Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx | 59.72 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Авторы:
Казанцева
Полина Михайловна,
Богданова
Диана Олеговна
РФ, Ханты - Мансийский
автономный округ
г. Советский
МБОУ СОШ №2
11 «А» класс
Руководитель: Куртеева
Екатерина Владимировна
Г. Советский
МБОУ СОШ №2
педагог-психолог
2021г
Содержание
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Леонид Абрамович)
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
Л.И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В настоящее время большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность его личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми – родителями и учителями.
Проблема готовности ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро. В своей работе я исследую данную проблему.
Цель проекта: изучение общих понятий об основных компонентах психологической готовности ребенка к школе.
Задачи проекта таковы:
1) определить понятие готовность к школе;
2) дать характеристику компонентов готовности к школьному обучению;
3) описать методы диагностики готовности к школе.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью изучения психологической готовности к школе и ее компонентов, особенностей диагностики данного психологического процесса для своевременной профилактики школьной дезадаптации.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от его физиологического, социального и психического развития. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Психологическая готовность формируется в игре. Игра оказывает огромное влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Если ребёнок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет хорошо и без напряжения учиться. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.
Дети до поступления в школу ходят в детские сады, подготовительные курсы или же занимаются под присмотром родителей. При этом основная цель – сформировать в них определенную психологическую подготовленность к школе. В этом отношении при подготовке детей в школу большую роль играет психологический фактор.
С переходом к школьной жизни у ребенка начинаются проблемы психологического и социального характера. Если в детском саду малыш был больше занят игровой деятельностью, был более свободным в своих действиях, то в школе совсем наоборот, он загружен постоянными заданиями, определенными правилами, за рамки которых нельзя выходить, плюс интенсивные требования школы – все эти факторы с первых же дней могут отбить у ребенка желание учиться.
Часто встречаются ситуации, когда взрослые загружают детей обязанностями, отмечая, что он уже взрослый и что у него должны быть определенные взгляды на вещи.
Но такие моменты не придают уверенности малышам, наоборот, еще больше усиливают страх перед неизведанным. Ш. А. Амонашвили говорил: «Ребенок маленький, но дела и заботы у него большие. …И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем». Действительно, мы часто бросаемся из одной крайности в другую, т. е. дифференцированное отношение к формирующемуся мировоззрению малыша никоим образом не способствует развитию, напротив, порою даже оставляет негативный отпечаток в его сознании.
Игра – самая важная, даже основополагающая деятельность ребенка. «Играя, ребенок объявляет войну своему разуму». Действительно, во время игры ребенок познает окружающий мир. Например, он строит домик из конструктора. С первого раза у него не получается, но постепенно он постигает новые уровни конструирования.
Результаты игровой деятельности положительным образом отражаются на формировании психологического сознания. Поэтому психологическая подготовка среди других видов подготовки выступает как ведущий фактор, обеспечивающий готовность детей к школе. При этом нужно учитывать необходимость бережного отношения к психологическому состоянию ребенка при переходе от одной реальности к другой.
Готовность ребенка к школе выражается определенными мотивациями. Скажем, ребенок хочет идти школу, так как он считает это интересным. Также его может интересовать приобретение нового рюкзака, пенала и других школьных принадлежностей. Но в то же время его смущает требование готовности к повышенной умственной нагрузке, соблюдению правил поведения, концентрации внимания на учебе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию нового социального статуса – школьника. В связи с этим психологическая готовность к школе это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)
Перед ребенком стоят новые задачи, новые цели, осуществление которых требует соблюдения определенных правил поведения. Психологически он переходит на новый этап своего развития. Ребенок обретает новый статус – ученик. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом.
Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Для ребенка, поступающего в школу, также необходимо приобрести навыки выстраивания отношений с учителями, со сверстниками. На уроках, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку, предполагается не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если
ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли предусматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.
Прилежный, демонстрирующий блестящие знания дома или в дошкольных учреждениях ребенок в школе становится учеником с совершенно противоположным поведением, ведь его ждет напряженный труд, от него требуется делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему не по нраву. Требования учителя, школьный режим, учебная программа – все это без определенной психологической подготовленности может иметь негативные последствия для ребенка. В связи с такими переменами даже у прилежного, с хорошим интеллектом ребенка рассеивается внимание. Это лишний раз указывает на важность формирования волевых качеств у ребенка.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.
Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.
Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными», «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
«Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.
Как уже отмечалось, традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».
К. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому К. Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).
Тест состоит из трех заданий.
1 - рисование мужской фигуры по памяти.
2 - срисовывание письменных букв.
3 - срисовывание группы точек.
Методика проведения.
Ребенку дают бланк задание (Приложение 1). Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним бланк, даете первое задание и ждете, когда он их выполнит. Затем второе задание и т. д.
1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “Ей дан чай”.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.
Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.
Считаем баллы
По первому заданию
* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.
По второму заданию:
* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
* 5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
* 5 баллов – каракули.
Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует исследовать наиболее углубленно. Все три задачи теста ориентированы на определение развития тонкой моторики, координации зрения и движений руки. Данные умения важны в школе для овладения письмом. Кроме того, первое задание теста позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка. Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу. Кроме этого, данные задания позволяют определить, способен ли ребенок внимательно, не отвлекаясь, действовать какое-то время над не совсем интересным ему заданием. Тест Керна - Йирасека может применяться как в группе, так и персонально.
В результате исследования по тесту Керна-Йeрасека, из таблицы видны результаты обследования детей (Приложение 2). Высшую оценку «выше среднего» получили 4 ребенка, что составляет 16%, 7-11 баллов «среднее» получили 19 детей, т.е. 76% и «ниже нормы» (от 12 баллов) набрали 2 ребенка, что составляет 8%.
Эти результаты охарактеризовали нам детей со стороны общего развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. произвольность психической деятельности.
Нам известно, что подготовленным считается ребенок, если он достигает в сумме 3-8 баллов по тесту Керна-Йерасека.
Кроме этого психологическое обследование, включает в себя оценку особенностей развития детей по следующему диагностическому инструментарию:
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.
В период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как "Я сам", как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Литература:
Интернет-ресурс:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
6. https://www.edukids.ru/articles/333
Бланк заданий.
Протокол обследования детей по тесту К.Йирасека.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Дата обследования:
Группа: подготовительная к школе группа.
№ | Фамилия, имя ребенка | Рисунок мужской фигуры. | Подражание письменным буквам | Срисовывание группы точек | ИТОГ |
Саша А. | 2 | 2 | 5 | 9 – ср | |
Клим Б. | 4 | 2 | 4 | 10 – ср | |
Катя Б. | 2 | 2 | 1 | 5 – в.ср | |
Кира Б. | 2 | 2 | 2 | 6 – ср | |
Елизавета Б. | 2 | 1 | 1 | 4 – в.ср | |
Евгения Б. | 3 | 3 | 4 | 10 – ср | |
Арсений Г. | 3 | 2 | 4 | 9 – ср | |
Станислава Г. | 4 | 5 | 4 | 14 – н.ср | |
Теймур Г. | 4 | 2 | 3 | 7 – ср | |
Артем К. | 2 | 3 | 5 | 10 – ср | |
Дарья К. | 2 | 3 | 2 | 7 – ср | |
Максим К. | 2 | 3 | 5 | 10 – ср | |
Тимофей К. | 3 | 3 | 3 | 9 – ср | |
Мария К. | 2 | 2 | 3 | 7 – ср | |
Лев Л. | 3 | 2 | 2 | 7 – ср | |
Елена С. | 2 | 2 | 3 | 7 – ср | |
Тимофей С. | 3 | 4 | 1 | 8 – ср | |
Андрей Т. | 4 | 3 | 5 | 12 – н.ср | |
Варвара Т. | 2 | 2 | 5 | 9 – ср | |
Кира У. | 2 | 2 | 1 | 5 – в.ср | |
Дмитрий Ч. | 2 | 3 | 4 | 9 – ср | |
Елена Ч. | 1 | 2 | 1 | 4 – в.ср | |
Денис Ш. | 3 | 2 | 4 | 9 – ср | |
Зейнаб Ш. | 2 | 2 | 3 | 7 – ср | |
Марк Н. | 2 | 2 | 3 | 7 – ср |
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Флейта и Ветер
Рождественские подарки от Метелицы
10 осенних мастер-классов для детей
Император Акбар и Бирбал