Статья посвящена правам одной из самых уязвимых групп населения – детям. Актуальность исследования обосновывается тем, что повышение уровня правосознания общества в частности соблюдения прав несовершеннолетних имеет важное значение в становлении личности ребенка.
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey_v_politiko-pravovom_aspekte.docx | 28.32 КБ |
ПРАВА ДЕТЕЙ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ
Доропеева Римма Руслановна
студентка КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»
Сёмкина Елена Николаевна
преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»
Статья посвящена правам детей. Актуальность исследования обосновывается тем, что повышение уровня правосознания общества в частности соблюдения прав несовершеннолетних имеет важное значение в становлении личности ребенка.
The article is devoted to children's rights. The relevance of the research is justified by the fact that increasing the level of legal awareness of society in terms of respect for the rights of minors is important in the formation of a child's personality.
Ключевые слова: правовой статус ребенка, защита прав ребенка, конституционные права, конституционные обязанности, правосознание.
Key words: legal status of the child, child rights protection, constitutional rights, constitutional duties, legal awareness.
В современном мире обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают как конституционно-правовая и международно-правовая обязанности современного государства. И, несмотря на достигнутый прогресс в деле признания и уважения прав человека, есть группы людей, которые нуждаются в особом внимании, заботе, помощи и защиты со стороны государства (дети, женщины, инвалиды и пожилые люди).
Бесспорно, дети являются одной из самых уязвимых групп населения, ведь в большинстве случаев, они не могут самостоятельно реализовать или защитить свои права, в том числе право на жизнь, свободу, здоровье. Очевидно, что для этого им необходима чья-то помощь родителей, а в случае их отсутствия - опекунов либо попечителей, а также органов государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетними детьми. Так, не случайно в преамбуле Декларации о правах ребенка 1959 г. указывается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения[1]. Конституционный Суд России отмечает, что «Детство – это период физической, умственной и психологической незрелости» [4]. Таким образом, правовой статус ребенка имеет особое значение и является одним из важнейших аспектов в области государственной политики, как Российской Федерации, так и большинства других государств. Именно поэтому основные права детей закреплены как на международно-правовом, так и на внутригосударственном уровне.
Основными международно-правовыми актами, направленными на защиту прав детей, являются: Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и другие.
Конституция Российской Федерации закрепляет базовые нормы в сфере защиты прав детей, так: «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» (ч.2 ст.7); «материнство и детство, семья находится под защитой государства» (ч.1 ст.38); забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38); «каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей» (ч.1 ст.39); «защита детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов» (п. «ж» ч.1 ст.72) и другие нормы, которые являются фундаментом российского законодательства[2].
Для обеспечения и защиты конституционных прав детей государство проводит соответствующую политику, целью которой является обеспечение благополучного и защищенного детства, основные направления которой заключаются:
Реализация прав детей во многом зависит и от осуществления родителями своей конституционной обязанности, так в ст.38 Конституции РФ закреплено, что забота о детях, их воспитании – в равной степени право и обязанность родителей. За неисполнение этих обязанностей родители несут нравственную и правовую ответственность. В соответствии, с требованиями ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей[3].
В современном обществе возникают также существенные проблемы в сфере воспитания детей из-за отсутствия должного внимания родителей к аспектам формирования личности ребенка, в частности к которым можно отнести такие аспекты, как обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции, а также культурно-нравственное воспитание. Ведь, вне сомнения, что культурно-нравственное воспитание ребенка в основном зависит от личных качеств родителей либо их попечителей и их моральных ценностей. В связи с тем, что психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества берет на себя обязательство по контролю над родителями. Следовательно, именно родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством[5].
В ходе исследования среди студентов 2-х курсов в Хабаровском торгово-экономическом техникуме было проведено анкетирование с целью, исследовать уровень знаний обучающихся своих прав и способов их защиты. В анкетировании приняли участие 67 студентов из 4 групп. Опрос показал, что 37 студентов (56,72%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 18 студентов (26,87%) ответили – частично знают, 7 респондентов (10,45%) затруднились ответить на этот вопрос и 4 студента (5,97%) ответили, что практически не знают какие права и свободы гарантированы детям в Российской Федерации.
На вопрос «знают ли обучающиеся способы защиты своих прав?» 34 студента (10,45%) ответили положительно, 25 опрошенных (37,32%) ответили – частично, 6 респондентов (8,96%) затруднились ответить, 2 студентов (2,99%) ответили отрицательно.
Результаты анкетирования помогли также выяснить, из каких источников они узнали о правах гарантируемых детям в Российской Федерации. Так 29 студентов (43,28%) ответили – от педагогов, 22 студента (32,84%) ответили – от родителей, 9 студентов (13,43%) ответили – в результате саморазвития, 3 респондентов (4,48%) узнали от знакомых и друзей, оставшиеся 4 студента (5,97%) воздержались от ответа.
Исходя из результатов анкетирования, необходимо обратить внимание, на то, что уровень защищенности детей и подростков во многом зависит как от правовой информированности родителей, либо их попечителей, так и самих несовершеннолетних в сфере защиты их прав. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение уровня правосознания граждан позволит им в полной мере пользоваться своими законными правами, укрепляя в них уверенность в своей социально-правовой защищенности.
«Список источников»
1. "Декларация прав ребенка" (Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы"
5. Товкач А.Л. «Актуальные проблемы правового регулирования положения несовершеннолетних в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-polozheniya-nesovershennoletnih-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
6. Комкова Г.Н. Система защиты прав человека в Российской Федерации [Текст]: учебник / Г.Н. Комкова, Е.А. Абаева (Крючкова), Н.Н. Аверьянова [и др.] – Москва: Проспект, 2018.- 384с.
7. Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://www.consultant.ru/
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
На горке
Сказка "12 месяцев". История и современность
Почему Уран и Нептун разного цвета
Невидимое письмо