Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
Задача – сравнить повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба», новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» и рассказ М.Горького «Мать изменника», раскрыть понятия чести и предательства, выявить причины, приведшие Андрия и Фортунато к предательству, попытаться понять, что привело Тараса Бульбу, Маттео Фальконе и Марианну к сыноубийству.
Актуальность темы работы очевидна. Вопросы чести, предательства, наказания, по моему мнению, вечные.
Методы исследования: анализ повести Гоголя «Тарас Бульба», новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе» рассказа М.Горького «Мать изменника», критической литературы, сопоставительный анализ эпизодов произведений, героев, опрос учащихся 7 класса, преподавателей и родителей по теме исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_babaniyazova_2019.docx | 42.15 КБ |
Содержание
Введение. …………………………………………………………. 2-3 стр.
Глава 1. Законы и обычаи корсиканцев, «товарищества» (запорожцев) и героев средневековья……………………………………………… 4-5 стр.
Глава 2. Истоки предательства героев повести Гоголя, новеллы Мериме и рассказа Горького…………………………………………………..5-7 стр.
Глава 3. Доброе имя и честь в понимании Тараса Бульбы, Маттео Фальконе и Марианны. Наказание за предательство……………………... 8-12 стр.
Заключение ………………………………………………………...13-14стр.
Использованные источники ……………………………………….15 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Береги честь смолоду…
(русская пословица)
Понятия честь, совесть, ложь, предательство вечны. Они актуальны в любое время, независимо от моды или от века, как сама жизнь.
Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
Потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе, либо лишается жизни.
Предательство... Трудно оказаться в роли преданного, ещё труднее - в роли предателя. Но, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось...Предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека.
Всегда трудно судить о таком понятии как предательство. Возможно, у людей есть оправдания, однако душевная боль преданного человека будет жить в его сердце всегда. Я думаю, что честность и искренность в отношениях между людьми, нравственность и просто сострадание друг к другу - верный способ избежать предательства.
Очень сложно пережить предательство близкого человека. И тем оно больнее для нас , чем ближе был предавший нас человек, чем больше мы ему доверяли.
Николай Васильевич Гоголь, Проспер Мериме М.Горький поднимают в своих произведениях проблему чести и предательства. И Гоголь, и Мериме,и Горький помогут мне постичь такие понятия, как честь, предательство, доверие. Заставят задуматься над вопросами: в чём смысл жизни? Что такое счастье?
Задача – сравнить повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба», новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе» и рассказ М.Горького «Мать изменника», раскрыть понятия чести и предательства, выявить причины, приведшие Андрия и Фортунато к предательству, попытаться понять, что привело Тараса Бульбу, Маттео Фальконе и Марианну к сыноубийству.
Актуальность темы работы очевидна. Вопросы чести, предательства, наказания, по моему мнению, вечные.
Методы исследования: анализ повести Гоголя «Тарас Бульба», новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе» рассказа М.Горького «Мать изменника», критической литературы, сопоставительный анализ эпизодов произведений, героев, опрос учащихся 7 класса, преподавателей и родителей по теме исследования.
ГЛАВА 1. ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ КОРСИКАНЦЕВ,
«ТОВАРИЩЕСТВА»(ЗАПОРОЖЦЕВ) И ГЕРОЕВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В каждом художественном произведении писатель так или иначе рассматривает различные нравственные проблемы: долга и безответственности, совести и бессовестности, гордости, чести и т. д. Это то, что мы называем вечными ценностями, те проблемы, которые продолжают волновать людей на протяжении десятилетий и даже веков. В поле нашего зрения попадает и такое качество человека, свидетельствующее об определенной степени его падения, как способность к предательству.
Проследим историю чести и предательства в повести «Тарас Бульба», новелле «Маттео Фальконе» и в рассказе «Мать изменника», узнаем, что значит «доброе имя» для главных героев произведения и что же привело их к убийству своих сыновей?
Сравним законы и обычаи корсиканцев и «товарищества»(запорожцев), постараемся узнать о быте и нравах запорожцев и корсиканцев и что превыше всего они ценят в жизни.
Это станет возможным, если мы откроем некоторые особенности мировосприятия корсиканцев первой четверти XIX века. Гористый остров, покрытый зелёными маки, скромные, но крепкие дома пастухов, стада коз и овец, простой быт. Суровые условия жизни рождают суровых людей. Главная ценность для них даже не богатство (богатство горцев весьма относительно!), а свобода и честь. Здесь всё решается непосредственно, на месте. Тот, кто пролил чужую кровь, должен заплатить за это своею собственной. А право на его кровь получают родственники убитого. И только. Потому преступника не выдадут властям (им не очень доверяют). Закон кровной мести - древний и, с нашей точки зрения, дикий, варварский.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Самая страшная казнь была за смертоубийство - убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». «Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.
