.
Вложение | Размер |
---|---|
magnitskiy_l.f.ppt | 2.46 МБ |
proekt.doc | 124 КБ |
retsenziya.docx | 17.1 КБ |
Слайд 1
Выполнила: ученица 7 «А» класса Седова Кристина Руководитель: учитель математики Туренко Марина Альбертовна Проектная работа: « Л.Ф . Магницкий и его «Арифметика» в современном мире» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10 ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВАСлайд 2
Актуальность темы: «Арифметика» Л.Ф.Магницкого - это первый печатный учебник для преподавания математики в России; задачи из учебника «Арифметика» вызывают интерес своим необычным содержанием; Л.Ф.Магницкий – учитель учителей.
Слайд 3
Цели моего проекта: Изучение жизни и деятельности Л.Ф. Магницкого. Роль русского педагога в развитии математического образования в России. Рассмотреть приёмы решения задач, предложенные Магницким.
Слайд 4
Задачи: Изучить биографические сведения из жизни Л.Ф.Магницкого; Знакомство с его учебником по математике; Рассмотреть старинные и современные способы решения задач из «Арифметики»
Слайд 5
«Арифметике любезно учися, В ней разных правил и штук придержися, Ибо в гражданстве к делам есть потребно... И пути в небе решит, и на мори, Еще на войне полезно, и в поли...»
Слайд 6
Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739)– русский математик и педагог. Родился он в крестьянской семье в Осташковской монастырской слободе на берегу озера Селигер.
Слайд 7
Судьба юноши резко изменилась, когда из родной слободы его отправили с возом мороженой рыбы в Иосифо-Волоколамский монастырь. Уже через год игумен благословил юношу на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, бывшую в тот период основным учебным заведением в России.
Слайд 8
В Москве и произошла его встреча с Петром I , который умел находить людей, полезных для России, из каких бы слоев общества они ни происходили. В знак почтения Петр повелел впредь ему именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом. Вскоре его назначили на государственную службу.
Слайд 9
В 1701 году Магницкого назначили преподавателем школы математических и навигацких наук. Впоследствии ему поручают издать учебник. Ученик оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. До 1739 года Леонтий Филиппович сначала преподавал, а затем возглавлял Навигацкую школу, воспитав целую плеяду учеников, многие из которых стали видными военными и государственными деятелями России.
Слайд 10
Уже в наше время в Осташкове в память о своем знаменитом земляке Магницкому установили небольшой памятник.
Слайд 11
В.К.Тредиаковский В.Я.Чичагов М.В.Ломоносов «Магницкий - это добросовестный и нельстивый человек, первый российский издатель и учитель арифметики и геометрии.» «Магницкий - великий математик.» «Арифметика Магницкого» - врата моей учёности.»
Слайд 12
Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. По традиции того времени автор дал книге длинное название. Не забыл автор и себя упомянуть. Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе.
Слайд 13
Житейские истории Путешествия Денежные расчеты Любопытные свойства чисел Угадывание предметов Старинный способ решения задач на смешивание веществ. Все задачи в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого разделены на 6 разделов.
Слайд 14
Житейские истории.
Слайд 15
Бочонок кваса. Условие. Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена выпивает такой же бочонок кваса. Решение 1. За 140 дней человек выпьет 10 бочонков кваса, а вдвоем с женой за 140 дней они выпьют 14 бочонков кваса. Значит, за 140 дней жена выпьет 14-10=4 бочонка кваса, а тогда один бочонок она выпьет за 140:4-35 дней. Ответ: за 35 дней. Решение 2. Человек за 1день выпивает 1/14 часть бочонка. Пусть его жена выпьет этот бочонок за х дней. Тогда за 1день она выпьет 1/х часть бочонка. Зная, что за 10 дней они вместе выпивают бочонок, составим уравнение: 10(1/14 + 1/х) = 1, 1/14+1/х=1/10, 1/х=4/140, 4х = 140, х = 35 Ответ: за 35 дней.
Слайд 16
Ответ учителя. Условие: Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как я хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько и четверть столько и твой сын, тогда будет у меня учеников 100». Спрашивается, сколько учеников в классе?
