В работе приведен анализ состояния уровня финансовой грамотности подростков на примере учеников 9х классов гимназии №505 Санкт-Петербурга
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_chast.docx | 31.37 КБ |
Введение
Развитие современной экономической модели предполагает широкое участие граждан в экономике. Устойчивое развитие государство зависит не только от внедрения новых финансовых инструментов, но и от того, насколько население способно их использовать. Основой этого должна стать личная инициатива, предприимчивость гражданина, его ответственность и самостоятельность. Человек с самого раннего детства начинает участвовать в простейших экономических процессах, таких как обмен, а в подростковом возрасте человек активно включается в экономическую деятельность. Именно в подростковом возрасте у ребенка может появится первый опыт работы, первый заработок и именно поэтому представляется необходимым в этот период жизни заложить основы финансовой грамотности. Все это определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступает уровень финансовой грамотности школьника основной школы.
Предметом исследования является формирование финансовой грамотности у учащихся.
Цель исследования – проанализировать состояние финансовой грамотности школьников на примере учеников 9-х классов гимназии 505 и выработать способы ее повышения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы
Глава 1. Финансовая грамотность и уровень ее состояния у школьников в России
Сегодня трудно представить жизнь без денег. Деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни и универсальное средство обмена. Деньги являются мощнейшим ресурсом благодаря тому, что они имеют свою цену.
Финансовая грамотность – это умение правильно и ответственно распоряжаться личными финансами и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами, это готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни, заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Уделить время своей финансовой грамотности, это стоит очень дешево по сравнению с теми деньгами, которые, будут потрачены понапрасну. Благодаря финансовой грамотности сбываются все желания, достигаются цели и можно жить жизнью мечты.
Уже 14-16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. Они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и другими доходами, имеют возможность совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим очень важно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умение, необходимые для экономически грамотного поведения. В этом возрасте подростки осваивают новую для себя роль взрослого человека и самоопределяются с выбором будущей профессии [2, с. 5-6].
Задача взрослых помочь молодому поколению сформировать способность оценивать финансовую ситуацию и выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи. Не стоит забывать, что в возрасте 14-16 лет дети, как правило, еще живут с родителями и получают полное материальное обеспечения, но уже грамотно распределяя свои личные расходы помогают семейному бюджету.
Результаты исследования PISA-2018 (Programme for International Student Assessment) – это международное мониторинговое исследование качества общего образования) показывают, что на финансовую грамотность 15-летнего школьника оказывают влияние многие факторы: пол учащегося и его социально-экономический статус, размер населенного пункта, в котором он проживает, изучение финансовых вопросов на школьных уроках, общение с родителями на эти темы, возможность самостоятельного принятия финансовых решений. В России, как и в других странах, принявших участие в исследовании, прослеживается сильная взаимосвязь финансовой грамотности с уровнями читательской и математической грамотности. Степень сформированности математических и читательских компетенций объясняет 77,5% результатов по финансовой грамотности. Это означает, что учащиеся, независимо от территории проживания, будь то сельская местность или город, при высоком уровне читательской и математической грамотности обладают и высоким уровнем финансовой грамотности. С другой стороны, 22,5% результатов не связаны с математической и читательской грамотностью, то есть высокий уровень финансовой грамотности могут показать и подростки с невысокими уровнями читательской и математической грамотности [1, с.94].
Значительную роль, как и во многих других вопросах, играет семья: 8 из 10 школьников обсуждают с родителями денежные вопросы, при этом значимо более высокие результаты финансовой грамотности показывают подростки, которые делают это часто.
Для развития финансовой грамотности подростков большое значение имеет их собственная активность в финансовой сфере, причем важно не столько владение определенными банковскими продуктами, сколько возможность самостоятельно распоряжаться собственными деньгами и ощущение уверенности при совершении денежных операций.
В рамках проводимого анализа финансовой грамотности подростков я подготовил вопросы и попросил ответить на них 20 одноклассников, результаты были такими:
1.Получаете ли вы карманные деньги?
Да – 95 % Нет - 5%
2.Есть ли у вас сбережения?
Да - 15% Нет – 85 %
3.Пользуетесь ли вы банковской картой? Электронным кошельком?
ДА - 85% Нет 15 %
4. Знаете ли принципы формирования семейного бюджета?
Да – 70 % Нет – 30 %
4.В чем суть кредита?
Смогли объяснить своими словами 80 % и 20% не знают, что такое кредит.
5.Что такое налоги?
15% не знают, что такое налоги.
6. Знаете ли вы о принципах расчета налога и способах уплаты налогов?
70 % затруднились ответить.
6.Хотите ли вы получать дополнительные уроки по сфере финансовой грамотности? 70% хотят дополнительные уроки по финансовой грамотности.
7.Нужно ли современному человеку уметь распоряжаться деньгами?