Место и время событий в рассказе «Мать изменника» не указано, но по деталям и описанию мы можем предположить, что герои живут в средневековье в большом городе-крепости. Именно в средние века зародилось такое понятие, как настоящее рыцарство», которое неразрывно связано с честью, достоинством, подвигом, воинской славой. Сын Марианны вырос красивым, умным и храбрым. Она очень гордилась им и ничуть не удивлялась, ведь ее сын и должен быть таким.
ГЛАВА 2. ИСТОКИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ГЕРОЕВ
ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ, НОВЕЛЛЫ МЕРИМЕ И РАССКАЗА ГОРЬКОГО
Авторы ставят героев перед выбором, где каждый должен принять решение. Глубокому психологическому анализу подвергается поведение Андрия. Художественные детали используются в создании характера Фортунато и сына Марианны.
Андрий слишком человечен, чтобы быть хорошим запорожцем. Чрезмерная утонченность и развитость его душевной жизни, несовместная с верностью отцовским заветам, вот первопричина нравственного падения. Податливость на страшный соблазн женской красоты - всего лишь следствие непоправимой смены жизненных ориентиров. Андрий не может не тянуться к женщине, ибо она изменчива, психологична, восторженна, как он сам. Неудивительно поэтому, что в конце концов он выпадает из великого казачьего единства. Ради любви к полячке Андрий готов пожертвовать всем, что связывало его с семьёй, верой, миром Запорожской Сечи, родиной.
А что же Фортунато? Само имя его означает “счастливчик”. О мальчике говорят, что он подаёт “уже большие надежды”, ему предсказывают: “Ты пойдёшь далеко”. Действительно, Фортунато на редкость ловок, сметлив, расчётлив. Прежде всего - расчётлив. Вот юный Фальконе греется на солнце в ожидании отца - о чём он мечтает? О воскресной поездке в город к своему дяде, капралу: там его ждут подарки - блага цивилизации. Очевидно, что устремления отца и сына - пусть пока в мелочах - расходятся.
Фортунато совершит предательство - не из страха (мальчик храбр и на всём свете боится только отца), не из глупости (подвергшись допросу сержанта вольтижеров, мальчик с блеском парирует все его уловки и угрозы). Юного Фальконе погубили страсть к коммерции и стремление первенствовать. При виде серебряных часов, которыми подкупает его сержант, Фортунато мигом теряет весь свой разум и здравый смысл. Доводом, добившим его, становится издёвка сержанта: “…У сына твоего дяди уже есть часы… правда, не такие красивые, как эти… а ведь он моложе тебя”. Мысль, что кто-то опередил его, нестерпима для мальчика, и он уступает преступному искушению.
Сын Марианны- красивый мужчина, умный и храбрый предводитель, мужественный и сильный воин. Как и Андрий, он перешел на сторону врага и стал изменником. Город, в котором он вырос, был единственной преградой на его пути к славе бесстрашного завоевателя. Сын Марианны щадил родной город только потому, что там жила его мать. Но когда она ушла оттуда, уже ничего не мешало это сделать. Мать пыталась пробудить в своем сыне чувство любви к Родине, своему городу, раскаяние за предательство, но не смогла убедить сына снять осаду и прекратить сеять смерть, потому что он был ослеплен жаждой славы и разрушений.
Сходство:
Андрий, Фортунатто и сын Марианны совершили предательство, предали близких, не оправдали надежд, возлагаемых на них.
Различия:
Андрий | Фортунато | Сын Марианны |
Дерзость поступков, сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига, тонкая душевная организация, способность чувствовать красоту, умение увертываться от наказания. Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него не существовало. | Фортунатто не боится ни бандитов, ни полиции, но оказывается бессильным перед соблазном обогащения, смело отвечает на вопросы. Гордится, что его отец - уважаемый человек. Вывод: Страстное желание получить часы пересилило долг гостеприимства. | Красивый, умный, предводитель. Мужественный, храбрый воин, любит свою мать, искренне рад, когда она пришла к нему. Мечтал стать героем любым путем, чтобы его имя пережило века. Вывод:Стал изменником, чтобы прославиться. не понимал истинного значения слова «герой» |
На вопрос: являются ли предателями герои исследуемых произведений, учащиеся 7-х классов ответили следующим образом:
«Да» - 27 учащихся
«Нет» - 2 учащихся
Андрий и сын Марианны- предатели, а Фортунато - нет - 9 учащихся
ГЛАВА 3. ДОБРОЕ ИМЯ И ЧЕСТЬ В ПОНИМАНИИ ТАРАСА БУЛЬБЫ И МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ, МАРИАННЫ. НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Что является главным в жизни для Тараса Бульбы, Маттео Фальконе и монны Марианны? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробнее остановиться на характеристике главных героев, сравнить их образы.
