Аннотация
В исследовательской работе «Как повысить скорость чтения» автором была достигнута поставленная цель: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени. Выдвинутая гипотеза о том, что систематически выполняя комплекс специальных упражнений, обучаемым удастся повысить скорость чтения за 2 недели, подтвердилась. Автором выявлены причины медленного чтения одноклассников; составлен комплекс упражнений, направленных на решение проблемы; создана мини-книжка с упражнениями для скорочтения. В работе использовались методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ темпов чтения, обобщение. Данная работа может заинтересовать тех школьников, кто хочет повысить скорость чтения, а значит, улучшить свою успеваемость по всем предметам.
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ОТКРЫТИЕ»
Как повысить скорость чтения
Автор: Биримкулов Абрам,
4 «В» класс, МБОУ СОШ №2
Руководитель:
Мезенцева Лариса Владимировна
Ханты-Мансийск
2021
Аннотация
В исследовательской работе «Как повысить скорость чтения» автором была достигнута поставленная цель: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени. Выдвинутая гипотеза о том, что систематически выполняя комплекс специальных упражнений, обучаемым удастся повысить скорость чтения за 2 недели, подтвердилась. Автором выявлены причины медленного чтения одноклассников; составлен комплекс упражнений, направленных на решение проблемы; создана мини-книжка с упражнениями для скорочтения. В работе использовались методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ темпов чтения, обобщение. Данная работа может заинтересовать тех школьников, кто хочет повысить скорость чтения, а значит, улучшить свою успеваемость по всем предметам.
Оглавление
Введение 3 Основное содержание 4 – 9
Заключение 9
Список источников информации 10
Приложение
Введение
Я учусь в четвёртом классе. По мнению психологов, на успеваемость ученика в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения. Но в современном мире, когда нас окружают гаджеты, проблема чтения становится всё более актуальной: к сожалению, современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.
Как помочь себе и другим правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении?
Проблема исследования: низкая скорость чтения, нежелание читать больше.
Цель исследования: определить видовой состав деревьев и кустарников дендрологической школьной площадки.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу о скорочтении;
2. Провести стартовую и итоговую диагностики по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;
3. Подобрать и апробировать комплекс упражнений, способствующий эффективному развитию скорости чтения;
4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели.
Объект исследования: чтение.
Предмет исследования: скорость чтения.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, создание мини-книжки с упражнениями для скорочтения.
Основное содержание
А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение». Мы с этим утверждением полностью согласны.
С помощью словаря мы узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника.
Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнаѐт мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей; узнаѐт новое о мире, расширяет свой словарный запас. Оказывается, около 2 тыс. слов в мин читали: Оноре де Бальзак, Альберт Энштейн, Максим Горький и др. Некоторые возразят, что быстрое чтение снижает понимание прочитанного. Но практика показывает, что всё наоборот: при обычном чтении усваивается примерно 50% информации, в то время, как при скорочтении 70-80%.
Мы начали свою работу с того, что попытались разобраться, что же такое техника чтения?
Техника чтения – складывается из двух сторон: смысловой, которая обеспечивается процессом понимания прочитанного и технической, которая включает в себя:
1) правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений;
2) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;
3) способ чтения; различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение словами;
4) темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Нормы чтения, 4 класс, программа «Школа России»
1 четверть – 75 – 90 слов в минуту,
2 четверть – 85 - 100 слов в минуту,
3 четверть – 95 – 110 слов в минуту.
Смотри приложение 1.
В ходе интервью с учителями-стажистами русского языка нашей школы, мы задали им вопрос о необходимой, по их мнению, скорости чтения в пятом классе. Меньшикова Ольга Владимировна рекомендовала 120 слов в минуту. Она уверена, что эта скорость оптимальна для понимания содержания и смысла читаемого. Уральская Лариса Борисовна сказала о скорости чтения не менее 140 - 150 слов минуту. По ее мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу понятной разговорной речи.