100% думают, что современный человек должен уметь грамотно распоряжаться деньгами.
8.Заработали вы свои первые деньги?
80% заработали свои первые деньги.
9.С какого возраста, как вы считаете, нужно уметь содержать себя самостоятельно?
В среднем одноклассники считают, что с 16 лет ты должен содержать себя самостоятельно.
Исходя из проведенного мной опроса можно сделать вывод, что большинство ребят уже распоряжается личными денежными средствами самостоятельно, пользуются банковскими картами, имеют общее представление о кредитах и налогах, хотят в будущем самостоятельной финансовой независимости, но еще не имеют четкого и грамотного представления о финансовой системе, финансовых услугах, банковских продуктах, о видах и способах уплаты налогов, пенсионной системе и т.п. В то же время 70 % хотят получать дополнительное образование в сфере финансов и 100 % считают необходимым быть финансово грамотным в современном мире. Можно сделать вывод, что 100 % исследуемых считают, что им не хватает знаний в части финансовой грамотности и нет уверенности в надежности источников, где можно получить достоверную информацию.
Глава 2. Формирование финансовой грамотности у школьников основной школы
2.1. Опыт формирования Финансовой грамотности у подростков в странах Европы и США
В процессе изучения проблемы формирования финансовой грамотности у школьников целесообразно обратиться к опыту других стран. Таких как страны Европы и США. Перейдем к более подробному рассмотрению их опыта по формированию финансовой грамотности у подростков.
Германия: Немецкие чиновники решили урегулировать вопрос карманных денег. Управление по делам несовершеннолетних выпустило рекомендации, какое количество денег правильнее всего давать детям. Дошкольникам 4-5 лет полагается 0,5 евро в неделю, детям 10-11 лет 13-16 евро в месяц, а подросткам 16-17 лет — до 45 евро в месяц. Школьникам рекомендуют давать полную сумму сразу на месяц, чтобы они учились распределять свои финансы и планировать траты. Разумеется, это не строгие рекомендации, но правительство настоятельно советует не выделять детям слишком много денег, чтобы дети из малообеспеченных семей не чувствовали себя неловко.
Нидерланды: В Нидерландах государство также составило советы, сколько карманных денег выдавать детям и подросткам. Суммы не сильно отличаются от немецких: детям в возрасте 6-8 рекомендуется давать 1-2 евро в неделю, 12-и 13-летним подросткам евро в месяц. В своде рекомендаций написано, что карманные деньги следует давать в определённый день вне зависимости от обстоятельств или поведения ребёнка — это не заработная плата и не средство для наказания. Нидерландцам советуют даже написать договор, чтобы закрепить соглашение. В договоре можно указать, на что ребенку тратить деньги запрещено [3, с.22-23].
Швейцария: Учебная программа в швейцарских школах сильно меняется от кантона к кантону. В Цюрихе, например, учат считать деньги на уроках математики со второго класса. Местные жители стараются воспитывать в детях самостоятельность. Школа просит родителей не вмешиваться в процесс обучения и помогать детям с домашним заданием, только если они сами об этом попросят. «Мы по собственной инициативе учим детей рассчитываться в магазине. С пяти-шести лет даём карманные деньги по 2 франка в неделю. Они ходят в магазин за хлебом и некоторыми другими мелочами. Местных детей в том же возрасте, 7-8 лет, я тоже иногда замечаю в магазине одних», — рассказывает Сергей Попов, который уже семь лет живёт семьёй Швейцарии [3, с.35].
США: Большинство американских подростков зарабатывают карманные деньги самостоятельно на каникулах или после школы. Виды подработки и возраст, с которого можно начинать трудиться, закрепляются законодательно в каждом штате. Например, в Нью-Джерси дети могут работать с 12 лет: разносить газеты, заниматься фермерством или садоводством, сидеть с малышами участвовать в театральных постановках. После 14 лет разрешается попробовать себя, например, в роли продавцов, пляжных спасателей, уборщиков. Если дети зарабатывают $4 000 в год, они обязаны платить налоги. В некоторых школах Америки за активную работу на уроке дети поощряются «школьными деньгами». За эти деньги можно поучаствовать лотерее, которую устраивает учитель. Обычно разыгрываются сладости, игрушки, канцелярские товары или возможность поиграть в компьютерные игры в свободное время. Каҗдый ученик сам решает, сколько потратить на участие в розыгрыше. Чем больше денег, тем вероятнее выигрыш. Дети из государственных и частных школ иногда посещают учебные центры Junior Achievement. Это организация, которая помогает молодёжи получить дополнительные знания о личных финансах, работе бизнесе. Например, детям из начальной школы устраивают экскурсию бизнес-городок — игровой парк, в котором всё выглядит по-настоящему. В заведениях «работают» школьники и должности они выбирают за несколько недель до посещения парка вместе с учителями: пишут заявку, проходят собеседование и тесты на профпригодность. В городке детям выдаётся дебетовая карта и чековая книжка, которой они могут расплачиваться целый день [3, с.44].
Турция: На праздники в Турции детям принято дарить деньги. Обычно их вручают старшие которым в знак благодарности и уважения должен поцеловать руку и приложить ее к своему лбу. Денежные презенты дарят даже младенцам—их родители складывают подарки в копилку, которую вручают ребёнку через несколько лет.
Швеция: Финансовые знания в шведских школах получают ученики профильных классов. После 9 класса школьники переходят в колледж – шведы называют их гимназиями- и выбирают направление. Учеников, которые решили получить экономическое образование, учат открывать бизнес.
Великобритания: финансовая грамотность - обязательный предмет в британских школах с 2014 года. Ученикам средней школы рассказывают о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах. Учителя советуют, как лучше распоряжаться своими деньгами, как их копить и планировать финансовые решения в будущем. Получать карманные деньги наличными в Британии уже немодно. Родители переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков [3, с. 72].
В ходе рассмотрения различного опыта по формированию финансовой грамотности в развитых странах Европы и США, можно сделать вывод о том, что каждая из изученных стран имеет свой опыт формирования финансовой грамотности. Данный опыт может быть полезен для России и может стать определенным подспорьем при создании отечественных программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности школьников.
2.2. Пути формирования финансовой грамотности у учащихся девятых классов
Воспитание финансовой грамотности в семье – это самый важный и эффективный способ. Это означает, что родители с раннего детства привлекают детей с собой по магазинам и объясняют почему выбор пал именно на тот или иной товар. Рассказывают о планировании семейного бюджета. Копилка — это символ взросления и самостоятельности. Выделение денег на карманные расходы подростку учит ответственности и финансовому планированию. Приучение ребёнка и подростка к труду. Каждый член семьи должен вносить посильный вклад в общее благо. Игры в бизнес, например, «Монополия». Семья – это главный пример для молодого человека, который формирует финансовые приоритеты [4].
Повышение финансовой грамотности подростков из интернет источников – это легкий и быстрый способ получение дополнительной информации о финансах. Чтение специальной литературы, игры бизнес-симуляторы и симуляторы инвестиционной деятельности, которые позволяют в легкой и игровой формe осваивать основы личных финансов и инвестиций (CashGo, Finance Park). Можно посещать семинары и вебинары повышения финансовой грамотности, онлайн обучения. Однако, очень важно получать информацию из достоверных источников и доверять только экспертам в области финансов.
Специальные учебные курсы для детей подростков. Данные курсы разрабатываются в рамках повышения уровня финансовой грамотности населения и рассматривают вопросы финансовой грамотности на более сложном уровне, большая часть отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных финансовых областях. Такие курсы платные и не всегда доступны как финансово так, и в силу того, что подростки сильно загружены в школе. Это эффективный способ получения дополнительного образования [4, с.33].
Уроки по финансам в школе в рамках школьной программы. Исходя из моего исследования учеников 9 классов ГБОУ гимназии 505 многим такие уроки интересны и важны. Во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание.
Заключение
Современная общеобразовательная школа – важнейший элемент в системе передачи общественного опыта. С этой точки зрения, можно рассматривать современную школу как инструмент исполнения социального и государственного «заказа», обеспечивающий условия развития страны. К такому виду социального «заказа» можно отнести и запрос общества на формирование определенного уровня финансовой грамотности.
Повышение уровня финансовой грамотности имеет огромное значение для развития способностей отдельных граждан управлять рисками в меняющихся экономических условиях. К подобного рода рискам можно отнести чрезмерную закредитованность, различного рода финансовые трудности, проблему сохранения сбережений и обеспечение определенного уровня благосостояния.
В процессе исследования удалось отметить актуальность исследуемой темы и сформулировать определение финансовой грамотности. Под финансовой грамотностью понимается способность человека принимать участие в экономической жизни общества, основанная на сформированных финансовых навыках и установках.
В ходе исследования опыта по формированию финансовой грамотности в развитых странах Европы и США, был сформулирован вывод, что данный опыт будет полезен для России и станет определенный подспорьем при создании отечественных программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности школьников.
Для определения уровня финансовой грамотности школьников наиболее рациональным методом представляется метод измерения, позволяющий выделить определенные пробелы в финансово-экономических познаниях школьников.
На основе проведенных опросов был сделан вывод, что проблема формирования финансовой грамотности у школьников не достаточна отражена в образовательной программе школы. Ввиду чего данное исследование имеет определенные перспективы в плане расширения исследования и разработки конкретной программы повышения финансовой грамотности у школьников. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы учителей в рамках курсов «Обществознание» и «Экономика»
Список использованной литературы
Сорняки
Нора Аргунова. Щенята
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Дымковский петушок