В материале содержится всесторонний анализ жизни и деятельности М.В. Безобразовой, оценка ее вклада в развитие философии
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._bezobrazova_ispr.docx | 37.98 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.
Индивидуальный проект
"Мария Владимировна Безобразова – первая женщина профессиональный философ в России"
Выполнила: обучающаяся 10 «Б» класса
Моисеева Арина Геннадьевна
Руководитель: учитель истории и обществознания
Плотников Алексей Семенович
г.Санкт-Петербург
2021
Введение
Тема. Мария Владимировна Безобразова – первая женщина профессиональный философ в России.
Актуальность. Тема является актуальной, поскольку творчество Марии Владимировны Безобразовой ( 1857-1914 ) – это недостаточно известная страница в истории России. При жизни ее произведения печатались, а после ее смерти и до конца XX века не издавались. На сегодняшний день существует крайне мало статей о ней. В 2007 году было первое и последнее переиздание её произведений [ 2 ]. Жизнь и деятельность М. В. Безобразовой приходится на период борьбы женщин за высшее образование и свой путь в науку, поэтому биография философа имеет историческую ценность: она поможет понять особенности эпохи и первые опыты в борьбе за равноправие женщин. Актуальность темы состоит и в том, чтобы с позиции современной науки определить роль и значение трудов Безобразовой, которые в своё время были известны и сохранили свою ценность но мало изучены до сих пор. Важно изучить и определить, как изменились взгляды на роль и значение женщины в науке, основа которых заложена в иследуемое время, так как мы не можем понять современное состояние вопроса без его истоков.
Разработанность темы. При жизни о Марии Владимировне Безобразовой писали мало. После смерти в некрологе, написанном в 1915 году Пешковой-Толиверовой А. Н. Памяти М. В. Безобразовой: (Незамеченная смерть заметного человека). [ 8 ] содержится первая попытка подведения итогов жизни и деятельности философа. Затем о Безобразовой М.В. не писали вплоть до конца ХХ века. Одним из важнейших событий в изучении творчества философа было первое переиздание её произведений, которое является ценнейшим источником для изучения данной темы «Розовое и чёрное из моей жизни» ( 2009 ) [ 2 ]. Сборник напоминает читателю о первой русской женщине-философе Безобразовой Марии Владимировне, которая играет важную роль в истории русской философии. В сборник включены произведения, статьи, связанные с изучением древних русских рукописей, а также оригинальное философское учение Безобразовой о нравственности. В конце XXвека появляются статьи Ванчугова В.В.и Кравченко В.В. Ванчугов В.В. написал научную статью «М. В. Безобразова – женщина-философ, этик и историк русской философии». ( 2014 ). В ней идет речь о творческом пути М. В. Безобразовой, о событиях исследовательской и преподавательской жизни философа и дается оценка её вклада в историю русской философии.
Кравченко В.В в статье «Творчество М. В. Безобразовой: из предыстории гендерных исследований в России» ( 2016 ) [ 6 ] пишет об исследовании Марией Владимировной Безобразовой женского вопроса. Кравченко В.В. рассказывает об основных моментах пути развития первой женщины-философа в этом направлении, её участиях в организациях, работах, связанных с женским движением. В этих статьях рассматриваются отдельные аспекты произведений Безобразовой. Тема моей проектной деятельности является мало разработанной в современном мире. Изучение темы только начато, и многое требует уточнения: в статьях, произведениях о Безобразовой нет конкретного разбора её вклада, как в историю русской философии, так и в гендерный вопрос.
Объект исследования. Философские произведения М. В. Безобразовой. Её творчество.
Предмет исследования. Личность женщины философа в XIX в. Профессиональная деятельность философа.
Проблема. Роль и значение Безобразовой недостаточно известны в истории русской науки, а также недостаточно оценена личность женщины-философа.
Цель проекта. Получить новые представления о личности философа в истории, о роли женской личности в 19 веке и оценить творческий вклад М. В. Безобразовой в науку.
Задачи проекта:
Продукт проекта: Исследовательский текст (реферат).
Этапы работы над проектом:
Методы исследования:
Теоретическая значимость моего проекта заключается в том, что он даст представления об истории русской философии, об её начале и особенностях, а также подтвердит одну из существующих точек зрения о древности русской философии.
