Работа выполнена к Дню правовой помощи детям.
Вложение | Размер |
---|---|
zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.docx | 31.88 КБ |
Логинов Илья Александрович, 11 класс
Тема работы: Проблема насилия (жестокого обращения с детьми) в семье.
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа с.Каменка Самойловского района Саратовской области» в с.Благовещенка
2021 год
«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».
Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
(20 ноября 1959 года)
Все привыкли считать , что самое безопасное место для ребенка- это его дом, где он окружен родительской любовью и заботой. На первый взгляд, кажется, что всё верно: что может надежнее уберечь маленького человека от опасностей и угроз внешнего мира, чем стены родного дома и внимание мамы и папы? Только статистика говорит другое: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей алкоголик или наркоман либо имеет психические отклонения. В семьях, которые могут показаться со стороны не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых многие могут искренне позавидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает – и пропадает навсегда… Кто-то накладывает на себя руки, так как не видит иного выхода из этого кошмара…
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке. Социологические исследования, проведенные в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается все более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает все более изощренные формы. К сожалению, это явление распространено в нашем обществе значительно шире, чем принято считать.
Цель моей работы - выяснить причины насилия над детьми; определить, что собственно является насилием; почему в наше время эта проблема стоит наиболее остро, выяснить - какие меры принимаются для выхода из этой проблемы.
Жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества.
Первобытные родители приносили собственных детей в жертву. Вплоть до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. В Древней Спарте ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который был недостаточно силен, как правило, убивали, сбрасывая со скалы.
Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.
В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В «цивилизованной» Франции подростков привлекали к каторжному труду на галерах. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. Ломоносов М. В. описал процедуру домашнего крещения, на которой он присутствовал: «...большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца ... ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса.
Мнение, что младенцы и дети -- всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.
Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.
Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха -- таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой:
огромное количество детей-сирот;
массовую беспризорность и безнадзорность;
еще более жестокое обращение с детьми.
Именно в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.
Юридическое понятие «жестокое обращение с детьми» впервые было употреблено в нормах семейного права в статье 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года в качестве основания для лишения родительских прав. Однако само содержание указанного понятия Кодекс не раскрывал. Для практического применения его официальное толкование закрепил Пленум Верховного Суда СССР в п. 14 Постановления от 07 декабря 1979 г. № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Пленум указал, что жестокое обращение с детьми может проявляться в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижении человеческого достоинства детей и т.п.
В настоящее время в семейном праве жестокое обращение с детьми признается наиболее опасным видом злоупотребления родительскими правами и является безусловным основанием для применения крайней меры ответственности - лишения родительских прав.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состояние ребенка, и как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем его развитие и социальную адаптацию.
Насилие над детьми может быть двух типов: явное и скрытое (косвенное).
По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.
По месту происшествия и окружения насилие бывает:
-дома - со стороны родственников;
-в школе - со стороны педагогов или детей;
- на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, верёвками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.
· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- слова, которые говорит один человек другому, содержат угрозу «Если еще раз такое сделаешь – я тебя изобью!», «Это тебе даром не пройдет!», «Только скажи кому-нибудь, и я тебя убью!». Эти слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и безопасно и повторять свое насилие;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Важно осознавать, что каждый из этих видов наносит непоправимый вред личности жертвы, и каждый из них нельзя недооценивать, ведь последствия насилия не поддаются анализу и прогнозу.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах:
· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;
· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Правовая ответственность родителей за жестокость к детям
Жестокое обращение с детьми — это преступление, и за эти действия в российском законодательстве существует несколько видов ответственности.
Уголовная ответственность
За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).
Административная ответственность
Пренебрежение основными потребностями ребенка и неисполнение обязанностей по его содержанию и воспитанию подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35.).
Гражданско-правовая ответственность
За жестокое обращение с ребенком привлекаются к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ родители или лица, их заменяющие (ст. 69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 – изъятие ребенка при угрозе жизни или здоровья).
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.
Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь. К ним относятся:
- ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;
- ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового
развития ребенка;
- ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства
в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
- ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
-ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного 'и социального развития;
- ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;
- ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
-ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
> ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в
том числе и в отношении несовершеннолетних;
> ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
Семейный кодекс РФ:
защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
> ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
Закон РФ «О защите прав детей»:
> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
В общей сложности с 1993 г. в нашей стране принято более 200 нормативно-правовых актов, охватывающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей. Это федеральные законы, указы президента России, постановления правительства и др.
Насилие над детьми – актуальная проблема для России. Хоть закон всестороннее защищает права несовершеннолетних, нет реальных действий со стороны общественности по выявлению и огласке подобных фактов. Ответственность за воспитание будущего поколения лежит на каждом члене общества. Если человек становится свидетелем жестокого обращения с ребенком, не стоит оставаться равнодушным к проблеме, нужно сразу обращаться в правоохранительные органы.
Список литературы.
1. И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия, Помощь. – М.: Генезис, 2005. (1, 3,4,5).
2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
3. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления./ Под ред. Е.Н. Волковой. ―Спб.: Питер, 2008. 12―80 c.(3)
4. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Методические рекомендации по организации системы профилактики
жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»
5.Права ребенка: Основные международные документы. — М.: Дом, 1992.
6. Права ребенка: Сборник документов и статей. — М.,1992.
8. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.
9. Волкова Е.Н. Защита детей от жестокого обращения. Питер 2007.
10. Киреев Г.Н. Сущность насилия М 1990.
11. Сафонова Т.Я, Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М 1993.
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Стеклянный Человечек
Кто должен измениться?