Научное исследование посвящено изучению конфетного фантика, по которому можно изучать орфограммы русского языка. Работа имеет большое практическое значение. В течение двух месяцев детьми было собрано огромное количество фантиков от конфет, которые они с большим интересом подвергли классификации. В том или ином названии находили определённую орфограмму. Такая работа вызвала массу восторга и интереса. Основная часть содержит информацию о том, что такое орфограмма, орфография, когда появилась первая конфета и как эволюционировала конфетная обёртка (фантик), представлена классификация собранных фантиков по типу орфограмм. 1 Приложение содержит практическую часть работы – классификацию фантиков. 2 Приложение – таблицу результатов работы.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_fantiki.docx | 47.36 КБ |
презентация | 2.88 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Шаг в науку - юниор»
Научно-исследовательская работа
«Орфограммы на конфетных фантиках»
Направление 3. Социально – гуманитарные и экономические науки.
Языкознание
Выполнили: ученицы 5 В класса
Рюмкина Анастасия,
Сазанова Евгения
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Головина Анастасия Васильевна
С. Газимурский Завод, 2019 г.
Краткая аннотация
ОРФОГРАММЫ НА КОНФЕТНЫХ ФАНТИКАХ
Рюмкина Анастасия, Сазанова Евгения, ученицы 5 В класса
Село Газимурский Завод
МОУ Газимуро-Заводская СОШ
Научное исследование посвящено изучению конфетного фантика, по которому можно изучать орфограммы русского языка. Работа имеет большое практическое значение. В течение двух месяцев детьми было собрано огромное количество фантиков от конфет, которые они с большим интересом подвергли классификации. В том или ином названии находили определённую орфограмму. Такая работа вызвала массу восторга и интереса. Основная часть содержит информацию о том, что такое орфограмма, орфография, когда появилась первая конфета и как эволюционировала конфетная обёртка (фантик), представлена классификация собранных фантиков по типу орфограмм. 1 Приложение содержит практическую часть работы – классификацию фантиков. 2 Приложение – таблицу результатов работы.
Аннотация
Работа посвящена исследованию орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме. Конфетный фантик вызывает интерес у детей, а анализ орфограмм, используемых в названиях конфет, позволяет развивать у детей орфографическую зоркость.
Цель исследования: научиться находить орфограммы в словах.
Объект исследования - фантики от конфет.
Предмет исследования – орфограммы на конфетных фантиках.
Задачи исследования: 1) изучить всю необходимую литературу по теме; 2) изучить названия разных конфет; 3) повторить изученные орфограммы; 4) проанализировать конфетные фантики и классифицировать их по орфограммам; 5) повысить орфографическую зоркость.
Гипотеза исследования: в названиях конфетных фантиков можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретический (изучение теории по данной теме) и практические - поисковый метод, метод анализа данных, методы арифметической и математической обработки информации.
В ходе исследования были проанализированы виды орфограмм в названиях конфет, осуществилось повторение изученных орфографических правил русского языка и открытие новых.
Фантики от конфет были отобраны и проанализированы с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии. Удалось сгруппировать названия фантиков по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, поэтому такой материал вполне можно использовать на уроке для повторения или изучении нового материала.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………........5
Основная часть……………………………………………………………………..................6-12
Заключение……………………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………………………………14
Приложение 1,2………………………………………………………………………………...15
Введение
Научное исследование: «Орфограммы на конфетных фантиках» является актуальным.
Данная работа посвящена исследованию орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме. Мы заметили, что в ходе такой работы стал повышаться наш уровень грамотности, ведь мы научились самостоятельно находить в словах орфограммы, что очень важно для любого школьника.
Конфетный фантик – само по себе явление сложное и интересное. В названиях конфет почти всегда можно найти орфограммы. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и несколько орфограмм.
Действительно, орфограммы находятся рядом с нами. Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.
Цель исследования: научиться находить орфограммы в словах.
Объект исследования - фантики от конфет.
Предмет исследования – орфограммы на конфетных фантиках.
Задачи исследования: 1) изучить всю необходимую литературу по теме; 2) изучить названия разных конфет; 3) повторить изученные орфограммы; 4) проанализировать конфетные фантики и классифицировать их по орфограмма; 5) повысить орфографическую зоркость.
Гипотеза исследования: в названиях конфетных фантиков можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретический (изучение теории по данной теме) и практические - поисковый метод, метод анализа данных, методы арифметической и математической обработки информации.
Основная часть
Что такое орфография и орфограмма.
