Работа создана по положению туристско-краеведческого движения «Отечество». Ученица рассказала о роли музыки в развитии и становлении личности, о тех учителях, которые стояли у истоков развития музыкальной школы г. Нефтекумска, о талантливых выпускниках школы и учащихся, о их достижениях. Работа учащейся имеет огромное значение. Так как рассказывает об истории развития музыкальной школы, её традициях, её роли в воспитании подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние НДМШ на развитие личности | 870.81 КБ |
«Отечество – 2017 »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Культурное наследие
Тема: « Влияние Нефтекумской детской музыкальной школы на развитие личности »
Автор работы:
Мусакадиева Асият Данияловна,
ученица класса 9 А МКОУ СОШ № 3
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Нефтекумск,
Ставропольского края
Адрес:
356880, Ставропольский край,
Г.Нефтекумск,
2-21-15,
Телефон: 89383046696
Руководитель:
Мусакадиева Анжела Абдулаевна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ СОШ № 3
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Нефтекумск,
Ставропольского края
тел. 89896634678
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
2. Материал, место и методика исследования 3. Результаты исследования. « Влияние Нефтекумской детской музыкальной школы на развитие личности»
3.1 Как это было? 3.2 Традиции НДМШ
3.3 Деятельность НДМШ
Выводы Заключение Источники
Литература
Приложения
Введение
Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В.А. Сухомлинский.
Звуки музыки рождают в нашей душе гамму самых различных чувств: восторг, радость, любовь, грусть и вдохновение. Музыка сопровождает человека всю жизнь, поддерживает в трудные моменты жизни, напоминает о его высоком предназначении, помогает забыть горе, страдания. В рассказе К.Г. Паустовского «Мёртвый город» описывается Севастополь в годы гражданской войны. Писатель воссоздаёт атмосферу «мёртвого» города, мрачную обстановку голода, бесприютности, отчаяния. Среди всего этого хаоса « в дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского»[1]. Люди, забыв о невзгодах, как очарованные, слушают эти прекрасные звуки, перевернувшие им душу, заставшие забыть о злобе, ненависти, отчаянии. Работа над этим проектом помогла осознать, какую роль в моей жизни сыграли годы учёбы в музыкальной школе. В наше непростое время очень актуальной стала проблема сохранения духовных ценностей: доброты, душевной чуткости, благородства. Музыка – это поэзия души, её полёт, стремление выразить в звуке свои мысли, чувства, переживания. В тяжёлые блокадные дни, когда жители Ленинграда умирали в своих квартирах от голода и холода, из радиоприёмников лились величественные звуки 7 симфонии Д. Д. Шостаковича, которые вселяли в сердца людей надежду на скорое освобождение от фашистских захватчиков, снятие блокадного кольца.
Проблема: возможно ли воспитание полноценной личности с помощью музыкального образования?
Цель работы - рассказать о деятельности музыкальной школы нашего города.
Задачи:
- собрать сведения об истории музыкальной школы;
- рассказать о роли музыкальной школы в воспитании детей;
- узнать об учителях, ребятах и их достижениях;
- систематизировать и обработать собранную информацию, оформить в виде исследовательской работы
Гипотеза: В становлении подрастающего поколения огромную роль играет музыкальное воспитание. Здесь формируется полноценная личность: творческая, мыслящая, активная. Преподаватели не просто учат ребят музыке, это ещё и мудрые наставники и воспитатели.
1
1.Обзор литературы
Работа над проектом оказалась нелёгкой, так как литературы, которая бы освещала данный вопрос, практически нет. Есть отдельные статьи в газетах «Восход» и «Вести Нефтекумья», совсем немного информации на официальном сайте НДМШ. В основном в своей работе я опиралась на рассказы учителей и учеников музыкальной школы, их воспоминания. Огромную ценность представляют альбомы фотографий из архива НДМШ, (Приложение 1, 2) так как они отражают жизнь школы в разные годы её деятельности.
2.Материал, место и методика исследования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нефтекумская детская музыкальная школа» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края- это культурный и досуговый центр, центр музыкальной жизни города.
Предмет исследования: история и работа детской музыкальной школы, её влияние на развитие личности ребёнка.
2.1 Место исследования
г. Нефтекумск, Ставропольского края
2.2 Методы исследования:
Беседы, интервью.
Работа с документами, фотографиями.
Анализ полученной информации.
Результаты исследования.
3. « Влияние Нефтекумской детской музыкальной школы на развитие
личности»
2
3.1 Как это было?