Слайд 17
Решение с помощью ложного правила. 1. Предположим, что в классе было 24 ученика. Если еще придет столько же учеников и затем полстолька, затем четверть столько и еще один ученик, то всего получится 24 + 24 + 12 + 6 + 1 = 67 учеников. Не угадали. 2. Если предположить, что в классе 32 ученика, то, проделав такие же выкладки, получим 32 + 32 +16 + 8 + 1 = 89 учеников. Опять не угадали. Действуя согласно «фальшивому» правилу, находим 24 33 100 – 67 = 33, 100 – 89 = 11, 24 * 11 = 264, 33 * 32 = 1056. 11 1056 – 264 = 792, 33 – 11 = 22. Значит, в классе было 792 : 22 = 36 учеников. Правилен ли этот ответ ?
Слайд 18
Проверка: 36 + 36 + 1/2 * 36 + 1/4* 36 + 1 = 100. Ответ найден верно. Решение2. Пусть х человек в классе. Тогда х + х + х/2 + х/4 + 1 = 100 (8х + 2х + х ) :4 = 99 11х = 396 х = 36 Ответ: 36человек. Эта задача встречается в старинных рукописях в различных формулировках: как задача «о стаде гусей», «о матросах на корабле», «о продаже гусей» и т.д
Слайд 19
Любопытные свойства чисел.
Слайд 20
Тройное правило. Условие. За 2 рубля можно купить 6 предметов. Сколько их можно купить на 4 рубля? Решение 1.(пользуясь тройным правилом) Данные этой задачи нужно записать в строку так 2 – 6 – 4. 6*4=24, 24:2=12 Ответ: 12 предметов Решение 2.(современное решение) 6:2=3 предмета на 1 рубль, 3*4=12 Ответ: 12 предметов
Слайд 21
Занимательные задачи.
Слайд 22
Кафтаны. Условие. Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан? Решение. Пусть х рублей стоит кафтан. (12+х):12 руб. – плата за 1 месяц, (12+х):12*7=5+х, х=4,8 рубля. Ответ: 4,8 рубля
Слайд 23
Заключение. В заключении хочу отметить, что «Арифметика» Магницкого имела огромное значение в истории развития математики, она сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности».
Слайд 24
Вывод. Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что в истории развития математики «Арифметика Магницкого» имела огромное значение, а так же, я узнала как решаются старинные задачи.
Слайд 25
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10 ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА | |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ» | |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ | |
ТЕМА: Л.Ф.МАГНИЦКИЙ И ЕГО «АРИФМЕТИКА» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | |
Выполнил: Седова Кристина Ивановна Класс: 7 А | |
Научный руководитель: Туренко Марина Альбертовна Должность: учитель | |
г. Клин, 2018 г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О Л.Ф.МАГНИЦКОМ. 3
1.1. Биография Л.Ф. Магницкого. 3
1.2. Оценка деятельности великого русского математика 5
ГЛАВА 2. «АРИФМЕТИКА» - УНИКАЛЬНАЯ КНИГА. 5
2.1. «Арифметика» Магницкого. 5
2.2. Структура и содержание учебника. 6
ГЛАВА 3. ЗАДАЧИ ИЗ «АРИФМЕТИКИ» МАГНИЦКОГО. 7
3.2. О правилах «фальшивых» и «гадательных». 8
3.3. Любопытные свойства чисел. 11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ. 14
Введение.
Актуальность темы: «Арифметика» Л.Ф.Магницкого - это первый печатный учебник для преподавания математики в России; задачи из учебника «Арифметика» вызывают интерес своим необычным содержанием; Л.Ф.Магницкий – учитель учителей.
Цель: изучение жизни и деятельности Леонтия Филипповича Магницкого; роль русского педагога в развитии математического образования в России; изучение приёмов решения задач, предложенные Магницким.
Задачи: изучить сведения о жизни и деятельности Л.Ф.Магницкого; знакомство с его учебником по математике; сравнить старинные и современные способы решения задач из «Арифметики».
Глава 1. Биографические сведения о Л.Ф.Магницком.
