Проект Широкова Юрия
Вложение | Размер |
---|---|
"Сравнительная характеристика систем школьного образования в России и Англии» | 184.03 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №25
ПРОЕКТ
по обществознанию на тему:
«Сравнительная характеристика систем школьного образования в России и Англии»
Выполнил:
Ученик 9 В класса
Широков Юрий
Научный руководитель:
Леонов Андрей Сергеевич
Смоленск
2021 год
Оглавление
§1. Система школьного образования в России 4
§2. Cистема школьного образования в Англии. 7
§4. Сходства и различия школьных систем образования в России и Англии 13
Актуальность исследования заключается за счёт снижения престижа образования России среди школьников. На сегодняшний день, большинство учеников российских школ, в том числе и моей, считают, что лучшее образование нужно получать в Англии или зарубежом, но это совсем не так, хорошее образование можно получить и в России.
Цель работы – сформировать сравнительную характеристику систем школьного образования в России и Англии.
Объект исследования – система школьного образования
Предмет исследования – сравнительная характеристика систем школьного образования в России и Англии
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения: первая - 4 года начального образования; вторая - 5 лет основного обучения; третья - 2 года среднего, или полного, образования. В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен. Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти "не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству" - это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании. Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать - такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.
Начальная школа:
В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов: чтение; азы математики (арифметика); письмо; труд; физкультура; музыка; окружающий мир; искусство и хореография; хотя бы один иностранный язык. С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.
Основная школа:
Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую. У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы. По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании. После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).
Старшие классы
В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков. В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы. Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.
Российское школьное дополнительное образование:
Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией. В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач: прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время; обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах; дает подготовку для начала профессиональной деятельности; служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.
Система образования Великобритании, пожалуй, одна из самых консервативных в мире. Отчасти это связанно с ее возрастом – появление первых средних школ в стране и Оксфордского университета датируется XII веком. Начиная с тех времен и по сей день дисциплина и высокий уровень качества преподавания остаются главными отличительными чертами британской образовательной системы. Однако это вовсе не значит, что она не претерпевает никаких изменений. Напротив, английская система образования не только идет в ногу со временем, но и зачастую его опережает: стремление к совершенству и почитание традиций здесь прекрасно уживается с новейшими образовательными программами и практиками.
Дошкольное образование в Англии
В возрасте трех лет английские дети могут начать получать дошкольное образование. Дошкольные классы представляют собой аналог детского сада, в которых делается акцент на групповую работу, творческой деятельности, а также предусмотрено проведение тематических игр. При этом, проводя сравнение с российским детским садом, в британском дошкольном классе малыш проводит только 3 часа в день, а именно с 9 утра до 12, или с 12 до трех. Только дети, достигшие трех лет, могут получить государственное дошкольное образование в Англии, в связи, с чем, ребенок может стать учеником дошкольного класса не только в начале осеннего семестра, но и весной, и даже летом. Данная разница обусловлена датой достижения трехлетнего возраста. Требования, которые утверждаются местными органами власти, определяют процесс приема в государственный дошкольный класс. Таким образом, наблюдается зависимость между школьными требованиями и месторасположением в конкретном британском регионе, на территории которого проживает ребенок, что приводит к возникновению отличий между регионами Англии.
Начальное образование в Англии
Рассматривая систему британских передовых государственных школ, то, достигая четырехлетнего возраста, ребенок обучается в начальной школе в Англии. Так, ребенок начинает обучение в подготовительном классе, носящий название класса первого года обучения в английской начальной школе, после чего предусмотрен переход в младшую школу, ориентированную на детей в возрасте от 7 до 11 лет. При этом в преимущественном числе элитных начальных школ Британии обучение ориентировано на детей и подростков в возрасте от 4 до 11 лет.
По достижении 4-х лет ребенок начинает обучение в подготовительном классе британской начальной школы в случае своевременной подачи заявления со стороны родителей ребенка. Таким образом, на протяжении полугода до начала семестра есть время для подачи документов. Отметим, что раз в 6 месяцев предусматривается начало обучения в подготовительном классе в лучших школах в Англии. Чтобы быть зачисленным в престижную церковную школу Великобритании, предъявляется требование в отношении принадлежности иностранного или русского подростка к определенной конфессии и посещения воскресной школы при церкви, связанной со школой. Помимо этого, родителям ребенка требуется посещение церкви как минимум два раза в месяц на протяжении двух лет до момента подачи заявления на обучение.