Тарас Бульба - мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Вырастив в строгости двух сыновей, Остапа и Андрия, Бульба только и мечтает о том, как будет гордиться их ратными подвигами. Андрий, полюбивший панночку, дочку польского воеводы, перебегает на сторону врага. И несмотря на отцовские чувства, Тарас выносит приговор изменнику.
– Ну, что ж теперь мы будем делать? – сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
– Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
-Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!-сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий: видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны,или матери,или братьев-это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Не чувствуя жалости, он казнит Андрия, считая, что именно такой позорной смерти достоин предатель. Это был настоящий патриот, для которого главная цель - освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения, Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю.
Тема народа как хранителя жизненной энергии нации, как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль и в творчестве Мериме. Он обращается к людям, стоящим за пределами общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера, страстность натуры, бескорыстие, внутренняя независимость.
Именно таким человеком является главный герой новеллы - Маттео Фальконе. Изображая благородные, героические черты его облика, Мериме не скрывал и отрицательных, уродливых сторон его сознания, порожденных окружавшей его дикостью, отсталостью, нищетой, несмотря на то, что он был из достаточно зажиточной семьи.
При чтении произведения можно поразиться одному факту. Когда Маттео сообщили, что поймали разбойника - Джаннето Сампьеро, совершившего много проступков, преступлений (от его рук пострадало и семейство Фальконе – он украл дойную козу), он находит оправдание такому поступку, говоря, что тот был голоден. Маттео даже сочувствует Джаннето: «Бедняга!» Однако сына своего он не пожалел, он даже не захотел его слушать. Фортунато предал корсиканские законы, нарушил нормы морали той среды, в которой живет. Маттео решил наказать своего сына.
Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились, а Фальконе по-прежнему не сводил с него своих рысьих глаз. Наконец он стукнул прикладом о землю и, вскинув ружье на плечо, пошел по дороге в маки, приказав Фортунато следовать за ним. Мальчик повиновался. Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.
— Ведь это твой сын! — вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в его душе.
— Оставь меня, — сказал Маттео. — Я его отец!
Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг. Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла.
— Фортунато! Стань у того большого камня.
Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.
— Молись!
— Отец! Отец! Не убивай меня!
— Молись! — повторил Маттео грозно.
Запинаясь и плача, мальчик прочитал «Отче наш» и «Верую». Отец в конце каждой молитвы твердо произносил «аминь».
— Больше ты не знаешь молитв?
— Отец! Я знаю еще «Богородицу» и литанию, которой научила меня тетя.
— Она очень длинная… Ну все равно, читай.
Литанию мальчик договорил совсем беззвучно.
— Ты кончил?
— Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!
Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:
— Да простит тебя бог!
Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.
Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой, чтобы закопать сына. Не успел он пройти и нескольких шагов, как увидел Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.
— Что ты сделал? — воскликнула она.
— Совершил правосудие.
Приговор, вынесенный Фортунато отцом, выражал нравственное отношение к предательству всего народа.
Марианна в рассказе М.Горького не просто мать отдельного человека, она-олицетворение Всечеловеческой матери, которая дала жизнь всему живому. Как любая мать, она любит своего сына, хочет гордиться им, но он стал предателем, сеятелем зла и смерти. Она видит страдания других матерей, потерявших своих мужей и сыновей, чувствует всем сердцем их горе. В том, что это происходит, винит и себя, потому ходит по городу только ночью, как тень. Миссия матери на земле-дарить и охранять жизнь, а ее сын был против смысла жизни своей матери. Она не может отказаться от сына, разлюбить его, каким бы он ни был, но и простить его, жить с таким грузом она тоже не может.
С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
– Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, – говорил ее сын, – если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их – всегда при этом много неверных ударов, – говорил он, рассматривая свой меч.
Мать сказала ему:
– Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…
Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
– Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
– А женщины? – спросила она, наклонясь над ним.