В начале нашего исследования мы решили выяснить значение слов орфография и орфограмма. Первая часть обоих лингвистических терминов – орфо- восходит к одному и тому же греческому слову orthos, что означает «прямой», «правильный». Дальше этимология терминов расходится: слово орфография родилось от греческогоgrapho – пишу, а орфоэпия – от epos – речь. Происхождение терминов убеждает нас в том, что и умение правильно писать, и умение правильно говорить одинаково ценились еще с глубокой древности. Орфография на школьных уроках русского языка – бесспорная хозяйка, принцесса, королева[1].
Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить. Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется звучанием[2].
Многие ученые-методисты по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный»[5].
Главным в обучении правописанию является решение орфографических задач. Однако их решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос – об ее конкретном написании. Следовательно, работа с орфограммами выступает залогом грамотного письма, поэтому важно при выполнении каждого упражнения находить орфограмму, подчеркивать, определение её тип, объяснять условие верного написания[2].
Типы орфограмм:
орфограмма-буква (чудесный, мороз, шубка);
орфограмма-пробел (не был, в лесу);
орфограмма-контакт (вмиг, справа, спросонья);
орфограмма-дефис (куда-нибудь, во-первых, из-за).
Опознавательные признаки орфограмм:
шипящий [ж, ш, ч’, щ’] перед гласным;
[ц] перед гласным;
[ца];
шипящий [ш, ч’, щ’] на конце слова;
глухой парный согласный [п, к, т, ф, с, ш] в конце слова;
стечение согласных;
мягкий согласный звук в середине слова;
[й’] в середине слова;
безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании;
[н], [н’] перед окончанием или суффиксом;
элементы из, до, с, в (во), на, за;
элемент по;
элементы -то, -либо, кое-, -нибудь, -таки, -ка;
бы, ли, же;
не, ни;
сложность слова[1]
Типы орфографических правил:
1. Правило-указание (правописание не зависит ни от каких условий: жи, ши пиши с и; в глаголах 2-го лица ед. ч. всегда пишется ь).
2. Правило-руководство (правописание зависит от одного условия: правописание чередующихся корней).
3. Правило-инструкция (правописание зависит от двух и более условий: правописание н, нн в словах; правописание е, и в окончаниях существительных)[1].
После рассмотрения того, что изучает орфография и что такое орфограмма и какие бывают орфограммы, мы изучили литературу по теме того, когда же появились первые конфеты и фантики (обёртки) для них. Мы открыли для себя интересную новую информацию.
Оказывается, первые конфеты появились в Египте. Там во время торжественных выездов фараона слуги бросали в толпу встречающих специально изготовленный деликатес - финики, сваренные в меду. В других странах Востока роль сладких подарков играли сушеные абрикосы, инжир и орехи с медом и пряностями[4].
В канун нашей эры в Европу из Индии проник сахар, что вызвало настоящую революцию в кондитерской отрасли. Засахаренные фрукты стали не только любимым лакомством, но и лекарством - знаменитый врач Гален рекомендовал их при расстройстве желудка и нервных болезнях[4].
На пирах римских богачей подавались глазированные фрукты и миндаль с добавлением мака, аниса и кунжута. Заморский сахар стоил дорого, поэтому бедняки по-прежнему заменяли его медом. На римской свадьбе хозяин дома бросал в толпу гостей конфеты - считалось, что поймавших их ждет счастье, и нередко за обладание сладким кусочком начиналась драка. В средневековой Италии этот обычай сохранился, но вместо сладостей гостей осыпали разноцветными кусочками бумаги с прежним названием – конфетти[4].
После гибели античной цивилизации рецепты изготовления конфет были надолго забыты. Воскресило их открытие Америки, откуда был привезен новый продукт - шоколад. Долгое время его только пили, но в середине 17 столетия французские кулинары научились покрывать шоколадной глазурью пирожные, орехи и фрукты[4].
В 1671 году повар маркиза де Плесси Пралин изготовил для своего хозяина первые шоколадные конфеты с начинкой из тертых орехов, получившие название «пралине». К тому времени в американских колониях стали выращивать сахарный тростник, что сделало сахар доступнее и дешевле. Кондитеры начали обжигать кусочки сахара на огне и разливать получившуюся массу в формы, добавляя в нее фруктовые и ягодные соки. Так получилась карамель, название которой происходит от латинского canna mela - сахарный тростник[6].
Тогда же возник еще один популярный сорт конфет - сливочная помадка, которую варили из сахара с добавлением молока и масла. Появилось и драже так называли орехи и цукаты в сахарной глазури[6].
В 18 веке Париж стал мировой столицей не только моды, но и кондитерского дела. Местные умельцы делали конфеты десятков видов, придавая им форму фруктов, зверей и птиц. К прежним видам начинки добавились новые - ром, ликер, грильяж из обжаренных орехов, а также привезенные из Италии мармелад и марципан (сладкое миндальное тесто). У каждого кондитера был свой секрет: один добавлял в конфеты лимон, другой - апельсин, третий - еще какой-нибудь экзотический продукт[6].
