Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 27.33 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Закаменский район
МАОУ Цаган-Моринская СОШ
Республиканская дистанционная научно-практическая
конференция учащихся 2-4 классов
«Первые шаги»
Номинация: История родного края
Тема: «Легенды моего села»
Автор: Данзанова Айлана, ученица 3 класса
Цаган-Моринской СОШ Закаменского района
Телефон:______________________________
Руководитель: Гуржапова Дарима Викторовна
Телефон: _____________________________
г. Улан-Удэ
2021 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. История возникновения села Цаган-Морин
Глава 2. Названия исторических местностей и связанные с ними легенды и предания
Глава 3. Практическая часть
3.1. Посещение местностей
3.2 . Анкетирование
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Удивителен и загадочен край, в котором мы живем. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса.
Наша малая Родина – это Закаменский район. Щедра земля закаменская природой, богата земными недрами, источниками, разнообразен его растительный и животный мир, есть необычные строения, памятники, но не все мои ровесники их знают.
Желание познакомить моих сверстников с историей села Цаган-Морин и обусловило актуальность данной работы.
Тема исследования всегда будет актуальной, ведь достопримечательности села – это наша история. В каждом роднике, камне, обоо села – наша жизнь! А она не может не быть актуальной.
Исходя из этого, цель работы заключается в том, чтобы познакомиться с памятными местами села Цаган-Морин, легендой, историей их создания и отношением к ним его жителей.
Задачи проекта:
- изучить исторические сведения о достопримечательностях села;
- провести анкетирование среди учащихся младших классов и их родителей,
направленное на выявление достопримечательностей, легенд с. Цаган-Морин;
- собрать информацию о достопримечательностях и их историй нашего села.
Объектом нашего исследования стало село Цаган-Морин.
Предмет исследования: достопримечательности села Цаган-Морин.
Участниками исследования стали ученики МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» и их родители.
Методы проекта: изучение литературы, поиск и отбор информации, наблюдение, анкетирование.
Гипотеза: работая над проектом, я предположила:
- в селе Цаган-Морин есть необычные строения, местности с интересными названиями;
- природа нашей местности является уникальной.
Глава 1. История возникновения села Цаган-Морин
Мы часто мечтаем о неизведанных землях, жарких странах, стремимся к поиску нового, но не замечаем, что это новое находится рядом. Надо только захотеть увидеть. Наше село имеет большое число культурных и природных достопримечательностей. А начну свой рассказ с истории села.
Около 1760- 63 годах в местности Ύргэдэй
(ныне село Торы Тункинского района) проживал человек по имени Хунэхэй со своим братом Ургэдэем. Они пасли табун лошадей, среди которых своей статью и резвостью выделялся белый жеребец. Однажды жеребец исчез, и в его поисках они пришли в долину, которая поразила их обилием птицы и зверя. Отсюда эта местность получила название «Баянгол» (богатая долина). Эту долину окружали леса, таёжные дебри, вдоль реки протягивались долины, которые были благоприятны для разведения скота, овец, лошадей.
«Есть хариусы для ловли в водоёмах,
Есть косули для охоты в лесах»
«Хадхажа эдихэ хадаритай,
Харбажа эдихэ гγрөөһэтэй»,
- сказавши так они обосновались в этих краях, а поселение назвали по масти жеребца. «Сагаан-Морин» в переводе с бурятского означает «белый конь».
Здесь у Хунэхэя родился сын Һинтахан. Именно он, Һинтахан, считается родоначальником села Цаган-Морин.
В настоящее время в нашем селе проживают потомки родов тэртэ и хонгодоров:
Аргатан – до коллективизации проживали в местностях Хонто, Уряанхай, Баруун-Адаг, Зүүн-Адаг и Баруун Хүтэл.
Бухатан – в местностях Баянгол, Баруун Адаг, Бильчир.
Заряатан – в местностях Зэмхэ, Тааба и Аданга.
Тоохортон – в местностях Хужир, Хушта, Сарамта, Ута Жалга.
Һантигшан – в местностях Хужир, Дабаан, Бильчир, Хонтобой.
Янбилтан – в местностях Баруун Сагаагшин, Зүүн Сагаагшин, Улаан Добуун и Нуур.
Наш край действительно очень богат. Он изобилует лечебными источниками, реками и речушками, живописными горами, озёрами и окружена таёжными дебрями.
Здесь проложены специальные туристические тропы – по озеру, тайге, долине реки Цаган-Морин. Эти маршруты протяжённостью от 20 до 55 километров, можно преодолеть в срок от 2 до 7 дней верхом на лошадях – подобно охотникам из далёких времён.
Достопримечательности села Цаган-Морин – это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались.
Оглянитесь вокруг и вы увидите, что нас окружают такие удивительные чудеса, созданные как самой природой, так и человеком. Вы откроете для себя новую грань красоты родной природы и своего села!
Приглашаю вас к путешествию!
Глава 2. Названия исторических местностей и связанные с ними легенды и предания
2.1. Боогой хатан (местность Һаглагар).
Мне всегда было интересно, почему это место называется Һаглагар. Это место расположено при въезде в наше село – очень красивое место! И из рассказов Гармаевой Янжимы Цырендоржиевны, ветерана труда: «Боогой Хатан төөбии и Хурьган төөбии были сестрами. Во времена междуусобной войны Бочикто хана они бежали из Монголии. В местности Һаглагар преследователи догнали одну из сестер Боогой Хатан и убили её. С тех пор эта местность стала святым, местом поклонения – Боогой Хатан төөбиин бариса. Недалеко от села Бортой находится Хурьган төөбиин бариса».
