2.Мнение историков и других источников о ДВР.
Сегодня, когда в историографии происходит определенная переоценка ценностей, все более утверждается взгляд на ДВР как на демократическое государство, где господствовала революционная диктатура народа. Ученые-правоведы Ю. Н. Гавло, Т. И. Исаева, Л. С. Клер, В. В. Сонин убедительно обосновали этот вывод. Они показали, как в процессе строительства «буфера» происходило формирование государства, в котором утверждались демократия, Тщательному анализу исследователей подверглась и Конституция республики. Наиболее цельное представление об Основном Законе ДВР дал В. В. Сонин в своей монографии, вышедшей в 1990 г. На основе новых архивных материалов он показал с современной юридической и политологической точек зрения демократизм Основного Закона ДВР, его характерные черты. По мнению В. В. Сонина, Конституция республики была для своего времени самой демократической в азиатско-тихоокеанском регионе. Как и его единомышленники, автор считает, что Конституция не являлась ни социалистической, ни чисто буржуазной. Она отражала соотношение социальных сил, сложившихся в буферном государстве народовластие и верховенство закона.
В. В. Сонин считает, что впервые в мировой практике была сделана попытка объединить в Основной Законе советские и буржуазные элементы. Признавая многообразие форм собственности, Конституция предоставляла право государственным органам осуществить контроль над частным капиталом.
Если В. В. Сонин оценивает это как нарушение Основного Закона ДВР, то В. И. Василевский, Э. А. Васильччнко, Б. М. Шерешевский и другие опираются на концепцию «классовой борьбы» и подчеркивают связь части эсеров и меньшевиков с контрреволюционным подпольем, организацией забастовок, негативно характеризуют критику большевиков их оппонентами в печати, нежелание «сотрудничать» и т. д. Сами же действия большевиков трактуются. ими как восстановление диктатуры пролетариата . В своем большинстве исследователи подчеркивали, что для взаимоотношений различных политических партий в ДВР характерна главным образом борьба, а не сотрудничество.
В 1927 г. журнал «Историк-марксист» дает оценку тактике компромиссов руководства ДВР с белогвардейцами. Но вопросы истории становления местных представительных органов, выполнения ими контрольных функций в этот период еще не рассматриваются. Не делается и анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность ДВР
Первую характеристику органам местного управления в ДВР, зачастую не совпадающую с большинством сегодняшних воззрений, дал сборник статей «Краткий очерк Дальне -Восточной Республики и Прибайкалья», выпущенный прибайкальским Союзом кооператоров в 1922г. В сборнике отмечается, что «...делами местного управления и хозяйства ведают местные органы власти — областные, уездные, городские и сельские. Строятся органы местного самоуправления по типу земских самоуправлений с тем же объемом прав и полномочий».
В 1957 г. в Хабаровске выходит работа Н.А. Авдеевой, посвященная ДВР, где автор анализирует деятельность региональных революционных комитетов Амурской, Забайкальской, Прибайкальской и Бурят-Монгольской областей. В этом же году публикуется монография Л.М. Папина, в которой на основе анализа деятельности коммунистов Приморья автор делает вывод о том, что диктатура пролетариата, не допускающая парламентского строя, составляла классовую сущность ДВР .
Одновременно А.И. Богачук и В.К. Сухарев выдвигают точку зрения, заключающуюся в том, что ДВР была суверенным буржуазно-демократическим государством .
В 1968-1971-х гг. в Иркутске Л.С. Клер опубликовывает ряд работ с анализом деятельности местных органов власти, народно-революционных комитетов и органов местного самоуправления ДВР. Но все вышеперечисленные работы оставляли без внимания вопросы государственного контроля и в том числе парламентского контроля в ДВР.
Целенаправленное изучение государственного устройства ДВР советскими историками началось со второй половины 1960-х гг. В эти же годы исследователи начинают проявлять интерес и к истории контрольных органов ДВР. В 1960-х гг. В.В. Сонин опублико-
вал ряд статей, посвященных формированию рабоче-крестьянской инспекции на Дальнем Востоке в 1922-1926-х гг. , а в 1968 г. защитил диссертацию кандидата исторических наук по теме «Народный контроль и рабоче-крестьянская инспекция на Дальнем Востоке (1920 — март 1923 гг.)», в которой впервые в исторической науке были рассмотрены проблемы образования, правовой статус и функции контрольных органов ДВР. Но за бортом исследования остались вопросы внутреннего контроля как республиканского парламента, так и местных органов ДВР.
