Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. Правильное использование игр способствует активному отдыху учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
проект по физической культуре. | 22.55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
Итоговый индивидуальный проект по теме
"Организация игр на переменах
в начальной школе"
Выполнил: Пирязев Вячеслав Павлович
ученик 11 класса
Руководитель: Матвеева Татьяна Михайловна
учитель физкультуры
г.Хабаровск 2021г
Содержание.
Введение
Жизнь движется вперед. Все меняется вокруг, меняется и школа. Старшее поколение, наблюдая за преобразованиями в сфере образования, видит, как правило, лишь отрицательные моменты, молодым же по сердцу нововведения. Самое главное в школе это образовательная программа по предметам, но и важно занятость детей в течении дня. На переменах дети не зависали в гаджетах, а со скоростью света неслись во двор школы, чтобы поиграть в "казаков-разбойников", "вышибалу" или "классики".
Перемены являются обязательным элементом режима для школы. После уроков, на которых мы большую часть времени сидим без движения, нам просто необходимо подвигаться. И когда начинается перемена некоторые дети просто ходят по коридору, другие быстро и с криком бегают, догоняя друг друга. Дежурные учителя останавливают их, делают замечания, но это ненадолго. А отдохнуть обязательно нужно, чтобы на следующем уроке быть внимательным и усидчивым.
Игра – главное время провождение ребёнка любого возраста. Игра имеет познавательное и развлекательное значение. Какие игры можно провести с классом детей на школьном дворе или в коридоре на перемене?
В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора.
Правильное использование подвижных игр во время перемен способствует активному отдыху учащихся, помогает им успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшает успеваемость. При эмоциональных игровых действиях у игроков возбуждаются те нервные центры, которые при занятиях в классе находились в заторможенном состоянии. Такое переключение работы нервных центров дает возможность учащимся лучше отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на последующем уроке.
Актуальность:
В школе предусматривается время для отдыха – перемены. На переменах ребята занимаются своими делами: кто-то играет в телефон, кто-то общается с друзьями. Большинство ребят начальных классов играют в школьных коридорах. Имея большое желание двигаться, они придумывают себе игры, которые сводятся к борьбе, к беспорядочному бегу. Часто эти игры опасны.
Проблема:
Отсутствие у детей начальной школы знаний об играх, в которые можно безопасно и организованно поиграть на школьных переменах.
Объект:
Распорядок дня в школе.
Предмет:
Безопасные игры, которые подходят для школьных перемен.
Цель:
Создать настенную игру игры « Крестики-нолики» и правила к ней.
Задачи:
Продукт:
Интеллектуальная настенная игра " Крестики -нолики."
Гипотеза: я предполагаю, что игры могут способствовать повышению уровня интеллектуального развития, творческого потенциала и инициативности.
Глава I .Теоретическая часть. Игры.
История игр восходит к древнему человеческому прошлому. Игры являются неотъемлемой частью всех культур и являются одной из старейших форм социального взаимодействия людей. Игры-это формализованное выражение игры, которое позволяет людям выйти за рамки непосредственного воображения и непосредственной физической активности.
Рассмотрим, откуда же взялись подвижные игры. Возникновение игр подвижного характера, как и игр вообще, уходит корнями в далекое прошлое. История возникновения подвижных игр напрямую связана с историей развития человечества.
В древние времена человек вынужден был добывать питание и другие средства выживания охотой. Защита своего жилища от нападения хищников и представителей других племен требовали определенных навыков и физических качеств. С раннего возраста дети подражали взрослым, эмитировали их действия. Бег, прыжки, метание и другие физические упражнения формировали навыки и развивали физические способности.
В процессе развития человечества роль подвижных игр не изменилась, игра стала неотъемлемой частью культуры каждого человека. Игре присущи такие функции, как воспитательная, познавательная, развлекательная. Формы игры очень разнообразны, они постоянно меняются и усовершенствуются.
Этап становления подвижных игр относится к первобытному обществу и связан с подражательными действиями, которые имитировали собирательство и охоту. Так же, можно выделить подвижные игры с камнем и палкой, в которых принимали участие все члены племени. В таких играх племя показывало лидерство, соревнуясь с другими племенами, с целью показания превосходства.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора. Подвижная народная игра направлена активизацию двигательной деятельности. В связи с этим, можно отметить, что фольклорные фонды народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками животных, птиц и рыб, так и с их ловлей.
Также игра являлась неотъемлемой частью народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда имели взаимосвязь с природой или с определенными этапами в жизни человека.
Подвижные игры используются на занятиях физической культурой и имеют огромное значение для физического воспитания.
Проведение подвижных игр не требуют специальной подготовки, определенной спортивной площадки и инвентаря, их можно использовать в любой части занятия – подготовительной, основной, заключительной. Меняя условия игры можно разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным, доступным, эмоциональным. Следует отметить что игры можно использовать в течение дня в школе: на перемене , на любом уроке.
Теперь выясним, что такое «перемена», оказывается, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» нашли синонимы этого слова - перемена - изменение, смена, чередование. Пришли к выводу, что перемена в школе - это смена видов деятельности.
Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:
- кто-то просто ходит по коридору;
- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;
- кто-то увлеченно общается с друзьями;
- кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;
- кто-то с друзьями играет в игры;
- кто-то общается по телефону.
Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:
На перемене дети дерутся. Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.
На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам. Баловство до добра не доводит - это известно. Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…
Особенности методики использования игр на перемене.
Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.
