Почетные строители РФ-выпускники
ГАПОУ СО «ВТК»-2 площадка
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 894.26 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Почетные строители РФ-выпускники
ГАПОУ СО «ВТК»-2 площадка
Исследовательская работа/проект
студента группы МЦ-21
Сорочинского Валерия
Руководитель :
Куликова Алла Вячеславовна
г. Вольск 2021 г
Введение
Каждому из нас дорога его малая Родина. Она дает нам крылья для полета, освещает каждый наш шаг. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться величайшей и светлой безграничной любовью - любовью на всю жизнь. Чувство патриотизма не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Родина начинается с любви к своей малой родине- к родному городу, где ты родился, учебному заведению, где получил образование и профессию, где живут твои семья, друзья. Без любви к малой Родине невозможна любовь и уважение к стране в целом.
Основополагающим в формировании любви к Родине у обучающихся принято считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, ознакомление с профессиями, на предприятиях и в учреждениях, где работают люди, достопримечательностями, знаменитыми людьми нашего города. Нельзя любить Родину, но при этом не знать своей истории.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность проблемы:
Одной из главных проблем современной системы образования является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине, родному городу, посёлку, учебному заведению.
Цель:
-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
-изучение материалов и документов о происхождении своего учебного заведения, передовиках производства, награжденных знаком «Почетный строитель РФ»
Задачи:
-воспитание любви к своей малой Родине;
-познакомиться с бывшими обучающимися лицея, награжденными знаком «Почетный строитель РФ», информацией об их жизни, учебе, трудовом подвиге.
Методы исследования:
1.Подготовка квалифицированных кадров в Советское время
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Эти вопросы были в центре внимания на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б), которые наметили меры по ускорению подготовки кадров для промышленности.
XVI съезд партии, состоявшийся в 1930 г., указал на необходимость «решительного и резкого расширения и качественного улучшения практической работы в области подготовки и повышения квалификации кадров промышленности». В постановлениях съезда отмечалось, что нужно расширить сеть школ ФЗУ и школ массовых профессий, а также развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы «с обязательным, однако, последующим повышением производственно-технического и культурно-политического уровня подготовленных через эти формы рабочих». Профессиональное обучение рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства. Основной формой подготовки квалифицированных молодых рабочих стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
Выполнение грандиозных планов социалистической реконструкции промышленности потребовало значительно большего числа новых рабочих, чем это намечалось ранее. Пятилетними планами развития страны предусматривалось подготавливать не менее 500 тысяч квалифицированных рабочих. Однако уже в 1931 году основным отраслям промышленности требовалось дополнительно 1300 тысяч квалифицированных рабочих. Проблема подготовки рабочих квалифицированных кадров, выдвинутая всем ходом социалистического строительства, стала в эти годы проблемой первостепенной хозяйственной важности.
Индустриализация страны в 20-30 годах двадцатого века не могла осуществляться без подготовки необходимых контингентов квалифицированной рабочей силы, способных сооружать и осваивать новые предприятия, овладеть передовой техникой, показывать образцы подлинно социалистического отношения к труду. В условиях серьезного обновления состава промышленных кадров особо важное значение приобрела подготовка рабочих и повышение их квалификации.
В годы первой пятилетки в систему ФЗУ входили школы с двухгодичным сроком обучения, которые готовили рабочих массовых профессий 3—4 разрядов; школы с периодом обучения от двух до трех лет, выпускавшие квалифицированных рабочих-универсалов 5—6 разрядов; школы со сроком обучения от 3 до 4 лет, готовившие наладчиков станков, контролеров и высококвалифицированных рабочих. Следует отметить, что срок обучения в школах ФЗУ постепенно сокращался по мере роста общеобразовательной подготовки поступавших в эти учебные заведения.
В 1922 году при цементном заводе «Большевик» в «целях постепенного перехода от тяжелого физического труда к труду квалифицированному, индустриальному в городе Вольске, как и в других городах России, создается школа ФЗУ, ученики школы обучались по специальностям: слесарь-ремонтник, токарь, кузнец.
В 1932 году было построено учебное здание Ремесленного училища, в 1936 году- общежитие для учащихся. Изначально в ремесленном училище обучались только юноши по профессии: слесарь-универсал, токарь, электромонтер, машинист экскаватора, слесарь обжига, автослесарь, слесарь инструментальщик, а начиная с 1942 года девушки по профессии: слесарь-инструментальщик. Обучение проводилось в течение года и по окончании присваивался 4-5 разряд.
Выпускникам выдавалась путевка на предприятия города Вольска- завод «Металлист», ц/з «Большевик».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года было организовано Вольское техническое училище(ранее ремесленное училище), с 1961 профессионально- техническое.
В1943 году в город Вольск в ремесленное училище №5 было эвакуировано ремесленное училище из Новороссийска под руководством старшего мастера Тяпкина Н.Г., где он проработал в этой должности до 1985 года.
С 1945-1950 год обучение проводилось по специальностям: токарь, лаборант, столяр, электрик, слесарь- инструментальщик, слесарь- ремонтник, кузнец, котельщик, экскаваторщик, в течение двух лет, по окончании присваивался 4-6 разряд. Выдавалась путевка на предприятия городов Красноярска, Маркса, Кустаная, Уральска и Челябинска.
С 1950- 1953 годы по специальности токарь в основном обучались девушки.
В1954 году была введена новая специальность «Машинист вращающихся печей» Принимались учащиеся после окончания 10 классов.
В 1955 году училище стало называться техническим. Обучение велось в дневное и вечернее время. В вечернее время обучались по специальности чертежник- конструктор.
С 1961по 1966 год училище называлось профессионально-техническим на базе восьмилетки, а с нового 1966-1967 года реорганизовано в техническое, где в основном занимались вчерашние 10-11 классники. Появились и новые специальности, как:
-электрослесари КИП
-машинисты вращающихся печей
-машинисты сырьевых мельниц
-машинисты цементных мельниц
-связисты
Два больших корпуса были отданы в распоряжение учащихся: двухэтажное здание, где разместились учебные мастерские и кабинеты; двухэтажное здание- общежитие, библиотека и столовая. Учащимся создавались все условия для занятий. Училище готовило, передавало промышленным предприятиям квалифицированных рабочих.
С 26 сентября 2013 года училище получило статус Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский строительный лицей», в котором профессиональное обучение получали ребята, как со средним (полным) общим образованием, основным общим образованием, так и адаптивным поведением, по профессиям:
-маляр;
-штукатур;
-оператор швейного оборудования;
и специальностям:
-наладчик аппаратного и программного обеспечения;
-конструирование, моделирование и технология швейных изделий;
-наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования;
-сварочное производство.
С 1 октября 2021 года ГБПОУ СО «ВСЛ» вошло в состав ГАПОУ СО «Вольского технологического колледжа».
В музее собраны все документы об образовании данного учебного заведения. Имеются стенды с фотоматериалами и документами на эту тему.
2.1. Учреждение звания «Почетный строитель РФ»
Группа обучающихся заинтересовалась информацией о существовании передовиков производства, бывших выпускников лицея, получивших звание «Почетный строитель РФ».
Нагрудный знак Почетный строитель России является ведомственной наградой, он был учрежден в июле 1997 года Государственным Комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Целью внедрения такой награды было мобилизовать работников, задействованных в строительной сфере, чтобы они более успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Это был способ поощрить тех, кто показал наиболее высокие результаты своей деятельности.
Данным почетным званием Министерства строительства Российской Федерации награждаются высококвалифицированные работники предприятий, объединений, организаций и учреждений строительства, промышленности строительных материалов, строительной индустрии, проектных, научных и учебных заведений строительной отрасли, а также другие лица, внесшие значительный вклад в развитие отрасли.
2.2.Описание исследовательской деятельности
Найти данные по этому вопросу было непросто. Сделав официальный запрос в службу социальной защиты о гражданах, проживающих в городе Вольске и имеющих это почетное звание, обучающееся вместе с преподавателями начали свою поисковую работу.
Во-первых, было известно, что большое количество ветеранов, были работниками завода «Большевик» и много лет проработали на этом предприятии.
Во-вторых, некоторые из них до сих пор трудятся на этом заводе, входящим в состав группы компании «Холсим».
Так как цементный завод «Большевик» находится на той же территории, что и учебное заведение, и в советское время, когда было развито активное строительство жилья, многие работники завода получили квартиры в этом районе. Преподаватели лицея, проживающие рядом с образовательным учреждением, знают многих ветеранов, награжденных знаком «Почетный строитель РФ», нужно было только узнать, учились ли данные люди в этом учебном заведении.