Практическая значимость. Результаты моей работы можно использовать на классных часах, уроках истории, обществознания и литературы.
Теоретический раздел
Глава 1. Научная деятельность философа.
Мария Владимировна Безобразова – русский философ, педагог и общественный деятель. Она является первой в истории России женщиной-профессиональным философом. Мария Владимировна Безобразова родилась 29 мая 1857 года в Санкт-Петербурге. Её отец, Владимир Павлович, был преподавателем политической экономии и финансового права в Александровском лицее, а также являлся автором научных трудов и известным публицистом; мать, Елизавета Дмитриевна, была писательницей и публиковалась в зарубежных изданиях под псевдонимом «Татьяна Светова»; брат, Павел Владимирович, – известный византинист.
С десяти лет Мария обучалась в немецком пансионе Мезе. Затем в течение двух лет девушка самостоятельно прошла курс по программе мужской гимназии и посещала лекции Д.И. Менделеева и А.Н. Бекетова по химии и ботанике на Владимирских женских курсах [Безобразова, 2009, с.8]. В 16 лет Безобразова сдала экзамен на домашнюю учительницу, взяв все главными все предметы. В 18 лет она поступила в прогимназию при Санкт-Петербургских педагогических курсах, предварительно решив, что хочет поступать в Цюрихский университет. В 1876 году Безобразова окончила прогимназию, получила право преподавать, но не смогла занять место учительницы русского языка в прогимназии из-за возражения отца. с 1880 по 1883 года Мария Безобразова работала учительницей иностранных языков в Вяземской женской гимназии, а затем в течение двух лет преподавала естествоведение, географию и историю в городе Жиздре Калужской губернии. С самого детства Марии нравилась философская литература [Там же, с.8], и она хотела, мечтала освоить начала философии, поэтому в 1885 году Безобразова уезжает в Лейпциг, где благодаря знанию иностранных языков она изучает древнегреческую и классическую немецкую философию. Там же появляется ее первая научная работа – «Учение Плотина о счастье» [Там же, с.10]. Далее в течение двух семестров Мария Безобразова посещала лекции по философии в Цюрихском университете, куда мечтала поступить. В 1888 г. Безобразова возвращается обратно в Россию, где 26 января в Москве выступает с первой публичной лекцией «О значении Канта» [Там же, с.12]. 28 января «Русские ведомости» поместили отчет о лекции Безобразовой: «Случай редкий: госпожа Безобразова – первая русская женщина, специально занимающаяся философией и публично выступающая с лекцией по философии. Да и не только в России, но и за границей (кроме, конечно, Америки) эта лекция женщины о философских вопросах чуть ли не первая в нашем веке. Тем более славы русской женщине, которая впервые решилась на такой подвиг. Лекция была удачна». Мария прочла около 80 лекций в разных городах России. В 1891 г. получает степень доктора философии Бернского университета. Одно время Мария преподавала философию в Варшаве, а затем два семестра вела в Цюрихском университете. Позже из-за усиливающейся с возрастом глухоты, Мария была вынуждена отказаться от своей мечты о преподавании, а также от публичных лекций. Через год после образования Русского женского Взаимно-Благотворительного общества Мария Владимировна создаёт два кружка: домашних чтений и этический. Второй вскоре был преобразован в Этическое общество и просуществовал под руководством философа в течение 12 лет [Там же, с.17]. Одновременно она принимает участие в издании журналов «Живое дело», «На помощь матерям» А. Н. Пешковой-Толиверовой и в «Воспитании и обучении» А. Альмедингена [Там же, с.18]. В 1903 г. Безобразова просит о разрешении допустить ее к экзамену на степень магистра философии. Такое разрешение ею было получено, но ухудшающееся здоровье подвело философа на первом экзамене. Ей было назначено второе испытание, которое завершилось для нее также неудачно, поскольку надо было отвечать на «узкоспециальную» тему, чего она не смогла сделать, так как готовилась к истории философии. В конце декабря 1910 года философской общественностью праздновалось 30-летие научно-литературной и общественной деятельности Безобразовой. В 1911 г. Безобразова публикует автобиографическую книгу «Розовое и черное из моей жизни» [Безобразова М.В. Розовое и черное из моей жизни (посвящается А.Н. Пешковой-Толиверовой). СПб., Типография т-ва п.ф. «Электро-типография Н.Я. Стояковой», 1910]. Умерла М. В. Безобразова 2 сентября 1914 г. в возрасте 56 лет от разрыва сердца неподалеку от Москвы на даче своих знакомых. Её похоронили Сёстры Никитины на кладбище Новодевичьего монастыря.
Мария Владимировна Безобразова не соглашалась с существующей точкой зрения о том, что русская философия возникла в середине XIX века. Она рассматривает зарождение философии с более раннего периода и считает, что русская философия берёт начало с совсем давних времён, а точнее с X века. Безобразова первая обратилась к самостоятельному изучению древнерусских рукописей как к основному материалу для изучения философской мысли России. Она рассматривала византийские и греческие переводы, переложения и изложения с комментариями, работая в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Киева, Румянцевского музея и Публичной библиотеки. Изучая рукописи, Безобразова смогла выделить периоды, на которые распадается история философии в России: с X века по первую половину XVI в.; с середины XVI в. до конца XVIII в. и с конца XVIII века по конец XIX века [Там же, с.34]. В своей докторской диссертации «Рукописные материалы к истории философии в России» Безобразова анализирует монастырский устав Нила Сорского, «Диоптру» Филиппа Пустынника и другие тексты, показывая важность этих трудов на данном историческом этапе для развития отечественной философской науки. В своей работе «Философские этюды» она пишет: «Философии у нас не существовало, или философия наша была греческою — те предвзятые мнения, или идолы, по Бэкону, от которых следовало освободиться, потому что в науке нет места для предвзятых мнений». Анализируя изученные материалы, Безобразова приходит к выводу о том, что философия изначально несёт в себе ярко выраженный этический характер, а также замечает склонность к противоречащим друг другу проявлениям мистицизма и материализма. Но далее Мария Владимировна предполагает, что как мистицизм, так и материализм имеют общее начало в этике: «Не в этике ли укоренён и мистицизм и материализм и не из практической ли философии выводится философия теоретическая? Не следует ли из того тот вывод, что основные вопросы русских облачались в этическую проблему и выражались в форме „как до́лжно жить?”. В таком случае, развитие нашей философии должно было бы быть своеобразным и, возможно, оригинальным». Более того, Безобразова выделила основную черту всего периода русской философии: отечественные философы приобщались к греческой философии через византийскую научность и под влиянием христианского вероучения противоречили философским знаниям, полученным ранее. То есть, большой вклад в изучение русской философии Мария Безобразова внесла своими трудами по исследованию истории древнерусской философии, которая практически не была известна мировой науке до тех пор.
Идея создания Русского Философского общества, первого российского объединения философов при Санкт-Петербургском университете, принадлежит именно Марии Владимировне Безобразовой. Оно было учреждено в 1897 году. Предложение о создании общества поддержал В.С. Соловьев. В.В. Кравченко в своем исследовании творчества Марии Владимировны Безобразовой пишет: «в дальнейшем имя Безобразовой никогда не упоминалось в связи с учреждением и деятельностью первого в России объединения философов» [Кравченко, В.В. Мария Безобразова. Вече /В.В. Кравченко // Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. – Вып. 4.– С.88]. Из-за чего же Безобразова отстранилась от развития и деятельности Философского общества? В.В. Кравченко считает, что на это сильно повлияла утрата возможности печататься в журналах, газетах, статьях.
Мария Владимировна Безобразова считала, что философия является одним из способов деятельности, а понимание, осмысление философии должно быть неразрывно связано с бытовой жизнью, с жизнедеятельностью в целом. Философия, по мнению Безобразовой, – это в первую очередь наука о духе, в которую входят этика, логика, психология, а центральным звеном является метафизика или же «первая философия» по Аристотелю. Мария Владимировна также считает, что для философии главное не различные схемы, конструкции, а именно детали. У Безобразовой не было системы, были только две темы её размышлений – история русской философии и этические проблемы.
Глава 2. Женский вопрос и женское движение.
Мария Владимировна Безобразова большую часть своей жизни отстаивала и защищала права женщины как отдельной личности. Она продвигала идею самореализации женщины в обществе и считала, что для женского пола важно быть самостоятельным членом общества не меньше, чем мужчине. Её взгляды были важны для многих других женщин: все хотели учиться и иметь равные права с мужчинами. Мария Безобразова в современном ей обществе оспаривала принятые социальные роли мужчины и женщины. Она высказывала свою собственную философскую позицию по рассмотрению женского вопроса с точки зрения справедливости, честности, долга и даже ответственности.
Начало женского движения в России (1859-1904 гг.) обосновано желанием и попытками женщин обеспечить себя возможностью полного образования наравне с мужчинами, а так же социальной и экономической независимостью. М.В. Безобразова в своё время была символом женского движения. Она была согласна с тем, что женщина должна выполнять свою социальную роль женщины как матери, но она также считала, что женщина должна иметь равные права с мужчиной, а также видела необходимость в возможности свободы выбора у обоих полов. Для Безобразовой ключевыми проблемами в женском вопросе являлись самосознание человека, власть и превосходство одних над другими, а также свобода и сама сущность человека, смысл его жизни и предназначение. «Женский вопрос не только наш кровный, нет, он самый глубокий для всех, и его неразрешение тормозит общую культуру» [Безобразова, 2009, с. 351]. Мария Владимировна Безобразова считала, что возникновение проблем в обществе напрямую связано с развитием культуры и идеологий в самом обществе и с развитием каждой личности отдельно.
В своей статье «Вопрос… и мужской, и женский» М.В. Безобразова отстаивает равенство прав в различных сферах жизни, в том числе и индивидуальное развитие: «Нет равенства, а существует неравенство, не классовое, а индивидуальное, главное неравенство людей, и чем дальше, тем оно станет всё больше». Также, полностью отрицая социалистические идеи, основанные на равенстве бедности и ограничений, она пишет: «На мой взгляд, социализм, если когда-либо будет осуществлен, окажется тем худшим рабством, подобного которому еще не было на земле другого. И быстро, очень быстро рабство это будет свергнуто!» [Безобразова, 2009, с. 348].
Произведение «Розовое и чёрное из моей жизни» – это автобиографическая книга М.В. Безобразовой. Автобиографию стоит рассматривать как собственный опыт исследования философии, а также как взгляд самой Безобразовой на женское дело, то есть подразумевается само исследование феминизма, так как оно включает в себя женские исследования. Произведение, в котором также описывается женский взгляд на происходящую действительность, полностью соответствует современным движениям первейших женских исследований. В книге Безобразова поднимает несколько проблем общества, одна из них – роль женщины в ещё патриархальной форме брака. Раскрывая проблему, она задаёт вопрос: «Почему брак должен уничтожать личность женщины? Брак должен быть призванием, а не ремеслом – вот всё, чего добиваются защитницы женщин…». В своей автобиографии Безобразова также уделяет особое внимание своему психическому и физическому состоянию, развитию, что позволило В. Розанову привести её в пример женщины-«урнинга» (это женщина, у которой практически отсутствует половое влечение).
Деятельность и цели Марии Владимировны Безобразовой совпадали с течениями на Западе в то время. Для неё было важно получить высшее образование и стать квалифицированным преподавателем в университете. Именно такие стремления женщины в жизни были исключены в России вплоть до конца XIX века. Но идеи Безобразовой не были радикальными, она действовала по подобию идеологии просвещения. Её основные философские идеи, предположения по поводу женского дела заключались в понимании необходимости абсолютно новой теории, которая изменит социальные и культурные стереотипы в обществе. Безобразова призывала к признанию, осознанию и пониманию равенства прав не только мужчин, но и самих женщин, ведь это является одним из ключевых способов решения «женского вопроса». В своей автобиографии она пишет: «Женский вопрос не только наш кровный, нет, он самый глубокий для всех, и его неразрешение тормозит общую культуру». Безобразова не стремилась сравняться с мужчинами в социальных ролях, она хотела показать и доказать то, что и женщины, и мужчины могут иметь равные права, что каждая личность должна быть независима. Она раскрывала те проблемы, которые до сих пор актуальны в современных гендерных и социальных исследованиях.
