Проектная деятельность расширяет кругозор ученика
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kletka_biologiya_6_kl.doc | 698.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Итоговый индивидуальный проект по биологии
«Клетка»
Автор: обучающаяся 6 класса
Кочубьева Дарья
Руководитель: Сюрина Галина Анатольевна,
учитель биологии и географии
д. Относово
2021 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Клетка – жизни всей основа |
Руководитель проекта | Сюрина Галина Анатольевна |
Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа | Биология |
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета | Химия, экология |
Автор проекта | Кочубьева Дарья |
Тип проекта | Творческий |
Цель проекта | Изучить подробно строение клетки |
Задачи проекта | Создать продукт, который заинтересует других учеников более подробно изучить строение растительной клетки |
Оценочный лист исследовательской деятельности.
№ |
Критерии | |||||||
1 | Актуальность темы | 5 | ||||||
2 | Новизна решаемой задачи | 5 | ||||||
3 | Оригинальность методов решения задачи, исследования | 5 | ||||||
4 | Научное и практическое значение результатов темы | 5 | ||||||
5 | Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области | 5 | ||||||
6 | Участие в дискуссии | 4 | ||||||
7 | Культура оформления работы | 5 | ||||||
Общий бал | 34 |
Члены жюри: __________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
Информационная карта проекта
Объект исследования: растительная клетка.
Цель проекта: изучить строение растительной клетки.
Цель и этапы проекта:
Ведущая деятельность:
творческая
исследовательская
Предметная область:
Биология
Форма продуктов проектной деятельности:
реферат
Ожидаемые результаты:
Получение данных о строении прокариотической и эукариотической клетки.
Продолжительность проекта:
Третий триместр 2020-21 учебного года
Автор проекта:
Кочубьева Дарья, обучающаяся 6 класса
Руководитель проекта:
Сюрина Галина Анатольевна, учитель биологии и географии школы
Площадка проекта:
МБОУ Относовская СОШ, кабинет биологии
СОДЕРЖАНИЕ:
а) строение клетки
б) безъядерные клетки – прокариоты;
в) ядерные клетки – эукариоты;
Введение.
На заре развития жизни на Земле все клеточные формы были представлены бактериями. Они всасывали органические вещества, растворённые в первичном океане, через поверхность тела. Со временем некоторые бактерии приспособились производить органические вещества из неорганических. Для этого они использовали энергию солнечного света. Возникла первая экологическая система, в которой эти организмы были производителями. В результате этого в атмосфере Земли появился кислород, выделяемый этими организмами. С его помощью можно из той же самой пищи получить гораздо больше энергии, а добавочную энергию использовать на усложнение строения тела: разделение тела на части. Одно из важных достижений жизни — разделение ядра и цитоплазмы. В ядре находится наследственная информация. Специальная мембрана вокруг ядра позволила защитить от случайных повреждений. По мере необходимости цитоплазма получает из ядра команды, направляющие жизнедеятельность и развитие клетки. Организмы, у которых ядро отделено от цитоплазмы, образовали надцарство ядерных (к ним относятся — растения, грибы, животные).
Таким образом, клетка — основа организации растений и животных — возникла и развилась в ходе биологической эволюции. Даже не вооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов, в том числе и растительных.
Жизнь растения осуществляется соединённой деятельностью его клеток, создающих единое целое. При многоклеточности частей растения существует физиологическое разграничение их функций, специализация различных клеток в зависимости от местоположения их в теле растения.
Растительная клетка отличается от животной тем, что имеет плотную оболочку, покрывающую внутреннее содержимое со всех сторон. Клетка не является плоской (как её принято изображать), она скорей всего похожа на очень маленький пузырёк, наполненный слизистым содержимым.
Основная часть
В природе все мудро продумано и устроено,
всяк должен заниматься своим делом,
и в этой мудрости —
высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи )
Зачем человеку нужны знания? Биология - это наука, изучающая основы жизнедеятельности и взаимодействия живых организмов. Изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. С помощью этой науки человек узнает больше о живой природе вокруг себя. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Один из разделов биологии изучает клетку. Тела живых организмов состоят из миллионов мелких частиц — клеток. Каждая клетка — это маленький живой организм: она питается, размножается и взаимодействует с другими клетками.
Клетки…. Шарообразные, яйцевидные, имеющие форму параллелепипеда, куба подковы, звезды, ветвящиеся, извилистые…
Клетки являются живыми кирпичиками, из которых состоит тело человека. Клетки, соединяясь одна с другой, образуют стенки органов или кожный покров. Вытянутые, с удлиненными окончаниями, они представляют собой "электрические провода", по которым передаются нервные импульсы. Наконец, они служат "живыми транспортными средствами", имея форму шариков, циркулирующих в кровотоке.
Рассмотрим клетку как структурно-функциональную единицу организма. Снаружи клетка покрыта плотной клеточной стенкой, в которой имеются более тонкие участки — поры. Под ней находится очень тонкая плёнка — мембрана, покрывающая содержимое клетки — цитоплазму. В цитоплазме есть полости — вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной стенки расположено плотное тельце — ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме распределены мелкие тельца — пластиды.
Первые клеточные, прокариоты, возникли на Земле более 3 миллиардов лет тому назад. Это было величайшим скачком в развитии жизни. Прокариоты представляют собой бактерии. Строение у них относительно простое. Наследственная информация, ДНК, находится у них в примитивной, содержащей мало белка кольцевидной хромосоме. Она располагается в особом участке цитоплазмы, нуклеоиде, не отделенном от остальной клетки мембраной. Основное, чем отличаются прокариоты и эукариоты друг от друга, это то, что в клетках первого типа настоящее ядро отсутствует.
Цитоплазма предъядерных клеток имеет намного меньше клеточных структур. Из них известны рибосомы, более мелкие по сравнению с рибосомами эукариоидных клеток. Роль митохондрий в прокариотах принадлежит простым мембранным структурам. Отсутствует в них и хлоропласт. Прокариоты имеют плазматическую мембрану, над которой находится клеточная оболочка. Они отличаются от эукариот значительно меньшими размерами.В некоторых случаях в прокариотах могут быть так называемые плазмиды – небольшие, в виде кольца.
Все ядерные клетки отличаются общим планом строения и общим происхождением.
Они возникли из предъядерных клеток 1,2 млрд. лет назад. Строение их значительно сложнее. И прокариоты, и эукариоты имеют клеточную мембрану. Но в остальном их структурные и биохимические особенности во многом отличаются.
Самое главное отличие – то, что в ядерных клетках имеется истинное ядро, в котором хранится их генетическая информация. Ядро отграничено от цитоплазмы специальной мембраной, состоящей из наружного и внутреннего слоев. Она похожа на плазматическую мембрану, но содержит поры. Благодаря им осуществляется обмен между цитоплазмой и ядром.
Геном клетки состоит из целого набора хромосом, этим прокариоты и эукариоты также отличаются друг от друга. ДНК в хромосомах эукариот связана с белками-гистонами. В ядре клеток находятся ядрышки, в которых образуются рибосомы. Бесструктурная масса, кариоплазма, окружает хромосомы и ядрышки. Каждому виду животных и растений свойственен свой, строго определенный набор хромосом. При делении клеток они удваиваются и затем распределяются по дочерним клеткам
Если рассматривать прокариоты и эукариоты, различия у них видны и в цитоплазме клеток. Для клеток растений свойственно наличие крупной центральной вакуоли и пластид. Вакуоль может отодвигать ядро к периферии клетки. Питательный резервный углевод растительной клетки – крахмал. Снаружи растительные клетки покрыты клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы.
В клеточном центре нет центриоли, которую можно увидеть только у водорослей. Животные клетки не имеют центральной вакуоли, пластид и плотной клеточной оболочки.
В центре клетки имеется центриоль. Резервный углевод в животных клетках – гликоген. У клеток грибов центриоль бывает не всегда. Стенка клеток состоит из хитина, в цитоплазме пластидов нет, но в центре клетки центральная вакуоль имеется. Резерв углеводов у них тоже гликоген.
В цитоплазме эукариот имеются митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, эндоплазматическая сеть, органоиды движения. Рибосомы у них значительно крупнее, чем рибосомы прокариот.
Цитоплазма клетки разделена на отдельные отсеки, компартменты, при помощи специальных оболочек, состоящих из липидов.
Заключение.
Загляните на часок
В нашу клетку – теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук
Список использованной литературы.
Детская энциклопедия Т.6 М., Академия педагогических наук, 1960г.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера.
– М.: Мир, 1993г.
Хрестоматия по ботанике – М.: Просвещение, 2012г.
Штрибанова С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. Москва, 1984г.
Энциклопедический словарь юного биолога – М., Педагогика, 1986г.
Мост Леонардо
Белый лист
Лупленый бочок
Рисуем кактусы акварелью
Музыка космоса