В 1972 г. Н.П. Егунов показал, что ДВР была государством по форме буржуазно-демократическим, по существу же проводила советскую политику и выполняла функцию диктатуры пролетариата в своеобразных исторических условиях Дальнего Востока.
Анализируя государственный строй ДВР Ю.Н. Гавло в 1973 г. отмечал, что «...Верховная государственная власть в ДВР была вручена Народному Собранию, призванному наиболее полно и последовательно выражать классовое содержание демократического государства. Народное собрание ДВР было однопалатным представительным учреждением — парламентом государства, переходного к социалистическому типу». Оно «...регулярно заслушивало и обсуждало на своих сессиях доклады и отчеты Правительства и Совета Министров». Собрание формировало оба этих органа и утверждало бюджет.
В 1990 г. В.В. Сонин, защищая докторскую диссертацию, посвященную проблеме становления Дальневосточной республики,
отмечает, что «национально-культурная автономия основывалась 297 на народовластии и национальном самоуправлении» .
Историография Дальневосточной республики была подробно рассмотрена в статье Ю.Н. Ципкина «Дальневосточная республика: была ли альтернатива? (некоторые вопросы историографии) , опубликованной в 1993 г. Говоря о форме государственного образования ДВР, автор отмечает, что на начало 1990-х гг. в историографии ДВР существовало две основные точки зрения «о сущности общественно-политического строя ДВР», вместе с тем возникают и новые взгляды на этот вопрос, но своей позиции ученый по данной проблеме не высказывает.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что история создания ДВР представляет научный интерес в плане изучения первого опыта строительства на российском Дальнем Востоке государственного образования с республиканской формой правления, основанной на началах парламентаризма. Но переносить опыт государственного строительства ДВР в сегодняшний день Российской Федерации вряд ли возможно, потому что, во-первых, ДВР не была субъектом федерации, она имела статус суверенного государства со всей положенной государству атрибутикой (в частности, собственными финансами, армией и т. д.), во-вторых, «ДВР, — как об этом пишет В.В. Сонин, — фактически не вышла из стадии становления», а значит, мы не можем проанализировать эффективность государственной системы ДВР, в том числе и местного управления. И, наконец, в-третьих, вопросы парламентского контроля в опубликованных работах оставались за бортом исследований.
После воссоединения дальневосточных территорий с РСФСР (14.11.1922 г.) здесь создается специфическая форма управления — Дальневосточный революционный комитет (Дальревком), действовавший, как уже было сказано выше, до 1926 г. Дальревком назначался непосредственно Президиумом ВЦИК и, являясь высшим органом центральной власти РСФСР на территориях образованной
Дальневосточной области, подчинялся ВЦИК. Ему поручалось провести в жизнь объединение Дальнего Востока с Советской Россией и установление повсеместно в Дальневосточной области власти Советов.
Все бывшие области ДВР (Амурская, Приамурская, Приморская, Забайкальская и Сахалинская) были преобразованы в губернии, ставшие частями Дальневосточной области. На местах были образованы губернские, уездные, волостные и сельские революционные комитеты». С переходом к мирной жизни ревкомы постепенно реформировались, передавая свои полномочия съездам Советов , которые формировали исполнительные органы.
Своего представительного органа Дальневосточная область не имела, но губернии проводили губернские съезды. Особенностью данной системы было то, что на губернских съездах с отчетом о работе, проделанной Дальревкомом, выступали его члены, и эти отчеты активно обсуждались делегатами. Материалы съездов опуб--304 ликовывались в виде специальных издании .
Первые аналитические работы о советских органах и органах РКП Сибири и Дальнего Востока появились в 20-х гг. XX столетия и представляли в основном статьи в СМИ и работы членов и со
трудников ревкомов, в которых рассматривались состояние экономики областей и края и отдельные стороны деятельности по восстановлению народного хозяйства . В значительной мере эти работы носили инструктивно-методический характер и были написаны с использованием сравнительно узкого круга документов.