Мария Владимировна Безобразова раскрывала женский вопрос в газетах, печатных статьях («Философские этюды», «Вопрос… и мужской, и женский» и другие), лично помогала женщинам, отвечая на волнующие их вопросы в письменной и устной форме, а также создавала кружки, небольшие общества. Например, 25 мая 1895 года она также участвовала в образовании Русского женского Взаимно-Благотворительного общества [Безобразова, 2009, с.17], который также был первым в России. Основная идея общества заключалась в том, чтобы оказать влияние на жизнь не только самой женщины, но и на всю русскую жизнь. Деятельность общества заключалась в предоставлении временного жилья нуждающимся женщинам, кроме этого, общество создало своё бюро занятости, кассу взаимопомощи, литературно-музыкальный кружок, библиотеку-читальню. Позже, после создания Безобразовой двух кружков, второй их них – этический, образованный в 1899г., преобразовывается Марией Владимировной в 1911 году в Этическое общество. А.Пешкова-Толиверова вспоминала, как в только созданное общество устремились сотни женщин всех возрастов. Все они объединились для достижения равных прав, а также равного образования с мужчинами. Во время своей речи на открытии Русского Женского Взаимно-Благотворительного общества она уделяла особенное внимание возможности взаимопомощи между участницами общества. Также целью и задачей общества являлось как раз-таки усовершенствование женского образования: замена педагогов на достойных преподавателей-учёных, готовых к продуктивной работе, а также пересмотр и совершенствование различных курсов, лекций и т.п.
Практический раздел
1) Подготовительный этап. Я выбрала интересную для меня тему, определила цель, продукт и задачи моей проектной деятельности, определила предмет и объект исследования, выявила проблему и начала знакомство с материалом, нужным для исследовательской работы.
2) Этап планирования работы. Я составила полный план проекта, последовательность выполнения действий и обозначила сроки выполнения работы, а также определилась с формой презентации.
3) Поисково-информационный этап. Я начала искать, анализировать нужную и важную для проекта информацию в Интернет-ресурсах и печатных источниках информации, начала проведение исследования. Далее я уточняла понятия, список литературы, основные вопросы темы и систематизировала отобранную информацию.
4) Практический этап. Я оформила исследовательский текст, презентацию и продукт моей проектной деятельности.
5) Заключительный этап. Презентация и защита проекта. Анализ и оценка результатов выполнения проектной работы.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Мария Владимировна Безобразова сделала существенный вклад, как в науку, так и в общественную деятельность. Она оставила свой след в развитии русской философии, а так же в разрешении женского вопроса. Столь интересная личность никогда не имела большую популярность, но сейчас, в современном мире, когда образование является общедоступным, а социальное равенство полов признано в обществе, когда активно развивается философия и гендерная теория, интерес к Марии Владимировне тoлькo вoзрастает. Она считала, чтo филoсoфия – это спoсoб жизни, способ деятельности, кoтoрый дoлжен быть связан с жизнью. Большое значение Безoбразoва придала исследoванию филoсoфских терминов в их развитии. Помимо философии Безобразова также занималась общественной деятельностью в области движения за социальное равенство мужчин и женщин. В 1895 году она сыграла важную роль в создании самого первого в России Русского женского взаимно-благотворительного общества, участницами которого стали около восьмисот женщин. Мария Владимировна Безобразова была русским профессиональным философом, а также важным деятелем женского движения, поэтому её личность и творческое наследие должны быть более известны современному обществу.
Список литературы
1. Безобразова Мария Владимировна Исследования, лекции, мелочи. СПб.: тип. Родник, 1912.
2. Безобразова Мария Владимировна Розовое и черное из моей жизни. М.: Аграф, 2009. 480 c.
3. Безобразова Мария Владимировна Розовое и черное из моей жизни (посвящается А.Н. Пешковой-Толиверовой). СПб., Типография т-ва п.ф. «Электро-типография Н.Я. Стояковой», 1910.
4. Безобразова Мария Владимировна Философские этюды. М., 1892.
5. Ванчугов Василий Викторович М.В. Безобразова - женщина-философ, этик и историк русской философии // Вестник ВятГУ №3. 2014.
6. Кравченко Виктория Владимировна Творчество М. В. Безобразовой: из предыстории гендерных исследований в России // История философии №1. 2016.
7. Пчелина Ольга Викторовна Женские имена в истории русской философии: М. В. Безобразова (к 160-летию со дня рождения) // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук №1. 2017. 8.Пешкова- Толиверова А. Н. Памяти М. В. Безобразовой: (Незамеченная смерть заметного человека). — Петроград: тип. П. Усова, 1915. — 14 с)
За чашкой чая
Городецкая роспись
Воздух - музыкант
Усатый нянь
Военная хитрость