Мне бы хотелось, чтобы об этом чудесном месте узнало большое количество людей.
2.2. Местность Сагаагшин (Шаранхын Эреэн)
Вторая из них - это местность Сагаагшин. В старину в местности Сагаагшин жил борец Шаранхын Эреэн хүбүүн. Он был очень сильным человеком. При открытии Бургултайского дацана устроили состязания борцов. Шаранхын Эреэн стал бороться с силачом из Санаги Мандалайн Тарба. Во время борьбы у Санагинского борца порвался пояс (шуудабша). Пояс был очень крепким, сшитым из бычьей кожи. Пояс порвался и упали штаны. От неожиданности он присел. Так победил его наш борец Шаранхын Эреэн. Тарба был богатым человеком, высокомерным. Подумав, что над ним одержал победу бедняк, он встал и произнёс: «Меня бы не победил и небесный борец, не то что бедняк Шаранхын Эреэн». На обратном пути его поразила молния и он умер.
«1 староста Бамбуурха из рода тэртэ был богатым человеком. Его внук Гэлэг славился своей силой. Однажды Гэлэг гостил у него, и опьянев, начал буянить. Тогда его привязали к толстому столбу ограды. Гэлэг вырвал без труда тот столб и стал гоняться за людьми богача. Бамбуурха приказал отпустить внука: «Пустите его, а то, он сломает ограду» - из рассказов Данзановой Зои Доржиевны. Это событие не записанное, а сохраненное памятью поколений, которое сохраняется до сих пор.
2.3. Местность Тааба (легенда о старушке Хүтэрхэй)
Хотим рассказать ещё одну интересную легенду. «В местности Тааба жила старушка Хүтэрхэй. Жила она совсем одна, Бог не дал ей ни мужа, ни детей. Зато вознаградил её одной особенностью, которой или гордиться, или стыдиться, - у неё колени сгибались не как у людей, а как у зайцев. Это позволяло её бегать быстрее коня. И однажды это ей очень пригодилось.
Жил по соседству со старушкой местный богач Поошоон. Отобрал он у старушки в счёт долга последнюю овцу.
Тогда, недолго горюя, старушка Хүтэрхэй, дождавшись вечера, пробралась в овчарню обидчика, выбрала самого крупного барана и закинула себе на плечи. Но учуяли её собаки, подняли лай. И побежала старушка прочь со своим бараном на плечах. Пустились за ней в погоню. А старушки и след простыл». Таким образом, эта легенда учит нас тому, что никогда не надо сдаваться.
2.4. Озеро Хүбшын Нуур (легенда о Таёжном озере)
С течением времени сельский туризм становится всё менее актуальным, многие предпочитают духовно обогащаться в крупных и известных городах нашей страны. Но почему бы не съездить в какое-нибудь село, не менее богатое своими достопримечательностями, историями и легендами, чем какой-нибудь город. И в нашем селе, по пути третьего маршрута, на хребте Хамар-Дабана, встречается уникальное озеро Хүбшын Нуур, что в переводе означает «Таёжное озеро».
По легенде, каждой весной прилетали сюда два белых лебедя. Они полюбили это красивое и тихое место, а озеро, радуясь своим гостям, встречало их своей прозрачной чистотой и лёгкой рябью.
И стало озеро символом любви и верности. И приходили сюда молодожёны, чтоб испить волшебной воды.
Глава 3. Практическая часть.
3.1. Посещение местностей
В ходе своего исследования я посетила старожилов нашего села, и осмотрела памятные места нашего села, ощутила их красоту и притягательность, сделала их фотографии, беседовала с разными людьми и сделала для себя много интересных открытий.
3.2. Анкетирование
Для выявления достопримечательностей и их историй села Цаган-Морин мы с учителем Даримой Викторовной составили анкету (Приложение№1), проанализировали и получили следующие результаты. (Приложение№2)
Долг человека – накапливать в себе подобные знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Каждый из нас, если хочет соответствовать имени гражданина, должен уметь провести хотя бы небольшую экскурсию по своему городу, селу, деревне, должен знать, когда они образовались и почему так названы, чем знамениты их жители. Тогда к человеку приходит сознание, что он не песчинка на дороге, а существо, в котором отражается прошлое его народа и след которого будет заметен для будущих поколений.
Заключение
В ходе проекта я сделала вывод о том, что жителям важны достопримечательности села Цаган-Морин. Все объекты моего проекта по-своему интересны. В своей работе я кратко осветила историю происхождения названий местностей и связанные с ними легенды каждого из них. В дальнейшем планирую продолжить работу над этим проектом.
Теоретическая и практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках окружающего мира и литературного чтения, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Он интересен и познавателен.
Вывод: проведенное исследование убедило меня в том, что
- мы должны изучать и знать историю своей малой Родины;
- любовь к Родине надо воспитывать с любви к родной природе и её достопримечательностям.
И главный вывод, который я сделала: нужно учиться видеть чудеса, которые находятся рядом с тобой, для этого нужно просто оглянуться вокруг.
Приложение№1
Анкета
Дорогой ученик!
К тебе обращаются обучающиеся 3 класса, работающие над проектом «Легенды моего села».
Назовите, какие легенды и достопримечательности нашего села ты знаешь:
1.___________________________________________________________ 2._____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________ 4._______________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.________________________________________________________________
Приложение№2
Результаты анкетирования
В анкетировании участвовали 25 учащихся:
Пейзаж
Серебряное копытце
Сказка "Морозко"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Мастер-класс "Корзиночка"