Автор работы изучил происхождение римских цифр, принцип записи чисел римскими цифрами и провел практическую работу: узнал где используют в наше время римские цифры.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по теме: "Римские числа" | 32.74 КБ |
Презентация "Римские числа" | 2.13 МБ |
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее. Юниор»
Римские цифры
Автор:
Жабэ Тимур Жамсаранович
Россия, Забайкальский край, п. Агинское
МАОУ «АСОШ №2», 2 класс
Научный руководитель:
Гаврилова Светлана Михайловна
учитель МАОУ «АСОШ №2»
Я, Гаврилова С.М., подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них текст статьи и список литературы – не более 11 страниц, приложения – не более 10 страниц ________________________________подпись
Римские цифры
Жабэ Тимур Жамсаранович
Россия, Забайкальский край, п. Агинское
МАОУ «АСОШ №2», 2 класс
Аннотация. Автор работы изучил происхождение римских цифр, принцип записи чисел римскими цифрами и провел практическую работу: узнал где используют в наше время римские цифры.
Ключевые слова: Римские цифры, принцип записи чисел.
Введение.
Невозможно представить мир без чисел. Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберёшь. Люди так часто пользуются числами и счетом, что трудно даже представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком.
Однажды я увидел на старинных часах необычные знаки и поинтересовался, как взрослые могут понять время по ним, если там вместо цифр какие-то палочки. И тогда мама мне объяснила, что это тоже цифры, только Римские. Мне стало интересно узнать: откуда вообще взялись такие цифры, кто такие Римляне и где еще используют Римские цифры, кроме как на циферблате часов. Я решил узнать о римских цифрах больше.
Цель работы: знакомство с римскими цифрами, способом записи чисел с помощью римских цифр.
Задачи:
1. Узнать, когда и где появились римские цифры.
2. Выяснить, где сейчас используются римские цифры.
3. Научиться записывать большие числа с помощью римских цифр.
4. Создать проект с использованием римских цифр.
5. Обобщить полученные данные и сделать выводы.
Гипотеза: я предполагаю, что римские цифры появились в древнем Риме и предшествовали появлению арабских цифр.
Предмет: римские цифры.
Объект: история появления римских цифр.
Методы исследования:
1. Знакомство с определением «римские цифры» из Википедии – свободной энциклопедии и других энциклопедий.
2. Анализ литературы и информационных источников.
3. Обобщение полученных данных.
4. Создание проекта с использованием римских цифр.
Данный материал можно использовать на уроках математики, информатики, истории, а также для внеклассных занятий.
2. Основная часть.
2.1. О происхождении римских цифр
Мне стало интересно, а что же такое римские цифры, и почему они раньше использовались при счете. Я обратился к Википедии и узнал из статьи, что римские цифры — это цифры, которые использовались древними римлянами в своей непозиционной системе счисления.1
Римские цифры появились за 500 лет до нашей эры у этрусков, которые могли заимствовать часть цифр у прото-кельтов (предки кельтов). Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. [1]
Изучив различные источники литературы, я узнал, что о происхождении римских цифр
1 Непозиционная система счисления: - на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.
достоверных сведений нет. На данный момент есть несколько теорий происхождения римских цифр. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этрусско-римские цифры произошли от системы счета, которая использовала вместо цифр штрихи-зарубки.
Таким образом, цифра « I » - это не латинская «и», а насечка, напоминающая форму этой буквы. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V , а десятую перечеркивали – Х .
Число 10 выглядело в этом счете следующим образом: IIIIΛIIIIX.
Именно благодаря такой записи цифр подряд мы обязаны особой системе сложения римских цифр: со временем запись числа 8 (IIIIΛIII) могла сократиться до ΛIII, что убедительно демонстрирует, каким образом римская система счета получила свою специфику. Постепенно зарубки превратились в графические символы I, V и X, и приобрели самостоятельность. [2]
Другая теория принадлежит Альфреду Куперу, который предположил рассмотреть римскую систему счета с точки зрения физиологии. Купер считает, что I, II, III, IIII – это графическое представление количества пальцев правой руки, которые выкидывал торговец, когда назначал цену. V – это отставленный большой палец, образующий вместе с ладонью подобную букве V фигуру. Именно поэтому римские цифры суммируют не только единицы, но и складывают их с пятерками:
VI, VII и т.п. – это откинутый большой палец и другие выставленные пальцы руки.
Другой вариант получения числа 10:
цифру V попросту удвоили, получив X.
Число 10 выражали с помощью перекрещивания рук или пальцев, отсюда пошел символ X. Большие числа передавали с помощью левой ладони, которая считала десятки.
Постепенно знаки древнего пальцевого счета стали пиктограммами, которые затем начали идентифицировать с буквами латинского алфавита.[3]
2.2. Основные римские цифры. Правила их запоминания.
Основных римских цифр всего семь.
1 I лат. unus, unum - один
5 V лат. quinque - пять
10 Xлат. decem- десять
50 Lлат. quinquaginta- пятьдесят
100 C лат. centum - сто
500 D лат. quingenti – пять сотен
1000 M лат. mille - тысячи
Мнемонические правила для запоминания римских цифр
Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке
убывания существуют мнемонические правила . Мнемо́ника (от греческого « τα μνημονιχα » —искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (мысленных связей).
Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными зрительными, звуковыми образами.
Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов, которые могут сохраняться в памяти пожизненно.
Техника мнемоника облегчает запоминание. [4]
Мнемонические правила для запоминания римских цифр
Запомнить можно так
М ы D арим С очные L имоны, Х ватит V сем I х.
Соответственно : M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)
2.3. Правила записи чисел римскими цифрами
Для записи чисел римскими цифрами я узнал несколько принципов:
Существует только шесть вариантов использования «правила вычитания»:
IV = 4 (5 - 1)
IX = 9 (10 – 1)
XL = 40 (50 – 10)
XC = 90 (100 – 10)
CD = 400 (500 – 100)
CM = 900 (1000 – 100)
Цифры (I, X, C, M) могут повторяться, но не более трёх раз подряд. Таким образом, с помощью цифр I, X, C, M можно записать любое целое число не больше 3999:
MMMCMXCIX = 1 000 * 3 + (1 000 - 100) + (100 - 10) + (10 - 1)
А самое длинное число до тысячи , которое можно записать по этому правилу: 888 DCCCLXXXVIII
Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записывать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, последними, число единиц
MCXI = 1111 (1000+100+10+1)
Теперь я знаю как записать римскими цифрами день, месяц и год моего рождения.
Я родился 12.03.2014 ………………….12 XII 03 III 2014 - MMXIV
Таким образом, дата моего рождения в римских цифрах XII III MMXIV
Для записи больших чисел используется черта над цифрой, которая увеличивает число в тысячу раз. С помощью римских цифр можно записывать и большие числа. Для этого над теми цифрами, которые обозначают тысячи, ставится одна черта, а над цифрами, которые обозначают миллионы, две черты.
V ( с одной чертой) = 5 000 (5*1 000);
L ( с одной чертой) = 50 000 (50*1 000);
M ( с одной чертой) = 1 000 000 (1 000*1 000);
V ( с двумя чертами) = 5 000 000 (5*1 000 000);
L ( с двумя чертами)= 50 000 000 (50*1 000 000) [6]
3.Практическая работа. Использование римских цифр
Римскими цифрами пользовались очень долго. Еще 200 лет назад в деловых бумагах числа должны были обозначаться римскими цифрами (считалось, что обычные арабские цифры легко подделать).
И до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и страницы книжных предисловий.
В Санкт-Петербурге стоит памятник Петру I. На гранитном постаменте памятника есть римское число: MDCCLXXXII. Это год открытия памятника.
Давайте его вычислим: 1000 + 500 + 100 + 100 + 50 + 3*10 + 2 = 1782 год.
В Нижнем Новгороде на фасаде здания Института инженеров водного транспорта указан год его постройки. В каком году построено здание?
Ответ: MCMXXX = 1 000 + (1 000 - 100) + 10 + 10 + 10 = 1930 год
На фронтоне здания Одесского театра оперы и балета указаны годы начала и окончания строительства, а также год реставрации. Когда было построено здание? Сколько лет строилось? В каком году проведена реставрация?
Ответ:
Начали строительство
MDCCCLXXXIV = 1000+500+100+100+100+50+10+10+10+4=1884 г.
Закончили строительство
MDCCCLXXXVII = 1000+500+100+100+100+50+10+10+10+7=1887 г.
Строилось 3 года
Реставрация MCMLXVII = 1000+900+50+10+7=1967 г.
В русском языке римские цифры используются в следующих случаях:
- Номер века или тысячелетия: XXI век, II тысячелетие до н. э.
- Порядковый номер монарха: Екатерина II, Карл V и др.
- Группа крови на нашивках формы военнослужащих ВС и МЧС РФ
- Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав).
- Маркировка циферблатов часов «под старину», например, часы на Спасской башне Московского Кремля.
- Важные события или пункты списка: II мировая война, XXII зимняя Олимпиада и т. п.
4.Заключение
В ходе работы мы выяснили массу полезных сведений. Оказывается, люди научились считать еще в незапамятные времена. Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время еще пользуются этим «счетным прибором», который всегда при нас. Записывали числа поначалу совсем просто: делали зарубки на куске дерева или кости.[7]
Когда понадобилось записывать большие числа, то для пятерок и десяток стали придумывать новые знаки. Со временем потребовались знаки для десятка десятков и так далее. Запомнить большие числа трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления. Аборигены Южной Америки считали и вычисляли при помощи системы узлов, завязанных на веревках или ремнях. Так, одни пользовались для запоминания чисел камешками, зернами, веревкой с узелками, другие - палочками с зарубками. В античном мире для вычислений применялся абак. Он представляет собой доску с прорезями или линиями, вдоль которых передвигали камешки или шарики. Это были первые счетные приборы, которые в конце концов привели к образованию различных систем счисления.
В процессе выполнения работы мы выяснили, где появились римские цифры ,что римские цифры используются и в наше время, хотя уже очень редко. Я научился записывать большие числа с помощью римских цифр. Данный материал можно использовать на уроках математики, информатики, истории, а также для внеклассных занятий.
5.Литература
1. «Занимательная арифметика» Перельман Я.И., Москва, Триада-Литера,1994 год.
2. «Математическая шкатулка» Ф.Ф. Нагибин. Е.С. Канин. Москва, «Просвещение», 1984 год.
3. «Что такое? Кто такой». Москва. Педагогика, 1990 год.
4.Статья из сети интернет https://zen.yandex.ru/medi
5.«Что? Зачем? Почему?». Большая книга вопросов и ответов. Перевод с испанского
6. «Школьникам о математике и математиках». Составитель Лиман М.М Москва, Просвещение. 1989 год.
7. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 2004 год. К. Мишиной, А. Зыковой, Москва, Эксмо, 2006г.
Слайд 1
Римские цифрыСлайд 2
Цель работы : знакомство с римскими цифрами ; Как записывать числа с помощью римских цифр
Слайд 3
Римские цифры появились за 500 лет до нашей эры. Были распространены в Европе 2000лет
Слайд 4
Основных римских цифр всего семь: 1 I - один 5 V - пять 10 X - десять 50 L - пятьдесят 100 C - сто 500 D – пять сотен 1000 M – тысяча
Слайд 5
Правила записи римских чисел: Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются. Если меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей.
Слайд 6
Существует только шесть вариантов использования «правила вычитания»: IV = 4 (5 - 1) IX = 9 (10 – 1) XL = 40 (50 – 10) XC = 90 (100 – 10) CD = 400 (500 – 100) CM = 900 (1000 – 100)
Слайд 7
Самое длинное число до тысячи: 888 DCCCLXXXVIII
Слайд 8
С помощью цифр I , X , C , M можно записать любое целое число не более 3999
Слайд 9
Теперь я могу записать римскими цифрами дату моего рождения Я родился 12 марта 2014г 12 - XII 03 - III 2014- MMXIV
Слайд 10
Вы можете задать мне любое число до 3999 и я запишу его римскими цифрами.
Слайд 11
Практическая работа Мы задались вопросом: в наше время можно встретить римские числа или они уже не используются?
Слайд 12
В наше время используют: Номер века или тысячелетия: XXI век II тысячелетие
Слайд 13
Группа крови на нашивках формы военнослужащих
Слайд 14
Циферблаты часов Номер тома в многотомной книге
Слайд 15
Порядковый номер монарха или царя Екатерина II Карл V
Слайд 16
Важные события: XXII зимняя Олимпиада II мировая война
Слайд 17
Памятник Петру I г.Санкт - Петербург
Слайд 18
На гранитном постаменте памятника есть римское число: MDCCLXXXII . Это год открытия памятника. Давайте его вычислим : 1000 + 500 + 100 + 100 + 50 + 3*10 + 2 = 1782 год.
Слайд 19
Нижний Новгород - на фасаде здания Института инженеров водного транспорта указан год его постройки
Слайд 20
В каком году построено здание ? MCMXXX
Слайд 21
На здании Одесского театра оперы и балета указаны годы начала и окончания строительства, а также год реставрации.
Слайд 22
Начало строительства: MDCCCLXXXIV 1884 г Закончили строительство: MDCCCLXXXVII 1887г Реставрация: MCMLXVII 1967г
Слайд 23
Заключение: Римские цифры используются и в наше время, хотя уже очень редко.
Слайд 24
Спасибо за внимание!
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
«Течет река Волга»
По морям вокруг Земли
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сверчок