Уникальными были не только сами конфеты, но и коробки для них - бонбоньерки (от французского bonbon - конфета). Их делали в форме сундучка из меди или серебра, украшая хрусталем или даже драгоценными камнями. Такая коробка конфет была хорошим подарком для вельможи или даже самого короля. Бонбоньерки поскромнее, из цветного картона, стали дарить гостям на свадьбе. Во Франции в них клали (и до сих пор кладут) по пять конфет, символизирующих здоровье, долголетие, радость, достаток и удачу[3].
В разных странах вошли в моду свои разновидности конфет. В Англии и США их делали из сладкого корня лакрицы (солодки), в Германии - из фруктового желе, в Италии - из нуги[4].
Самые необычные конфеты до сих пор делают в Финляндии из салмиака, смеси аммиака с нашатырным спиртом, - они имеют неповторимый кисло-соленый вкус. Японцы обожают «компэйто» - крохотные сахарные леденцы, рецепт которых был завезен в страну португальскими купцами[4].
В России роль конфет издавна выполняли варенные в меду яблоки, груши и сухофрукты. В 18 веке крепостные повара угощали своих хозяев клюквой и малиной в сахарной глазури. Но даже такие конфеты, не говоря уже о привозных парижских деликатесах, были недоступны простому народу из-за дороговизны сахара[4].
Все изменилось в начале 19 века, когда англичане пресекли поставки сахара во враждебную им Францию. Император Наполеон, большой любитель сладостей, приказал своим ученым найти выход из положения. Решением проблемы оказалась сахарная свекла, которую очень скоро начали выращивать во многих странах, включая Россию. Для изготовления конфет пригодились не только свекловичный сахар, но и побочный продукт его изготовления - патока, из которой стали делать всем известные ириски[6].
Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Если внимательно проследить как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет[3].
Почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог». Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.
Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины 19 в. конфеты в обертки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета[3].
На самых первых этикетках с декором обычно помимо фамилии производителя и названия изделия изображали фасад фабричного здания в обрамлении цветов, плодов и зеленых листьев. Манера заключать изображение в медальон была позаимствована у домашних альбомов, которые были тогда в большой моде. А любование фабричной архитектурой – дань моде на все промышленное. К концу 19 в. число кондитерских производств сильно возросло. торговая реклама стала играть заметную роль, поэтому в малых формах: промышленной графики появились имена выдающихся художников: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, братья Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. К сожалению большинство их работ для оформления фантиков утеряны[3].
На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале 20 века графиком Мануилом Андреевым[3].
Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи памятные даты русской истории. Рассматривая старинные прейскуранты, можно составить своеобразную тематическую подборку названий и декора фантиков: «Столичный шоколад», «Боярский», «Княжеский», «Царский»; «географические» названия – «Каштаны Капри», «Порт Артур», печенье «Ливадия», «исторические» — «Нельсон», «Бисмарк»[3].
«В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская»[3].
В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября, полет в космос и т. д. Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот период также можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы»[3].
Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет[3].
Сбор фантиков для классификации имеющихся в них орфограмм
В ходе исследования мы собирали конфетные фантики в школьной столовой, нам их приносили по нашей просьбе сверстники, друзья, подруги, знакомые. Да и сами – скушаем конфету, а фантик от неё сразу в особую папку для всех фантиков положим.
Уже через несколько дней у нас было много красивых картинок. Среди учеников нашлись счетоводы, которые подсчитывали, кто и какой вклад внес в общую коллекцию. Так, «охота» за орфограммами превратилась в увлекательную игру.
Группировка фантиков по темам.
В ходе нашей работы накопилось много разных фантиков (около двухсот – двухсот двадцати штук), и мы решили распределить их на группы по изученным нами орфограммам:
Гипотеза исследования о том, что в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась (см. Приложение 2).
В ходе исследования мы получили следующие выводы:
- Словарные слова, написание которых нужно запомнить – 20.
- Правописание сочетаний ЧК и ЧН – 13.
- Правописание непроизносимых согласных в корне слова и на конце слов –13.
- Новые слова – 10.
- Иностранные слова – 19.
- Правописание Ь и Ъ – 15.
- Правописание имён существительных ж.р., 3 скл. в Им. п. – 8.
- Правописание –Н- и –НН- в именах прилагательных - 9.
-Правописание сочетаний –ЖИ- -ШИ- - 10.
- Правописание имён числительных - 7.
- Правописание прописных и строчных букв - 24.
-Правописание гласных после шипящих и Ц – 13.
- Правописание сложных имён существительных - 13.
