Процесс социализации первоклассников в школе-очень острая проблема, затрагивающая интересы всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей. Однако сложнее всех эту ситуацию переживают сами дети. У них меняется образ жизни, виды и условия деятельности. У ребенка формируется новый социальный статус, он должен освоить новую для себя социальную роль ученика. Первоклассник не просто переходит из детского сада в школу, его учебная деятельность становится обязательной для него и социально значимой для его окружения: семьи, одноклассников, педагогов, школы. В связи с этим у него возникают новые социальные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. И это не только взаимоотношения по поводу учебы. Маленькому человеку нужно обрести новый статус в коллективе одноклассников, подружиться со сверстниками, чтобы его последующая учебная деятельность стала для него максимально успешной и проходила в психологически комфортной для него среде классного коллектива. Как помочь семилетнему ребенку адаптироваться в этой новой для него социальной роли? Важной составляющей в этом процессе является развитие межличностных отношений между ребятами в классе. В данной исследовательской работе автор подошла к этой теме с позиции самого доступного и известного ребенку вида деятельности-игры.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 113.41 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 1.15 МБ |
IV городская (открытая) научно-практическая конференция учащихся «Пирамида»
Секция: Общественные науки
Исследовательская работа
ТЕМА: «Развитие межличностных отношений первоклассников через игровую деятельность»
Комарова Софья Михайловна
Ученицы 10А класса
МБОУ «СОШ №51»
Научный руководитель::
Любко Юлия Викторовна
учитель обществознания
МБОУ «СОШ 51»
Первая квалификационная
категория
Ижевск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….………………..3
ГЛАВА 1. Важность игровой деятельности для развития межличностных
отношений младших школьников………………………………………………………………5
1.1. Роль межличностных отношений в процессе школьной адаптации первоклассников............................................................................................................................5
1.2. Игра как средство развития межличностных отношений……………….……………….6
1.3. Коммуникативные игры с первоклассниками…………………………………………….7
ГЛАВА 2. Результаты исследования влияния игры на развитие межличностных отношений первоклассников…………………………………………………………………..12
2.1. Порядок проведения исследования……………………………………………………….12
2.2. Особенности развития межличностных отношений группы первоклассников МБОУ «СОШ№51» на 1 этапе исследования…………………………………………………………13
2.3. Выявление уровня развития межличностных отношений учащихся на 2 этапе исследования……………………………………………………………………………………15
2.4. Выявление уровня развития межличностных отношений учащихся в конце исследования……………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………........................20
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………………………………..……………...21
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...24
Введение
Формирование и развитие межличностных отношений среди первоклассников является значимой задачей в начальной школе. В возрасте 7-8 лет ребенок проходит важный этап социализации. Ему необходимо перестроить свои лично-семейные ценности в соответствии с требованиями и ценностями нового для него сообщества-школы. И это для него очень сложно, поскольку здесь важна не только интеллектуальная подготовка, но и эмоциональная и социальная готовность ребенка. А этим вопросам в семьях будущих первоклассников придают, как правило, второстепенное значение, считая, что данные проблемы урегулируются сами собой. Между тем, важно создать у ребенка положительный настрой по отношению к школе, одноклассникам, учителям. Это позволит сделать для него процесс обучения комфортным и результативным.
Психологи и учителя начальной школы считают, что существует реальная связь между благополучием ребенка в школе и сформированностью его умений слушать и слышать учителя, выполнять просьбу, следовать инструкции, вступать во взаимодействие, строить совместную деятельность, принимать и выполнять различные социальные роли в новом коллективе. Если не помочь ребенку скорректировать процесс выстраивания межличностных отношений, то у него могут возникнуть трудности, которые отрицательно повлияют на его нервную систему, настроение в школе и, как следствие, учебную мотивацию. Первоклассники не всегда умеют устанавливать коммуникации сами и им нужна в этом помощь. Коммуникации между детьми необходимы, т.к это позволяет ребенку положительно воспринимать школу и быстрее в ней адаптироваться при помощи сверстников. И здесь наиболее эффективным инструментом социально-психологической поддержки первоклассника является игра. Она, как вид деятельности, наиболее комфортна и привычна для вчерашних дошкольников.
Это и является актуальностью данной исследовательской работы, которая может быть интересна родителям, учителям, психологам.
Цель исследования: выявление положительного влияния игры на развитие межличностных отношений группы первоклассников.
Задачи:
- изучить теоретические вопросы, касающиеся развития межличностных отношений у детей 7-8 лет;
- познакомиться с игровыми методиками, сформировать цикл коммуникативных игр с первоклассниками;
- провести игровые занятия и понаблюдать за поведением учащихся во время игровой деятельности;
-проанализировать уровень развития межличностных отношений первоклассников (в октябре 2020 года, в феврале, апреле 2021 года);
- оценить эффективность использования игровых методов для развития межличностных отношений первоклассников.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной литературы
2. Наблюдение
3. Сравнение
4. Обобщение
Объект исследования:
развитие межличностных отношений группы первоклассников.
Предмет исследования:
влияние игровой деятельности на развитие межличностных отношений первоклассников.
Гипотеза исследования:
совместная игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков первоклассника.
Настоящее исследование относится к прикладным, поскольку направлено на практическое решение социально-значимой проблемы- успешной адаптации первоклассников в новом для них сообществе-школе.
При написании работы использованы статьи психологов, педагогов начальной школы; проанализированы игровые методики, направленные на развитие коммуникативных навыков младших школьников. Из крупных теоретических исследований необходимо выделить работу известного отечественного психолога Майи Ивановны Лисиной «Формирование личности ребенка в общении». Интересна сама концепция автора, которая видит в общении основной фактор развития ребенка, а коммуникативную деятельность считает одним из основных её видов. При такой системе взаимоотношения людей есть прямой продукт их общения. Эта концепция представляется весьма интересной и, возможно, в ней нужно искать основной инструмент выстраивания успешных межличностных отношений.
ГЛАВА 1. Важность игровой деятельности для развития межличностных отношений младших школьников
1.1. Роль межличностных отношений в процессе школьной адаптации первоклассников.
Под межличностными отношениями следует понимать взаимосвязи человека с окружающими его людьми [1]. Они строятся на почве чувств, эмоций, которые возникают у людей по отношению друг к другу и включают в себя: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатию); 3) взаимодействие и поведение [2]. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении и совместной деятельности и отражают положение личности в коллективе. В сфере межличностных отношений проявляются индивидуальные личностные качества: эмоциональные, волевые, интеллектуальные. В этой системе ребенок реализует себя как личность через социальную активность и демонстрирует усвоенные им нормы и ценности общества. От того, как складывается межличностное общение ребенка со сверстниками, зависит его эмоциональное благополучие, степень удовлетворенности его социальных потребностей.
Под школьной адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям жизнедеятельности, к новым повышенным нагрузкам [3]. И этот процесс для каждого ребенка протекает по-своему.
Возраст 7-8 лет – очень ответственный период в жизни маленького человека, связанный с важным этапом социализации его личности. Он покидает комфортную для себя группу детского сада и становится школьником. И ему необходимо перестроить систему существующих у него личных и семейных ценностей с ценностями нового сообщества-школы, где другие социальные нормы и другой коллектив. И это очень непросто для маленького человека. Успешность ребенка в школе в этот период определяется не только интеллектуальной подготовкой, но и его эмоциональной и социальной готовностью. А этим вопросам в семьях будущих первоклассников не всегда придают значение, считая, что всё придет само собой и как-то образуется. А между тем ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо уметь выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, уметь войти в детский коллектив, действовать совместно с другими, уметь уступать и отстаивать свои интересы и при этом слушать и выполнять задания учителя [4]. Кроме этого важно сформировать у школьника такие личностные качества, как умение преодолевать трудности, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения, менять социальные роли в коллективе класса, умение подчинять свое поведение законам детской группы и относиться к своим ошибкам как к определенному результату своего труда. Вот далеко не полный перечень социальных навыков, которые необходимы детям для обучения в условиях общеобразовательной школы и успешного общения друг с другом и учителем.
По мнению психологов и учителей начальной школы, для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации.
3.Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности [5].
Безусловно, основная работа в этой области отводится специалистам. По нашему мнению, старшеклассники могут, в силу своих возможностей, внести свой посильный вклад в решение второй задачи и поддержать малышей в период их адаптации в школе. Очень важно помочь детям сдружиться в новом для них коллективе. Дружба выполняет важную функцию в развитии самосознания человека через его взаимодействия с окружающими. Собственный социальный опыт показывает, что при наличии дружеских отношений ребёнок начинает осознавать причастность к обществу таких же, как он и ему проще принимать на себя незнакомые социальные роли. А лучшим способом подружиться в этом возрасте является игра. Игры, проводимые старшеклассниками, усиливают их положительный эффект. Старшие, выступая для малышей образцом социальной роли школьника, и проявляя заинтересованность к детским проблемам, создают у них ощущение своей важности и нужности в школе. При этом первоклассники приобретают новый жизненный опыт общения со старшими как партнерами в деятельности, быстрее учатся, легче идут на межличностный контакт.
1.2. Игра как средство развития межличностных отношений.
Игра-это коммуникативная деятельность, поскольку она вводит ребенка в мир сложных человеческих отношений. Особой ценностью игры является уникальная для ребенка возможность устанавливать взаимодействие со сверстниками, создавая различные формы общения. В общении со сверстниками, через игру ребенок приобретает личный опыт отношений в группе, формирует собственные социально-психологические качества: уважение, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию и т.д. Формирующиеся здесь межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, развивают самоконтроль ребенка. Дети сходятся в игре гораздо быстрее, и каждый её участник легче перенимает опыт, полученный от других игроков.
В результате игрового взаимодействия, сопереживания, соревнования активно повышается жизненная энергия ребенка. Детям очень важно иметь общую мечту, общее желание быть вместе, осмысливать опыт коллективных переживаний и эмоций. Но поскольку в игре существуют жесткие правила, поэтому у детей вырабатывается также чувство сопричастности к коллективу и, как следствие, необходимость подчинения его общей цели. В игре ребенок усваивает нормы поведения, учится правильно оценивать собственные поступки и действия, а также поступки своих товарищей. В этом виде деятельности первокласснику приходится принимать на себя обязательства перед товарищами. И от того, насколько ответственно он будет их исполнять, в немалой степени зависит и успех всей игры. Победа в игре — это, во многом, успех коллективного сознания её участников.
Игра является важнейшей частью жизнедеятельности первоклассника и регулятором его жизненных позиций. Это обеспечивается рядом факторов.
Во-первых, игра представляет собой самостоятельный вид деятельности ребенка, обеспечивает его личностное и психическое развитие, учит его управлять собой, своими чувствами и эмоциями.
Во-вторых, она выступает эффективным инструментом социализации личности, поскольку строго следуя правилам игры, ребенок овладевает нормами поведения в группе, в сообществе.
И наконец, игра обеспечивает овладение коммуникативными навыками. В её процессе дети вступают во взаимодействие со сверстниками, у них формируется общая цель и они объединяют усилия для её осуществления. Следствием этого процесса является появление общих переживаний, оставляющих глубокий след в сознании ребенка и способствующих развитию эффективной совместной деятельности [6].
Можно выделить основные задачи игровой деятельности в развитии межличностных отношений первоклассников:
-воспитание чувство единства, сплоченности, умения действовать в коллективе, преодоление коммуникативных барьеров;
-формирование умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, говорить хорошие слова товарищам и делать комплименты;
-выработка умений конструктивно решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;
-создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной поддержки детьми друг друга [7].
1.3. Коммуникативные игры с первоклассниками.
В ходе исследования было проанализировано несколько десятков игровых практик для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста, предлагаемых специалистами для развития межличностных отношений. Игры подбирались в методической литературе для младшего школьного возраста, которые были предоставлены школьным психологом, школьным отделом дополнительного образования, а также подбирались на различных электронных ресурсах.
В результате был сформирован своеобразный игровой банк для проведения занятий с выбранной группой детей. Эти игры можно назвать коммуникативными, поскольку они направлены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. [8]
Использованные критерии подбора игр:
-игра должна подходить возрастной категории ;
-понимание всеми детьми условий этой игры;
-игра должна быть предназначена для большого количества детей;
-игра должна быть динамичной, интересной для детей.
-игра должна нравиться каждому ребенку.
В соответствии с выделенными в п.1.2 основными задачами игровой деятельности для развития межличностных отношений первоклассников, используемые игры можно разделить на 4 направления:
Направление игровой деятельности | Решаемые задачи | Игры |
1. Игры на сплоченность и сотрудничество | -развитие отношений равноправия; -развитие открытости, умения выражать интерес друг к другу; -развитие взаимного признания и уважения; -развитие умения конструктивно разрешать конфликты, считаться с интересами других; -заинтересованность в общей цели; -развитие готовности к сотрудничеству и внесению своего вклада в общее дело; -развитие терпения к недостаткам других. | «Живая скульптура» «Тропинка» «Мышь и мышеловка» «Веселая сороконожка» «Поменяйся местом» «Море волнуется раз в паре» «Собери слово» «Эстафета» «Тропинка к сердцу» «Коробочные встречи» «Лепкодром» «Перестроечный процесс» «Передай колокольчик» «Печатная машинка» |
2. Игры на обучение эффективным способам общения | -развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми | «Комплименты» «Знакомство» «Улыбка» «Секрет» «Письмо на руке» «Вежливые слова» «Попроси игрушку» «Волшебные водоросли» «Мои друзья в классе» «Портрет моего друга» «Комплиментарий» «Сценарий» «Королевство сказок» «Помоги» |
3. Игры на формирование адекватной самооценки | -обучение новым формам поведения; -выработка умения самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; -предоставление возможности почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; -корректировка аффективного (излишне эмоционального) поведения. | «Подари камешек» «Путешествие по листу бумаги» «Три зеркала» «Микрофон» «Подарок на всех» «Король» «Необитаемый остров» «Страшные сказки» «Зайка» «Колобок» «Руководитель» «Детектив» «Грабитель» «Шутка» «Прием на работу» «Расскажи» |
4. Игры на снятие конфликтности. | -регулирование поведения с помощью ролевых игр; -формирование адекватных норм поведения; -снятие эмоционального напряжение у детей; -регулирование поведения в коллективе; -обучение приемлемым способам выражения гнева; -выработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях. | «Бинго» «Лесные братья» «Зеркало» «Волк и 7 козлят» «Сказка» «Ссора” «Примирение» «Сладкая проблема» «Коврик мира» «Как можно помириться» «Знахарские посиделки» «Позови» «Шоферы и строители» «Приветствие» «Просьба» «Совещание» «Лесенка» |
Подводя итог теоретическому исследованию, можно утверждать, что игра является наиболее доступным, интересным и полезным для ребенка способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В игре проявляется его естественная потребность к общению со сверстниками. В игровом взаимодействии друг с другом дети могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать друг другу взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию товарища, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. В игровом взаимодействии дети осуществляют планирование ее хода и содержания, распределение ролевых действий. К тому же способы разрешения конфликтов в игре приобретают большей частью социально одобряемые формы.
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения к другим людям, развитие умения вступать в разговор, владеть и обмениваться своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликты. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои чувства и потребности и приобретает знания норм и правил поведения в обществе. Игровой коллектив выступает как коммуникативное и организующее начало по отношению к каждому игроку, в котором проявляется множество различных коммуникативных связей. Кроме этого, в игре происходит свободное, стремительное и гармоничное развитие личности, формируется чувство социальной уверенности ребенка.
Игра, как привычный и комфортный для ребенка вид деятельности, позволяет раскрыться индивидуальным и коммуникативным качествам личности первоклассника и позволяет в максимальной мере развивать систему межличностных отношений детей.
ГЛАВА 2. Результаты исследования влияния игры на развитие межличностных отношений первоклассников
2.1. Порядок проведения исследования
Объектом данного исследования является развитие межличностных отношений группы первоклассников из 13 человек МБОУ «СОШ №51. Все они являются учащимися одного класса. В качестве предмета исследования выступает влияние игровой деятельности на развитие межличностных отношений в этой группе детей. В связи с этим работа над исследованием включала проведение разнообразных игровых практик в период с ноября 2020 г. по апрель 2021 года и последующий анализ развития межличностных отношений первоклассников на каждом этапе деятельности.
Исследовательская деятельность проходила в 3 этапа:
1 этап: 30.10-6.11.2020 г. В этот период дети исследуемой группы находились в школьном лагере, где автор работала вожатой-волонтером. В течение 5 дней первоклассники были погружены в разнообразные формы игровой деятельности, а также автором были проанализированы первоначальные личностные качества и коммуникативные навыки ребят. С этими детьми сложились благоприятные доверительные межличностные отношения и после окончания лагерной смены автором было принято решение продолжить эти игровые практики.
2 этап: ноябрь 2020-февраль 2021 гг. В течение данного периода автор постоянно общалась с этой группой детей, а также с остальными учащимися класса. Ею проводились игры на переменах, в рамках внеурочной деятельности. В этот период проводилось наблюдение за изменениями, происходящими в межличностных отношениях ребят. 11 февраля 2021 г. автором было проведено занятие по развитию межличностных отношений и командообразованию в классе, где обучаются дети выбранной группы. Это занятие позволило выявить произошедшие изменения в межличностных отношениях группы.
3 этап- март 2021 г.- 15 апреля 2021года. Игровые практики были продолжены, а затем
15 апреля состоялось итоговое занятие по выявлению уровня межличностных отношений в данном классе.
Безусловно, занятия 11 февраля и 15 апреля 2021 г. проводились под руководством школьного психолога Русяк Натальи Александровны, что обеспечило соблюдение прав и интересов первоклассников.
2.2. Особенности развития межличностных отношений группы первоклассников МБОУ «СОШ№51» на 1 этапе исследования
В начале лагерной смены (30.10—1.11.2020 г.) 10 из 13 детей были стеснительны и даже замкнуты в себе. Им было трудно общаться не только с ребятами своего отряда, но и со своими одноклассниками. Если они и взаимодействовали, то только парами. Чаще всего это были дети, знавшие друг со времени детского сада, друзья из двора или соседи по парте, с которым они уже успели познакомиться. Этим детям было очень некомфортно, если по какой-то причине они вынуждены были остаться в одиночестве. Они становились очень тревожны, отказывались играть, участвовать в общих мероприятиях. Необходимо было исправить эту ситуацию и научить их выстраивать межличностные отношения, в данном случае помочь им сдружиться и обучиться эффективному взаимодействию со сверстниками.
Исследуемую аудиторию условно можно разделить на три группы:
Первая группа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако, среди этих детей значительный процент таких, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не всегда считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Эти дети очень активные на занятиях и в игре. В эту группу можно отнести: Диму Т., Дашу, Рому)
Дима. Т- очень общительный и спокойный мальчик, который готов везде принять участие, а так же помочь своим сверстникам в той или иной ситуации.
Даша- справедливая и хорошо думающая девочка, которая способна повести
своих сверстников за собой в любой затруднительной ситуации. Отличный организатор и помощник вожатого.
Рома- очень умный и способный мальчик, готовый ответить на любой вопрос. Он с удовольствием принимает участие во всех проводимых играх, но бывает, когда он не сразу включается в занятие.
Вторая группа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, стеснительные. Ребята этой группы почти всегда ходят по одному, не взаимодействуя с другими детьми.
Это Катя. В, Аделина, Алия, Диана, Дима.
Катя. В и Диана- легко возбудимые дети, но им интересно абсолютно все. Они не боятся пробовать новое даже в сложных для них ситуациях и почти всегда пытаются что- либо сделать.
Аделина и Алия- две подружки, которые очень стеснительны и общаются только с друг другом. Они не хотят играть со сверстниками и им интересно только их совместная деятельность.
Дима- тихий, застенчивый мальчик. Он старается не привлекать к себе внимание. Может подолгу сидеть один и не играя, смотреть по сторонам. Может участвовать в игре только по инициативе старшего.
Третья группа: неуравновешенные, легко возбудимые дети. Это Миша, Эльнур, Данил, Катя Н., Саша.
Миша, Эльнур и Данил любят играть, но часто балуются, нарушают правила игры. Они очень вспыльчивые и буйные, любят подраться, легко инициируют конфликт с кем – либо из детей.
Катя. Н- очень ранимая девочка, которую легко обидеть. Она очень тихая со слабой нервной системой. Катя нередко пытается поучаствовать в общих играх, мероприятиях, но у неё не всегда получается. Скорее всего из- за этого она часто разочаровывается в совместной деятельности.
Саша- мальчик с очень непростым характером. Он часто злиться, бывает агрессивным, вспыльчивым легко идет на конфликт с любым человеком, даже со взрослым. Часто провоцирует драки. Саша мало к кому прислушивается, ему мало что интересно.
Такова характеристика исследуемой аудитории в начале исследования.
Как видим, большинство первоклассников группы стеснительны, замкнуты, закрыты в себе, некоторые даже проявляют агрессивное поведение. Им трудно общаться не только с ребятами своего отряда, но даже со своими одноклассниками. Если они общаются, то преимущественно только парами, у них ограниченные коммуникативные навыки. Важно помочь им подружиться, научиться больше доверять друг другу.
2.3. Выявление уровня развития межличностных отношений учащихся на 2 этапе исследования.
11 февраля 2021 года было проведено игровое занятие по командообразованию в классе. И после его окончания были проанализированы результаты исследуемой группы.
Занятие «Лидер и его команда».
Цель: сплочение класса, формирование команд, выявление лидеров.
Оборудование: школьные принадлежности, ранцы, .
На занятие присутствовало 22 ребенка, которые были поделены на три команды.
Первая задача детей: выбрать командира , придумать название и девиз, а затем выступить перед другими командами и рассказать хорошие качества соседа слева.
Вторая задача детей: совместно со своей командой собрать единый портфель, в который каждый должен что-то положить.
Автором было проведено занятие, а затем проанализированы его результаты с точки зрения целевой аудитории исследования. За занятием наблюдала психолог Русяк Наталья Александровна.
Даша, Рома и ДимаТ. стали лидерами этих трех команд. Они хорошо представили свою команду, активно помогали и мотивировали её в течение всего занятия. Были определенные разногласия в командах Ромы и Димы.Т. Первая причина была в том, что Аделина и Алия уже тоже проявляют лидерские качества и они предлагали своим командирам интересные идеи, пытаясь отстоять свою позицию.
Также определенные сложности первоначально возникли с Сашей, Эльнуром, Мишей, и Данилом, которые первоначально не хотели участвовать в игре, но постепенно включились в неё с большим энтузиазмом и очень помогли своим командам.
Как видно из таблицы (приложение 1. Анализ личностных качеств и коммуникативных навыков группы первоклассников на втором этапе исследования ноябрь 2020-февраль 2021 гг.), межличностные отношения в коллективе значительно изменились в лучшую сторону, ребята стали дружнее, внимательнее друг к другу. Но еще присутствует определенный эгоизм некоторых, зацикленность на своих интересах и их противопоставление коллективным. Но ребята уже больше берут на себя ответственность, способны помогать друг другу. У определенной категории детей еще присутствует стеснительность и даже страх перед коммуникациями, но интерес к совместной деятельности благоприятно влияет на развитие межличностных отношений. Очевидно, что необходимо продолжать игровые занятия для совершенствования коллективных связей.
2.4. Выявление уровня развития межличностных отношений учащихся в конце исследования.
15 апреля 2021года 2021. было проведено итоговое занятие по развитию межличностных отношений и командообразованию в классе.
Занятие с первоклассниками «Салют Победы». Форма проведения: коллективное рисование [9].
Цель: выработка умения договариваться при осуществлении совместной командной деятельности.
Оборудование: листы формата А 1, карандаши, фломастеры, цветные ручки.
На занятие присутствовало 22 первоклассника, они были поделены на 4 команды. Задачей каждой команды было совместно выполнить рисунок « Салют Победы». Необходимыми условиями успешности задания должны были стать готовность каждого члена команды нести общую ответственность за продукт деятельности. Важно было проявить единство мыслей, действий, воли, проявить чувство товарищества, ощутив себя единым коллективом. Кроме этого, предварительной подготовкой должно было стать совместное коллективное планирование, выражавшееся в «мозговом штурме идей». И здесь важной и ценной представлялась каждая идея и тем сложнее было устраниться от процесса общей заинтересованности в совместном положительном результате команды в условиях конкуренции с другими группами. К тому же в ходе планирования необходимо было заранее распределить роли, возложив, таким образом, на каждого его долю ответственности за коллективный результат. За занятием наблюдала психолог Русяк Наталья Александровна.
По окончании занятия автором был произведен анализ деятельности всего класса. А для данного исследования- необходимо оценить деятельность двух команд, в которых работали 13 участников нашей группы.
Саша и Рома не сразу приняли участие в совместном деле. Они конфликтовали, возмущались, но затем включились в работу своей команды и забыли все свои противоречия. Они начали активно рисовать и предлагать свои идеи, а затем увлеклись так, что в конце занятия их было невозможно оторвать от общего дела.
В начале работы все дети хотели реализовать в рисунке свои идеи, но затем они сумели договориться, выработать и реализовать общие цели и у каждой команды получился целостный совместный рисунок.
В начале занятия было определено условие, что мы рисуем карандашами (фломастерами, цветными ручками), но первая команда проявила инициативу. Они активно рисовали простым карандашом , а в конце решили это все разукрасить. Из этого можно сделать вывод, что дети этой команды ответственные и творческие. В эту группу входили Даша, Саша, Диана, Аделина, Эльнур.
Вторая команда, наоборот, сразу начали рисовать цветными карандашами. У них получился очень красочный рисунок из всех цветов, которые у них были.
Анализируя цвета, используемые для рисования, согласно методу арт-терапии [10], можно сказать, что значительное место занимает оранжевый-это самый творческий и жизнерадостный цвет. Считается, что он запускает мыслительные процессы и придает рисующему сил. А применительно к теме исследования познавательно, что это любимый оттенок общительных и эмоциональных оптимистов. Желтый цвет- это включатель коммуникабельности. Он способствует принятию новых, непривычных идей и разных точек зрения. Зеленый цвет- указывает на гармонию и уравновешенность, синий цвет олицетворяет дух справедливости, мудрости и интеллекта, фиолетовый цвет- волшебства и тайного лидерства.
Рассмотрим теперь наличие личностных изменений первоклассников и их коммуникативных навыков на третьем, заключительным этапе исследования
В конце исследования были выявлены следующие изменения:
-первая группа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Активны на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время могут мало влиять на других детей.. Теперь сюда можно отнести Диму Т., Дашу, Рому, Аделину, Катю В., Алию, Мишу, Данила)
Таким образом, количество детей здесь увеличилось, за счет детей из второй и третьей группы. Как видим, кроме первоначального состава, группа пополнилась Аделиной, Катей В., Алией и Данилом. Эти дети перебороли свои страхи и стали очень активны, теперь они не только играют со всеми, но и могут быть даже инициаторами игр.
-вторая группа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, стеснительные. К ним, по-прежнему, относятся Диана, Дима.
Диана и Дима стали более общительны, но несмотря на это они нередко замыкаются в себе. Возможно, они еще боятся насмешек от одноклассников, поэтомуограничивают круг общения.
-третья группа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Это Катя. Н., Эльнур, Саша.
Нельзя сказать, что у Эльнура и Саши ничего не изменилось. Они стали менее агрессивны и вспыльчивы. Начали принимать участие в командной работе сверстников и даже пытаться что- то сделать для общего блага. Но они очень быстро сдаются и при этом стараются переложить вину на других. Саша стал в группе неформальным лидером для мальчиков, но за ним необходимо постоянное наблюдение, т.к. он иногда еще демонстрирует агрессивное поведение.
Катя Н. всегда принимает участие во всех играх и мероприятиях, но к сожалению у неё не всегда все получается. И это огорчение иногда превращается в слезы и грусть.
Таким образом, из таблицы «Анализ личностных качеств и коммуникативных навыков
группы первоклассников на третьем этапе исследования март-15 апреля 2021 гг.» (Приложение 1) видно, что в группе сформировались эффективные межличностные отношения. Хотя есть еще некоторые проблемы в коммуникациях некоторых детей, которым все равно иногда нужно побыть одним. Но очень важно, что они уже открылись друг другу, готовы и способны к сотрудничеству. Увеличился круг общепризнанных лидеров, начали появляться неформальные. Итоговая игра 15 апреля показала, что командная деятельность весьма эффективна в этой группе первоклассников. Не было детей, отстранившихся от участия в коллективном рисовании, каждый внес свой посильный вклад в общее дело, абсолютное большинство (12 из 13 человек) поучаствовали в коллективном планировании командной деятельности Проведенная в конце занятия рефлексия, выявила, что дети осознают как положительный, так отрицательный опыт своей совместной деятельности, видят ошибки и, возможно, смогут исправить их в будущем. Было особенно важно, что они не стали искать виноватых, их взаимоотношения стали более ровными и доброжелательными, менее конфликтными
Теперь первоклассники могут смело выполнять совместную работу, но пока не все сразу включатся в неё. Над этим еще необходимо поработать.
Заключение
Межличностные отношения важны для любого человека, а для первоклассников особенно, тем более если они только вступили в школьную жизнь. Эти связи каждым ребенком переживаются отдельно, но они проявляются в том взаимном влиянии, которое дети оказывают друг на друга в процессе взаимной деятельности и общения. Через межличностные отношения дети воспринимают и оценивают друг друга. А для того, чтобы сделать процесс обучения комфортным и результативным для маленького ученика, важно, кроме интеллектуальной подготовки, создать положительный настрой ребенка по отношению к школе, одноклассникам, учителям. Благоприятные межличностные отношения позволяют ребенку чувствовать себя в школе более комфортно, уверенно, способствуют его эффективной социализации в новой для него среде.
Дружба, являющаяся результатом эффективных межличностных отношений, выполняет важную функцию в развитии самосознания человека через его взаимодействие с окружающими. При наличии дружеских отношений ребёнок начинает осознавать причастность к обществу таких же как он, вырабатывает уверенное социальное поведение
и ему проще принимать на себя различные социальные роли. А лучшим способом подружиться в этом возрасте является игра. Можно сказать, что игра – это большая возможность:
- для осмысления событий окружающего мира посредством подражания, социализации, восприятия норм поведения, принятых в социуме;
- для разрешения конфликтов внутри коллектива и включения себя в активную жизнь;
- для эмоционального воспроизведения опыта и знаний;
- для отражения процесса развития и роста ребенка.
Проведя исследование, мы смогли убедиться, что игра:
- помогает установлению контакта между детьми;
- способствует словесному выражению чувств, волнующих ребенка;
- раскрывает ребенку способность решать личные проблемы, помогает ему действовать ответственно;
- помогает раскрывать лидерские качества и свою внутреннюю направленность.
Вместе с тем игра устанавливает некоторые групповые нормы и ограничения для каждого участника. Учит детей подчиняться коллективным нормам, важным для всех, а не только для него. Игра дает ребенку возможность принять на себя ответственность в коллективе в существующей ситуации .
Под воздействием игровых практик межличностные отношения в исследуемой группе стали более благоприятными. Дети исследуемой группы значительно изменились. Они стали менее замкнутыми, более открытыми. Снизилась конфликтность, стало меньше ссор, они постепенно учатся слышать друг друга, становятся терпимее к недостаткам друг друга. Можно считать, что у них сложился хороший коллектив. Важным итогом игровой деятельности стало обучение навыкам командной деятельности. Абсолютному большинству детей нравится работать в команде. Для них это новый, интересный вид деятельности. Рефлексия в этой группе показала, что они понимают, что командная деятельность более эффективна и вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку. Возможно предположить, что они в дальнейшем смогут применять навыки командной работы в своей последующей деятельности.
Таким образом подтверждена гипотеза исследования и теперь возможно утверждать, что совместная игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков первоклассников.
Еще необходимо оценить важность той помощи, которую могут оказать старшеклассники в развитии межличностных отношений малышей. Проводимые ими игры усиливают их положительный эффект. Старшие, выступая для малышей авторитетом и образцом социальной роли школьника, и проявляя заинтересованность к детским проблемам, создают у них ощущение своей важности и нужности в школе. К тому же первоклассники приобретают новый жизненный опыт общения со старшими как партнерами в деятельности, быстрее учатся, легче идут на межличностный контакт. Думается, что такие практики весьма эффективны и их необходимо продолжать в школах.
Используемая литература
1. Асанин С. Смекалка для малышей.-Москва: Омега, 1994.
2.Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел.- Кострома: РЦ НИТ Эврика-М, 1998.
3. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп. – Ижевск: Издательство ИИУ УР, 2000.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Просвещение, 1991.
5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения.-Москва: Просвещение, 1990.
6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М.:2009.
7. Мантуленко В.Г., Гетманенко О.Г. Кроссворды для школьников.- Ярославль: Академия развития, 1998.
8. Петрусинский В.В. Игры. Москва: Новая школа , 1994.
9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.- Ярославль: Академия развития,1997.
10. Татьяна Иванова. Игры, ребусы, загадки для младших школьников.- Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:
Академия развития,1998.
12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я.- Москва: Генезис, 2009.
Информационные ресурсы
1. Межличностные отношения//https://ru.wikipedia.org/wiki/Межличностные_отношения 23.03.2021
2. Межличностные отношения//https://studfile.net/preview/2997713/ 23.02.2021
3. Крицкая Д.В. Социально-психологическая адаптация к школьному обучению. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2020/11/09/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-k-shkolnomu 14.03.2021
4. Тютькало Л.П. Развитие межличностных отношений первоклассников https://urok.1sept.ru/articles/642173 15.03.2021
5. Барышева М.В. Процесс адаптации и межличностные отношения первоклассников https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/01/02/protsess-adaptatsii-i-mezhlichnostnye-otnosheniya 15.032021
6. Роль игры в психическом развитии ребенка. https://infourok.ru/konspekt-na-temu-rol-igri-v-psihicheskom-razvitii-rebenka-3196181.html 23.03.2021
7. Картотека игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста (5-7 лет) https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-doshkolnikov-starshego-vozrasta-3537947.html 26.03.2021
8. Коммуникативные игры. http://rodnaya-tropinka.ru/kommunikativny-e-igry/ 25.03.2021
9. Скородкина Е.Л. Коллективное рисование. http://pedrazvitie.ru/raboty_dopolnitelnoe_new/index?n=29328 05.04.2021
10. Значение цвета в арт-терапии. https://art-therapy.me/materialy/metodiki/znachenie-tsveta-v-art-terapii- 16.04.2021
Приложение 1.
Анализ личностных качеств и коммуникативных навыков
группы первоклассников на начальном этапе исследования 30.10-01.11.2020 г.
Личностные характеристики | Миша | Дима | Катя. В | Эльнур | Данил | Аделина | Диана | Катя. Н | Алия | Даша | Дима. Т | Рома | Саша |
Лидер, пассивный, замкнутый | Замкнутый, лучше рисовать в одиночестве. Пассивен | Замкнутый, лучше посидеть одному. Пассивен | Замкнутая, но может подойти к кому-либо и поинтересоваться чем они заняты. Готовность к деятельности | Замкнутый, но любит внимание к себе. Не всегда пассивен | Замкнутый, предпочитает одиночество. Пассивен | Замкнутая, обычно проводит время с Алиёй, с которой дружит. Пассивна | Замкнутая, лучшее занятие для неё это рисование. Пассивна | Замкнутая, всегда одна. Пассивна | Замкнутая, проводит время толькос Аделиной. Способна к деятельности, но предпочтительней в паре | Общепризнанный активный лидер | Лидер, всех знает и старается помочь. Активен | Лидер, со всеми знаком, придумывает игры и спокойно контактирует с остальными. Организатор деятельности | Замкнутый, агрессивный поэтому дети избегают его. Часто отказывается от коллективной деятельности |
Инициативный | Нет, лучше побыть одному | Нет, лучше побыть одному | Да, предложит все, что ей придет на ум | Да, можно поиграть и порезвиться | Нет, лучше посижу посмотрю на других | Нет, лучше побыть с Алиёй | Нет, лучше посмотреть со стороны | Нет, если нужно тоже пойдет играть | Нет, лучше побыть с Аделиной | Да, всегда есть интересные мысли и предложения | Да, но бывает когда лучше посмотреть на других | Да, активно предлагает идеи, которые у него есть | Нет, ему это не интересно |
Ответственный | Нет, ему это не нужно | Нет, поручите это кому-нибудь другому | Да, но не надолго | Нет, это мне не интересно, лучше поиграем | Нет, отдайте кому-нибудь другому это поручение | Нет, у них с Алией другие планы | Нет, поручите это дело другому | Частично, быстро забывает то, что ей поручили | Может быть ответственной, только если есть интерес к делу | Да, поможет при любых обстоятельствах | Да, но сначала лучше спросит у кого-нибудь | Да, возьмет ответственность на себя | Нет, отдайте это поручение другому |
Трудолюбив\ленив\ленив по отношению к другим; вежлив\невежлив; | Ленив, лучше сыграть в шахматы | Ленив, лучшее порисовать | Трудолюбив, усердная работа это её отличительная черта | Ленив, это ему не нужно | Ленив, лучше сыграть в шахматы | Трудолюбива, если это интересно | Ленива, лучше заняться чем-то своим | Ленива, лучше порисовать или заняться интересным для себя делом | Трудолюбива, займется любым делом, главное чтоб было интересно | Трудолюбива, сделает все в лучшем виде | Трудолюбив, но любит отстоять свою точку зрения | Трудолюбив, но не сразу включается в работу | Ленив, это ему не нужно |
Место в коллективе: пользуется среди детей авторитетом, пользуется симпатиями, подвергается насмешкам | Пользуется симпатиями, если с ним играть то он очень даже интересен | Подвергается насмешкам | Пользуется симпатиями, может принять поручение товарища | Подвергается насмешкам, можно легко над ним шутить и он будет нервничать | Пользуется симпатиями | Пользуется симпатиями, можно отдать свое поручение ей | Подвергается насмешкам, легко спровоцировать на конфликт | Подвергается насмешками, потому что легко её обидеть. | Пользуется симпатиями, можно отдать свое поручение ей, если оно ей понравится | Авторитет, на неё можно положиться | Авторитет, сделает все за остальных | Подвергается насмешкам, но вместе с тем его побаиваются. | |
Социальная ориентированность | -, одному хорошо | -, поиграю лучше один | +, если есть настроение, найдет с кем пообщаться | -, лучше чтоб никто не трогал | -, лучше побыть одному | -, будет с Алиёй | -, лучше побыть одной, чем с кем-то взаимодействовать | -, предпочитает одиночество | -, охотнее побудет с Аделиной, чем с другими ребятами | + , общение это её значимая потребность | + , любит общаться с другими, но может быть надоедлив | +, интересно общение с другими, но включается не сразу | -, лучше чтобы никто не «приставал». Сам же часто провоцирует ребят на конфликт |
Анализ личностных качеств и коммуникативных навыков
группы первоклассников на втором этапе исследования ноябрь 2020-февраль 2021 гг.
Личностные характеристики | Миша | Дима | Катя. В | Эльнур | Данил | Аделина | Диана | Катя. Н | Алия | Даша | Дима. Т | Рома | Саша |
Лидер, пассивный, замкнутый | Не слишком открыт для общениия, любит подвижность. Общается, но сам не проявляет инициативу | Замкнутый, для него лучше побыть одному | Способна иногда проявить лидерские качества, но предпочитает, чтобы инициативу проявляли другие | Замкнутый, но любит внимание и способен раскрыться | Больше замкнутый, но может предложить идеи для совместной игры | Стала проявлять хорошие лидерские качества | По-прежнему, больше всего любит рисовать | Замкнута ,но иногдаона предлагает идеи классу | Имеет лидерские качества, но очень скромная | Лидер, в любых обстоятельствах ведет за собой команду | Признаваемый большинством лидер, но иногда его не слушают | Лидер, но у него бывает переменчивое настроение | Неформальный лидер |
Инициативный | Не проявляет | Инициативы не проявляет, охотнее играет один, но может включиться в процесс | Часто проявляет инициативы, но они не всегда прдуманы | Может проявить, если деятельность для него интересна | Нет, но включится в любую деятельность | Да, сама предложит идеи | Да, ей есть что предложить коллективу | Нет, но включится в любую деятельность | Да, но лучше посмотрит, что предлагают другие | Да, всегда есть интересные мысли и предложения | Да, но проявляет её не всегда | Да, с удовольствием предложит идеи, которые у него есть | Да, но все зависит от настроения и характера деятельности |
Ответственный | Да ,но он не всегда откликнется на помощь | Да ,но он не всегда откликнется на помощь | Очень старается добиться положительного результата | Скорее нет, предпочитает перекладывать на других | Не любит ответственности | Да, смело выполнит то, что ей поручили | Да, ответственность воспринимает как доверие | Да, всегда поможет ,ей это даже нравится | Да, но лучше, если это сделает кто-то другой | Да, поможет при любых обстоятельствах | Да, но не всегда уверен в себе и своих полномочиях | Да, возьмет на себя ответственность | Нет, не считает нужным |
Трудолюбив\ленив\ленив по отношению к другим; вежлив\невежлив; | Ленив, лучше сыграть в шахматы | Ленив, лучшее порисовать | Трудолюбива, очень усердна. Вежлива | Проявляет трудолюбие, но может бросить на половине дела | Ленив, больше любит играть | Трудолюбив, сделает все в наилучшем виде | Трудолюбива, но будет часто отвлекаться | Трудолюбива, очень усердна и старательна | Трудолюбива, сделает все в лучшем качестве | Трудолюбив, сделает все в лучшем виде | Трудолюбив, но имеет свой взгляд на процесс деятельности | Трудолюбив, но необходимо время для адаптации | Способен проявить трудолюбие |
Место в коллективе: пользуется среди детей авторитетом, пользуется симпатиями, подвергается насмешкам | Пользуется симпатиями, если с ним играть то он очень даже интересен | Авторитета не имеет, но ребята его не обижают | Пользуется симпатиями в коллективе, большинство ребят ей доверяют | Имеет авторитет среди мальчиков | Имеет авторитет | Пользуется симпатиями , с ней можно весело провести свободное время | Иногда становится объектом насмешек, потому что не всегда может за себя постоять | Иногда подвергается насмешкам, так как её предложения считают глупыми | Пользуется симпатиями, хороший собеседник | Авторитет, на неё можно положиться | Пользуется симпатиями, если какое-то мероприятие его выберут лидером | Имеет авторитет | Нестабильное, уважением почти не пользуется |
Социальная ориентированность | -, только по внешнему запросу | +, может вдохновиться примером положительной деятельности | +, общается с большим удовольствием | +, любит совместные игры | -, неохотно | +, поможет и поддержит | -, предпочитает наблюдать со стороны | +, но по внешней инициативе | +, подскажет и предложит свои идеи | + , общение это её главное качество | + , любит общаться с другими, но бывает иногда надоедлив | +, ориентирован на сотрудничество | +, нравятся коллективные игры |
Анализ личностных качеств и коммуникативных навыков
группы первоклассников на третьем этапе исследования март-15 апреля 2021 гг.
Личностные характеристики | Миша | Дима | Катя. В | Эльнур | Данил | Аделина | Диана | Катя. Н | Алия | Даша | Дима. Т | Рома | Саша |
Лидер, пассивный, замкнутый | Не особо общителен, только при проявлении внешней инициативы | Замкнутый, проявляет себя редко | Способна к лидерству | Может быть лидером, но иногда агрессивен | Способен предложить идеи для совместной игры | Лидер | Способна к лидерству | Чаще пассивна, но может предложить идею | Лидер, но скромный | Лидер, в любых обстоятельствах ведет за собой команду | Лидер , признаваемый многими, но не всеми | Лидер, но самолюбив, меняется настроение | Авторитарный лидер с сильным характером. |
Инициативный | Редко проявляет инициатиыу | Включается в игру, но не по своей инициативе | Да, часто проявляет инициативу | Да, но смотря в каком деле | Редко, но включится в любую деятельность | Да, сама предложит идеи | Часто выдвигает инициативы | Своей не проявляет, но включается в деятельность | Да, но с оглядкой на других | Да, всегда есть интересные мысли и предложения | Да, но больше по запросу извне | Да, активно проявляет | Да, но смотря в каком деле |
Ответственный | Способен проявлять ответственность | Да ,но он не всегда откликнется на помощь | Да, поможет | Предпочитает не брать на себя | Да, если нужна его помощь | Да, смело выполнит то, что ей поручили | Воспринимает ответственность как доверие | Да, ей нравится помогать | Да, но самостоятельно не берет на себя | Да, поможет при любых обстоятельствах | Да, но не очень уверен в себе | Да, возьмет ответственность на себя | Да, но он не всегда готов помочь |
Трудолюбив\ленив\ленив по отношению к другим; вежлив\невежлив; | Трудиться, но может бросить на половине дела | Не особо трудолюбив | Трудолюбива, усердна | Да, но иногда не доводит до конца начатое | Чаще ленив, не очень любит трудиться | Трудолюбива, сделает все в наилучшем виде | Трудолюбив, но не всегда внимательна | Трудолюбива, усердна и старательна | Трудолюбива, сделает все в лучшем виде | Трудолюбив, сделает все в лучшем виде | Трудолюбив, но принципиален в своей позиции | Трудолюбив, но не сразу включается в работу | Трудолюбив, но не сразу включается |
Место в коллективе: пользуется среди детей авторитетом, пользуется симпатиями, подвергается насмешкам | Пользуется симпатиями некторых | Редко, но, но иногда подвергается насмешкам | Пользуется симпатиями, у неё есть идеи, к ней обращаются | Авторитет среди мальчишек | Имеет авторитет | Авторитетна, всегда поможет | Застенчивость мешает ей быть авторитетом в команде | Пользуется симпатиями, но иногда высмеивают её инициативы | Пользуется симпатиями, к ней обращаются | Авторитет, на неё можно положиться | Авторитетен, часто выбирают командиром | Авторитет, но не любит объяснять, лучше сделает сам | Авторитет среди мальчиков |
Социальная ориентированность | + , но любит часто играть один | + , но по вдохновению и заинтересованности | + , легко включится в совместную работу | + , все мальчии всегда с ним | + , но быстро остывает | +, с радостью примет участие во всем | + , но может отвлекаться | + , ей сложно, но пытается включится в коллектив | + , нравится работать в команде | + , очень любит общение | + , но может быть надоедлив | +, любит общаться, но включение идет не сразу | + , все мальчики всегда с ним |
Приложение 2
Описание коммуникативных игр.
«ЖИВАЯ СКУЛЬПТУРА»
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному участнику выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему в том месте, где много свободного пространства, затем к ним (уже в своей позе) присоединяется третий. Затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Примечание:
1.Ведущий выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.
2. Ведущий следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«ТРОПИНКА»
Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?
Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.
«МЫШЬ И МЫШЕЛОВКА»
Необходимое количество играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, плечами и обнимаются за пояс – это «мышеловка» (или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
Предупреждение:
1. Ведущий следит, чтобы ноги «мышеловки не пинались, не делали больно «мышке».
2. Если ведущий замечает, что «мышонок» загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем «мышонку», расслабим ножки, руки, пожалеем его».
«ВЕСЕЛАЯ СОРОКОНОЖКА»
В этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется. Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если участники справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.
«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТОМ»
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами. Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.
«КОМПЛИМЕНТЫ»
Стоя в кругу, участники берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Рекомендации:
1. Если вы проводите эту разминку среди детей: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«ЗНАКОМСТВО»
Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то.
Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
«УЛЫБКА»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
«СЕКРЕТ»
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает в кулак. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».
Рекомендации: в детской аудитории ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«ПИСЬМО НА РУКЕ»
Каждый выбирает себе партнера и становится напротив него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если участники одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.
«ПОДАРИ КАМЕШЕК»
Ведущий: Возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем участникам, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого участника, которому он дарит подарок.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИСТУ БУМАГИ»
Для игры вам понадобятся ватман и краски. Можно играть в группе или вдвоем. Вы предлагаете: «Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по… листу бумаги. Каждый из вас внесет свой вклад в создание общей картины. Один за другим мы будем выходить и рисовать какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать кисточку (маркер) от бумаги. Как только человек оторвал руку от бумаги – это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из нас дается ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время – то это хорошо. Лучше, если мы будем работать быстро, не оценивая свои результаты. И еще одно: нарисованные нами линии могут пересекаться, мы можем выбирать маркеры разных цветов, можем рисовать все, что хотим. Но помним при этом – как только кисточка (маркер) перестанет касаться бумаги, мы должны будем вернуться на свое место»
«ТРИ ЗЕРКАЛА»
Участникам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и веселым, в третьем – счастливым. В какое зеркало хочется чаще смотреться? В каком зеркале человек более симпатичен? На кого он более всего похож?
«МИКРОФОН»
Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит
слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на
день.
«Подарок для всех»
Детям даётся задание: “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы
желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от
общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
«БИНГО»
Разговаривая друг с другом, участники находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.
«ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ»
В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т. д.). Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить участникам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, па протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девушка). Если молодой человек играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.
