Проблема общения подростков будет актуальна во все времена.
Алексей и Полина подготовили материал и совместно защитили проект "Искусство вести беседу".
Помимо выступления и презентации кнему ребята разработали памятку и подобрали материал для проведения классного часа.
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka.docx | 255.53 КБ |
vystuplenie.docx | 46.27 КБ |
pravila_beskonfliktnogo_obshcheniya_wecompress.com_.pptx | 1.35 МБ |
Памятка «Правила бесконфликтного общения»»
«Безопасные» темы для беседы Погода Домашние животные Увлечения Каникулы (отпуск) Предмет в руках собеседника Факторы бесконфликтного общения Улыбка Доброжелательный тон Вежливость Приветливость Открытость Заинтересованность Непринужденность жестов Полезные советы
| Беседа – это непродолжительный, неторопливый разговор, обмен мнениями. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. Разные интересы, взгляды, непонимание, часто становится источником ссор Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других. Э. Асадов Народная мудрость Спор – не ссора, бойся ложного задора! В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает.
| «Запретные» темы для разговора Национальность Состав семьи Уровень дохода Семейный статус Здоровье Отношение к религии Вероисповедание Остросоциальные вопросы Когда ты очень раздражен, разгневан… 1.Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой". 2.Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании. 3.Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время. 4.Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. 5.Прогулка способна вернуть душевное равновесие и работоспособность. Упражнение «Лимон» Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение с левой рукой, а затем одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Повторите это упражнение несколько раз. |
Искусство вести беседу. Защита проекта.
Поля:
Григорий Остер «Боренька и Славочка»
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка»
Вынул Славочка карандашише,
Написал в тетрадь: «Ты- дурачище!»
Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеище,
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Лёша: Полина, мы же на защите проекта! А ты начинаешь со стихотворения?!
Поля: Алёша! А какова тема нашего проекта?
Лёша: "Искусство вести беседу". Аааа! Кажется, я понял: ты просто показала нам всем, из-за чего может возникнуть конфликт.
Поля: Конечно же! Вспомни, как иногда бывает и в нашем классе: кто-то сказал обидное слово, а другой тут же ответил...
Вот мы с моим одноклассником Алексеем и решили разобраться: почему возникают конфликты.
Лёша:Цель нашей работы: исследовать основные законы и правила ведения беседы, а также сформулировать советы по бесконфликтному общению в классе.
Поля: Умение поддержать беседу – ценное качество, которое помогает человеку находить друзей и единомышленников. Оно может пригодиться не только в быту, но и на рабочем месте, особенно, если ваша профессия предполагает работу с людьми.
Лёша: Конфликты в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая. А ведь многих конфликтов можно избежать, если знать основные правила бесконфликтного общения.
Поля: Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Лёша: Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Поля: Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
Лёша: Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
Поля: Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
Лёша: В споре будь сдержан и тактичен.
Поля: Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссорапроизошла - скорее помирись.
Лёша: Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Поля: Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Лёша: Избегай конфликтогенов.
Поля: Конфликтоген — это слово, действие или бездействие, которое способно привести к конфликту. Конфликтоген — это необязательно прямое оскорбление; порой безобидное, на ваш взгляд, высказывание может заставить собеседника «взорваться». В роли конфликтогена может выступать интонация, выражение лица — в общем, те вещи, которые мы не всегда контролируем.
Лёша: Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
Нет никакой гарантии, что ваш собеседник будет следовать этому правилу. Вы не можете контролировать поведение второго участника общения, но свое поведение вы контролировать способны. Постарайтесь не реагировать импульсивно на обидные высказывания, жесты, поступки. Конечно, это не значит, что нужно позволять собеседнику садиться вам на шею. Но и на провокации поддаваться не нужно, будьте спокойны.
Поля: Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это
Лёша: незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»)
Поля: негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
Лёша: настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
Поля: указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или унижающие его или его близких («А твой отец — алкоголик!»);
Лёша: решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения ( «Не смей так говорить!»);
Поля: неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
Лёша: ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (такие сочетания даже писать не рекомендуется)
Поля: Проявляйте внимание к собеседнику
Чтобы избежать конфликта, нужно всегда слушать собеседника; вы не обязаны сразу же принимать его точку зрения, но выслушать его необходимо. Разумеется, это требование касается вас обоих: тактично дайте собеседнику понять, что вы тоже хотите быть выслушанным.
Лёша:Критикуйте правильно
Часто причиной конфликта становится несправедливая или некорректно высказанная критика. Для многих людей критика (даже мягкая и справедливая) является конфликтогеном, поэтому критиковать нужно осторожнее.
Поля:Будьте настроены позитивно
Не нужно заранее настраивать себя против собеседника и ожидать конфликта. Будьте позитивны и доброжелательны, постарайтесь заранее сгладить возможные острые углы. Похвалите партнера, сделайте ему комплимент, улыбнитесь, в конце концов.