Практическая часть
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, экспериментальную часть и итоговой диагностики.
На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить скорость чтения одноклассников и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи мы сравнили количество слов в одном из параграфов учебников 4 и 5 классов с одной темой и проверили, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.
4 класс «Окружающий мир», тема «Природные зоны России». Параграф учебника составил 314 слов. Скорость чтения Бехруза 65 слов в минуту. Он прочитал этот текст за 5 минут. Ответы на вопросы заняли 4 минуты; пересказ - 16 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 25 минут.
В учебнике биологии 5 класса по теме «Природные зоны России» содержится 612 слов, т.е. почти в 2 раза больше, чем в учебнике 4 класса. Значит, Бехруз просидит только с одной биологией около часа.
Проанализировав данные, мы составили таблицу «Время, необходимое на выполнение домашнего задания».
Смотри приложение 2.
Для решения второй задачи мы традиционным способом проверили скорость чтения одноклассников. После прочтения ребята ответили на 5 вопросов на понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме «Стартовая диагностика».
Смотри приложение 3.
Выводы:
Ниже нормы (на отметки: 3 и 2) прочитали 7 одноклассников. Этим ребятам мы предложили поучаствовать в эксперименте. Согласие дали 3 одноклассника (Бехруз, Эльтун и Зулайхо), у которых мы выявили причины их медленного чтения:
Экспериментальная часть
Чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе мы составили комплекс упражнений (самых интересных, на наш взгляд) для развития скорости чтения. Мы считаем, что важна не длительность чтения, а частота, поэтому мы разбили комплекс упражнений на 3 части: 1 часть выполняли на 1 большой (20-тиминутной) перемене, 2 часть – на 2 большой перемене и 3 часть – после уроков. Каждая часть длилась 10 минут. Кроме этого, дома при дневном освещении мы ежедневно читали 20 мин и на ночь - 10 мин. Всего, в течение дня, мы читали по 1 ч. За 2 недели провели 12 занятий, из них в школе 10 и 2 онлайн-занятия на платформе Zoom. Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать. Каждое занятие начиналось с контрольного чтения текста, после которого мы отмечали полученный результат на Графике роста скорости чтения.
Смотри приложение 4.
Комплекс упражнений
Для развития мышц губ:
Для развития мышц языка:
Для развития мышц щёк:
А также проговаривали скороговорки и чистоговорки.
Проводили чтение на одном дыхании и интонационные разминки.
Работа со словарём. Узнавали значение «трудных» слов. Подбирали синонимы и антонимы к словам. Заучивали скороговорки, пословицы, стихи.
Смотри приложение 6.
Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью. Техника быстрого чтения обеспечивалась высокой концентрацией внимания, развитием волевых усилий.
Выводы
1. Наиболее эффективными оказались упражнения: «Пирамида», «Решётка», «Шерлок», «День-ночь», «Игра в прятки», произношение чистоговорок, чтение на одном дыхании. Ещѐ нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т.к. не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения.
2. Сложными для нас были упражнения: «Паутинка», «Спрятанные буквы»
работа с синонимами и антонимами, заучивание скороговорок, т.к. необходимо было прилагать усилия для качественного их выполнения.
На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений. Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. После прочтения отвечали на 5 вопросов на понимание прочитанного. Результаты представлены на диаграмме «Итоговая диагностика» и зафиксированы на Графике роста скорости чтения.
Смотри приложение 5.
Заключение
Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.
Практическая значимость работы
Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроках и дома. Для класса: есть ряд упражнений для перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно.
В помощь тем, кто хочет повысить скорость чтения, мы создали мини-книжку, в которой собрали самые интересные упражнения.
На этом останавливаться не хотим, продолжим работу по скорочтению в 5 классе.
Список источников информации
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Кто должен измениться?
Северное сияние
Извержение вулкана
Три загадки Солнца
Комментарии
2 место!
2 место!