Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_gramotnost_molodezhi.docx | 150.79 КБ |
XXVI учебно-исследовательская конференция
школьников Шарыповского района
«Первые шаги в науку», посвященная 80-летнему
юбилею Шарыповского района
Секция: История
«Историческая грамотность молодежи»
Сагоякова Ксения Витальевна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ивановская средняя
общеобразовательная школа
9а класс
07.04.2005 г.р.
89233782343
________________________
Шагунова Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Ивановская средняя
общеобразовательная школа
Учитель истории
89659080844
_______________________
Ивановка, 2021 г.
Введение
В связи с тем, что была осознана необходимость возвращения истории в школьную программу, Постановлением ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1933 года «Об учебниках начальной и средней школы» было утверждено поручение Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить издание новых учебников, которые будут давать школьникам систематизированные знания. Главным требованием ЦК ВКП(б) было «ликвидировать существующий «метод» нескончаемого «проектирования» учебников, то есть постоянно обновляемые учебники, которые не давали школьникам систематизированные знания, должны были быть заменены на стабильные учебники. В связи с этим было постановлено разработать учебники по:
-- истории Древнего мира;
-- истории Средних веков;
-- Новой истории;
-- истории СССР;
-- Новой истории зависимых и колониальных стран.
Историческое образование на сегодняшний день - это, прежде всего, формирование личности, так как восстановление духовного в человеке сегодня - самая главная проблема ХХI в. Известный философ Александр Сергеевич Панарин говорил о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека». Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» [4] – это, к сожалению, уже суровая реальность.
Как говорил советский и российский философ и социолог - И.М. Ильинский: «Ведь молодежь — это живое время будущее, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ» [2]. Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной, по крайней мере, в одну человеческую жизнь. Дети, молодежь — это тот демографический двигатель, который заставляет страну прогрессировать во всех направлениях — от спортивных и творческих достижений до различных научных открытий. Это показатель стабильности и благополучия страны, ее основной потенциал.
Это те люди, которые могут занять ключевые посты в государстве и будут определять его курс и приоритеты, которые также будут воспитывать и направлять молодежь. Именно от грамотности нашего поколения будет зависеть будущие страны, ее положение на мировой арене, экономическое и социальное развитие.
На сегодняшний день интернет ресурсы прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Чтобы найти необходимую информацию, можно даже не выходить из дома. Но бывает грустно от того, что в том обилии этой самой информации имеется недостоверная, кем-то опубликованная ради своих определенных целей. И многие молодые люди могут ей верить безоговорочно, вводя тем самым себя в заблуждение. Искажая свои познания, в какой бы то не было сфере, например, истории, литературе, искусстве и т.д.
Кроме того, те же просторы интернета пестрят большим количеством видеороликов, в которых молодым людям задают самые простые вопросы либо по физике, истории, искусству или просят назвать имя выдающейся исторической личности, событие или назвать страну, молодые люди затрудняются ответить или говорят совсем не то.
В сентябре 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Музей современной истории России представили данные исследования по оценке знаний россиян в области истории. Убежденность в необходимости исторических знаний в нашем обществе близка к абсолютной: с этим соглашаются 96% опрошенных, при этом свои знания по истории страны 47% взрослого населения оценивают как недостаточные (положительные ответы дают 42%). Молодежь в этом вопросе более самокритична (и, как показали последующие вопросы, не зря). На деле же опрос на знание ряда исторических фактов/событий показывает, что информированность о них - низкая, в особенности, если события относятся к более раннему историческому периоду (начало-середина XX века), а не к недавнему прошлому (последние десятилетия существования СССР, которые многие граждане еще помнят) [3].
Подобные социологические опросы показывают, как упал уровень образования современной молодежи, в частности исторических знаний.
Одна из основных проблем современности - деградация большой доли нынешней российской молодежи как свершающийся факт. Их сознание и душа заполнены весьма сомнительными «достижениями» западной цивилизации. Кроме того, выявляется определенное отсутствие исторической памяти. Современная молодежь путает события, исторические личности, в школах мало уделяют внимания изучению истории, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая зачастую из Википедии. Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с историческим прошлым своей страны? Мы решили это выяснить на примере молодого поколения отдельного населенного пункта – село Ивановка.
Цель работы: выяснить отношение современной молодёжи к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для общества и государства.
Задачи:
- найти ответ на вопрос «Зачем нужно знать историю?»;
- на основе изучения и анализа опросов и анкет, выяснить наличие проблемы «историческая неграмотность молодёжи»;
- провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся МБОУ Ивановской СОШ и молодежи села к историческому прошлому своей страны;
- определить степень опасности исторической неграмотности для общества и государства на основе частичного анализа некоторых современных событий и процессов в стране и мире;
Объект: отношение современной молодёжи к прошлому своей страны
Предмет: последствия исторической неграмотности для общества и государства.
Для решения задач были использованы следующие методы:
Основная часть
1. Что такое история
Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству, так как не имела предмета изучения, особенно в Античности и Средневековье. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке.
Я неоднократно являлась свидетельницей того, что некоторые представители нашего поколения заявляли о том, что историю учить не надо: «это не наука, а рассказы людей, переписанные под себя». И зачем изучать то, что уже в прошлом.
Что же такое история? И только ли изучением прошлого она занимается?
Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется по меньшей мере три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора.
В словаре С.И. Ожегова, например, история - это действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков. Знания истории прошлого и настоящего это всегда успех в будущем [5].
Большинство же историков предметом исторической науки считают: общество, так как история, наряду с социологией, философией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе.
Действительно, какой смысл изучать то, что было много лет, десятилетий, и, тем более – веков назад? Нужны ли вообще знания истории современному человеку, особенно “человеку массы”?
Первая цель изучения любой науки – познавательная. И история здесь не исключение. Знание истины, пусть и не приносящее практической пользы, важно само по себе. Лучше знать истину, чем ложь.
Знание истории способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. История развивает гибкость ума, пытается уберечь нас от ошибок, которые совершали наши прадеды и которые мы повторяем сегодня.
Кроме того, изучение истории - это дань уважения. Многие положили свои жизни во благо нашего светлого будущего и чтобы почтить их память и выразить свою благодарность, не стоит забывать их имена и те подвиги, которые они совершили.
2. Результаты нашего исследования
Сегодня, очевидно, что только на основе изучения истории возможно овладеть всем опытом развития цивилизации, всеми ценностями общечеловеческой культуры и одновременно ощутить самобытность своей Родины, проследить, как Россия впитывала на протяжении веков все лучшее, что было создано в мире, и сама обогащала человечество своими достижениями.
У нас не менее пристальный интерес вызывает историческая грамотность россиян — прежде всего молодого поколения, моих ровесников и односельчан. Каковы же итоги нашего исследования. Мы опросили 90 человек. Разбив их на возрастные категории:
- 10 - 15 лет;
- 16 – 18 лет;
- 19 – 25 лет;
- 26 – 35 лет;
- 36 – 55 лет.
Анкета состояла из 13 вопросов разной направленности. Также она была анонимной, только с указанием возраста и пола опрашиваемого.
Первым в анкете был вопрос «Как Вы относитесь к изучению предмета истории? Большая часть опрошенных положительно относится к изучению предмета история, и считают его важным. Незначительная часть выразили нейтральное отношение к данному предмету. И только небольшое количество опрошенных, это дети в возрасте от 10 до 15 лет относятся к данному предмету негативно.
Рис.1
Следующим был вопрос «Насколько вы считаете предмет истории важным для изучения?» с оценкой от 1 до 10. Как видно, во всех возрастных категориях, пусть и не в равной мере, но указанно значение от 8 до 10. И лишь незначительное количество опрошенных указали оценку от 1 до 3.
Рис. 2
Основным источником получения знаний по истории остается школа. Но в современном мире еще одним активным источником становятся интернет ресурсы.
Рис. 3
Следующий вопрос показал, что опрашиваемые, особенно не задумываясь, называли достаточно большое и разнообразное количество имён исторических личностей, таких как, Ермак, Борис Годунов, Пугачёв, Дмитрий Донской, Ленин, Сталин, Хрущёв, Гагарин, Кутузов, Суворов, Наполеон, Гитлер, Станиславский и др. Как видим, это имена не только правителей и политических деятелей, но и учёных, и полководцев. Самыми популярными все-таки стали: Петр 1 – абсолютный лидер, а также Екатерина Великая, Иван Грозный, Владимир Ильич Ленин, Александр Невский. И не смотря на то, что данный человек еще только творит историю, его уже отнесли к историческим личностям – Это Владимир Владимирович Путин.
Рис. 4
С известными деятелями культуры и науки дела обстоят немного похуже. Практически все называли писателей и поэтов и незначительное количество художников. Мало кто называл зарубежных деятелей искусств. Ученных и композиторов почти никто не назвал.
Рис. 5
Самое печальное, что 2% учащихся вообще заявили, что они затрудняются ответить. Надо заметить, что из исторической памяти напрочь исчезли учёные, изобретатели и путешественники: Мичурин, Павлов, Сеченов, Кулибин, Ползунов, Хабаров, Дежнёв, Крашенинников. Учащиеся не смогли спонтанно вспомнить ни одного художника, архитектора и скульптора ни досоветской, ни советской России.
Следующие вопросы были связаны с важной датой 2020 года, с 75 – летием Победы в Великой Отечественной войне.
«Назовите временные рамки Второй мировой войны?»
Рис. 6
Практически все опрашиваемые ответили верно, назвав годы ВОВ. Ошибки допустили возрастная группа от 10 до 15 лет. Отсюда можно сделать вывод, что дети данного возраста не знают годы важного исторического события нашей страны. Значит, есть над чем работать.
Рис. 7
Далее опрашиваемым необходимо было назвать города, получившие почетное звание города-герои Великой Отечественной войны. Как правило, называли город Москва, Ленинград и Сталинград, а вот дальше начинались трудности. И остальные города назывались редко или вообще не звучали.
Рис. 8
К сожалению, как и предполагалось, большинство современной молодежи имеют смутное представление о событиях 75-летней давности, либо же, что самое страшное, эти самые знания отсутствуют полностью.
Так, к примеру, мало кто из опрошенных смогли вспомнить и привести пример героического подвига Великой Отечественной войны. Среди названных были Сталинградская битва, оборона дома Павлова, взятие Берлина, подвиг Зои Космодемьянской. Мало кто вспомнил о подвиге Александра Матросова, героических защитников Брестской крепости, о самом грандиозном танковом сражении на Курской дуге, а также о продолжительности блокады Ленинграда. Печально, но молодёжь нашей школы не все знают героев Великой Отечественной войны. Но немного прибавляет оптимизма тот факт, что почти все знают о том, что в их семье были участники этой Великой войны.
Рис. 9
Также нами было задано несколько исторических загадок. Например, когда войну выиграла всего одна лошадь? Правильным ответом является Троянская война 13-12 век до н.э.
Рис. 10
«Последний русский царь и первый император Российского государства?» Правильный ответ – Петр I.
Рис. 11
«Назовите дату Бородинского сражения?» Правильный ответ – 7 сентября 1812 года.
Рис. 12
И последним в анкете был вопрос, посвященный нашему району, который будет отмечать свое 80-летие в 2021 году. Так как административный центр района находится в городе Шарыпово, мы задали вопрос именно о городе. «Знаете, ли вы как назывался город Шарыпово в 1985-1988 гг.?» Правильный ответ – город Черненко (в честь генерального секретаря ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко).
Рис. 13
И так, факт подтвердился. Современное поколение теряет интерес к изучению истории, становится менее патриотичным, и как следствие становится пассивным, равнодушным к предыдущему поколению и объектом подверженным навязыванию извне чужих интересов.
Возможные пути решения проблемы:
- Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны в дошкольном возрасте, т.е. с детского сада. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к истории. А начать надо с истории своего имени, семьи. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи, связь с предшествующими поколениями семьи и всего общества.
- Возродить в полной мере в школах воспитательный элемент. Вернуть единый классный час. Пусть он будет в расписании. Активно проводить общешкольные мероприятия, на которых дети учатся общаться.
- Мощным фактором может стать военно-историческая реконструкция. Именно здесь возможно очутиться в той эпохе, которую представляют организаторы, примерить одежду того времени, узнать много о быте и жизни. Это не даст полных знаний, не выделит большое количество дат и терминов, но привлечет интерес к изучению, хотя бы одного из событий.
- Проведение исторических экскурсий, которые почти совсем исчезли со школ. Особенно сельских.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Интерпретация исторических событий, неправильная подача исторической информации, которую воспринимает наше молодое поколение, одурманивает головы необразованных молодых людей, что приводит сначала к различным противоречиям в обществе, а затем и к социальным конфликтам. Это касается именно молодежи, так как именно на этом этапе формирования мировоззрения, становлении личности можно навязать идеологию политики, развить национализм – сделать пассивного объекта приложения пропагандистских усилий. Это ведет к пагубным для общества последствиям.
Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России.
Очень важно знать историю. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе, раскрывает нам огромный мир событий, поучительных историй, легендарных личностей и судеб.
Наша работа может быть полезна воспитателям, учителям истории и обществознания для формирования программ учебно-воспитательной работы в классе и школе, педагогам дополнительного образования.
Список литературы
1. Волошина О.И. Некоторые размышления об особенностях исторического сознания современных подростков // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15–16 июня 2011 г. / отв. ред. А.П. Логунов; Рос. гос. гуманит. ун-т, Фак-т истории, политологии и права, Каф. истории и теории ист. науки. М., 2011г.
2. Ильинский. И.М., доклад. Молодежь как будущее России в категориях войны. – М., Наука, 2009г.–М., 2013г.
3. Интернет ресурсы - https://tass.ru/obschestvo/4561082
4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 1993 г.
Приложение
Анкета
Пол: муж/жен. Возраст_______
1. Как Вы относитесь к изучению предмета истории? _______________________________________________________________
2. Насколько Вы считаете предмет истории важным при изучении?
(от 1 до 10)_____________________________________________________
3. Откуда Вы получаете знания по истории? _______________________________________________________________
4. Назовите известные Вам исторические личности. _______________________________________________________________
5. Назовите известных Вам деятелей культуры, науки._________________________________________________________
6. Назовите временные рамки Великой Мировой войны_______________
7. Назовите дату Великой Отечественной войны. ____________________
8. Назовите города - герои Великой Отечественной войны.________________________________________________________
9. О каких подвигах в Великой Отечественной войне Вы можете рассказать?____________________________________________________
10. Когда войну выиграла всего одна лошадь? ______________________
11. Вспомните, как звали последнего царя Руси и первого Императора____________________________________________________
12. Бородинское сражение произошло в____________________________
13. «Знаете, ли вы как назывался город Шарыпово в 1985-1988 гг.?» ___________
Акварель + трафарет = ?
Юрий Визбор. Милая моя
Четыре художника. Осень
Учимся ткать миленький коврик
Вокруг света за 80 дней