– Их – много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.
Она спросила его в последний раз:
– И ты не хочешь иметь детей?
– Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы мстить за них.
– Ты красив, но бесплоден, как молния, – сказала она, вздохнув.
Он ответил, улыбаясь:
– Да, как молния…
И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер – ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
– Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
И тот же нож, еще теплый от крови его – ее крови, – она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, – если оно болит, в него легко попасть.
Её сердце разрывается, поэтому она убивает и его, и себя. Это двойное убийство даёт жизнь родному городу, убеждает врагов в бессмысленности разрушения, восстанавливает доброе имя матери, оберегающей жизнь.
Сходство:
Мужественные, отважные, уважаемые всеми люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при исполнении долга, совершили убийство сыновей.
Интересно, как участники опроса ответили на вопрос «Является ли возмездие справедливым?»
Учащиеся 7 класса:
«Да»-мальчики(5 человек),
«Нет»-мальчики(13 человек), девочки(11 человек)
Преподаватели и родители:
«Да»- никто
«Нет»- 11 человек
«Не могу однозначно ответить»- 7 человек
Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей. Монна Марианна, убив своего сына, потеряла смысл жизни, не может жить дальше с тяжким грузом на душе и убивает себя. В этом –главное отличие между поступками Маттео Фальконе, Тараса Бульбы и Марианны. Таким образом, Тарас – сын своего жестокого времени, который гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Маттео Фальконе – герой, совершивший правосудие. Монна Марианна- прежде всего женщина, мать, призванная спасать жизнь в общечеловеческом понимании. Исключительная по своей природе ситуация сыноубийства выступает как закономерное проявление сильных и цельных натур Маттео, Тараса и Марианны. Слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не только казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство. Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей. Отношения между людьми строятся на взаимопонимании, любви, добре. Путь к добру – в этом и есть смысл жизни человека. Быть верным своей семье, друзьям, городу, стране, народу –только так можно пройти этот путь достойно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В произведениях художественной литературы поднимаются такие общечеловеческие проблемы, как бесчестье, неуважение, предательство, которые были во всех веках предметом осуждения, позора, отвержения. А умение любить Родину, свой народ, высоко нести в себе чувства собственного достоинства чести всегда было достойно глубокого уважения.
При чтении и анализе данных произведений я испытала противоречивые, сложные чувства. Трудно определить своё отношение к героям произведений, потому что их представления о чести и бесчестии, верности и предательстве, наверное, справедливы, но слишком жестоки. Трудно говорить о справедливости возмездия.
Казак покарал взрослого человека, сознательно предавшего своих, перешедшего на сторону врага. Возвышенная любовь Андрия к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне.
Но что-то мешает признать правоту Маттео. Поражает сила его характера, выдержки, несгибаемость, неуступчивость, но эти качества, проявившиеся в таком бесчеловечном поступке, пугают. Хотя я понимаю, Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой - считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.
Поступок Марианны потрясает до глубины души. Невозможно прочувствовать и сотой доли того, что испытала мать, прежде чем совершить убийство своего единственного сына. Но иначе поступить она не могла. Ее материнское сердце разрывалось на части, поэтому она исполняет свой долг матери до конца.
Один великий человек сказал, что самое главное – не осуждать и не оправдывать, а понять, почему человек так поступил.
Соотнося эти произведения с современностью и с моей точкой зрения, хочется вспомнить стихотворение Б.Пастернака «Учись прощать»
Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Анненкова Е.И. Повесть "Тарас Бульба" в контексте творчества Н.В.Гоголя. //Анализ художественного произведения. M., 1987. С. 59-73;
2. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Повесть. Изд. 7-е. Послесл. С. Машинского. М., «Детская литература», 1978.
3.Голубков М. М. Максим Горький. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Учебная литература, 2004.
4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 137-187
5. Мериме Проспер. Хроника царствования Карла IX. Новеллы. Пер. с фр. – М.: Худож. лит., 1984.
6. Свердлов М. Шедевр Проспера Мериме «Матео Фальконе». "Литература" Издательский Дом "Первое Сентября",№ 38/2004
7. Турбин В.Н. Герои Гоголя. M., 1983. С. 27-40
8. http://all-biography.ru/books/gogol/taras-bulba/istoriya-sozdaniya-povesti
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тарас_Бульба https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тарас_Бульба
10. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/svedlov-shedevr-merime-falkone.htm
Растрёпанный воробей
Каргопольская игрушка
Медведь и солнце
Глупый мальчишка
Шелковая горка