Актуальность проблемы выбора профессии для старшеклассников вполне очевидна. Однако при её решении большинство выпускников решают её с точки зрения своих предпочтений, перспектив, рекомендаций взрослых, востребованности на рынке труда и других полезных категорий. И довольно редко старшеклассниками учитываются особенности своего темперамента. Вместе с тем от типа темперамента человека зависит его удовлетворенность своей работой, уровень самооценки и, как следствие, степень его психологического благополучия. В своей работе автор исследовала типы темпераментов своих одноклассников и дала соответствующие рекомендации по выбору профессии каждым из исследуемых респондентов.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Влияние темперамента на выбор профессии" | 368.37 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
(МБОУ «СОШ № 51»)
Индивидуальный итоговый проект на тему:
«Влияние темперамента на выбор профессии»
(по материалам исследования среди моих одноклассников)
Ученицы 10 А класса
Коротаевой Анны Владимировны
Руководитель проекта
Любко Юлия Викторовна
Учитель обществознания
Ижевск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
__________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия «темперамент».
1.1. Понятие «темперамент»………………………………...……...………..…..5
1.2. Типы темперамента и их характеристики……….………….…………..….6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………....….9
ГЛАВА 2. Исследование влияния темперамента на профориентацию учащихся.
2.1. Методика Айзенка по определению типа темперамента. Нейротизм…..10
2.2. Определение профессиональных склонностей по Л. Йоваши..................17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….0
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...0
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов, у всех детей, получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.
Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать и при определении профессионального будущего.
Актуальность моего проекта связана с необходимостью выбора профессии большинством моих сверстников. Для многих из ребят проблема выбора является очень серьезной, поскольку правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь. Эта работа является попыткой обосновать этот выбор психологическими параметрами личности.
Цель работы: исследование влияния темперамента личности на выбор профессии.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и информацию интернет ресурсов по теме исследования.
2. Изучить тип темперамента у учащихся с помощью теста на тип темперамента по методике Айзенка.
3. Провести исследование с помощью теста на определение профессиональных склонностей по Л. Йоваши и выявить как влияет темперамент на профессиональный выбор учащихся.
4. Проанализировать полученные данные.
5. Выявить подходящие виды деятельности для определенных типов темперамента опрошенных респондентов.
Методы: Изучение специальной литературы и интернет ресурсов, анкетирование (тест Айзенка, тест на определение профессиональных склонностей по Л. Йоваши), анализ полученных данных.
Гипотеза: Темперамент может влиять на выбор профессии и видов деятельности.
Объект исследования: Темперамент учащихся 10 класса МБОУ «СОШ 51»
Предмет исследования: Взаимосвязь темперамента с профессиональной деятельностью.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты понятия «темперамент»
1.1. Понятие «темперамент»
Само слово «темперамент» означает в переводе с латинского – соотношение частей, соразмерность. Официально считается, что учение о темпераменте вообще было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Следуя учению Гиппократа, не менее знаменитый врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных нам типа темперамента, в зависимости от преобладающей жидкости: у сангвиника -преобладает кровь (сангвэ), у холерика – желтая желчь (холэ), у флегматика слизь или лимфа (флегма), у меланхолика - черная желчь (меланэ холэ).
Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным. Преобладание жёлтой жёлчи делает человека импульсивным, «горячим». Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым. Преобладание чёрной жёлчи делает человека грустным и боязливым.
Темперамент – проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. Это отражается в манере поведения, речи, мышлении.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственно данному типу темперамента. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменится и под влиянием самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Не бывает «хорошего» или «плохого» темперамента. В каждом есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
При разнообразии подходов большинство исследователей признаёт, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. А свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
1.2. Типы темперамента и их характеристики.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственно данному типу темперамента. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменится и под влиянием самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Не бывает «хорошего» или «плохого» темперамента. В каждом есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
Психологи считают, что в «чистом виде» каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности. Существует психологическая трактовка темперамента: каждый из четырёх типов темперамента определяется на основании некоторых характерных психологических особенностей.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.
Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.
Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.
Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).
Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Помните "Три мушкетера"? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.
Круг Айзенка
Интересные факты о темпераменте
1. Темперамент влияет на самооценку и уверенность в себе.
Так самооценка: сангвиника - неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду, надеется на удачу; холерика – чаще завышенная, стремится к первенству, излишне самоуверен, скрывает слабости; флегматика - заниженная, скромен, не уверен в себе, переживает за себя; меланхолика - низкая, стеснителен, в группе держится в тени, неуверен в себе, преувеличивает свои недостатки, не верит в удачу.
2. Темперамент влияет на роль в общении.
Так, например: Холерики чувствуют себя хорошо среди людей и будут иметь тенденцию их искать, также они не принимают контроля над собой, имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения. Меланхолики, как правило, имеют тенденцию общаться с малым количеством людей. Уровень контроля у меланхоликов высокий, что отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений. Они очень осторожны при установлении близких интимных отношений и при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. У сангвиников наблюдается сильная потребность быть принятыми остальными членами группы и принадлежать к ним. Так же они стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Эмоциональны, имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения. Флегматики чувствуют себя хорошо среди людей и будут иметь тенденцию их искать, но при принятии решений могут колебаться, часто зависимы от чужого мнения. Очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения.
Эта шкала отражает склонность к экстраверсии или интроверсии. Люди, которых принято называть экстравертами, обычно общительны и обращены вовне. В них кипит энергия, а новые знакомства и вызовы им просто необходимы. Для них характерны следующие особенности: вспыльчивость, импульсивность, добродушность, беззаботность. Действовать они предпочитают быстро, под влиянием момента. Также склонны к проявлению рискованных действий. Редко полностью контролируют свои эмоции и поступки.
Интроверты же – полная противоположность. Они чаще обращены вовнутрь, бывают замкнуты, спокойны, застенчивы. Склонны к самоанализу, контролю своих мыслей и эмоций. Такие люди тщательно продумывают свои действия и редко доверяют внезапным порывам. Круг общения у них чаще узок. В характере преобладает пессимистичность, высокая ценность социальных и нравственных норм.
На деле же большинство людей представляют собой нечто среднее между двумя этими крайностями. В зависимости от контекста ситуации в нас могут преобладать либо одни, либо другие черты.
ВЫВОДЫ:
1. Под темпераментом понимают такие качества психики, которые определяют особенности нашего поведения. У каждого из нас есть своя манера деятельности, общения с людьми. Все люди по-разному отзываются на различные события, переживают радости и огорчения.
2. Выделяют следующие типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
3. Важнейшим показателем черт личности является шкала экстраверсии-интроверсии.
ГЛАВА II. Исследование влияния темперамента на профориентацию учащихся.
2.1. Методика Айзенка по определению типа темперамента. Нейротизм.
Существует несколько методик по определению типа темперамента. Методика Н.Н. Обозова, использующая 15 эмпирических характеристик проявлений темперамента, методика А. Белова, А. В. Батаршева и другие. Но методика Айзенка пользуется популярностью и в настоящее время – за счет своей простой инструкции, доступной обработки и возможности пройти онлайн в сети Интернет быстро и бесплатно.
Определять тип темперамента ученые пытались издавна и по настоящее время. Личностный опросник психолога-экспериментатора Г. Айзенка (EPI) – это классическая методика, предложенная в 1963 году на основе двух его предшествующих тестов. Теоретическую основу составляют понятия «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм», которые автор понимал, как генетически обусловленные характеристики ЦНС (Центральной нервной системы).
Ганс Юрген Айзенк – всемирно известный ученый, создавший тест по определению коэффициента интеллекта человека – IQ, которым постоянно пользуются и сейчас.
Тест на тип темперамента по методике Айзенка. (см. приложение 1)
№ | Результат | Шкала интроверсии/экстраверсии | Шкала нейротизма (эмоциональной нестабильности) | Анализ |
1 | Холерик -Экстраверт | 63% | 63% | Респондент №1 является Холериком – Экстравертом, что говорит о его быстрой возбудимости и способности устроить сцену даже из-за мелочи. Однако он так же открыто, ярко умеет выражать радость, благодарность, уважение. |
2 | Сангвиник-Экстраверт | 60% | 13% | Респондент №2 является Сангвиником-Экстравертом, что говорит о его добродушие, бескорыстии, способности к благотворительности и альтруизму. |
3 | Сангвиник-Экстраверт | 65% | 28% | Респондент №3 также как и Респондент №2 является Сангвиником-Экстравертом. Про данный тип личности хочется добавить, что они интуитивно чувствуют, когда должны оказаться рядом с близким человеком и приободрить его, заставить улыбаться. |
4 | Сангвиник-Экстраверт | 58% | 18% | Респондент №4 также как и Респондент №2 и №3 является Сангвиником-Экстравертом. Вот Еще несколько типичных черт: - непоколебимый оптимизм; - любопытство, увлеченность; - наивность, доверчивость; |
5 | Сангвиник-Экстраверт | 53% | 18% | Респондент №5 опять же как и Респондент №2,3,4 – это Сангвиник-Экстраверт. Отметим еще несколько черт данного типа личности: - умение прощать, жертвовать; - компромиссность, надежность. |
6 | Холерик -Экстраверт | 58% | 75% | Респондент №6 также как и Респондент №1 является Холериком – Экстравертом. Кроме сказанного выше о данном типе темперамента можно добавить, что Это самые страстные личности, которые требуют большого количества внимания к себе. Как правило, их цели грандиозны и масштабны. Если они решат, что у их друзей недостаточно теплые шапки, то купят им новые. |
7 | Флегматик-Интроверт | 13% | 35% | Респондент №7 является Флегматиком-Интровертом. Флегматичные люди постоянно стремятся в уединение. Их напрягает шум, гам, они сложно переносят тусовки и шумные компании. Среди флегматиков практически все являются интровертами. И это объяснимо. Они “питаются” энергией изнутри. Им для восполнения потребности в общении гораздо лучше поговорить наедине, а не на публике.Такие люди не бывают публичными, так как вполне их устраивает свое тихое, уютное место. |
8 | Холерик -Экстраверт | 50% | 60% |
- ревнив, упрям, своеволен, горделив; -готов брать на себя ответственность и отвечать за других; -умеет мотивировать, вдохновлять, склонен доминировать и защищать; -не терпит конкурентов и всегда старается быть лучше всех; -готов помочь родным в любое время. |
9 | Сангвиник-Экстраверт | 63% | 38% | Респондент №9 ровно как и Респондент №2,3,4,5 является Сангвиник-Экстраверт. И подытожив все вышесказанное хочется добавить, что несмотря на такую «мягкую» характеристику экстраверт-сангвиник — это не безобидный олененок Бэмби, которого каждый может ранить. Он вполне способен постоять за себя и дать отпор. Однако, чтобы разозлить его, придется приложить немало усилий. Сангвиник до последнего будет пытаться уладить все мирно. |
10 | Меланхолик-Интроверт | 40% | 73% | Респондент № 10 является Меланхоликом — это инертный (пассивный) тип темперамента, которому свойственны высокая чувствительность, эмоциональность, тревожность, хорошие творческие способности, но слабая нервная система. Такие люди — интроверты, они отказываются от шумных вечеринок, больших компаний в пользу тихих вечеров, посвященных чтению, рисованию, другим спокойным хобби. Часто бывают задумчивыми, замкнутыми. Характеристика меланхолика Внешне таких людей можно угадать по следующим признакам:
Меланхолики нерешительны, настороженно относятся к переменам, часто “живут в прошлом”. Они очень эмоциональны, но предпочитают держать все в себе. Впрочем, это у них не всегда получается. Любая мелочь может выбить их из равновесия. При всей их внешней медлительности, внутри у них — настоящий тайфун. Они могут расплакаться, когда подвергаются критике. Даже мягкая, конструктивная, но негативная оценка подавляет их редкий энтузиазм. |
11 | Холерик -Экстраверт | 58% | 70% | Респондент №11 также как Респондент №8, №1, №6 является Холериком – Экстравертом. Подытожив все выше сказанное о данном типе темперамента, можно сказать что это самый “экстравертный” тип из всех имеющихся. Холерики – сплошные экстраверты. Они безбашенные, ради общения готовы на многое, без обмена ЛЮБОЙ информацией им “срывает крышу”.Это проявляется, когда их дополняет психотип сангвиника. Они едут на край света, прыгают с самой вершины, достигают только высот. Во всем проявляется их максимализм. Они настроены на общение с общением и ради общения. Уединение им необходимо, чтобы привести себя в порядок и немного упорядочить мысли. |
12 | Флегматик-Интроверт | 48% | 48% | Респондент №12 также как и Респондент №7 является Флегматиком – Интровертом. Флегматик-интроверт – это такая непоколебимая персона, которой присуще удивительное спокойствие. Вывести из себя подобного человека очень сложно, и лишь экстремальная ситуация может спровоцировать его на проявление агрессии. Такой субъект все решения принимает взвешенно, не подчиняется чувствам, окончательно действует, обдумав все варианты и последствия. Он никогда не скажет, что интуитивно принимает решения, поскольку убежден, что интуиция – последнее, чему можно довериться. Флегматик обычно серьезен, сконцентрирован на деле, ответственен. Если он берется за задачу, то исполняет ее без особенных затруднений. Флегматики-интроверты склонны избегать конфликтных разговоров, ссор. Наиболее тяжело им дается покидать зону комфорта. Персона привыкает к обычному ходу повседневности, довольна ею, поэтому изменения воспринимает как нечто негативное. Перемены для типичного флегматика – большое испытание. |
Обобщая данные таблицы, можно сделать следующие выводы:
Большинство опрошенных респондентов являются Сангвиниками и Холериками (41,7% и 33,3% соответственно), Флегматиков и Меланхоликов 16,7% и 8,3% соответственно.
По шкале интроверсии/экстраверсии все респонденты сангвиники и холерики являются экстравертами – 75% от общего числа респондентов. Им свойственны общительность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социальная адаптивность, но малая настойчивость. Все респонденты флегматики и меланхолики являются интровертами – 25% от общего числа респондентов. Им присущи наблюдательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости.
Также хочется отметить, что разброс по шкале Экстраверсии между респондентами (холериками и сангвиниками) составляет всего 15 % несмотря на то, что опрашиваемых большинство – 75 % от общего числа респондентов. Разброс по шкале Интроверсии между респондентами (флегматиками и меланхоликами) гораздо выше – 35%, хотя опрашиваемых – всего 25% от общего числа респондентов. Кроме того, среди респондентов - интровертов показатели флегматиков довольно сильно разнятся – 13% и 48 %, при этом показатель единственного меланхолика составляет 40 %. Можно сделать вывод, что Флегматик может быть как стабильным интровертом – 13% по шкале интроверсии/экстраверсии, так и стремится к Экстраверсии – 48% по шкале интроверсии/экстраверсии. А меланхолик, несмотря на обладание такими чертами, как замкнутость, скрытность, молчаливость может быть интровертом, стремящимся к экстраверсии – 40% по шкале интроверсии/экстраверсии.
Нейроти́зм - черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда - вегетативными расстройствами. Нейротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Нейротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников. В широком смысле нейротизм можно определять как неспособность эффективно регулировать негативные эмоции.
Нейроти́зм // https://ru.wikipedia.org/wiki/Невротизм 24.03.2020
Шкала нейротизма помогает характеризовать эмоциональную стабильность или нестабильность. Люди с высокими показателями нейротизма, как правило, подвержены быстрым сменам настроения, эмоционально неустойчивы. Также часто склонны к излишним самокопаниям, переживаниям, катастрофизации. Могут быть раздражительны, тревожны и беспокойны. Высокому показателю нейротичности также свойственны сильные реакции на любые негативные стимулы. Высокой степенью Нейротизма обладают респонденты-Холерики и Меланхолики (от 60 до 75% по шкале нейротизма), при этом не имеет значения респондент – Экстраверт или Интроверт.
Низкий уровень нейротизма выражается зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием беспокойства, а также склонностью к открытости и общительности. Низкой степенью Нейротизма обладают респонденты - Сангвиники и флегматики (от 13 до 48% по шкале нейротизма), при этом также не имеет значения респондент – Экстраверт или Интроверт.
2.2. Определение профессиональных склонностей по Л. Йоваши.
Существует множество методик по определению профориентации, ведь люди всегда хотят и хотели правильно выбрать профессию и найти себя в жизни.
Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», опросник А. Е. Голомштока, анкета И.Л. Соломина и другие. Но я остановилась на методике Л. Йоваши.
Методика Л. Йоваши предназначена для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу.
Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность - направленность и стиль - возможности. Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека). Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии, при этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.
Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями.
Л.А. Йовайша выделяет следующие типы ценностей:
1. Общение (тип социальной коммуникативности) - включает ценности, которые помогают организовать деятельность других, убеждать, учить, воспитывать. Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.
2. Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут преобладать различные ценности:
• теоретические (характерно стремление теоретизировать, обобщать знания, философствовать);
• открытия (характерна способность замечать новые свойства предметов и явлений, раскрывать их связи и взаимоотношения);
• лингвистические;
• планирования (конструирование, проектирование);
• переписки, делопроизводства.
3. Практико- технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.
4. Художественная активность - стремление что-то выражать, творить. По способу проявления можно выделить художественную, музыкальную, театральную и др. виды активности.
5. Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной активности.
6. Материально-экономический тип - характеризуется ярко выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни, что проявляется в придании особого значения материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению.
Определение профессиональных склонностей по Л. Йоваши учащихся 10 класса МБОУ «СОШ 51»
№ | Склонность к работе с людьми. | Склонность к эстетическим видам деятельности. | Склонность к экстремальным видам деятельности. | Склонность к практической деятельности. | Склонность к интеллект. и исследовательской работе. | Склонность к планово-экономическим видам деятельности. |
1 | 9 из 12 | 7 из 12 | 3 из 12 | 2 из 12 | 2 из 12 | 1 из 12 |
2 | 9 из 12 | 6 из 12 | 5 из 12 | 2 из 12 | 0 из 12 | 2 из 12 |
3 | 7 из 12 | 5 из 12 | 5 из12 | 4 из 12 | 0 из 12 | 3 из 12 |
4 | 6 из 12 | 7 из 12 | 3 из 12 | 2 из 12 | 3 из 12 | 3 из 12 |
5 | 7 из 12 | 7 из 12 | 3 из 12 | 2 из 12 | 3 из 12 | 2 из 12 |
6 | 1 из 12 | 1 из 12 | 4 из 12 | 6 из 12 | 5 из 12 | 7 из 12 |
7 | 7 из 12 | 5 из 12 | 2 из 12 | 6 из 12 | 1 из 12 | 3 из 12 |
8 | 5 из 12 | 7 из 12 | 2 из 12 | 5 из 12 | 1 из 12 | 4 из 12 |
9 | 7 из 12 | 2 из 12 | 2 из 12 | 3 из 12 | 5 из 12 | 5 из 12 |
10 | 6 из 12 | 3 из 12 | 9 из 12 | 3 из 12 | 3 из 12 | 1 из12 |
11 | 10 из 12 | 4 из 12 | 6 из 12 | 3 из 12 | 1 из 12 | 0 из 12 |
12 | 5 из 12 | 3 из 12 | 3 из 12 | 5 из 12 | 3 из 12 | 5 из 12 |
Обобщая данные таблицы, можно сделать следующие выводы:
У респондента №1, который является холериком-экстравертом выявлена наибольшая склонность к работе с людьми и эстетическим видам деятельности.
Возможные профессии:
-Ведущий;
-Журналист;
-Режиссёр;
У респондента №2 и №3, которые являются сангвиниками-экстравертами выявлена наибольшая склонность к работе с людьми, эстетическим и экстремальным видам деятельности. Возможные профессии:
-Ведущий;
-Журналист;
-Режиссёр;
Но в отличии от респондента №1, данные профессии могут быть ближе к экстремальной направленности. Например: военный корреспондент — журналист.
При этом, полностью отсутствует склонность к исследовательской и аналитической работе и таким профессиям как: Аналитик, Учёный, Следователь, Адвокат, Врач.
У респондента №4 который является сангвиником-экстравертом наибольшая склонность эстетическим видам деятельности и к работе с людьми.
Возможные профессии:
-Актёр;
-Режиссёр;
У респондента №5, который является холериком-экстравертом также как и у респондента №1 выявлена наибольшая склонность к работе с людьми и эстетическим видам деятельности.
Возможные профессии:
-Ведущий;
-Журналист;
-Режиссёр;
Респондент №6, который является флегматиком-интровертом выявлена наибольшая склонность к практической, интеллектуально-исследовательской, планово-экономической деятельности.
-Конструктор
-Инженер
-Картограф
Также наблюдается склонность к экстремальным видам деятельности, поэтому список возможных профессий можно дополнить профессией следователь.
У респондента №7 и №8, которые является холериками-экстравертами выявлена наибольшая склонность к работе с людьми, эстетическим и практическим видам деятельности.
Возможные профессии:
-Журналист;
-Режиссёр;
У респондента №9, который является меланхоликом-интровертом выявлена наибольшая склонность к работе с людьми, Интеллектуально-исследовательской и планово-экономической деятельности.
Возможные профессии:
-Преподаватель
Интересная особенность, что у данного респондента несмотря на психический тип, которого – интроверт, склонность к работе с людьми наиболее высокая.
У респондента № 10 Наиболее высокая склонность к экстремальным видам деятельности и работе с людьми.
Возможные профессии:
-Тренер
-Сотрудник полиции
При том, также как и у респондента №9 несмотря на психический тип, которого – интроверт, склонность к работе с людьми довольно высокая.
У респондента №11, который является сангвиником-экстравертом выявлена наибольшая склонность к работе с людьми и экстремальным видам деятельности.
Возможные профессии:
-Кризисный психолог
-Общественный деятель
При этом отсутствует тяга к любым профессии, связанным с планированием, проведением расчётов, анализом всех видов.
У респондента № 12, который является сангвиником-экстравертом выявлена наибольшая склонность к работе с людьми, практическим и планово-экономическим видам деятельности. Это могут быть профессии, связанные с обучением или управлением людьми.
ВЫВОДЫ:
1. Учащимся с разным типом темперамента можно рекомендовать разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности. Человек, зная свой темперамент, может сделать правильный выбор будущей профессии, учитывая свои склонности и интересы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Человек должен сознательно ответить на такие вопросы: Что я хочу делать? Что я могу делать? Хватит ли сил длительно заниматься выбранной деятельностью? Первым делом следует разобраться в своих интересах и склонностях.
Изучив учения о типах темперамента, научные подходы к теориям темперамента, можно утверждать, что психика каждого человека уникальна. Мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента.
Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.
Существует очень много подходов и учений о темпераменте. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Из сказанного можно сделать вывод, что, темперамент необходимо учитывать при определении своего профессионального будущего.
Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Литература
1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента, 1999.
2. Йовайша, Ляонас Антанович.
Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайша. - М.: Педагогика, 1983.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М.1976
4. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. –М.: Просвещение, 1980.
5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.
Электронные ресурсы
1. Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997). Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм
Теория личности Ганса Айзенка (1916-1997) (psyfactor.org)
2. Представлении о темпераменте Г. Айзенка
Представлении о темпераменте Г. Айзенка. - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (studme.org)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест на тип темперамента по методике Айзенка.
!! Помните, тут нет «правильных» ответов, постарайтесь не задумываться долго над ответом, отмечайте то, что первое пришло в голову.
- Да
- Нет
- Да
- Нет
- Да
- Нет
4. Часто ли вы перебиваете других или очень сильно хотите это сделать?
- Да
- Нет
5. Насколько легко вам выступать перед публикой?
- Легко
- Только если хорошо разбираюсь в том, о чем говорю
- Я стараюсь избегать этого
6. Как вы обычно воспринимаете критику?
- Тяжело
- По-разному
- Легко
7. Страдаете от бессонницы?
- Да
- Только если сильно нервничаю
- Нет
8. Как вам легче делится новостями с другими людьми?
- Переписываться через электронные письма или сообщения
- В разговоре
9. Легко ли вы переносите жизненные неудачи?
- Легко
- Смотря какие
- Тяжело
10. Тяжело ли вам спрашивать что-то у незнакомых людей?
- Да
- Нет
11. Случается ли, что люди задают вам вопросы типа “Почему ты такой грустный?”, хотя вы в нормальном настроении?
- Да
- Нет
12. Можете ли вы успешно справляться сразу с несколькими задачами?
- Да
- Смотря с какими
- Нет
13. Тяжело ли вам контролировать свои эмоции?
-Да
-Иногда
-Нет
14. Нравится ли вам в командной работе брать инициативу в свои руки?
- Да
- Нет
15. Бывают ли случаи, когда вы чувствуете беспричинную дрожь или сильно учащенное сердцебиение?
- Да
- Нет
16. Вы обычно планируете свои дела заранее?
- Да
- Только самые важные
- Нет
17. Можете ли вы назвать себя творческим человеком, которые творит под действием эмоций?
- Да
- Нет
18. У вас больше 3 близких друзей?
- Да
- Как раз 3
- Нет
19. Как вы скорее всего поведете себя, если на вас начнут кричать?
- Уйду
- Начну кричать в ответ
20. Часто ли у вас меняется настроение без веских на то причин?
- Часто
- Редко
- Нет
21. Беспокоит ли вас то, что вы в чем-то хуже других людей?
- Да
- Нет
22. Много ли вы мечтаете или фантазируете?
- Да
- Нет
23. На скольких задачах вы обычно концентрируетесь?
- Мне вообще сложно концентрироваться
- На нескольких, но поверхностно
- На одной, но глубоко
24. Долго ли вы переживаете из-за своих ошибок или часто вспоминаете о неловких моментах из прошлого?
- Да
- Нет
25. Часто ли вам снятся кошмары или сны с напряженной атмосферой?
- Часто
- Иногда бывают
- Вообще не бывает таких
26. Трудно ли вам открыто и активно выражать свои эмоции?
- Да
- Только с незнакомыми людьми
- Нет
27. Легко ли вас разозлить?
- Да
- Нет
28. Есть ли у вас личный ежедневник, планировщик дел или просто блокнот для записей?
- Да
- Нет
29. Чем вы обычно занимаетесь в новых местах?
- Завожу знакомства с новыми людьми
- Наблюдаю за другими, рассматриваю интерьер
30. Можете ли вы назвать свою жизнь счастливой?
- Да
- Нет
31. Вам трудно найти интересное занятие, когда вы в одиночестве?
- Да
- Иногда
- Нет
32. Любите ли вы быть в центре внимания?
- Да
- Иногда
- Нет
33. Какой тип речи у вас преобладает?
- Громкая, быстрая, с активной мимикой
- Бывает по-разному
- Медленная, со слабой мимикой
34. Вас неожиданно попросили произнести поздравление на дне рождении. Сложно ли будет вам придумать речь на ходу?
- Сложно
- Легко
35. Боитесь ли вы лифтов, туннелей или замкнутых пространств?
- Да
- Нет
36. Как вы чаще всего чувствуете себя перед важным событием ( не имеет значения - хорошим или плохим)?
- Сильно нервничаю, могу сорваться
- Когда как
- Остаюсь спокойным или немного нервничаю, но верю, что все будет хорошо
37. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
- Да
- Иногда
- Нет
38. Как вам больше нравится работать?
- В одиночестве
- В команде
- И так, и так
39. Сильно ли вы нуждаетесь в признании, одобрении или сопереживании других людей?
- Да
- Средне
- Нет
40. Часто ли вы проверяете, выключили ли свет, воду или технику перед тем, как куда-то идти?
- Да
- Нет.
Начало формы
1.Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
Общаться с самыми разными людьми
Снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д
Заниматься расчетами, вести документацию
2.В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
Возможность следить за ходом мыслей автора
Художественная форма, мастерство писателя или режиссера
Сюжет, действия героев
3.Меня больше обрадует Нобелевская премия:
За общественную деятельность
В области наук
В области искусства
4.Я скорее соглашусь стать:
Главным механиком
Начальником экспедиции
Главным бухгалтером
5.Будущее людей определяют:
Взаимопонимание между людьми
Научные открытия
Развитие производства
6.Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
Созданием дружного, сплоченного коллектива
Разработкой новых технологий обучения
Работой с документами
7.На технической выставке меня больше привлечёт:
Внутреннее устройство экспонатов
Их практическое применение
Внешний вид экспонатов (цвет, форма)
8.В людях я ценю, прежде всего:
Дружелюбие и отзывчивость
Смелость и выносливость
Обязательность и аккуратность
9.В свободное время мне хотелось бы:
Ставить различные опыты, эксперименты
Писать стихи, сочинять музыку или рисовать
Тренироваться
10.В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
Возможность знакомства с историей и культурой другой страны
Экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи)
Деловое общение
11.Мне интереснее беседовать о:
Человеческих взаимоотношениях
Новой научной гипотезе
Технических характеристиках новой модели машины, компьютера и т.д.
12.Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
Технический
Музыкальный
Спортивный
13.В школе следует обратить особое внимание на:
Улучшение взаимопонимания между учителями и учениками
Поддержание здоровья учащихся, занятия спортом
Укрепление дисциплины
14.Я с большим удовольствием смотрю:
Научно-популярные фильмы
Программы о культуре и искусстве
Спортивные программы
15.Мне хотелось бы работать:
С детьми или сверстниками
С машинами, механизмами
С объектами природы
16.Школа в первую очередь должна:
Учить общению с другими людьми
Давать знания
Обучать навыкам работы
17.Главное в жизни:
Иметь возможность заниматься творчеством
Вести здоровый образ жизни
Тщательно планировать свои дела
18.Государство должно в первую очередь заботиться о:
Защите интересов и прав граждан
Достижениях в области науки и техники
Материальном благополучии граждан
19.Мне больше всего нравятся уроки:
Труда
Физкультуры
Математики
20.Мне интереснее было бы:
Заниматься сбытом товаров
Изготавливать изделия
Планировать производство товаров
21.Я предпочитаю читать статьи о:
Выдающихся ученых и их открытиях
Интересных изобретениях
Жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов
22.В свободное время я люблю:
Читать, думать, рассуждать
Что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями
Ходить на выставки, концерты, в музеи
23.Больший интерес у меня вызовет сообщение о:
Научном открытии
Художественной выставке
Экономической ситуации
24.Я предпочту работать:
В помещении, где много людей
В необычных условиях
В обычном кабинете
Конец формы
Спасибо тебе, дедушка!
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Медведь и солнце
Будьте как солнце!
Домик зимней ночью