Исследовательский проект по информатике на тему "Нетикет". Проект включает в себя исследовательский проект и памятку "Нетикет".
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Нетикет" | 47.02 КБ |
Памятка "Нетикет" | 28.55 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
(Рефтинское СУВУ)
Исследовательский проект
на тему: «Нетикет»
Вид работы: информационно - аналитическая
Направление: социальное
Рефтинский, 2021
Оглавление
Введение2
Актуальность 2
Глава 1. Теоретическая часть 3
Глава 2. Практическая часть 9
Заключение10
Список литературы11
Приложение12
Введение
В Интернете, как и в любом пространстве, имеются определённые правила этикета, соблюдая которые люди смогут чувствовать себя комфортно и безопасно. Этикет в сети Интернет называется нетикет или сетевой этикет.
Нетикет – самое свежее направление в этикете. Само понятие появилось в середине 80-х и состоит из двух слов: сеть (англ. net) и этикет. Уже в 1994 году появляется первый свод правил правильного поведения в Интернете. Нетикет создан для того, чтобы всем: и опытным пользователям, и новичкам – было комфортно общаться в интернет-пространстве. Современную жизнь уже трудно представить без существования сети Интернет. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила - всего лишь пожелания.
Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил сможет поднять наш авторитет, привлечь к себе внимание как приятный и интересный собеседник, с лёгкостью расширить свой круг общения, познакомиться с умными людьми.
Актуальность
Важной проблемой сегодня является культура общения в сети Интернет. В связи с массовым приходом пользователей в сеть Интернет данная проблема становится все актуальнее. Далеко не все пользователи готовы столкнуться с угрозами, которые их поджидают в Интернет-пространстве. Данный проект посвящен культуре общения в Интернете. Ведь с этой проблемой сегодня сталкиваются миллионы пользователей.
Гипотеза: в современном обществе не сформирована культура общения в сети Интернет.
Цель: привлечь внимание общества к проблемам, связанным с культурой общения в социальных сетях, форумах и электронной почте.
Задачи:
Объект исследования: сеть Интернет.
Предмет исследования: культура общения в сети Интернет.
Глава 1. Теоретическая часть
Нетикет - это несложные правила, которые придумали люди для общения друг с другом через Интернет.
Большинство правил нетикета ничем не отличаются от общепринятых норм поведения, однако есть и некоторые дополнения, вызванные особенностями виртуального общения. При общении в интернете люди, как правило, пропускают большую часть того, что человечество вообще-то и привыкло считать общением. Общение делится на три составляющие: вербальную, голосовую и невербальную. Эти составляющие воспринимаются людьми вместе на подсознательном уровне. Еще не до конца выработаны основные правила и положения такой онлайн коммуникации. Общаясь в реальной жизни можно что-то заявить, подвести итоги беседы, задать вопрос, сказать «да», «хорошо» или «понятно», можно просто промолчать в нужном месте. В интернете же молчание может быть воспринято как грубость. Наш собеседник, скорее всего, потеряется в догадках, где вы: ушли пить кофе или чатитесь с кем-то другим. Кто из нас не встречался с такой проблемой?
В жизни для общения мы используем голос: не важно, что мы говорим, важно как. Тон, тембр голоса - все влияет на смысл сказанного. Так же при реальном разговоре активно используется визуальная коммуникация, мимика: мы киваем, улыбаемся, хмуримся, смотрим в глаза, не прерываем. В сети мы используем смайлики (чаще просто скобочки), эмоджи или гифки, однако это не полноценная замена, ведь, не видя глаз, нельзя понять, насколько человек искренен.
Самое последнее, что влияет на правильное понимание ваших мыслей людьми, - это вербальный компонент, слова. Поэтому при общении в Интернете на это стоит обратить отдельное внимание. Находясь в Сети, нужно попытаться как-то компенсировать различия онлайн коммуникации и реального общения. При сетевом общении легко неправильно истолковать то, что вам сказали. Также важно помнить, что, даже, если вы правильно понимаете все, что вам пытались сказать, совсем не обязательно, что правильно поймут вас.
Привлечение к себе внимания
Во многих сообществах не поощряется написание сообщений, имеющих единственную цель — привлечение внимания к своей персоне.
Игнор
Дурным тоном считается игнорирование корректного вопроса (кроме явного троллинга или оскорбления).
Некорректный ответ
На вопрос (например, «Как пройти в библиотеку?») должен быть дан корректный информативный ответ.
Корректным ответом может быть описание пути от указанной точки до места поиска, уведомление об отсутствии информации либо вежливое указание другого источника. Допускается сочетание вышеуказанного, либо уточняющий вопрос: «В какую именно библиотеку?».
Флейм (от англ. flame — «пламя») — это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Шаблонно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или, когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается — по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.
Если случилось так, что вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации — один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию, и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, затухнет сама. Если же вы будете пытаться доказать свою правоту, флейм будет становиться только жарче, и ваше положение и имидж будут лишь ухудшаться.
Флуд (от англ. flood — наводнение, читается «флад», однако в русскоязычном сегменте Интернета устоялось произношение «флуд») — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например: из желания кому-то досадить.
Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании.
Спам — сообщения (от англ. Spam - мусор), присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу. Спам в различных сообществах можно рассматривать как разновидность оффтопика, содержащего сообщения рекламного характера. К спамерам часто применяются более жёсткие меры, чем к пишущим оффтопик. Рассылаться спам может как вручную, так и с помощью ботов.
Офтоп (иначе оффтоп или просто офф; от англ. offtopic, букв. «вне темы», в англоязычном интернете словосочетание offtopic иногда сокращается как OT) — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например: запись в паблике, не соответствующая либо общему направлению группы, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.
