Конспект урока по русскому язуку
по теме "Понятие части речи"
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_konspekt.docx | 32.18 КБ |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: ПОНЯТИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим
грамматическим значением.
Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,
как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое
значение;
развивающая – продолжить формирование орфографических и
пунктуационных навыков, развитие познавательной активности
учащихся;
воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной
темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и
уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского
языка.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Работа по оформлению тетради.
- Прочитайте сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.
II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)
- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.
- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ. Проверка по эталону.)
- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс
- Молодцы!
2. Создание учебной ситуации.
Распределительный диктант.
Запиши слова в три столбика.
Прелестный, пробегал ,беседка ,гигантский, дремал, закуска, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит ,подготовка, проездной, местный, летишь, сковородка, грустный, березка, опередить, положу.
По какому признаку вы распределите эти слова?
Что общего у всех групп слов? (слова с орфограммами в корне)
IV. Самоопределение к деятельности.
1 Сколько слов в русском языке?
2 А во всех языках, вместе взятых?
Представьте мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? ( слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)
Части речи
Самостоятельные Служебные
Существительные Прилагательные
Предлоги Союзы
Частицы
Числительное Местоимение Глагол
По какому признаку можно сгруппировать слова? ( по частям речи)
Дополните схему.
Сформулируйте задачи урока ( повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)
3. Чтение правила в учебнике (стр. 67)
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.
- На какие две большие группы можно разделить слова?
- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?
2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.
3. Почему эти части речи называются служебными? (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)
4. Выполнение упражнения №111 с.67
- Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку.
- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным.
- Прочитайте предложения без служебных слов.
- Какова роль служебных слов в предложениях?
5. Выполнение упражнения № 112 с.67
- Какую роль играют в предложении союзы и предлоги?
- К какой группе частей речи относятся?
- Найдите в предложении числительные.
- На какой вопрос отвечают числительные?
- Объясни написание слов четырнадцать и двенадцать.
- Запишите слово двенадцать в словарик, подчеркни орфограммы и поставь ударение.
- Проверка. Выполнить на доске звуко-буквенный разбор слова дуб.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. | ||
предмет | признак | процесс |
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. | ||
предмет | признак | процесс |
Строит, пишет, строительный, строитель, письмо, писатель, красный, бег, краснеть, бежит. |
Работа по учебнику. Выполнение упражнения №113 с.68
- На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
- Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (род, склонение, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными)
- Какая часть речи связана с существительным? ( прилагательное)
- Как изменяются глаголы? (по числам и временам)
- Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? ( местоимения-существительное – личные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.) местоимения- прилагательные - никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.) , местоимения- числительное - несколько, сколько-нибудь)
vI.Рефлексия
- Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Говорит попугай попугаю:
-Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
VII. ИТОГ УРОКА.
Что нового вы узнали на уроке?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение №114 с.68
Стеклянный Человечек
Упрямый зяблик
Рождественские подарки от Метелицы
Иван Васильевич меняет профессию
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны