Свадьба – важный момент в жизни человека. Это ритуал, знаковое событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Вышедшие из глубины веков, они подверглись изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезли. Народная мудрость вложила в обрядность исконное представление о красоте, нравственности человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем. Это взаимодействие традиций и инноваций обеспечивает изменение и сохранение культуры. Это можно проследить на примере свадебного обряда. Изучение его изменений дает представление о развитии духовных ценностей общества, о связи свадебных ритуалов с общекультурным опытом, особенностями религии и народа, их изменениями в развитии общества. В настоящее время в российском обществе и культуре происходит переосмысление и переоценка брака и семьи, а также появляются новые символы и ритуалы.
Гипотеза: современная свадьба – это уход от старинных русских свадебных традиций.
Цель работы: изучение соотношения старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Задачи:
Методы исследования, используемые в работе:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, периодических изданий, материалов сети Интернет;
2. эмпирический: социологический опрос-анкетирование.
Объектом работы становится современная российская свадьба.
Предметом исследования данной работы является соотношение старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Актуальность: Данная работа изучает соотношение старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работа может быть полезна для проведения классных часов, при изучении традиций российского народа, роботу можно использовать в школьном курсе «Обществознание» при изучении темы «Семья».
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kokotleva_anastasiya_ah_eta_svadba.docx | 81.79 КБ |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ
«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Общественные дисциплины»
Исследовательская работа
«Ах, эта свадьба!»
Автор:
Кокотлева Анастасия Александровна,
14.10.2006г.р.,
учащаяся 6 класса
МБОУ «СОШ № 2 Яшкинского
муниципального района».
Адрес: пос. Яшкинский, ул. Чкалова, 1-6.
Научный руководитель:
Назаренко Татьяна Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 2 Яшкинского
муниципального района».
Адрес: пгт. Яшкино, ул. Фрунзе, 19
Кемерово 2020
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………………….…2
Часть1. Современная свадьба…………………………………………..…..3
1.1.Современные обряды …………………………………………………….5
1.2.Старинные русские свадебные традиции в современной российской свадьбе.…………………………………………………………………………..6
1.3.Обряды, заимствованные у других народов………………………..8
Часть 2. Анализ социологического исследования………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………12
Источники и литература…………………………………………………………...13
Свадьба – важный момент в жизни человека. Это ритуал, знаковое событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Вышедшие из глубины веков, они подверглись изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезли. Народная мудрость вложила в обрядность исконное представление о красоте, нравственности человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем. Это взаимодействие традиций и инноваций обеспечивает изменение и сохранение культуры. Это можно проследить на примере свадебного обряда. Изучение его изменений дает представление о развитии духовных ценностей общества, о связи свадебных ритуалов с общекультурным опытом, особенностями религии и народа, их изменениями в развитии общества. В настоящее время в российском обществе и культуре происходит переосмысление и переоценка брака и семьи, а также появляются новые символы и ритуалы.
Гипотеза: современная свадьба – это уход от старинных русских свадебных традиций.
Цель работы: изучение соотношения старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Задачи:
Методы исследования, используемые в работе:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, периодических изданий, материалов сети Интернет;
2. эмпирический: социологический опрос-анкетирование.
Объектом работы становится современная российская свадьба.
Предметом исследования данной работы является соотношение старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Актуальность: Данная работа изучает соотношение старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работа может быть полезна для проведения классных часов, при изучении традиций российского народа, роботу можно использовать в школьном курсе «Обществознание» при изучении темы «Семья».
1. Современная свадьба.
Современные традиции проведения свадьбы в России перекликаются со свадебными обрядами Древней Руси, хотя время, как и везде, вносит свои коррективы. Свадьбы, обычно, длятся по два дня. Но довольно часто второй день свадьбы празднуется в сокращенном варианте.
Утром перед свадьбой жених с невестой получают благословение своих родителей, приводят себя в порядок, одеваются и собираются. Так же, жених готовит для своей невесты свадебный букет, который вручит ей по окончании выкупа. Также он может послать невесте «женихову шкатулку» с подарками для нее и ее подружек.
Тем временем часть гостей украшают автомобили свадебного кортежа, а подружки невесты готовятся к выкупу. Как правило, свадебный день начинается с выкупа невесты, когда жених со своими друзьями пытается доказать родственникам невесты свое право взять ее в жены. Традиция выкупа невесты зародилась еще в древние времена. Как следует из названия этого обряда, жених тогда в буквальном смысле выкупал невесту у ее родственников с помощью денег. Но в наше время выкуп невесты превратился просто в веселое шуточное действие, где деньги, порой, отходят на второй план и играют просто символическое значение (но не всегда), а на первый план выходят веселые конкурсы и задания для жениха. Проходя одно испытание за другим, жених медленно, но верно приближается к своей невесте. Выкуп заканчивается, когда жених прорвется к невесте, и вручит ей свадебный букет.
После выкупа невесты обычно происходит небольшой фуршет, когда гости напутствуют жениха и невесту перед поездкой в ЗАГС, наставляя их, любить и уважать друг друга на протяжение совместной жизни.
Выйдя из дома невесты, будущие молодожены и их гости рассаживаются по приготовленным автомобилям свадебного кортежа, и отправляются в ЗАГС на торжественную церемонию бракосочетания. Оформив все необходимые формальности, молодая пара под звуки марша Мендельсона, в сопровождении своей свадебной процессии, входит в зал торжественной регистрации браков.
Мягкий голос ведущей, короткие возгласы жениха невесты: «Да!», «Да!». И вот уже будущие молодожены подходят к столу и закрепляют подписями свой брачный союз. Именно с этой минуты они становятся мужем и женой. После регистрации брака часто следует небольшой фуршет, на котором гости во главе со свидетелями поздравляют новоиспеченных мужа и жену с одним из главнейших событий в их жизни.
Выйдя из ЗАГСа, молодожены попадают под обстрел рисом, лепестками цветов, и мелкими монетами, который по свадебной традиции устраивают гости. Считается, что это приносит богатство и любовь в молодую семью. Порой свадебная процессия направляется в храм, где жених и невеста совершают таинство венчания, скрепляя тем самым свой брак не только перед людьми, но и перед Богом. Конечно, это происходит только в том случае, если венчание запланировано в программе свадебного дня. Обряд православного венчания занимает около 40 минут. Обвенчавшись, новобрачные вместе со своими гостями едут на свадебную прогулку по примечательным местам своего города или поселка. Обычно свадебная процессия успевает посетить два - три места. Но бывает, что и больше. Все зависит от количества времени, оставшегося до начала банкета.
После свадебной прогулки молодожены на банкет, где родители принимают их «хлебом-солью». Муж и жена откусывают от каравая кусочек, не касаясь его руками. Кто откусит больший кусок, тот и будет в семье главным.
На свадебном банкете гости по очереди поздравляют молодоженов и преподносят подарки для их молодой семьи. Затем наступает время для свадебного танца молодоженов. Во время этого танца к ним плавно присоединяются другие пары. Это знаменует собой начало свадебной дискотеки с зажигательными танцами и веселыми конкурсами.
По окончании свадебного вечера веселые и наевшиеся гости отправляются по домам, а молодожены на место проведения своей первой брачной ночи. Это может быть специальный номер в отеле или, чья-нибудь, квартира (не обязательно жениха или невесты).
Наутро, новоиспеченные муж и жена, их гости отправляются праздновать второй день свадьбы. Там все делятся впечатлениями о прошедшем свадебном дне и поздравляют молодоженов с первым прожитым днем семейной жизни.
Застолье на второй день свадьбы, обычно, длится не долго, и заканчивается вскоре после полудня. Гости разъезжаются, а для молодоженов праздник продолжается - впереди их ждет медовый месяц.
Часто, вскоре после свадьбы молодожены отправляются в свадебное путешествие, чтобы в романтической обстановке насладиться медовым месяцем и друг и другом.
Свадебный каравай, яркое индивидуальное свадебное платье, необычный свадебный кортеж, осыпание молодых зерном, конфетами, монетами, свадебное веселье с народными и современными танцами, фейерверками – все это яркие события современной свадьбы.
2. Современные обряды.
В современном обществе свадебное торжество приобретает свою специфику: несмотря на роскошь и пышность проведения свадебной церемонии, утрачивается традиционность в проведении свадебного ритуала, теряется трепетность и долговечность отношений между женихом и невестой. Сегодня свадьба уже не является комплексом сложных обрядов, как это было во времена наших предков. Мода и время меняют наше представление о свадебной церемонии и вносят свои коррективы.
Особое влияние на свадебные традиции оказала Октябрьская революция - она коренным образом перестроила российскую жизнь. Изменениям подвергся и свадебный обряд. Новая идеология не признавала религии и других «пережитков прошлого». Соответственно, из обряда бракосочетания было исключено венчание, не поощрялись и многие другие ритуальные формы. В литературных произведениях первых советских десятилетий (например, в рассказах М. Зощенко) встречается выражение «записаться» — так называют свадьбу, сведенную только к внесению записи в соответствующие документы. В результате последовательного уничтожения традиционной обрядности в 1950-х годах гражданский ритуал заключался только в фиксации акта гражданского состояния — рождения, брака, похорон. В таком виде свадебный обряд просуществовал до 1960-х годов. К этому времени революционные идеи начали сходить на нет, возникла потребность в ритуальном наполнении действий перехода и, в том числе, такого важного обряда, как свадьба. Ввиду этого 1960-е годы знаменовались ростом свадебной обрядности. В конце 1960-х годов регистрация браков начала производиться в специально построенных Дворцах бракосочетаний, была разработана торжественная процедура регистрации, начала выпускаться специальная методическая литература. Именно в это время в Советском Союзе утвердился наиболее привычный нам ныне комплекс свадебной одежды — черный костюм для жениха и белое платье с фатой для невесты. [4, С.23-29].
Сегодня получает все большее распространение повязывание ленточек (с наряда невесты, с капота свадебного автомобиля и так далее) на ветви деревьев. Причем считается, что чем выше жених или его помощник повяжут ленту, тем лучше. Пылкие молодые люди, стараясь отличиться, забираются на высоту до трех десятков метров. Одно толкование данного обряда — что высоко повешенные ленты положительно влияют на состояние новой семьи; другое — предполагает фиксацию молодоженов и их гостей в счастливый момент их жизни.
При посещении памятников молодеженами основным обрядовым действием является возложение цветов. Свадебный обычай посещать мемориалы возник тогда, когда выросли и начали вступать в брак представители первого поколения детей, чьи родители погибли на Великой Отечественной войне.
Как обрядовое действие стоит воспринимать совместное распитие алкогольных напитков, «чтобы дом молодых был полной чашей, необходимо наполнить бокалы и выпить за их счастье». Как правило, при этом используется шампанское — любимый праздничный напиток россиян.
Обычай вешать в честь свадьбы замки появился в России в 2006 году. Возник он в Италии: в 1970-х годах во Флоренции (ограда памятника Челлини). Замочки вешаются не только в дни свадьбы, но и в честь помолвки, дружбы, юбилея; однако в России этот обычай стал преимущественно свадебным. Типовая форма обряда — молодожены совместно вешают замок на ограду моста и выкидывают ключ в воду, выкрикивая при этом пожелания счастливого брака. На замках гравируются или пишутся надписи разной длинны и формы. [1, С. 36-39]
На свадьбу надевать белое платье стали относительно недавно, во время правления Екатерины II. Славянские свадебные обычаи не предполагали белого цвета для платья невесты. Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало с «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Русские девушки на свадьбу надевали своё лучшее платье, оно могло быть красным, зелёным и обычно являлось воплощением национального костюма.
Еще одно повсеместное мероприятие, часто не воспринимаемое как обряд, но, несомненно, имеющее обрядовое наполнение – фотографирование на фоне достопримечательностей.
Отмена (вернее, основательная трансформация) в первые годы советской власти обрядов привела к тому, что образовалась пустота: некоторая часть социальной жизни оказалась не подкреплена обрядами. Появлялись новые традиции, или обряды, которые заимствовались и других народов или возникали стихийно. На развитие новой традиции оказали влияние благосклонность со стороны государства и появление благоприятных материальных условий.
3. Старинные русские свадебные традиции в современной российской свадьбе.
Некоторые свадебные обряды сохранились в современной российской свадьбе, хотя и в несколько модернизированном варианте. Молодые люди используют фрагменты традиционных свадебных действий, не задумываясь о том, что они уходят своими корнями в далекое прошлое.
В дореволюционной России основные сакральные действия, связанные с заключением брака, происходили в храме (венчание) и в домах молодоженов (многочисленные обряды свадебного цикла).
Традиция знакомить родителей друг с другом перед свадьбой дошла до наших дней. Обычно в этот день за празднично накрытым столом родители обсуждают организацию свадьбы и материальную сторону вопроса. Также в наше время сохранилась традиция накануне свадьбы проводить мальчишники и девичники. Как правило, это вечеринка – прощание со свободной девичьей жизнью, на которой присутствуют близкие подружки (друзья) невесты (жениха). Мальчишник и девичник проводятся в разных местах. Эта традиция не такая старая, как, например, обычай покрывать голову невесты фатой. Данному обряду уже несколько тысяч лет.
Фатой покрывали голову и лицо невесты, в первую очередь, чтобы защитить от порчи и сглаза. После церемонии заключения брака только муж вправе поднять фату.
Обряд выкупа невесты у подружек и родителей также соблюдается в наши дни. Сегодня это самая веселая, красивая, и зрелищная часть свадьбы. Жениху предстоит преодолеть ряд испытаний, блеснуть интеллектом, силой и эрудицией, чтобы получить право обладать дамой своего сердца.
Обряд церковного венчания в наши дни снова возрождается. Все чаще влюбленные хотят соединить свою любовь не только перед общественностью, но и перед лицом Бога. Раньше после венчания молодоженов было принято осыпать зерном. Данное действо выступало в качестве пожелания богатства, прочности отношений иметь много детей. Вместо зерна во многих странах сегодня используют рис, изюм, конфеты, деньги, лепестки роз, зерно или орехи. Значение этого обряда сохранилось. Только осыпать сегодня молодоженов могут при выходе из ЗАГСА (если не предусмотрено венчание в церкви). Дорогу из церкви до дома молодых было принято посыпать цветами. Данный обряд несколько напоминает языческий. В наши дни эту традицию соблюдают больше из-за ее красоты и торжественности момента.
Известно, что важной частью современной свадебной церемонии является посещение достопримечательностей. Данное действие сводится к тому, что после регистрации брака в ЗАГСе жених с невестой в компании гостей отправляются кататься на автомобилях, при этом в определенных, «особых» точках маршрута (обычно это местные достопримечательности) делаются остановки и производятся обрядовые действия. В катаниях обычно участвует исключительно молодежь. Современный обряд «катания» может быть сопоставим с традиционным обрядом «свадебный поезд», когда молодожены трижды проезжали по селу в повозке или санях. Для езды часто выбирается центральная улица города. Передвижение свадебных автомобилей предполагает определенную демонстративность — процессия привлекает к себе внимание как украшениями, так и звуковыми сигналами. [2, C. 28-39]
Сегодня принято, чтобы жених покупал обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей приданое (постельное белье, полотенца, посуду, мебель). Конечно, сегодня бывает и так, что собирать приданое, в общем–то, и не нужно, поскольку у невесты итак уже есть (квартира с мебелью и техникой и т.п.). Поскольку видеть невесту до свадьбы в свадебном платье – плохая примета, невеста может взять на себя покупку платья. Раньше невеста сама готовила себе приданое: шила, вышивала, готовила украшения. Свадебные туфли также покупала невеста на сбереженные средства, что демонстрировало родственникам ее хозяйственность и бережливость.
После катания молодоженов по сохранившейся традиции родители жениха встречают хлебом с солью. Новобрачные поочерёдно откусывают или отламывают кусочек хлеба. У кого отломанный кусок будет больше, тому и быть хозяином в семье.
Битье посуды на свадьбе женихом и невестой сопоставляется с традиционным свадебным ритуалом – «битье горшков»: чем больше осколков, тем больше детей и гостей будет в доме молодых. Обряд битья посуды сохранился в наше время в качестве игрового элемента свадьбы.
Очень красивая и романтичная традиция, которую все чаще соблюдают молодожены - это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что подобное действо защитит невесту от порчи и злых духов.
Имеются в современной свадебной церемонии такие деяния, которые напрямую указывают на связь с традиционным прошлым. Например, свадебный каравай, который выпекали накануне родные, сегодня также считается символом семейного счастья. Свадебное застолье также является традиционным свадебным ритуалом.
4. Обряды, заимствованные у других народов.
По европейскому образцу молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке.
Обряд бросать свадебный букет пришел к нам совсем недавно из европейских стран. Все незамужние подружки невесты собираются в кучу, невеста, встав к ним спиной, кидает букет. Считается, что та, которая поймает букет, скоро выйдет замуж. Подобный обряд существует и для друзей жениха который, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям.
Сегодня появился обряд бить бокалы на свадебном торжестве. Имеются такие обряды у израильтян, англичан и других европейских народов. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невесты. По образовавшимся осколкам определяют - кто у пары родится первым: если осколки крупные значит мальчик, если мелкие – девочка.
Ни одна свадьба не обходится без свадебного торта, который символизирует изобилие, радость и удачу в семейной жизни. Его высота может самой различной, а вот форма обычно круглая. Обычай чествовать жениха и невесту тортом пришел из древнеримской империи, а затем и из Европы. Жених должен был раскрошить свадебный пирог над головой невесты, чтобы в их жизни был достаток.
Обряд обмена новобрачными кольцами появился ещё в Древнем Египте. Круг считался символом вечности, поэтому круглое кольцо стало символизировать бесконечное счастье и любовь между мужем и женой
Несмотря на существующие исторически обряды и традиции, молодые используют заимствованные обряда на собственной свадьбе. Одним из факторов, позволяющим тем или иным иностранным обрядам прижиться, является их простота и удобство исполнения.
5. Анализ социологического исследования.
Для изучения соотношения старинных русских свадебных традиций, современных обрядов и иностранного влияния в современной российской свадьбе был проведен опрос в интернет пространстве. В расчет брались ответы взрослых людей, для ровного счета мы взяли мнение 100 человек. Респонденты выделили пять обрядов, заимствованные у других народов, шесть современных обрядов и девять старинных русских свадебных традиций в современной российской свадьбе.
Для выявления символики современных «свадебных достопримечательностей» в этом же опросе был задан вопрос о том, куда направляются молодожены после ЗАГСа. Результаты оказались следующими:
Обрядовые катания присутствуют в подавляющем большинстве (92%) свадебных церемоний. Было выделено три основных типа посещаемых объектов, причем некоторые могут быть отнесены к трем типам.
Тип 1. Достопримечательности, связанные с почитанием предков. К данному типу относятся 47% посещаемых объектов. Чаще всего к числу объектов этого типа относятся мемориалы в честь погибших в Великой Отечественной войне – Вечные огни, обелиски, братские могилы и т. д. К числу объектов, связанных с почитанием предков, мы относим и монументы в честь исторических деятелей, «знаковых» для данной местности.
Тип 2. Достопримечательности, связанные с территориальным и культурным самоопределением. К данному типу относятся 33% объектов. В число таких «идентификационных» мест входят «свадебные достопримечательности» в центре города или же возвышенности, с которых открывается панорама на город. Самоидентификация молодоженов в культурно-профессиональном пространстве заметна в случаях посещения ими мест их работы или учебы.
Тип 3. Природные объекты – 20% посещаемых мест. Местом, куда заезжают праздничные процессии, может быть парк, лес, возвышенность, пляж. [3, С. 502-526].
В поселке Яшкино наиболее популярными местами для проведения свадебной фотосессии являются: Мемориал памяти в честь погибших в Великой Отечественной войне (16%), часовня на площади у Администрации Яшкинского района (12%), само здание Администрации (13%), Томская писаница (49%) и другие объекты (родник на трассе «Яшкино-Кемерово», железнодорожный мост, поворот на с. Пача) - (10%).
Заключение
Любая свадьба как сакральное действие, демонстрирует социальную потребность в обрядности. Отмена (вернее, основательная трансформация) в первые годы советской власти обрядов привела к тому, что образовалась пустота: некоторая часть социальной жизни оказалась не подкреплена обрядами. Появлялись новые традиции, или обряды, которые заимствовались и других народов или возникали стихийно. На развитие новой традиции оказали влияние благосклонность со стороны государства и появление благоприятных материальных условий.
Итак, свадебный ритуал в России за тысячелетия пережил существенные перемены. В настоящее время наблюдается тенденция к отказу от традиционного празднования важнейшего события в жизни человека. В русском свадебном обряде появились черты, характерные для западного образа жизни. Современные молодые люди, как правило, сами выбирают тот способ проведения свадебного торжества, какой понравился им самим, который видели у друзей, знакомых, родственников.
Но есть в современной свадебной церемонии и такие деяния, которые напрямую указывают на связь с традиционным прошлым. Например, свадебный каравай, который выпекали накануне родные, сегодня также считается символом семейного счастья. Свадебное застолье также является традиционным свадебным ритуалом.
Таким образом, гипотеза о том, что современная свадьба – это уход от старинных русских свадебных традиций, выдвинутая в работе опровергнута. Свадебный каравай, яркое индивидуальное свадебное платье, необычный свадебный кортеж, осыпание молодых зерном, конфетами, монетами, свадебное веселье с народными и современными танцами, фейерверками – все это говорит о том, что молодежь XXI века увлекается яркими событиями и с удовольствием перенимает элементы старинной свадьбы, иногда даже не зная о том, что это традиционный обряд.
Интернет источники:
Литература:
1.Виноградов, В.В., Громов, Д.В., Коршунков, В.А., Красиков, М.М., Матлин, М.Г. «Зайчик + Зайка = любовь»: навешивание замков как новая свадебная традиция // Живая старина. [Текст]. 2011. № 2. С. 36-39.
2. Громов, Д.В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. [Текст]. 2008. № 2. C. 28-39.
3.Громов, Д.В. «Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. [Текст]. М., 2009. С. 502-526.
4.Чиркова, Н. В. Современная свадьба как социальная и культурная практика: традиции и инновации //Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Текст] – 2017. – № 56. C. 23-29.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Три загадки Солнца
Как нарисовать китайскую розу