- Правописание безударных гласных в корне слова – 17.
Заключение.
В ходе исследования мы проанализировали виды орфограмм в названиях конфет. Постарались развить орфографическую зоркость, находя орфограммы в названиях конфет. Повторили изученные орфографические правила, узнали новые, научились пользоваться правилами русского языка.
Мы отобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.
В итоге наше исследование стало не только групповым, так как в нем приняли участие все ученики класса, но и открытым, т.е. длительным. Поставленная в начале нашей работы цель была достигнута: мы, собрав коллекцию фантиков от конфет, стали видеть орфограммы, более внимательно относиться к словам, к нашей истории, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество, но главное достоинство работы - повышение орфографической зоркости, а значит и нашей грамотности.
Список используемой литературы.
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи[текст]Е.С. Антонова. – М.: Академия, 2007. -370 с.
2. Журавлёва, Л.И. Орфография русского языка в алгоритмах и схемах[текст]/ Л.И. Журавлёва. – Челябинск.: Взгляд, 2013. – 72 с.
3. История конфетного фантика [Электронный ресурс] https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
4. Познавательная история возникновения конфет [Электронный ресурс] https://www.abcfact.ru/2703.html
5. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык[текст]/ Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2017. – 448 с.
6. Сладкая сказка: история появления сладостей конфет [Электронный ресурс] https://good-tips.pro/index.php/publications
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 1
Орфограмма | Количество собранных фантиков на данную орфограмму. |
| 24 |
| 20 |
| 19 |
| 17 |
| 15 |
| 13 |
| 13 |
| 13 |
| 13 |
| 10 |
| 10 |
| 9 |
| 8 |
| 7 |
Слайд 1
Орфограммы на конфетных фантиках МОУ Газимуро-Заводская СОШ Работу выполнили: ученицы 5 в класса Рюмкина Анастасия, Сазанова ЕвгенияСлайд 2
1. Словарные слова, написание которых нужно запомнить Марсианка , Кокосовый пудинг, Мистер Твистер , Золотая стрекоза, Конфеты с кофе, Ванильное небо, Малина Карамель, Карамель с соком яблока, Желейные Вишня, Яшкинская картошка, Золотая лилия, Школьные годы Молоко+Какао , ОПС Глобус, Абрикос, Музыкальная мозаика, Ирис, Красный Октябрь, Хуторок, Карамель с эвкалиптом и ментолом, Зонтик со вкусом вишневого ликёра).
Слайд 3
2. Правописание сочетаний ЧК и ЧН (всегда без мягкого знака!) Москви чк а , Славяно чк а , На сливо чн ой полянке, Наше чк а с моло чн ой начинкой, Сливо чк и для Мило чк и, Конфеты Моло чн ые.
Слайд 4
3. Правописание непроизносимых согласных в корне слова и на конце слов Под знаком РЫ Б , СЛАДОНЕ Ж , ДЕ ТСК ИЙ СУВЕНИР , САМЫЙ ДЕР З КИЙ, Карамель ГОЛУ Б КА.
Слайд 5
4. Новые слова МУ-МУЙКА, ТРУ-Ля-Ля , ДЖЕММИ , КОФФЕТЕ , ЧИО РИО
Слайд 6
5. Иностранные слова Крокант milk flavor Sweety ORANGE Tokyo MODA Cho Ko -TE Movie- муви ALBO apricot VERSALLES TWIX Toffee ALBO с herry Paffy BON BONEL Lusso Paris MODA ops
Слайд 7
6. Правописание Ь и Ъ Версаль, Музыкальная мозаика, Школьные Годы, Карамель со вкусом мяты, Нильс , Васильки, под знаком ЛЬВА, первое слово СЪЕЛА, ТРЮФЕЛЬ
Слайд 8
7. Правописание имён существительных ж.р ., 3 скл . в Им. п. ТЁМНАЯ НО ЧЬ ДИВНАЯ НО ЧЬ
Слайд 9
8. Правописание –Н- и –НН- в именах прилагательных Помадка ЛИМОННАЯ ГУСИНЫЕ Лапки
Слайд 10
9. Правописание сочетаний –ЖИ- -ШИ- ЖИЛИ-БЫЛИ карамельки ЖИЛИ-БЫЛИ шипучки ЖИЛИ-БЫЛИ леденцы
Слайд 11
10. Правописание имён числительных ТРИ желания ПЕРВОЕ слово съела Шоколадное ТРИо
Слайд 12
12. Правописание гласных после шипящих и Ц Ци трон Шо корешки Ци трусовый коктейль
Слайд 13
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Учимся ткать миленький коврик
Как нарисовать лимон акварелью
Вокруг света за 80 дней
Алые паруса
Четыре художника. Осень