«Арифметике любезно учися,
В ней разных правил и штук придержися,
Ибо в гражданстве к делам есть потребно...
И пути в небе решит, и на мори,
Еще на войне полезно, и в поли...» [5]
1.1. Биография Л.Ф. Магницкого.
Этими словами на обороте титульного листа своей книги автор Л.Ф. Магницкий обращается к будущему ученику. Смысл стихотворения: математика дает человеку возможность рассчитывать и соображать свои поступки в разных обстоятельствах.
Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739) – русский математик и педагог, преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве, автор первого в России учебного пособия по математике, родился в крестьянской семье в городе Осташков вблизи озера Селигер. Его отца звали Филиппом, прозвище-Теляшин (фамилии крестьянам не полагались). Маленький Леонтий еще в детстве сам научился читать, поэтому часто читал в местной церкви псалмы.
Судьба подростка изменилась, когда из родной слободы его отправили с возом мороженой рыбы в Иосифо-Волоколамский монастырь. В монастыре он удивил монахов своим умом, грамотностью. Мальчик много и с интересом читал, поэтому его оставили в монастыре чтецом. Позднее он был переведен в Симонов монастырь, так как монастырское начальство стало готовить его в священнослужители.
Через год, в 1685 году, юношу отправили на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, которая по тем временам была основным учебным заведением в России, где он учился восемь лет.
Математику в академии не преподавали, поэтому её Леонтий изучил самостоятельно, как и основы навигации и астрономии. Закончив академию, стал преподавать в семьях московских бояр.
В Москве и произошла его встреча с Петром I, который умел находить людей, полезных для России. Безродный учитель, не имевший даже фамилии, произвел на царя сильное впечатление своими умственными способностями и знаниями. В знак почтения Петр повелел ему впредь именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом.
В 1701 году его назначили преподавателем школы математических и навигацких наук. Сначала работал помощником учителя математики, а затем учителем арифметики и геометрии. Впоследствии ему поручают издать учебник и разрешают взять за государственный счет помощника.
Учебник оказался настолько удачным, что в течение многих лет использовался по всей России. До 1739 года Леонтий Филиппович сначала преподавал, а затем и возглавлял Навигацкую школу, воспитав много
учеников, которые стали известными военными и государственными деятелями России.
Умер Леонтий Филиппович Магницкий в 1739 году в возрасте 70 лет. Уже в наше время в Осташкове в память о своем знаменитом земляке Магницкому Л.Ф. установили небольшой памятник.[7]
1.2. Оценка деятельности великого русского математика
знаменитыми современниками.
Л. Ф. Магницкий пользовался большим авторитетом среди современников. Поэт и филолог В.К. Тредиаковский писал о нем, как о добросовестном и нельстивом человеке, первом российском издателе и учителе арифметики и геометрии. Адмирал В.Я. Чичагов называл Магницкого великим математиком, а об его книге отзывался как об образце учености. «Вратами своей учености» считал М.В. Ломоносов «Арифметику Магницкого».[1]
Глава 2. «Арифметика» - уникальная книга.
2.1. «Арифметика» Магницкого.
Петра I интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, направленная на потребности морского и военного дела. Поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в этот год в Москве в Сухаревой башне. Здесь он мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, советами и помощью преподавателей-иностранцев.
Учебник был написан и издан всего за два года. При этом он не являлся переводом иностранных учебников. По своей структуре и содержанию это был полностью самостоятельный труд, аналогов которому в Европе в то время не существовало. Конечно Магницкий пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них взял, но изложил по своему так, как считал нужным. Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.
По традиции того времени автор дал книге длинное название – «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский
язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена». Не забыл автор и про себя напомнить – «Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго», вскоре все и стали называть книгу коротко и просто – «Математика Магницкого».[4]
2.2. Структура и содержание учебника.
Учебник состоит из 2 книг. В разделах «О числах целых», «О числах ломаных или с долями», «О правилах подобных, в трех, пяти и в семи перечнях» собраны сведения из арифметики, а алгебраические сведения помещены в разделы: «О правилах фальшивых и гадательных», «О прогрессии и радиксах квадратных и кубических».
В книге больше 600 страниц. Магницкий подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, с которыми сталкивались в российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит» он рассмотрел прикладное применение математики в морском деле.[6]
2.3. Формы изложения.
В своей книге Магницкий каждое новое правило начинал с рассмотрения простого примера, затем формулировал правило, а потом закреплял решением большого числа задач практического содержания. Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и пробудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался
формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.[2]
Глава 3. Задачи из «Арифметики» Магницкого.
Все задачи в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого разделены на 6 разделов.
3.1. Житейские истории.
1.Бочонок кваса.[3]
Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена выпивает такой же бочонок кваса.
Решение 1.
За 140 дней человек выпьет 10 бочонков кваса, а вдвоем с женой за 140 дней они выпьют 14 бочонков кваса. Значит, за 140 дней жена выпьет 14-10=4 бочонка кваса, а тогда один бочонок она выпьет за 140:4=35 дней.
Ответ: за 35 дней.
Решение 2.(алгебраическое)
Человек за 1день выпивает 1/14 часть бочонка. Пусть его жена выпьет этот бочонок за х дней. Тогда за 1 день она выпьет 1/х часть бочонка. Зная, что за 10 дней они вместе выпивают бочонок, составим уравнение:
10(1/14 + 1/х) = 1, 1/14+1/х=1/10, 1/х=4/140, х=140:4, х=35
Ответ: за 35 дней.
2. В жаркий день.[3]
В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
Решение.
Поскольку за 8 часов 6 человек выпивают бочонок кваса, то за 1 час такой же бочонок кваса выпьют 48 человек, а тогда за 3 часа этот бочонок кваса выпьют 16 человек.
Ответ: 16 человек.
Задачи из современных книг на смекалку.[3]
1) Три землекопа за 2 часа вырыли 3 ямы. Сколько ям выроют шесть землекопов за 5 часов?
2) Мать убирает квартиру за 2 часа, а дочь – за 4 часа. За сколько часов они обе могут убрать эту квартиру?
3. Собака и заяц.[3]
Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака - за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
Решение 1.
За 1 минуту заяц пробегает 250 саженей, а собака 260 саженей. Следовательно, за 1 минуту расстояние между собакой и зайцем уменьшиться на 10 саженей. Собака догонит зайца через 150:10=15 минут Ответ: через 15 минут.
Решение 2.
Заяц: за 2 мин – 500 саженей, значит за 1мин – 250 саженей. Собака: за 5 мин – 1300 саженей, значит за 1 мин – 260 саженей. Пусть собака догонит зайца
за х мин., тогда за это время заяц пробежит 250х саженей. Зная, что между ними 150 саженей, составим уравнение: 260х – 250х = 150 10х = 150 х = 15 Ответ: через 15 минут.
Эта задача в современной формулировке:
Между лисой и зайцем 10 метров. Когда лиса поймает зайца, если она бежит со скоростью 8 м/с, а он – со скоростью 7 м/с.?
3.2. О правилах «фальшивых» и «гадательных».
Найди число такое, что если к нему добавить его третью часть и от полученной суммы отнять ее шестую часть, то будет 100. Такие задачи есть в наших учебниках алгебры в теме «Решение задач с помощью уравнений». Я предлагаю решить задачу двумя способами: алгебраическим и арифметическим.
Решение 1.
По правилу, которое носило название «фальшивое», или « гадательное», эту задачу следует решать так: 1) Предположим, что неизвестное число есть 144. Проделав с ним описанные в задаче операции, получим 1/3 * 144 = 48, 144 + 48 = 192, 1/6 * 192 = 32, 192 – 32 = 160. Так как получилось не 100, то не угадали. 2) Предположим теперь, что неизвестное число есть108. Имеем последовательно: 1/3 * 108 = 36, 108 + 36 = 144, 1/6 * 144 = 24, 144 – 24 = 120. Опять не угадали.
Оказывается, что по результатам двух неверных попыток можно найти искомое число. Это делается следующим образом. Вычисляем, насколько мы ошиблись: В первом случае и во втором случае: 160 -100 = 60 120 – 100 = 20. Затем рисуем таблицу:
144 | 60 |
108 | 20 |
Перемножим числа, стоящие накрест: 108 * 60 = 6480, 144 * 20 = 2880. Разность произведений 6480 – 2880 = 3600 разделим на разность ошибок
60 – 20 = 40; 3600 : 40 = 90. Полученное число и дает ответ к задаче, т. е. искомое число равно 90. Правилен ли этот ответ? Числа 144 и 108 мы взяли наугад, но оба раза результат вычислений оказался больше, чем 100. Правило гласит, что так же нужно поступать и в случае, если оба результата окажутся меньше данного числа. Если же один из результатов окажется меньше данного числа, а другой больше, то искомое число можно найти, разделив сумму произведений на сумму разностей.
Сделаем проверку:
1/3 * 90 = 30, 90 + 30 = 120, 120 * 1/6 =20, 120 – 20 = 100. Правильно.
Решение 2(алгебраическое).
Пусть х – искомое число. Тогда (х + 1/3х) – 1/6(х + 1/3х) = 100, х + 1/3х – 1/6х – 1/18х = 100, 18х + 6х – 3х – х = 100* 18, 20х = 1800, х = 90
Проверка: (90 + 30) – 20 = 100. Правильно.
Решение с помощью «фальшивого» правила.
Предположим, что в классе было 24 ученика. Если еще придет столько же учеников и затем полстолько, затем четверть столько и еще один ученик, то всего получится 24 + 24 + 12 + 6 + 1 = 67 учеников. Не угадали. Если предположить. Что в классе 32 ученика, то, проделав такие же выкладки, получим 32 + 32 +16 + 8 + 1 = 89 учеников. Опять не угадали. Действуя согласно «фальшивому» правилу, находим
24 | 33 |
32 | 11 |
100 - 67 = 33, 100 – 89 = 11, 24 * 11 = 264, 33 * 32 = 1056,1056-264=792, 1056 – 264 = 792, 33 – 11 = 22. 792 : 22 = 36 учеников было в классе. этот ответ?
Проверим: 36 + 36 + 1/2 * 36 + 1/4* 36 + 1 = 100.
Эта задача встречается в старинных рукописях в различных формулировках: как задача «о стаде гусей», «о матросах на корабле», «о продаже гусей» и т.д. Приведем примеры еще 3 задач, которые тоже можно решить с помощью «фальшивого» правила, но эти же самые задачи можно решить и алгебраически.
Решение 2. (алгебраически)
Пусть х человек в классе. Тогда х + х + х/2 + х/4 + 1 = 100, 11/4х=99,
х=99:11*4, х = 36 Ответ: 36 учеников.
Некоторые старинные задачи.[3]
1. Купил некто трех сукон 106 аршин, единого взял 12 – ю аршин больше перед другим, а другого 9 – ю дольше перед третьим, и ведательно есть, колико коего сукна взято было. (Из старинной книги «Арифметика» Л. Ф. Магницкого) Ответ: 1) 46 1/3 аршина; 2)34 1/3 аршина; 3) 25 1/3 аршина.
2. Некий человек на вопрос, сколько он имеет денег, ответил: «Аще придастся к моим деньгам толико же, елико имам, и полтолика, и ¾, и 2/3, и убавится из всего 50 рублев, и тогда будет у меня 100 рублев, и ведательно есть, колико той человек имяше денег» (Магницкий) Ответ: 38 14/47 р.
3. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь. (Магницкий) Ответ: за 35 дней.
4. Один путник идет от града в дом, а ходу его будет 17 дней, а другой от дому во град тот же путь творяше, может пройти в 20 дней, оба же сии
человека пойдоша во един и тот же час от мест своих, и ведательно есть, в колико дней сойдутся. (Магницкий) Ответ: 9 7/37 дня.
3.3. Любопытные свойства чисел.
Задачи из Арифметики Магницкого на Тройное правило.
Задачи, решаемые тройным правилом, составляли во все времена большую часть задач практической арифметики у всех народов. Величины, находящиеся в прямой или обратной пропорциональной зависимости друг от друга, человек встречает на каждом шагу и он по здравому смыслу решал задачи о значении таких величин.
Отношение русских математических рукописей в 17 веке к тройному правилу: это – «строка похвальная и лучшая из иных строк, которую философы зовут золотой строкой».
Строкой называется тройное правило потому, что для механизации вычислений данные писались в строку. Для величин прямо пропорциональных следовало писать данные в одном порядке, для величин обратно пропорциональных – в другом.[8]
Примеры:[3]
1) За 2 рубля можно купить 6 предметов. Сколько их можно купить на 4 рубля?
Решение 1.(пользуясь тройным правилом)
Данные этой задачи нужно записать в строку так 2 – 6 – 4.
6*4=24, 24:2=12
Решение 2.(современное решение)
6:2=3предметов на 1 рубль, 3*4=12 предметов
2) 20 рабочих могут выполнить работу в 30 дней. Сколько рабочих могут сделать ту же работу в 5 дней?
Решение 1.(пользуясь тройным правилом) Данные этой задачи нужно записать в строку так 5 – 20 – 30.
20*30=600, 600:5=120
Решение 2.(современное решение). Обратно-пропорциональная зависимость.
20 рабочих – за 30 дней
Х рабочих – за 5 дней
20:х=5:30, х=20*30:5, х=120
В обоих случаях нужно перемножить второе и третье числа и произведение разделить на первое. Это правило и сообщается учащемуся.
Занимательные задачи:
1) Сколько стоит кафтан?[3]
Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?
Решение:
Пусть х рублей стоит кафтан.
(12+х):12 руб. – плата за 1 месяц,
(12+х):12*7=5+х, х=4,8 рубля.
Заключение.
В заключении хочу отметить, что «Арифметика» Магницкого имела огромное значение в истории развития математики. Убедилась, что «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности».
Задачи из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого не устарели и сейчас. Они имеют большое практическое значение, т. к. взяты из жизни и связаны с конкретными жизненными ситуациями. Данные задачи помогают развивать
мышление, вызывают интерес к математике. В результате работы над проектом я узнала как решали старинные задачи в XVII веке.
Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов.
1.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. - М.,1997
2. Галанин Д.Д. Магницкий и его арифметика. Вып.2.-М., Москва, 1914.
3. И.И. Гаврин, Е.А. Фрибус. Старинные задачи - М.: Просвещение, 1994.
4. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1966.
5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1964.
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.:"Вита-Пресс", 1994.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Магницкий ,_Леонтий _Филиппович
8. http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43587235658/Arifmetika-Magnitskogo
Рецензия
на проект: «Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика» в современном мире».
Автор проекта: Седова Кристина Ивановна, ученица 7 «А» класса
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЙ № 10 ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА.
Автор проекта выполнила работу по исследованию жизни великого педагога XVII века Л.Ф. Магницкого, знакомству с его учебником, задачами, исследованию методов их решения, которые предлагались в «Арифметике» и сравнение их с современными способами решения.
Данное исследование актуально, так как на уроках математики ученики часто встречаются с задачами из «Арифметики», которые вызывают интерес, так как они занимательные и взяты из жизни России XVII века.
В ходе работы над проектом была проведена работа по сбору материала, проанализированы разные виды источников: справочная литература, энциклопедический словарь, а также Интернет-ресурсы.
План исследовательской работы полностью соответствует содержанию. Изложение материала логично, грамотно, последовательно, имеются необходимые библиографические сноски и приложения. Технические параметры работы соблюдены.
Проект имеет практическую значимость и воспитательное значение. Созданная презентация может быть использована на уроках математики, математических кружках, при подготовке учащихся к олимпиаде. Работа рекомендована для участия в научно-исследовательской конференции «День науки» в секции «Математика».
Директор МОУ ЛИЦЕЙ №10 ___________ Чудинкина Н.И.
Зав. кафедрой предметов матем. цикла ___________Садовникова О.П.
Философские стихи Кристины Россетти
Пейзаж
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Эта весёлая планета
Ёжикина Радость