Познакомившись с ветеранами, бывшими обучающимися учебного заведения, ребята побывали у них в гостях, собрав информацию об их жизни, учебе, трудовом подвиге.
Никитин Александр Валентинович
Никитин Александр Валентинович родился 05.07.1969 года, окончив девять классов средней школы №4 города Вольска, в 1984 году поступил в ПТУ №5 учиться по профессии «Машинист вращающихся печей». После окончания образовательного учреждения в 1987году пошел работать на цементный завод «Большевик» в цех «Обжиг №3» помощником машиниста вращающихся печей. Отслужив в рядах Советской Армии, в 1989 году вернулся на завод, где и по настоящее время работает машинистом вращающихся печей в том же цехе.
Горбачев Александр Петрович
Горбачев Александр Петрович родился в Вольске в 1957 году, в 1974 году, окончив десять классов средней школы №4, поступил в ПТУ№5 по профессии «Машинист вращающихся печей», окончив обучение, в 1976 году прошел службу в рядах Советской Армии (ВСВГ- Германии), с 1978 года- 35 лет проработал на заводе «Большевик» по профессии, полученной в ПТУ№5, звание «Почетный Строитель России» и знак за номером № 25679 получил в 2010 году.
Флегонтов Петр Федорович
Родился 05.07.1948 года, окончив в 1963 году школу в деревне Кряжим, поступил в ПТУ№5 по профессии «Токарь», после окончания учебного заведения в 1965 году работал в городе Саратове на Химическом комбинате, где в 1967 году был призван в ряды Советской Армии. Вернувшись из армии в 1969 году, Петр Федорович опять поступает в ПТУ №5 и обучается по профессии «Машинист вращающихся печей». После окончания учебного заведения в 1966 году поступает на работу на цементный завод «Большевик» в цех «Обжиг №1» на должность помощника машиниста вращающихся печей. В 1975 году Флегонтов П.Ф. переходит в цех «Обжиг №3» на должность машиниста вращающихся печей, где проработал до 2013 года пока не вышел на заслуженный отдых.
Данькин Николай Петрович
Данькин Николай Петрович родился 1 февраля 1961 года в поселке Ловша Трубачевского района Брянской области. Среднюю общеобразовательную школу закончил в Нижней Чернавке Вольского района Саратовской области и поступил в Вольский технологический техникум.
После прохождения службы в рядах вооруженных сил СССР работал в организации «Мосметростроя» городов Москвы и Куйбышева. В ПТУ№5 проходил обучение с 1988 по 1989 год по профессии «Помощник машиниста вращающихся печей». С 1988 года и по настоящее время работает на ц/з «Большевик», в настоящее время входящий в состав группы компании «Holsim», сменным мастером, машинистом цементных мельниц в цехе «Помол№3».
Выводы:
В современном обществе существует опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее. Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в лицее, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И преподаватель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.
Определяя поисково-исследовательские задачи, преподаватель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.
Поэтому общаясь с такими людьми, как наши передовики производства, удостоенные звания «Почетный строитель РФ», ребята становятся лучше, у них появляется цель в жизни, они понимают, что добиться чего - либо в жизни могут и они, если будут хорошо учиться и трудиться на благо своей Родины, которая зовется Россия.
Следует отметить значительный потенциал краеведческой, в том числе музейной работы в лицее, в решении проблемы формирования патриотизма у обучающихся. Он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о Родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.) и формы организации учебно-познавательной деятельности.
Приобщая обучающихся к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своего лицея, города, можно воспитать в подростке чувство уважения и любви к своей малой Родине.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
У каждого из нас – своя малая Родина. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаем, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания подрастающего поколения.
Список используемых источников
https://docviewer.yandex.ru/view/0 (22.03.21)
https://history.wikireading.ru/127982(22.02.21)
https://transfertcenter.ru/posobiya-i-kompensacii/zasluzhennyj-stroitel.html 23.03.21)
https://rossaprimavera.ru/article/1def2b4b (23.03.21)
https://infourok.ru/potencial-shkolnogo-muzeya-v-patrioticheskom-vospitanii-shkolnikov-1402726.html (24.03.21)
Марши для детей в классической музыке
Машенька - ветреные косы
Фокус-покус! Раз, два,три!
Развешиваем детские рисунки дома
Нора Аргунова. Щенята