Офтопик рассматривается как нарушение сетевого этикета, поскольку размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что затрудняет поиск информации пользователями форума, превращает его в информационную свалку. Как правило, за соблюдением сетевой этики в форумах и других аналогичных сетевых сообществах следят модераторы.
Как офтопик в форумах может также рассматриваться создание новой темы форума в неподходящем для этого подразделе. Иногда в пабликах вводят специальные обсуждения и посты «для флуда и офтопа» для обсуждения не имеющих отношения к теме группы вопросов и просто для развлечения.
Хотлинкинг (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик. Однако существуют специальные ресурсы для публикации изображений на других сайтах — они генерируют специальный код для размещения миниатюры изображения, которая является гиперссылкой на страницу, где кроме самого изображения присутствует, в том числе, реклама. В этом случае нежелательно пользоваться способом публикации, отличным от публикации этого кода — иногда подобные случаи отслеживаются и обращения блокируются.
Оверквотинг (англ. overquoting) — избыточное цитирование; особенно неоправданные вложенные цитаты.
Троллинг
Отдельным видом нарушений сетевого этикета является троллинг - процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия.
Основными и главными местами осуществления троллинга могут быть различные тематические форумы, конференции, социальные сети, порталы, чаты и новостные сайты. Зарегистрировавшись на каком-либо сервисе, чаще всего под вымышленным именем, пользователь интернета, он же тролль, начинает свою работу.
Троллинг – это новая форма социальной агрессии и он обладает своими характерными чертами:
Можно условно сравнить троллинг с энергетическим вампиризмом, потому что создаётся такое напряжение в обществе, что происходит выплёскивание агрессии даже не у совсем конфликтных людей. Этой энергетикой и питаются тролли.
Тролля распознать довольно просто. Если вы заметили, что ваш собеседник вдруг стал уходить от основной темы, плавно или резко переводит разговор на совершенно посторонние вещи, постоянно придирается к словам, даже обращает внимание на грамотность человека, навязывает свои мысли в агрессивной форме, оскорбляет вас и всячески выводит вас из равновесия, то перед вами настоящий Тролль.
Интернет-сленг
Интернет - общественное пространство, образующее собой огромное сообщество пользователей. В любом таком сообществе неизбежно появляется свой “язык”, жаргон, или сленг. В сети можно найти множество словарей интернет-сленга. Данный словарь лишь один из них.
Отдельной частью сетевого языка являются сокращения. Большинству из нас известны хо, lol, omg. Все они имеют английское происхождение. В последнее время в русский сегмент интернета попадает все больше подобных сокращений, но мало кто знает, что значат все эти IRL или IDK. Данный, хоть и неполный, список поможет разобраться с некоторыми из них.
Если с неформальным сетевым общением все более или менее понятно: оно мало отличается от живого, то с формальным могут возникнуть проблемы. Несомненно, его правила куда более ярко выражены и обязательны. Вот наиболее значимые из них:
Правильно: 2 дня.
Неправильно: 7 дней;
Прежде всего нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе:
Глава 2. Практическая часть
Среди учащихся и взрослых нашего учреждения был проведен опрос по правилам общения в сети Интернет. Как выяснилось, многим не знакомо это слово, около половины участников имеют неполное понимание данной проблемы, некоторые считают ее довольно актуальной в современном обществе. На вопрос: «Какие вы знаете и используете правила при общении и Сети?», многие ответили только: «Грамотная речь и вежливость». Возраст многих опрошенных составил около 12-17 лет, поэтому правила делового общения в сети известны не всем.
Кроме этого в 8а классе я провёл урок на тему «Сетевой этикет», где учащимся было предложено пообщаться в форуме, затем в социальной сети и в деловой переписке по электронной почте. Ответы учащихся показали, что некоторые были некорректны в своих высказываниях и употребили нецензурную лексику; некоторые писали сообщения с ошибками, употреблением заглавных букв и восклицательных знаков, и некоторые постеснялись и не стали участвовать в переписке.
На основании проведенного мониторинга можно сделать вывод о среднем уровне информированности учащихся и взрослых о правилах общения в сети Интернет. Моя гипотеза подтвердилась!
А потому, со своей стороны, я вижу важность информирования общества о проблеме культуры общения во Всемирной паутине. Поэтому я создал презентацию и информационные Памятки по этой проблеме. (См. Приложение 1).
Заключение
Возникает вопрос. Как же соблюдать сетевой этикет? Всё очень просто. Интернет – это то же самое общественное место, поэтому нельзя делать те вещи, которые не поощряются в любом цивилизованном обществе. Есть золотое правило «Поступайте с другими так, как вам хотелось бы, чтобы поступали с вами». Никогда не забывайте об этом, выходя в Интернет. Мы общаемся не с компьютером, мы общаемся с людьми. Давайте помнить, что по другую сторону монитора сидит живой человек. Каким бы образом ни осуществлялась коммуникация через чат, электронную почту, группы новостей, форумы, социальные сети или сетевые игры помните, на другой стороне люди, а не машины.
В данном исследовании я рассмотрел понятие сетевого этикета, возможные своды правил как для неформального, так и для делового общения в сети, а также явления, нарушающие их.
Надеюсь, что представленный мной исследовательский проект был полезным и смог заинтересовать вас. Более подробную информацию по данной теме вы можете найти в печатном виде проекта.
Список литературы
Информационные ресурсы:
https://sites.google.com/site/nepeyndara/home/netiket
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Рождественский венок
Прекрасная арфа
Где спят снеговики?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны