Школа - это наш второй дом, в котором мы узнаем много нового, в нем проходит много интересных мероприятий. Проект направлен на повышение интереса к знаниям природы, особенно родного края, формированию экологической культуры в рамках сотрудничества – сотворчества – взаимодействия. эколого-биологическое воспитание подрастающего поколения невозможно без широкого участия самих учащихся школы. Эколого-биологическое воспитание подрастающего поколения невозможно без широкого участия самих учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolog-zateynik_dlya_mladshih_-_kopiya.doc | 179.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
МО «Холмский городской округ»
Естественно-научное направление
ТЕМА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
«Эколог-затейник для младших»
Автор: Матвеева Яна Владимировна, 8А класс
Научный руководитель: Вахрушева Галина Геннадьевна,
учитель биологии МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
г. Холмск
2018г.
Введение
Во многих школах России, в настоящий момент, пытаются возродить вожатское движение. Указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» президент России Владимир Путин подписал 29 октября 2015 года. В необходимости шефства вожатых над младшими школьниками убедились и мы, работая над проектом. Я пришла учиться в данную школу в 5 классе. Ни для кого не секрет, что дети, приходя из детских садов или из других школ адаптировавшись в новом детском коллективе, поведенческую мотивацию заимствуют у старших школьников. Поэтому необходимо усилить роль учащихся средней и старшей школы, способных воздействовать на поведение учащихся особенно начальной школы, умеющих организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников.
Идея проекта:
Школа - это наш второй дом, в котором мы узнаем много нового, в нем проходит много интересных мероприятий. Проект направлен на повышение интереса к знаниям природы, особенно родного края, формированию экологической культуры в рамках сотрудничества – сотворчества – взаимодействия.
В России экологическая обстановка, даже учитывая некоторый спад активности промышленных предприятий на фоне экономического кризиса, ухудшается. Для привлечения внимания общественности и проведения массовых мероприятий, направленных на решение проблем этого плана, 2017 год, по указу Президента, был посвящен экологической обстановке.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что эколого-биологическое воспитание подрастающего поколения невозможно без широкого участия самих учащихся школы.
I ЭТАП – ВВОДНЫЙ
(проблематизация, погружение в проект, целеполагание)
Задачи:
Объект проекта – воспитание учащихся.
Предмет – эколого-биологическое воспитание учащиеся 1-5 классов
Цель данного проекта: организация внеурочного взаимодействия через игровую деятельность с учащимися младшей школы с целью расширения эколого-биологических знаний.
Гипотеза: предполагается, что формирование и расширение эколого-биологических знаний учащихся средней и младшей школы будет возможно тогда, когда будет организовано внеурочное взаимодействие согласно технологии «Равный – равному»; ожидается что после реализации проекта школьная копилка дел пополнится новыми сценариями по биологии и экологии.
Задачи проекта:
Этапы работы:
Методы работы над проектом:
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ I ЭТАПА:
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
(поисково-исследовательский)
Задачи:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Слово «экология» означает наука о жилище, местообитании. Ввел его в научный обиход выдающийся немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в 1886 году. Экология призвана вырабатывать общую стратегию поведения человека в природе [6]. Наша Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной. Но только на ней, одной из всех обследованных человеком планет, есть жизнь. А раз так, то нам надо вдвойне стараться, чтобы природа нашего общего дома не только сохранилась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем, даровано нам природой. Вся наша маленькая и большая техника из природных материалов. Сам человек тоже часть природы и всякое неблагополучие в природе угрожает его здоровью и жизни. Поэтому охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени. Природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, но необходимо помнить о том, что природа требует и нашей заботы.
Работая над проектом, необходимо было разобраться, что должен уметь человек, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь, что бы стать организатором мероприятий? Проведенный анализ литературы и других источников информации серии «Портфель вожатого» [2,3] позволил сделать вывод: необходимо любить детей, быть коммуникабельным и разносторонним: разбираться в современной музыке, знать фильмы, компьютерные игры. Среди всех исследований особое место при организации деятельности младших школьников занимает игровая деятельность [2]. Именно в игровой деятельности осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности [5]. Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – все это игра.
В настоящее время в своей деятельности молодёжные и волонтерские движения и организации используют принцип «Равный — Равному» - метод, при котором источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же ученик.
На данном этапе работы над проектом были определены формы проведения мероприятий [1,4], составлены сценарии мероприятий экологической направленности:
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ II ЭТАПА:
III ЭТАП – АНАЛИТИКО-ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ
(этап реализации)
Задачи:
Провела экономическое обоснование проекта и определила, что проект является малозатратным.
В ходе реализации проекта активно участвовала в организации и проведении общешкольных мероприятиях: Битва хоров – 2018г. – «Экология нас связала», игра – кругосветка «Тропа здоровья».
Второклассники приняли активное участие в экологической игре «Зеленая планета», к ним в гости пришла Матушка Природа.
Для учащихся 4-5 классов проведена экологическая игра «Турнир эрудитов». Ребята были активны при ответах на вопросы, в ходе турнира были выявлены интеллектуалы – экологи.
В 3 классах успешно прошел тематический классный час: «Природа родного края», в ходе которого ребята путешествовали по Сахалинской области и узнавали об удивительных растениях и животных нашей области, а также говорили о необходимости бережного отношения к живой природе.
Ребята 1-2 классов с удовольствием шумно и весело играли на экологических переменках, отгадывали загадки.
Не было равнодушных среди обучающихся при проведении игр «Великолепная восьмерка» /Приложение 2/ и «Знакомые незнакомцы» /Приложение 3/.
После проводимых мероприятий ребятам предлагалось выразить свое отношение к проводимым мероприятиям, а именно приклеить листочки на дерево: зеленый – мероприятие понравилось, желтый – мероприятие не заинтересовало. Деревья чаще всего были зелеными как весной.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ III ЭТАПА:
IV ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (апрель - май 2017г.)
(этап самооценки и рефлексии).
Задачи этапа:
Содержание и методы деятельности:
В ходе работы над проектом было очень познавательно изучать основы науки экологии, увлекательно читать и анализировать формы и методы организации мероприятий для младших школьников.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ IV ЭТАПА:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема состояния окружающей природной среды является одной из наиболее актуальных и современных. Очень важно воспитывать бережное отношение к природе, говорить о необходимости охраны окружающей среды. Организация и проведение мероприятий эколого-биологической направленности способствует повышению социальной активности, дает возможность позитивной самореализации, сближению интересов старших и младших школьников в организации досуга, учит анализировать проделанную работу.
Проектная деятельность осуществлялась на основе алгоритма: была определена проблема, поставлена цель в осуществлении проекта: организация внеурочного взаимодействия через игровую деятельность с учащимися младшей школы с целью расширения эколого-биологических знаний.
Достижение цели осуществлялось через решение задач:
Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность осуществлялась по этапам. Были определены цели, задачи каждого этапа, содержание и методы, направленные на достижение результата.
Выводы:
- цели и задачи проектной деятельности выполнены;
- были приобретены новые знания по экологии, организации игровой деятельности с детьми, составления сценариев мероприятий, навыки работы над проектом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://ecologico.ru/
Кто грамотней?
Бабочка
Спасибо тебе, дедушка!
Ледяная внучка
Вокруг света за 80 дней