В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
-название игры;
-роли играющих и их расположение;
-содержание игры;
-цель игры;
-правила игры.
Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
Особенность использования подвижник игр заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль, и оценку своих игровых действий, так как перед игрой осуществлялся разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре. При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить 10 уровней выполнения игровых заданий:
Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть “ведущим”, влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.
От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке, которая не остается постоянной даже в течение одного урока: первые 2-7 минут наблюдается фаза врабатывания, затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне в течение 20 минут /фаза оптимальной устойчивой работоспособности/, далее идет снижение. Это отмечают в своих работах многие педагоги-исследователи. Зная такое, педагоги вплетают в ход урока различного рода физпаузы. Достаточно потратить 1-2 минуты на отдых, чтобы было преодолено утомление, повысилось активное внимание учащихся.
Анализ дневной динамики работоспособности тоже показывает её непостоянность. Можно сказать что 1 урок не очень продуктивный, 2 и 3-ий уроки – соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности ребенка в движении.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самые низкие её показатели отмечаются в понедельник и субботу, а также младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.
Разновидности игр.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил .
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также
развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно
Еще есть такой способ деления всех игр:
-энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;
-интеллектуальные характеризуются большим «выбросом умственной энергии».
Так же мы нашли следующий вид классификации игр:
-по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
-по характеру процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.
ГлаваII. Практическая часть. Описание продукта.
Игра очень популярна в нашей стране. Кре́стики-но́лики- логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или бо́льшего размера (вплоть до «бесконечного поля»). Один из игроков играет «крестиками», второй — «ноликами». В традиционной китайской игре (Гомоку) используются чёрные и белые камни.
Крестики-нолики – занимательная игра, в которую можно играть в любое время в любом месте, имея листок бумаги, карандаш и оппонента. Крестики-нолики являются игрой с нулевой суммой, это значит, что, если оба противника будут на высоте, ни один из них не одержит победу. Тем не менее, если вы научитесь играть в крестики-нолики и освоите несколько простых стратегических ходов, вы сможете одерживать победу почти в каждой игре.
Сначала делает ход первый игрок. Хотя первый ход обычно делают «крестики», первый игрок может сходить и «ноликом», если захочет. Их нужно расположить на игровом поле таким образом, чтобы три одинаковых символа встали в ряд. Если вы делаете ход первым, самым выгодным будет поставить символ в центральный квадрат. Это увеличит ваши шансы на победу, давая возможность построить ряд «крестиков» или «ноликов» в четырех направлениях (больше, чем дает любой другой ход).
Затем делает ход второй игрок. После того, как сделан ход, второй игрок должен поставить свой символ, отличный от символа первого игрока. Второй игрок может либо попытаться помешать первому игроку поставить три символа в ряд, либо сфокусироваться на построении своего ряда из трех символов. В идеале игрок должен сделать и то, и другое.
Продолжайте обмениваться ходами до тех пор, пока один из игроков не начертит три символа в один ряд или пока не наступит ничья. Первый, кто поставит три символа в ряд в любом из направлений, будь то вертикальный, горизонтальный или диагональный ряд, станет победителем. Тем не менее, если оба противника применяют оптимальную стратегию в игре, велика вероятность ничьи из-за того, что они успешно блокировали все возможности друг друга поставить три символа в ряд.
Советы
Выбирайте самый выигрышный первый ход. Если вы делаете ход первым, наилучшим вариантом для него является центральный квадрат. Не существует других вариантов, которые бы дали вам столько же шансов на победу. И если ваш противник сделает этот ход, у вас большие шансы на проигрыш. А вы этого не хотите, не так ли?
Если первый ход делает другой игрок, реагируйте соответственно ситуации. Если противник делает первый ход не в центральный квадрат поля, вам следует поставить туда свой символ. Но, если противник делает ход в центр, наилучшим вариантом для вас будет ход в один из угловых квадратов.
Следуйте стратегии "справа, слева, сверху и снизу". Это еще один из стратегических ходов, который поможет вам победить. Когда противник сделает ход, поставьте свой символ справа от его символа. Если это невозможно, поставьте его слева. Если и этот ход невозможен, поставьте свой символ сверху. И, наконец, в крайнем случае ставьте свой символ снизу. Данная стратегия обеспечит успешную оптимизацию вашего положения на игровом поле и помешает противнику.
Примените стратегию трех углов. Еще одним вариантом удачной стратегии в игре крестики-нолики является расстановка символов по трем угловым квадратам поля. Это увеличит ваши шансы на успех, так как это дает возможность поставить в ряд три своих символа и по диагонали, и по двум сторонам игровой сетки. Естественно, это сработает только в том случае, если ваш противник не разрушит ваши планы.
Заключение.
Проект " Организация игр на перемене в школе" может реализовываться и в дальнейшем. В помещениях школы ежегодно можно обновлять игровые зоны.
Считаю, что игры для детей в школе должны быть не только полезными , но и интересными и конечно безопасными. Игры на перемене дают детям возможность отдохнуть после урока, снимают утомляемость, повышает работоспособность.
В реализации творческого подхода к решению двигательных задач в подвижных играх на школьных переменах нам помогло использование нестандартного оборудования - игровое поле игры " крестики- нолики".
Список литературы.
1. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004г.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004 .- 56с.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. академия, 2000.
4.Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. М., 2001.
5.Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.. 2003.
Нора Аргунова. Щенята
Заяц-хваста
Красочные картины Джастина Геффри
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Три коробки с орехами