Система среднего образования Англии
Среднее образование в Англии включает четыре основных этапа (Key Stages): начальное с 5 до 7 лет и с 7 до 11, среднее для детей от 11 до 14 лет и с 14 до 16. Набор обязательных предметов (Core Subjects) меняется в зависимости от возраста. В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. С 11 лет к Core Subjects относят английский, математику и науки (основы химии, биологии и физики). Остальные предметы ученик вместе с родителями выбирает исходя из собственных предпочтений. С 14 до 16 лет школьники готовятся к сдаче экзамена GCSE (General Certificate of Secondary Education – Сертификат о Среднем Образовании). В 2015 году английское законодательство об обязательном образовании претерпело изменения: ранее оно ограничивалось возрастом в 16 лет. Сегодняшним учащимся предстоит провести за партами еще 2 года. Те, кто планирует максимально быстро приступить к работе, поступают в профессиональные колледжи. После 2 лет обучения они получают GNVQ's (сертификат о среднем специальном образовании) или BTEC's (диплом о среднем техническом образовании). Те, кто заинтересован в дальнейшем поступлении в вуз, остаются в школе на Sixth form. В этот период – 16 до 18 лет – школьники готовятся к сдаче A-levels по выбранным предметам. По типу финансирования школы Великобритании делятся на государственные и частные. В отличие от многих стран, разрыв между муниципальными и частными учебными заведениями Англии не так велик: за уровнем среднего образования в стране следят на государственном уровне. Хотя, безусловно, частные школы отличаются более сильной подготовкой: сказывается и наличие материально-технической базы, и высокий уровень преподавательского состава, и камерность классов, и даже историческое наследие, которым может похвастаться немалая часть школ-пансионов. Многие их них работают не одно столетие, а старейшие и вовсе – появились еще в XII веке при католических церквях.
Стоит отметить, что исторически в Англии сложилось раздельное обучение. Часть частных школ сохранили этот подход и по сей день: многие британцы считают, что так мальчикам и девочкам легче сосредоточиться на учебе. Государственные школы в массе своей смешанные.
Система оценок в британских школах буквенная: от A* (превосходно) до U (чрезвычайно неудовлетворительно). В некоторых частных учебных заведениях ставят и вторую оценку – за усердие, от 1 (активная работа и интерес к предмету) до 5 (ученик совсем не старается). Двукратная оценка очень удобна как для ученика, так и для его родителей. Она как бы восстанавливает справедливость, ведь часто бывает, что какой-то предмет не дается, несмотря на большие старания, а плохие оценки окончательно демотивируют. Учебный год в английской школе поделен на триместры, продолжительность каждого – 12 недель. Количество уроков зависит от возраста учащихся, но всегда включает занятия творчеством и спортом. Большое внимание уделяется общему воспитанию: школы стараются развить в детях лидерские качества, любознательность, взрастить свободных личностей, умеющих делать выбор, отстаивать свою точку зрения, стремиться к профессиональному развитию, и при этом быть достойными членами общества, имеющими права называться истинными леди и джентльменами. Примечательно, что особенно сильны воспитательные традиции в частных школах-пансионатах для мальчиков.
В целом система среднего образования в Англии оценивается положительно, хотя уровень подготовки учащихся показывает последние годы некоторую реверсивность. Так, по данным мониторинга оценки качества образования в школах PISA (Programme for International Student Assessment) за 2021 год Великобритании досталось 5 место. В 2009 – 24, а в 2000 – 7. По оценкам экспертов, колебания связаны главным образом с менее стабильным уровнем преподавания в секторе гос.школ. Что касается частных заведений, их показатели остаются достаточно стабильно высокими из года в год.
В феврале 2021 года в МБОУ Школе № 25 был проведен мониторинг удовлетворенности учеников 9-х классов образовательным процессом в школе. Целью мониторинга было изучение удовлетворенности учеников качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Основные задачи исследования: 1. Определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг в школе. 2. Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в школе. 3. Метод мониторинга: анкетный опрос.
Результаты мониторинга позволяют сделать выводы: 1. Работа образовательного учреждения является продуктивной, эффективной и удовлетворяет большую часть учеников. Образовательный процесс в школе ориентирован на развитие личности каждого ребёнка. Высокая степень удовлетворенности учеников образовательным учреждением свидетельствуют о целенаправленной работе администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива над развитием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса. 2. Педагогический коллектив нацелен на удовлетворение образовательных потребностей. Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к ребёнку обычно приводят к хорошему результату. Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения ребёнка. Педагоги учитывают индивидуальные особенности ребёнка. Эти показатели достаточно ярко характеризуют личностно-ориентированную направленность деятельности образовательного учреждения. 3. Администрация образовательного учреждения, педагогический коллектив уделяют большое внимание инфраструктуре образовательного учреждения. Облик школы меняется как по форме, так и по содержанию. В школе проводится много интересных мероприятий. У детей есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время в школе. Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими школами, детскими центрами. Данные говорят о том, что необходимо развивать школьную инфраструктуру, чтобы школа стала центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. 4. В образовательном учреждении ведется большая работа по сохранению, укреплению физического, психологического здоровья детей. Здоровье человека – высший показатель его личного успеха. Организация питания в школе на удовлетворительном уровне. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели. В школе заботятся о здоровье детей, о предупреждении перегрузок. Данные опроса говорят также о том, что необходимо строить образовательный процесс адекватно возрасту обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности. Внимание администрации образовательного учреждения должно быть направлено на более активное вовлечение учеников в образовательный процесс, на формирование взаимопонимания участников образовательного процесса.