В далёком 1958 году в ногайской степи начал строиться посёлок нефтяников. Со всей страны стали съезжаться инициативные и смелые молодые люди, чтобы осваивать новые месторождения. Были построены новые дома, больница, школа, инфраструктуры. Музыкальная школа была открыта в 1963 году в Клубе Строителей под руководством старшего преподавателя Маргариты Петровны Новиковой. Всего на тот момент в школе было 20 учеников и 3 преподавателя. Затем какое-то время занятия проходили в 17 общежитии. Позже музыкальная школа переносится на 1 этаж жилого дома по адресу: 1микрорайон, 10 дом. Классы помещались в двух подъездах. Всего было открыто 5 классов по 20-25 человек в каждом: класс фортепьяно, баяна и аккордеона, гитаристов, балалаечников, домбры. С 1996 года находится по нынешнему адресу на улице Строителей, д. 22. Директорами в разные годы были Юрий Александрович Украинцев, Погосова Зинаида Филлиповна, Ольга Игоревна Степпе, Лесникова Наталья Александровна, Фуш Вильгельм Иванович, Холинова Тамара Алексеевна, Ганцева Ирина Юрьевна, Сологубова Татьяна Аркадьевна. Все эти замечательные и энергичные руководители приложили массу усилий, чтобы поднять уровень подготовки учащихся, их профессионализм, чтобы охватить музыкальным воспитанием как можно больше учащихся. С каждым годом количество учащихся увеличивалось. Так в 1980-1990гг. количество учащихся достигало до 250 человек. В 2000-2010 годы наблюдается небольшой спад, количество учащихся колеблется от 180 до 220. В 2016-2017 учебном году в музыкальной школе обучается 198 учеников.
3.2 Традиции НДМШ
В музыкальной школе существуют свои традиции. Самая любимая традиция - это классные часы с чаепитием, на которые иногда приглашаются
3
родители. Ребята с удовольствием показывают, чему они научились, играют на инструментах, поют. С первых лет работы сложилась традиция проводить в конце учебных четвертей и года отчётные концерты с участием воспитанников и учителей для родителей и гостей. Позже в 1980-1990 годы отчётные концерты проводились в Доме Культуры (Приложение 3, 4). Также с недавних пор концерты проходят на улицах города: на площади, возле памятника нефтяникам и т.д. Самая трогательная, на мой взгляд, традиция – это посвящение первоклассников в «Юные музыканты» (Приложение 5, 12). На праздник приходит музыкальная фея, которая устраивает различные конкурсы. Символ посвящения - булочки в форме скрипичного ключа. Добрая традиция преемственности поколений – семейное музицирование (Приложение 11). Совместная подготовка и выступления помогают взаимопониманию между детьми и родителями, способствуют укреплению семейных отношений. Конечно, самая ценная традиция – это сольные концерты ребят. Здесь ребята приобретают первый опыт серьёзных выступлений, учатся преодолевать страх сцены, развивают исполнительское мастерство. Лучшая из традиций, конечно, возвращение выпускников в качестве учителей в родную музыкальную школу. Так, в стены школы в своё время вернулись преподавать бывшие её ученики: А.В. Чеботаев, Е. Линченко, О.В. Киселёва, О.А. Поминова, Л.Д. Дубина, Г.А. Сингурова, Е. П. Сингурова (Приложение 10, 14).
3.3 Деятельность НДМШ
Ганцева Ирина Юрьевна - преподаватель сольного пения, домбры, гитары. Приехала из города Орджоникидзе в 1980 г. Директором в те годы была Ольга Игоревна Степпе. Попала в класс Фуша Вильгельма Ивановича, преподавателя фортепиано. Ирина Юрьевна с теплотой вспоминает: «Вильгельм Иванович вел аккордеон, оркестр народных инструментов и
4
старший хор школы. Мы очень любили посещать оркестр народных инструментов, произведения были сложные, но нам нравилось слушать, как
наши партия вливается в партию всего оркестра, получалось очень красиво». Ребята участвовали в конкурсе оркестра народных инструментов, ездили в г. Буденновск. Играли И. О. Дунаевского, с увертюрой из кинофильма «Дети капитана Гранта», русские народные, М. П. Мусоргского «Гопак».
Фуш Вильгельм Иванович был эрудированным преподавателем, который хорошо разбирался в истории, в музыке и в литературе.
В 1982 году Ирина Юрьевна Ганцева стала студенткой музыкального училища города Ставрополя. « Я в себе сомневалась, не верила, думала, не потяну, но это оказалось делом моей жизни, за это благодарна своему учителю Фушу Вильгельму Ивановичу», - сказала в интервью Ирина Юрьевна. В НДМШ она работает с 1993 года. Некоторые её ученики связали жизнь с музыкой. Это Кабанова Аня, она сейчас живет на Севере и ведет ансамбль ложкарей. Вольвоч Ирина в п. Затеречном руководит ансамблем «Славяночка», играет на аккордеоне.
Гавриленко Андрей (Приложение 8), очень способный аккордеонист, участвовал в зональном конкурсе в городе Буденновске, получил грамоту. Клинчаева Софья и Ковалева Ирина в международном конкурсе вокалистов в г.Пятигорске заняли второе и третье место (Приложение 15), также в г.Ставрополе, в краевом конкурсе «Поющий мир». В 2013 году в г. Пятигорске на первом Всероссийском конкурсе «Играй гармонь, звени частушка» Клинчаева Софья стала «Лауреатом III степени», а Ковалева Ирина «Дипломантом III степени» (Приложение 15). В конкурсе «Солдатский конверт» в г. Нефтекумске участвовали Габидуллин Дмитрий и Тимофи Артем (Приложение 15), получили призовое место в номинации «Лучшее исполнение песен о воинской дружбе». Сейчас Ирина Юрьевна готовит Сеитову Алину, гитаристку, на районный конкурс. В мае проходил концерт у памятника
5
нефтяникам, выступал хор первых классов, вокальный ансамбль «Семицветик» и Ахметова Сахита (Приложение 15). В январе был традиционный районный конкурс духовной музыки «Седьмой фестиваль», выступала группа хора первых классов (Приложение 15). Ирина Юрьевна и сама участвовала с Сингуровой Евгенией Павловной в районном конкурсе преподавателей «Многоголосье талантов». От своих учеников Ирина Юрьевна ждёт новых побед, ярких талантов, чтобы они были продолжателями её дела, чтобы музыкальная школа процветала.
Дмитрян Галина Николаевна, преподаватель фортепиано и синтезатора. Училась с Холиновой Тамарой Алексеевной в Минераловодском музыкальном училище. В НДМШ работает с 1996.
Ученики Галины Николаевны участвовали в разных районных конкурсах. Саша Гурьянова играла на пианино, занимала много мест (Приложение 9). Сагайдак Влад тоже участвовал в конкурсе пианистов. Среди концертмейстеров заняла второе место Настя Антипова.
Галина Николаевна видит перспективу развития музыкальной школы в том, что сейчас дети приходят в шесть-семь лет, много первоклассников общеобразовательных школ (Приложение 8). Поменялись приоритеты: раньше ходили заниматься на аккордеоне, фортепиано, а сейчас на синтезаторе и сольным пением. Учащиеся музыкальной школы, по мнению Галины Николаевны, добрее, более открытые, всегда думают, к чему приведут их поступки. «Мне кажется, мы не только пальцы развиваем, но и еще душу», - признаётся учитель.
Киселева Ольга Викторовна (Приложение 9), заведующая народным отделением, преподаватель баяна, гитары. В 1982 году поступила учиться в музыкальную школу, по классу баяна к А.В. Чеботаеву, его первая выпускница.
6
Окончила музыкальную школу в 1988 году и поступила в Ставропольское музыкальное училище. В 2000 году приехала работать в НДМШ. Её первый
ученик Кабанцов Константин, баянист, поступил в музыкальное училище. В феврале Ольга Викторовна проводит концерт класса по произведениям
Иванова-Крамского. В 2010 году Ольга Викторовна создала ансамбль ложкарей. Они принимали участие в конкурсах «Солдатская чайная». Так же
участвовали в краевых, районных и зональных конкурсах. Кабанцов Костя, Гогин Денис, Шаффнер Неля.
Самокиш Валентина Сергеевна - преподаватель фортепиано и синтезатора. Работает учителем с 1965 года, из них последние 15 лет в НДМШ. Многие её ученики выбрали музыку, работают сейчас по всей России.
«Для меня моя работа, это вся жизнь. Я не представляю жизнь без детей», - признаётся Валентина Сергеевна. Преподаватель вспоминает о том, что раньше было очень много талантливых детей, в школу принимали на конкурсной основе. Валентина Сергеевна, считает что музыка – это великий труд, и для того чтобы раскрыть свой талант, надо заниматься за инструментом.
Сингурова Евгения Павловна, преподаватель вокала, ансамбля, бывшая выпускница, училась на фортепиано у Холиновой Тамары Алексеевны. В НДМШ работает с 2004 года. Преподавала сольфеджио и музыкальную литературу. Позже сольное пение, затем вокальный ансамбль и хор. «Если от природы ребенку дано петь, то я развиваю его талант. Если ребенок трудолюбивый, настойчивый, значит с ним легко работать в дальнейшем», -рассуждает Евгения Павловна. Сейчас преподаватель руководит ансамблем «Концертина», который участвует в районных, краевых, всероссийских, международных вокальных и джазовых конкурсах, заслуживает лауреатов I и II степени. Её вокалисты - активные, одаренные ученики: Никита Козлов, Мария Шегай, Валентин Сотников. Валентин Сотников получил «Гран-при» на
7
Всероссийском конкурсе. Алла Синеокова в межрегиональных конкурсах становилась лауреатом. Самой маленькой ученице, Лащиковой Анастасии,
шесть лет. Она участвовала во Всероссийском конкурсе, в крае на конкурсе «Ступень к Мастерству» стала «Лауреатом I степени».
В этом году в музыкальное училище поступают двое её учащихся: Ахмедова Милана и Сотников Валентин. От своих учеников Евгения Павловна требует внимательности, стремления к лучшим результатам.
Евгения Павловна сама участвовала в краевом «Солдатском конверте», заслуживала звание «Лауреата I степени». Также как руководитель районных хоров, участвующих ежегодно в Тысячном хоре, получила награду из рук губернатора Ставропольского края В.В.Владимирова (Приложение 15).
Выводы
В результате проведенной работы цель исследования была достигнута. НДМШ играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Она развивает ребёнка, воспитывает его, учит добиваться поставленных целей. Важно сохранить добрые традиции, сложившиеся в школе и передать их большему количеству детей. Музыка - в первую очередь культура, при занятиях вокалом развивается артикуляция, сольфеджио тесно связано с математикой. Нефтекумская детская музыкальная школа - это не только дополнительное образование для детей, она еще и развивает способности и душу, раскрывает потенциал ребенка, предоставляет выбор. Учителя здесь и добрые, и строгие, но всегда справедливые, стремятся научить детей развивать талант. В основе успехов и достижений учащихся лежит их титанический труд. В каждом классе есть особые традиции. В НДМШ ребята учатся одерживать первые победы (Приложение 13), становятся увереннее в себе, приобретают лучшие человеческие качества.
8
Заключение
Окунувшись в прошлое, я почувствовала и себя сопричастной к истории своего города. Музыка в моей жизни занимает особое место, я сама выпускница НДМШ по классу фортепиано и продолжаю обучение на гитаре, поэтому
посчитала своим долгом рассказать о деятельности школы, подчеркнуть особую её роль в становлении человеческой личности. Историю города нужно собирать по крупицам, пока живы люди, которые помнят о минувшем, чтобы сохранить память о людях и событиях. Надеюсь, что мой скромный вклад
поможет дальнейшему изучению деятельности НДМШ и сохранится память о тех учителях, которые стояли у её истоков.
9
Литература
1.К.Г. Паустовский. «Мёртвый город» . - http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/chernoe/more/mertvyj-gorod.htm
Источники
2.Географическое положение Нефтекумска. -https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтекумск
3. Документы и фотографии из архива НДМШ.
4. Статьи из газет «Вести Нефтекумья» и «Восход».
5. Интервью учителей НДМШ.
Приложения
Приложение 1. Прошлый век, сохраненные ценности. Выпускной май 1981г.
Приложение 2. Оркестр народных инструментов.
Приложение 3.Концерт в ДК «Нефтяник»
Приложение 4. Выступления учащихся. Рис. 5
Приложение 5. Праздник первоклассников
Приложение 6.Выпускной.
Приложение 7. Оркестр народных инструментов.
Приложение 8. Новое поколение, новые таланты. Гавриленко Андрей, победивший в зональном конкурсе Дмитрян Галина Николаевна и её первоклассники.
Приложение 9. Ступеньки к успеху. Дмитрян Галина Николаевна со своей ученицей Гурьяновой Александрой. Преподаватель Киселёва.
Дмитрян Галина Николаевна на открытом уроке по С. Рахманинову.
Приложение 10. Оркестр преподавателей.
Приложение 11.Семейное музицирование. Семья Гандембул. Семья Шелудько.
Приложение 12. Традиции школы. Праздник первоклассников 2008 г.
Приложение 13. Первые победы.
Приложение 14. Гордость Нефтекумья-его люди.Юбилей школы.
Приложение 15. На пути к успеху. Достижения.
Иван Васильевич меняет профессию
Тупое - острое
Хитрый коврик
Как Снегурочке раскатать тесто?
Глупый мальчишка