Лёша:Общение— очень важная составляющая школьной жизни, жизни класса.Мы составили памятку с советами по бесконфликтному общению. И хотим вывесить её в наш классный уголок.
Поля:А ещё подобралиинтересный материал и хотим предложить Ольге Васильевне провести классный час «Как научиться вести беседу и общаться без конфликтов» с разными игровыми упражнениями и тестами.
Лёша:Надеемся,мы научимся задумываться над своими поступками, научимся жить в коллективе, учитывая интересы и возможности окружающих, ведьэто нам так необходимо…
Игровые упражнения и задания
для классных часов
«Бесконфликтное общение»
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается. )
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Ученики. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Ситуации:
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
Ученики. Продолжу играть.
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.(На доске появляется 5-е правило:«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Игра «Трио»
Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)
Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием
Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе.Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.
Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
Учитель.Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте посмотрим сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Инсценировка).
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Учитель. Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики. Нужно уступать друг другу.
Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.
Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.
Сценка «Зеркало»
Роли исполняют учащиеся
Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.
Носорог (Верблюду)Горбун! Горбун!
Верблюд. Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
Носорог (Слону). Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.
Слон. И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!
Носорог (Жирафу).Дяденька, достань воробушка!
Жираф. Сам-то больно хорош!
Автор. Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.
Носорог (Страусу).Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
Верблюд (Носорогу).Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?
Носорог. Конечно! Кто же в этом сомневается?!
Слон. Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)
Носорог. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Автор. И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Учитель. Правильно ли вел себя носорог? Почему?
Ученики. Носорог вел себянеправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.
Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило:«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Упражнение-диагностика «Картинки»
Каждому ребенку раздается лист А 4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Художественные способности здесь не важны, главное – то, каким дети видят свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин дается 10 минут.
Когда картины готовы, каждый по очереди будет презентовать свой рисунок, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.
Вопросы:
♦ Насколько совпадает ваше представление о классе с представлениями других?
♦ С чем вы согласны, а с чем нет?
♦ Что показалось неожиданным?
Упражнение «Ласковое имя»
Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.
Учитель. У нас у всех есть любимое занятие или увлечение, которым мы занимаемся в свободное время. Сейчас каждый из вас расскажет нам о нём, но не словами, а жестами.
Упражнение «Моё любимое занятие»
Каждый из ребят, по очереди, выходит в центр круга и без слов с помощью жестов показывает своё любимое занятие, хобби, вид спорта. Все угадывают, когда желающие выскажутся, ведущий говорит правильный ответ.
Вопросы:
♦ У кого самое необычное увлечение?
♦ Как помогают увлечения в жизни, какие качества они развивают
♦ У кого самое необычное увлечение?
(Подробнее остановиться на совместных увлечениях, командных видах спорта.Подвести к мысли, что вместе можно достигнуть больших успехов, чем одному.)
Слайд 1
Проект по русскому языку Тема: «Искусство вести беседу» Выполнили: Никитин Алексей, Шумайлова Полина Руководитель: Полыгалова Е.В.Слайд 2
Г. Остер «Боренька и Славочка»
Слайд 3
Г. Остер «Боренька и Славочка»
Слайд 4
Г. Остер «Боренька и Славочка»
Слайд 5
Г. Остер «Боренька и Славочка»
Слайд 6
Г. Остер «Боренька и Славочка»
Слайд 7
Тема проекта: «Искусство вести беседу»
Слайд 8
Цели нашей работы: исследовать основные законы и правила ведения беседы; сформулировать советы по бесконфликтному общению в классе.
Слайд 10
Правила бесконфликтного общения:
Слайд 21
Конфликтоген — это слово, действие или бездействие, которое способно привести к конфликту.
Слайд 22
Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
Слайд 23
«На тебя ни в чём нельзя положиться!»
Слайд 24
«Все вы, такие…»
Слайд 25
«Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»
Слайд 26
« А твой отец — алкоголик!»
Слайд 27
«Не смей так говорить!»
Слайд 28
« А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»
Слайд 29
Х
Слайд 30
Проявляйте внимание к собеседнику
Слайд 31
Критикуйте правильно
Слайд 32
Будьте настроены позитивно
Слайд 35
Список использованных источников: Бут-Гусаим Е.В. Бесконфликтное общение: сущность понятия, структурные компоненты (статья)http://edu.grsu.by/alternant/? p=514 2 . Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М., 1955 3 . Мрясова Светлана Дмитриевна Разработка классного часа «Правила бесконфликтного общения» 4. Морина Наталья Николаевна «Секреты бесконфликтного общения» 5. http://homeclass.ru/raznoe/rechevoy-etiket.html (материалы Онлайн Энциклопедии и Библиотеки РГИУ)[09.03.14]
Как нарисовать черёмуху
Сочинение
Шум и человек
Развешиваем детские рисунки дома
Как я избавился от обидчивости