В качестве общих рекомендаций по повышению удовлетворённости качеством образования приведём изменения, необходимость которых была озвучена респондентами в этом исследовании: 1. Решение кадровых проблем, улучшение профессиональной подготовки педагогов: увеличение штата учителей (особенно молодых специалистов), систематическое повышение их квалификации. 2. Повышение эффективности системы оценки знаний учащихся, применение индивидуального подхода в обучении. 3. Обновление материально-технической и учебно-методической базы школы: обеспечение современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и приборами; ремонт классов.
На основе изученного теоретического материала мы можем обнаружить как сходства, так и различия в школьных системах образования трёх стран.
Название страны | Начальное звено | Основное звено | Старшее звено |
образование Россия | обязательное 7 – 10 лет 1 - 4 класс | обязательное 11-15 лет 5 – 9 класс | необязательное 16-17 лет 10 – 11 класс |
образование Англия | обязательное 5 – 11 лет 1 - 6 класс | обязательное 12-16 лет 7 – 11 класс | необязательное 17-18 лет 12 – 13 класс |
Исходя из таблицы, мы видим, что школьная система образования отличается во всех странах. Можно выделить только так называемую «нулёвку» - она присутствует в каждой школьной системе, но не обязательна, как в России, так и в Англии.
В России учебный год длится 210 дней и делится на 4 четверти с осенними, зимними, весенними и летними каникулами. Продолжительность учебного года в Великобритании— 38 недель. Учебный год с 1 сентября по конец июня. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний, весенний и летний. которые перемежаются каникулами: летние, рождественские и пасхальные. В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя в Великобритании 5-дневная. В России в начальной школе пятидневная, в средней и старшей 6-дневная.
Класс | Название экзамена | Предметы |
9 | ОГЭ | Математика Русский язык +2 по выбору |
11 | ЕГЭ | Математика Русский язык +2 по выбору |
Англия – каждый год сдается промежуточный экзамен. 8 экзаменов, английский и математика обязательные, остальные по выбору и если ученики остаются на дополнительные 2 года обучения, то сдают по 3,4 предмета в зависимости от дальнейшего выбора ВУЗа. В России традиционно для оценивания работы учеников используется бальная система от 1 до 5. В Англии, в отличии от России, используется система буквенного оценивания.
Преимущества и недостатки образования России и Англии.
Россия плюсы: Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.
Россия минусы:
Англия плюсы:
Англия минусы:
Изучив и проанализировав данный материал, мы можем сделать следующие выводы. Мы видим, что в школьной системе образования России и Англии есть как сходства, так и различия. Закономерно, что образование является основополагающим фактором для развития и процветания каждой цивилизованной страны. Главное сходство образования во всех странах состоит в том, что образование ставит целью воспитать развитую личность, как психологически, так и физически, подготовить ребенка для жизни в обществе, воспитать патриотичную личность и воспитывать в духе толерантности, гуманности. В данных странах государство гарантирует бесплатное среднее образование. Рассмотренные страны являются эпицентрами школьного образования и воспитания в мире. Опыт, который используется, как в нашей, так и в Великобритании является показательным опытом, передовым, к образованию в этих странах обращено большое внимание. Образование на сегодняшний день стоит перед необходимостью глубоких всеохватывающих перемен. Необходимость осмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым. Я считаю, что хорошее образование можно получить в любой стране. Российское образование не имеет аналогов, Английское – эталон. Конечно, в каждом образовании есть преимущества и недостатки, но в целом можно прийти к заключению, что образование каждой страны по – своему уникально и обладает всеми качествами для воспитания и становления компетентной личности. Данная работа, безусловно, станет полезной для школьников и преподавателей. Сравнительный анализ образования разных стран, это интересно и познавательно, Работа может служить как некоторый справочник, к которому могут обратиться и школьники, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Ниже представлен результат голосования по перечисленным вопросам:
Вопросы для анкеты:
Результаты анкетирования:
Информатика 30.4 %
Технология 13.8 %
Русский язык 22.8%
Иностранный язык19.4%
География 9.2%
Математика 8.6%
Биология 5 %
Литература 3.4 %
Обществознание 2.7 %
ОБЖ
Музыка
Физическая культура
ИЗО
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Ёжикина Радость
Под парусами
Три орешка для Золушки
Знакомые следы