Наиболее интересными, в плане темы данной работы, являются статьи первого председателя Дальревкома Я.Б. Гамарника «Советская колонизация ДВО»; видного деятеля революционного движения на Дальнем Востоке М.П. Копытина в сборнике «Три года Советского строительства в Дальневосточном крае», в которых анализируются проблемы социально-экономического развития советского Дальнего Востока и дается краткий анализ работы здесь советских органов в 1917-1922-х гг.; и одно из первых научно-популярных исследовательских изданий — книга заведующего Хабаровским крайпартархивом С.Х. Булыгина, посвященное первым дальневосточным Советам.
Анализируя историю колонизации Дальневосточного края, Я.Б. Гамарник отмечает, что в отличие от царской колонизации «...советская колонизация ДВ Края представляет собою как для всего СССР, так и для самого края огромную народнохозяйственную задачу... Все силы советской власти направлены к тому, чтобы «запольный хутор» превратить в богатый цветущий край, добыть из земли горные богатства, покрыть тайгу лесопильными заводами, мощно развернуть рыбопромышленность, двинуть
вперед сельское хозяйство, ликвидировать хлебный дефицит области и т. д.» Для решения этой программы нужны финансы. Я.Б. Гамарник предлагает центру увеличить экономическую помощь краю и вести контроль за ее исполнением.
Дополняя это высказывание, А. Вяткин (1926 г.) в своей статье, опубликованной в газете «Советское Приморье», останавливается на следующих задачах советского строительства в 1925-1926-х гг.:
В эти же годы на Дальнем Востоке начинается изучение деятельности дальневосточных органов РКП. Так, Я. Левченко (1926 г.) в газетной статье отмечает, что основными рабочими моментами РКП в период 1925-1926-х гг. были: наблюдение за правильным ходом советского строительства, наблюдение за проведением в жизнь декретов и постановлений советского строительства, проверка деятельности органов советской власти «... с точки зрения достигнутых на деле результатов и борьба с бюрократизмом и волокитой» . А создание нового органа, Наркомата, расширило поле деятельности контрольного органа.
Для работы Дальневосточного краевого Совета и Далькрайис-полкома было построено специальное здание из бетона и стекла.
Деятельность Дальревкома закончилась после созыва Первого Дальневосточного краевого съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов, начавшего работу 15 марта 1926 г. На съезд прибыло 318 человек почти со всех дальневосточных субъектов от Сахалина и Камчатки до Благовещенска и Владивостока. Съезд длился 9 дней. На нем выступили 140 человек. Съезд избрал Дальневосточный краевой исполнительный комитет (Далькрайис полком) во главе с председателем Я.Б. Гамарником. Далькрайис полкому была поставлена задача «... проводить курс на индустриализацию края».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДВР для обычного обывателя это как земля и небо, не каждый житель страны знает о происшествии на Дальнем Востоке во времена гражданской войны в России.
ДВР выступал защитным барьером РСФР от Японии и остатков Белогвардейцев, которые засели на востоке ДВР . Так как РСФС не мог заниматься этим всем сам, из – за того что у нее был открыт западный фронт с Польшей, и из – за того что надо было заниматься внутренней политикой занятых большевиками территории бывшей Российской Империи. В 1920 и была создана буферное марионеточное государство, которое должно было предотвратить войну с Японией, которая была сильнее чем ослабленная и истощенная Советская Россия из за затянувшейся гражданской войны. ДВР смогла не только предотвратить военный конфликт двух стран, РСФСР и Японии, но и изгнать японских интервентов и белогвардейцев с ее земель. В дальнейшем ДВР присоединится к РСФСР, и вполне могла бы получить автономию в ее составе. И так как о ДВР историки стали собирать информацию только в середине прошлого века. Так же сохранились памятники о гражданской войне на дальнем востоке. О ней все еще мало известно и многое не изучено, но можно сказать одно, ДВР как буферное государство смогло выполнить свою роль и задачу всего за два года.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
wikipedia.org, учебник 8-9 кл. История дальнего востока России в новое и новейшее время
И другие источники.
Музыка космоса
Золотая хохлома
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Есть ли лёд на других планетах?
Лавовая лампа