«ЗЕРКАЛО»
Театральная игра для того что бы хорошо прочувствовать своего партнёра, понять доверяет ли он тебе, а делается она очень просто Нужно выбрать себе партнёра или партнёршу, и договориться кто из вас будет ведущим, и когда вы выбрали ведущего, начинается игра ,то есть нужно делать какие то движения , сначала в медленном темпе ,а потом ускоряться, и это нужно как зеркало на себе повторять, можно строить какие то рожицы и так далее, цель- лучше узнать друг друга, очень весёлая игра.
Участники группы делятся на пары. Они садятся друг напротив друга. Один из участников выполняет какое-либо движение, жест или изменяет мимику своего лица. Его напарник должен в точности повторить эти движения. Затем движения совершает другой участник, а первый повторяет за ним. Можно усложнить упражнение, попросив повторять движения симметрично, как изображение в зеркале.
«ВОЛК И 7 КОЗЛЯТ»
Время проведения: 20 минут. В игре принимают участие около 10 человек. Материалы: 7 бумажек – «козленок», 4 бумажки – «волк» и «коза» (могут быть разные соотношения: 2:2, 1:3, 3:1). Бумажки сворачиваются и складываются в коробочку, откуда их достают участники игры при распределении ролей. Число «волков», «коз» и «козлят» при необходимости может варьироваться, включать в себя всех членов группы или часть их. Правила проведения игры: Каждый участник берет у ведущего заранее написанную и свернутую записку, в которой указана его роль. Бумажку нельзя показывать другим, называть свою роль. «Козлята» встают отдельной группой. «Волки» и «козы» пытаются попасть к «козлятам». Задача «волка» – прикинуться «козой», чтобы попасть к козлятам и съесть. Задача «козы» – убедить «козлят», что она на самом деле «коза», должна накормить их, спасти от голода. Задача «козлят» – вместе определить, кто перед ними и решить: пускать или не пускать. «Козлята» могут задавать вопросы и совещаться. Если «козлята» ошиблись: пустили «волка» – один «козленок» считается «съеденным»; не пустили «козу» – один «козленок» считается «умершим от голода». Игра позволяет определить роли в группе.
При обсуждении результатов игры участникам задаются вопросы: (об очереди к «козлятам», «козе» и «волку»): Что вы чувствовали? • Легко ли было принять решение?
К остальным участникам:
• На что вы обратили внимание?
• Какие проверочные вопросы можно было задать?
«СКАЗКА»
Игра для 5-10 участников. Возьмем детскую книжку со сказкой (чем проще - тем лучше, идеально подходят - «Курочка Ряба», « Колобок», «Репка», « Теремок» и т.д.). Выберите ведущего (он будет чтецом). Из книжки на отдельные листочки выпишите всех героев сказки, включая, если позволяет количество человек, деревья, пеньки, речку, вёдра и т.д. Все гости тянут бумажки с ролями. Ведущий начинает читать сказку, и все герои «оживают»….
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Развитие межличностных отношений первоклассников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» (МБОУ «СОШ № 51») Ученица 10А класса Комарова Софья Михайловна Руководитель: Любко Юлия Викторовна учитель обществознанияСлайд 2
Введение Формирование межличностных отношений является важнейшей целью современного начального образования. Многие дети 7-8 лет испытывают трудности в установлении таких отношений со своими одноклассниками. Психологи и учителя начальной школы считают, что существует реальная связь между благополучием ребенка в школе и сформированностью его умений слушать и слышать учителя, выполнять просьбу, следовать инструкции, вступать во взаимодействие, строить совместную деятельность, принимать и выполнять различные социальные роли в новом коллективе. Если не помочь ребенку скорректировать процесс выстраивания межличностных отношений, то у него могут возникнуть трудности, которые отрицательно повлияют на его нервную систему и настроение в школе. Это и является актуальностью данной исследовательской работы, которая может быть интересна родителям, учителям, психологам.
Слайд 3
Актуальность Первоклассники не всегда умеют устанавливать межличностные отношения сами и им нужна в этом помощь. Коммуникации между детьми необходимы, т.к это позволяет ребенку положительно воспринимать школу и быстрее в ней адаптироваться при помощи сверстников.
Слайд 4
Цель Исследования : выявление положительного влияния игры на развитие межличностных отношений группы первоклассников.
Слайд 5
Задачи исследования : - изучить теоретические вопросы, касающиеся развития межличностных отношений у детей 7-8 лет; - познакомиться с игровыми методиками, сформировать цикл коммуникативных игр с первоклассниками; - провести игровые занятия и понаблюдать за поведением учащихся во время игровой деятельности; -проанализировать уровень развития межличностных отношений первоклассников (в октябре 2020 года, в феврале, апреле 2021 года); - оценить эффективность использования игровых методов для развития межличностных отношений первоклассников.
Слайд 6
Гипотеза исследования: совместная игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие межличностных отношений и коммуникативных навыков первоклассника.
Слайд 7
Методы исследования: 1. Изучение и анализ научной литературы 2. Наблюдение 3. Сравнение 4. Обобщение
Слайд 8
Объект исследования: развитие межличностных отношений группы первоклассников.
Слайд 9
Предмет исследования: влияние игровой деятельности на развитие межличностных отношений первоклассников.
Слайд 10
Блок интерактивных игр на сплочённость, сотрудничество Блок игр на обучение эффективным способам общения Блок игр, отражающих притязание на социальное признание Блок игр, направленных на снятие конфликтности ,,Море волнуется раз в паре” ,,Собери слово” ,,Эстафета” ,,Тропинка к сердцу” ,,Коробочные встречи” ,, Лепкодром ” ,,Перестроечный процесс” ,,Передай колокольчик” ,,Печатная машинка” ,,Вежливые слова” ,,Попроси игрушку” ,,Волшебные водоросли” ,,Мои друзья в классе” ,,Портрет моего друга” ,, Комплиментарий ” ,,Сценарий” ,,Королевство сказок” ,,Помоги” ,,Король” ,,Необитаемый остров” ,,Страшные сказки” ,,Зайка” ,,Колобок” ,,Руководитель” ,,Детектив” ,,Грабитель” ,,Шутка” ,,Прием на работу” ,,Расскажи” ,,Ссора” ,,Примирение” ,,Сладкая проблема” ,,Коврик мира” ,,Как можно помериться “ ,,Знахарские посиделки” ,,Позови” ,,Шоферы и строители” ,,Приветствие” ,,Просьба” ,,Совещание” ,,Лесенка”
Слайд 11
В начале исследования дети были разделены на три группы: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, стеснительные дети неуравновешенные, легко возбудимые.
Слайд 12
Октябрь 2020 года
Слайд 13
Апрель 2021 года
Слайд 14
Дети исследуемой группы за период занятий стали более открытыми и раскрепощенными. Начали меньше попадать в конфликты. Теперь про них можно сказать, что это настоящий дружный коллектив. Свою гипотезу я подтвердила и теперь возможно утверждать, что совместная игровая деятельность оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков первоклассника .
Слайд 15
Влияние Игровой деятельности - Помогает установлению контакта между детьми; - Способствует словесному воплощению чувств; - Раскрывает ребенку способность решать личные проблемы, помогает ему действовать ответственно; - Помогает ребенку раскрывать лидерские качества и свою внутреннюю направленность; - П озволяет устанавливать групповые нормы и ограничения, позволяющие ребенку принять на себя ответственность в коллективе в существующей ситуации .
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Именинный пирог
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Разлука
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца