Опорно-двигательный аппарат – придает определенную форму, благодаря ему он может стоять прямо и передвигаться. Актуальность проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата, все заболевания опорно-двигательного аппарата относятся к группе социально значимых болезней, поскольку часто являются причиной временной или постоянной потери трудоспособности, сопровождаются болью, нарушают качество жизни населения.
Вложение | Размер |
---|---|
sagidov_8en.zip | 51.77 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
по физической культуре
на тему «Влияние физических упражнений на
опорно-двигательный аппарат».
Выполнил: Сагидов Сафаргали
ученик: 8ЕН класса
Руководитель Гудкова Л.С.
Санкт-Петербург
2021
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Опорно-двигательная система. Строение и функции………….5
1.1 Общий обзор скелетных мышц человека…………………………......5
1.2. Физические нагрузки для опорно-двигательного аппарата…………7
1.3. Профилактика и лечение возможных заболеваний опорно-
двигательного аппарата…………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
Приложение……………………………………………………………….20
Опорно-двигательный аппарат – придает определенную форму, благодаря ему он может стоять прямо и передвигаться. Нарушение ОДА – двигательные расстройства, имеющие генез органического или периферического типа. Актуальность проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата, все заболевания опорно-двигательного аппарата относятся к группе социально значимых болезней, поскольку часто являются причиной временной или постоянной потери трудоспособности, сопровождаются болью, нарушают качество жизни населения. Скелет представляет собой пассивную часть опорно-двигательная система, а мышцы - активную. Вместе они образуют систему, так как сокращение мышц приводит кости скелета в движение. Основными функциями опорно-двигательной системы являются: опорная, двигательная, защитная. Скелет выполняет опорную и защитную функции, т. к. кости скелета, соединённые связками и суставами, поддерживают другие органы и системы, а также защищают их от возможных внешних воздействий.
По составу разделяют на 2 основные группы: осевую и периферическую. (3)
К первой относятся те, которые размещаются в центральной части и формируют основу тела (голова, шея, позвоночник, грудной отдел, ребра). К периферической части относят два пояса: верхних и нижних конечностей (ключицы, лопатки, таз, нижние и верхние конечности).
Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата является:
Малоподвижный образ жизни
Травмирование
Сверхсильная нагрузка на костно-мышечный аппарат
Ношение неудобной обуви
Недостаток в рационе необходимого количества витаминов и микроэлементов
Остановимся кратко на нескольких группах заболеваний:
Заболевания, вызванные воспалительными процессами:
артрит (суставы), бурсит (суставная сумка), миозит (мышцы).
Травмы: переломы (в том числе трещины), растяжения и разрывы связок, ушибы, вывихи. Каждому весьма полезно знать признаки некоторых травм и правила оказания доврачебной помощи, чтобы при травме выполнить правильные манипуляции и не навредить еще больше. Также к заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся: искривление позвоночника из-за нарушения осанки или вследствие травм - кифоз, лордоз, сколиоз; плоскостопие - опущение свода стопы; врожденные деформации костей.
Малоподвижный образ жизни, что зачастую приводит к серьезным заболеваниям. От долгого сидения мы становимся сутулыми, ведь основная нагрузка идёт на шейный и поясничный отделы. В районе шейных позвонков кровь слабо поступает в мозг, и начинаются головные боли, ухудшается зрение. От позвоночника напрямую зависит работа всех остальных органов.
Цель: Выявить влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат.
Задачи:
1.Изучить опорно-двигательный аппарат, его строение и функции.
2.Изучить влияние двигательной активности на опорно-двигательный аппарат.
3.Изучить возможные заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактику.
Объект – опорно- двигательный аппарат
Предмет – влияние физических упражнений на опорно- двигательный аппарат
Гипотеза – предположим, что физические упражнения оказывают благотворное влияние на опорно- двигательный аппарат
Методы, использованные при написании работы: теоретический (изучение литературы по теме и обобщение) и практический (составление подвижных игр и физических упражнений) (9,10)
Глава1.Опорно-двигательная система. Строение и функции
Опорно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений. Пассивной частью опорно-двигательного аппарата является скелет - прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних органов от ряда механических воздействий. К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, деятельность которых через нервные окончания в них управляется центральной нервной системой. Мышцы составляют активную часть опорно-двигательного-аппарата. Благодаря согласованной деятельности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и многообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвижение в пространстве и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускулатуры. (3)
Мышцы туловища (рис.3.) включают мышцы грудной клетки, спины и живота. Мышцы спины состоят из поверхностных и глубоких мышц. Поверхностные обеспечивают некоторые движения верхних конечностей, головы и шеи. Глубокие («выпрямители туловища») прикрепляются к остистым отросткам позвонков и тянутся вдоль позвоночника. Мышцы спины участвуют в поддержании вертикального положения тела, при сильном напряжении (сокращении) вызывают прогибание туловища назад. Брюшные мышцы поддерживают давление внутри брюшной полости (брюшной пресс), участвуют в некоторых движениях тела (сгибание туловища вперед, наклоны и повороты в стороны), в процессе дыхания.
Мышцы головы и шеи - мимические, жевательные и приводящие в движение голову и шею. Мышцы шеи участвуют в движениях головы. Задняя группа мышц, в том числе и мышцы затылка, при тоническом (от слова «тонус») сокращении удерживает голову в вертикальном положении.
Мышцы верхних конечностей обеспечивают движения плечевого пояса, плеча, предплечья и приводят в движение кисть и пальцы. Главными мышцами-антагонистами являются двуглавая (сгибатель) и трехглавая (разгибатель) мышцы плеча. Движения верхней конечности и прежде всего кисти чрезвычайно многообразны. Это связано с тем, что рука служит человеку органом труда.
Мышцы нижних конечностей обеспечивают движения бедра, голени и стопы. Мышцы бедра играют важную роль в поддержании вертикального положения тела, но у человека они развиты сильнее, чем у других позвоночных. Мышцы, осуществляющие движения голени, расположены на бедре (например, четырехглавая мышца, функцией которой является разгибание голени в коленном суставе; антагонист этой мышцы - двуглавая мышца бедра). Стопа и пальцы ног приводятся в движение мышцами, расположенными на голени и стопе. Сгибание пальцев стопы осуществляется при сокращении мышц, расположенных на подошве, а разгибание - мышцами передней поверхности голени и стопы. Многие мышцы бедра, голени и стопы принимают участие в поддержании тела человека в вертикальном положении.
Позвоночник играет важную роль в здоровье человека. Даже небольшие нарушения в позвоночнике могут отрицательно сказаться на состоянии других частей тела.
Причиной многих болезней, которые к нам приходят из детства, является неправильное положение (искривление) позвоночника у ребенка и подростка. При искривлении позвоночника уменьшается его подвижность, нарушается осанка (привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении), изменяется форма грудной клетки. Со временем появляются жалобы на мышечные и межреберные боли, может измениться положение внутренних органов, что затрудняет их функционирование.
Поэтому важно еще в раннем детском возрасте следить за осанкой, заниматься физическими упражнениями, чередовать режим труда и отдыха.
Нормальная осанка человека определяется воображаемой вертикальной линией, на которой расположен центр тяжести человеческого тела. Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи – прямые, грудная клетка поднята вверх, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. В этом положении спина сохраняет свои естественные изгибы. Прямо необходимо не только стоять, но и сидеть, и ходить.
Симптомы нарушений осанки. (4)
Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Вертикальная ось тела отклоняется кзади от линии между центрами головок бедер. Надплечья приподняты, наблюдается некоторое приведение плечевых суставов. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой).
Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Эластичность позвоночника повышена, центр тяжести тела смещен. Чтобы сохранить равновесие, человек ходит и стоит на немного согнутых ногах. Надплечья приподняты, голова наклонена вперед, плечевые суставы несколько приведены. Руки расположены не по бокам от туловища, а чуть спереди. Часто выявляются крыловидные лопатки. Живот выступает.
Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Часто наблюдаются крыловидные лопатки. Живот выступает. Ноги пере разогнуты или слегка согнуты в коленях.
Плоская спина – дефект осанки, сопровождающийся уменьшением изгибов позвоночного столба. Особенно сильно уменьшен поясничный лордоз. Угол наклона таза сглажен. Грудная клетка смещена вперед. Отмечается выстояние нижней части живота. Из-за сглаживания физиологических изгибов при таком нарушении осанки ухудшаются амортизационные свойства позвоночника, поэтому удары при прыжках, беге и других подобных нагрузках почти без «гашения» передаются к основанию черепа, а оттуда – к головному мозгу.
Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. В ряде случаев также наблюдается уменьшение шейного лордоза. Ноги переразогнуты или слегка согнуты. Таз смещен кзади. Часто выявляются крыловидные лопатки.
Нарушения осанки, сопровождающиеся сглаживанием изгибов позвоночного столба, рассматриваются, как проявление функциональной неполноценности костно-мышечной системы. Позвоночник в таких случаях легко повреждается даже при незначительных травмирующих воздействиях. У пациентов часто возникают прогрессирующие боковые искривления позвоночника.
Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Треугольники талии неравномерны. При этом, в отличие от сколиоза, нет признаков скручивания позвонков: мышечный валик сбоку от искривления отсутствует, реберный горб не выражен. В висе отклонение исчезает, позвоночник становится ровным, части тела – симметричными.
Простое упражнение для поддержания правильной осанки: встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, плечи, икры и пятки касаются стены. А теперь постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею вверх и поднимите плечи. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня.
Обычная деятельность человека не дает полностью использовать возможности позвоночника. Природа создала его таким, что он может выдерживать огромные нагрузки. Ходьба, бег, повороты, наклоны, поднятие и перенос тяжестей в течение многих лет – все эти нагрузки выдерживает позвоночник. Позвоночник, как никакая другая часть тела, очень быстро реагирует на наше к нему внимание.
С помощью простых и ежедневных упражнений можно восстановить функции позвоночника. Например, правильная осанка “тренирует”, способствует удержанию позвоночника в “растянутом” состоянии, при этом создаются условия для нормального функционирования внутренних органов и систем.
По многочисленным наблюдениям специалистов, одним из важных компонентов, влияющих на работу нашего организма, является гимнастика. Полезно делать утреннюю гимнастику. Подойдет все: бег, танцы, аэробика. Главное, чтобы движение доставляло радость. Основная цель гимнастики – способствовать нормализации тонуса мышц, увеличению подвижности позвоночника, созданию “мышечного корсета” (как естественного стабилизатора позвоночного столба), улучшению общего состояния и восстановлению трудоспособности. Не стоит забывать, что только осознанное и активное использование физических упражнений дает видимый эффект: сохраняет жизненный тонус, усиливает активность эмоционально-волевого фона, улучшает общее состояние организма. (8)
Однако ни один комплекс упражнений не может заменить самую универсальную нагрузку, предписанную нам природой. Речь идет о ходьбе. Ходьба – прекрасное, простое и общедоступное средство для тренировки мышц и развития двигательного аппарата. Ходьба тренирует все группы мышц нашего тела, стимулирует деятельность всех систем организма, является естественным и обязательным фактором нормальной жизнедеятельности человека.
Во время ходьбы активируется дыхание, повышается обмен веществ, улучшается кровообращение в больших мышечных группах, в том числе в сердечной мышце. Укрепляются мышцы ног, туловища, увеличивается подвижность в суставах нижних конечностей. Формируется правильная осанка и свободная походка. Вследствие регулярной тренировки вырабатывается выносливость, в частности со стороны нервно-мышечного аппарата, увеличивается сила мышц ног.
Ходьба должна быть ритмичной и сопровождаться глубоким, спокойным дыханием через нос с удлиненным выдохом. Дыхание следует сочетать с ритмом шагов, то есть на определенное количество шагов рассчитывается определенное количество дыхательных движений: на 2-3 шага – вдох, на 3-4 шага – выдох. (7)
Положительное влияние физических упражнений, водных процедур на организм человека известно с древних времен. Регулярная мышечная деятельность улучшает кровообращение, задерживает развитие склеротических изменений в сердце, сосудах, легких, повышает обмен веществ, понижение которого неизбежно происходит в пожилом возрасте. Полезны медленная езда на велосипеде по ровной местности, пешеходные прогулки, плавание. Начинать занятия физкультурой необходимо с малых нагрузок, постепенно их увеличивая. И еще одно условие: мышечные нагрузки должны быть дозированными, особенно на начальном этапе.
Опорно-локомоторная функция аппарата движения часто подвергается воздействиям внешних и внутренних факторов, что может вызывать различные патологические изменения в строении и функциях не только опорно-двигательного аппарата, но и внутренних органов. Дефекты осанки и плоскостопие не только изменяют форму тела, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают общую работоспособность.
Наше тело от ног до макушки - это система, в которой все процессы взаимосвязаны. От здоровья стоп зависит, будут ли у вас болеть колени, тазобедренные суставы, спина и даже голова. У 80% россиян возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую связанные с деформацией стопы.
Ведущая роль в борьбе с деформациями опорно-двигательного аппарата принадлежит профилактическим мероприятиям, а также раннему выявлению отклонений и своевременно начатой коррекции. Чем раньше выявлен дефект осанки, плоскостопие или, особенно, сколиоз, чем раньше приняты необходимые меры, тем большего успеха можно добиться в устранении отклонений. Поэтому на формирование осанки следует обращать внимание уже с грудного возраста. Особенно большое значение имеет профилактика дефектов осанки у детей дошкольного возраста в силу их быстрого роста и развития.
Большое значение для предупреждения отклонений имеет двигательный режим. Однако в своих исследованиях наилучшие результаты были отмечены лишь в тех двигательных режимах, в которых присутствовали специальные занятия по воспитанию правильной осанки.
Для коррекции нарушений осанки необходимо создание мер, способствующих улучшению физического развития (рациональное питание, правильный режим дня, соблюдение условий гигиены), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
Е.И. Янкелевич отмечает, что выработка правильной осанки возможна только в результате всестороннего физического развития. Дефекты осанки, не принявшие патологическую форму, могут быть устранены только при помощи физических упражнений.
Среди всех применяемых методов профилактики и коррекции нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата человека, ведущее место отводится физическим упражнениям. Движение - это основное внешнее проявление деятельности организма человека, и важный фактор его развития. При ограничении движений резко замедляется физическое и психическое развитие детей.
Основными задачами физического воспитания при нарушениях осанки и сколиозе являются:
5. Восстановление и укрепление патологически измененных структур связочно-мышечного и костно-суставного аппарата, нервно-мышечной системы;
6. Выработка общей и силовой выносливости мышц туловища, создание «мышечного корсета», создание благоприятных условий для улучшения подвижности позвоночника;
7. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;
8. Восстановление и укрепление дыхательной мускулатуры, расширение и увеличение грудной клетки, улучшение функции внешнего дыхания;
9. Улучшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма:
10. Профилактика плоскостопия.
Коррекция дефектов осанки достигается при помощи специальных упражнений. Их применение позволяет нормализовать угол наклона таза, исправить положение и форму грудной клетки, нормализовать нарушенные изгибы позвоночника, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса.
Отмечается, что из обширного круга физических упражнений в профилактике и лечении нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо использовать лишь те, которые не оказывают отрицательного влияния на дефекты осанки, полностью соответствуют их клинической картине и способны восстанавливать и укреплять патологически измененные структуры костно-связочно-нервно-мышечного аппаратов позвоночного столба, грудной клетки и конечностей.
Для оказания корригирующего действия используются специальные корригирующие упражнения, которые делятся на 2 типа: симметричные и асимметричные.
К симметричным корригирующим упражнениям относятся упражнения, при выполнении которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела. При этом постепенно происходит выравнивание мышечного тонуса с обеих сторон, устраняется асимметрия. Асимметричные корригирующие упражнения позволяют локально воздействовать на данный участок позвоночного столба. При торсионных изменениях позвоночника корригирующий эффект достигается путем поворота таза или туловища.
При асимметричной осанке в основном используются симметричные упражнения. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и способствуют ликвидации асимметрии мышечного тонуса, что связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела во время выполнения упражнения, более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника выполняют большую работу, чем более сильные мышцы на противоположной стороне. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости используются специальные упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса (при увеличении угла наклона таза); упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер (при увеличении утла наклона таза). Также важное значение для восстановления правильного положения тела имеет целенаправленная тренировка пояснично-подвздошных мышц и мышц ягодичной области.
Нормализация физиологических изгибов позвоночника в ряде случаев возможна при улучшении подвижности позвоночного столба в месте наиболее выраженного дефекта.
Исправление крыловидных лопаток и приведенных вперед плеч происходит при помощи динамических и статических упражнений, воздействующих на трапециевидные и ромбовидные мышцы спины, а также упражнений на растягивание грудных мышц. Для устранения выстояния живота используются упражнения для мышц брюшного пресса, выполняемые преимущественно из исходного положения, лежа на спине.
Занятия физическими упражнениями являются единственным методом, позволяющим укрепить мышечный корсет, выровнять мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Методика лечебной физкультуры при сколиозах предусматривает использование гимнастических упражнений для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки, для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела. Такие положения способствуют не только увеличению силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, с целью формирования «мышечного корсета» в наиболее выгодных для этого условиях, но и позволяют закрепить коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении, так как при исключении статического напряжения мышц деформация уменьшается. (11)
Большое место при сколиозе I степени отводится упражнениям на силу мышц (с учетом этиологии).
Одновременно с выполнением упражнений для мышц происходит формирование навыка правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходит также при выполнении различных общеразвивающих упражнений, при которых необходимо сохранение правильного положения таза, а также упражнений в равновесии и на координацию движений. Широко используются игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.
Эффективность применения специальных упражнений зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них для развития и укрепления мышц, составляющих «мышечный корсет», являются исходные положения, лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках. При данных исходных положениях возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. (1)
Обязательным является использование дыхательных упражнений, так как дефекты осанки нередко сочетаются с заболеваниями органов дыхания и нарушениями дыхательной функции.
В результате занятий физическими упражнениями создаются благоприятные физиологические условия для восстановления правильного положения тела и исправления имеющегося нарушения осанки.
В.К. Велитченко отмечает, что детей с нарушениями осанки иногда неоправданно освобождают от уроков по физической культуре в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как эти дети еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями. (4, 7)
Отмечается, что методика лечебной физической культуры при дефектах осанки, сколиотической установке тела и сколиозе I степени, а также при плоскостопии (как наиболее часто встречающихся отклонениях в состоянии опорно-двигательного аппарата) одинакова.
В занятиях ЛФК последовательно решают следующие задачи: сначала выполняют группу упражнений для формирования осанки, затем корригирующие упражнения, далее - упражнения для формирования «мышечного корсета». Общая нагрузка, выполняемая на занятии, должна равномерно и последовательно распределяться на все мышечные группы, с акцентом на укрепление мышц спины и живота. (11, 5).
В качестве средств, снижающих нагрузку, используются релаксационные и статические дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения также относятся к числу упражнений, корригирующих нарушения осанки, так как дыхательные движения грудной клетки во всех фазах способствуют изменению кривизны позвоночного столба.
Занятия лечебной гимнастикой можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений.
При использовании массажа необходимо учитывать его физиологическое действие на состояние нервно-мышечного аппарата. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата проводится на занятиях физической культуре. Большое значение в формировании осанки играют родители, осуществляющие контроль над поддержанием навыка правильной осанки в быту и при различных видах деятельности и отдыха.
Для предупреждения и коррекции нарушений осанки в утреннюю гимнастику дома надо обязательно включать 5-6 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих образованию «мышечного корсета», который удерживает тело в правильном положении. Кроме того, 2-3 таких упражнения необходимо включать в перерывы во время выполнения домашних заданий.
Однако для формирования и поддержания хорошей осанки недостаточно только формирования «мышечного корсета». Необходимо гармоничное развитие всех мышц тела, так, чтобы они укреплялись равномерно по отношению к позвоночнику. Этому способствуют занятия спортом. Следует отметить, что функциональные и структурные особенности опорно-двигательного аппарата у детей и подростков являются важной предпосылкой для спортивных достижений, а занятия спортом в известной степени снимают возможные диспропорции в увеличении мышечной массы и веса тела.
Детям с нарушениями осанки необходимо заниматься не менее 3 раз в неделю интенсивной корригирующей гимнастикой тренирующего характера. Такие дети могут заниматься в школьных секциях избранными видами спорта, дающими «симметричные» или «смешанные» нагрузки на правую и левую половину тела одновременно или попеременно. К видам спорта, оказывающим «симметричные» нагрузки, он относит такие, как легкая атлетика (бег), лыжные гонки, плавание брассом и на спине. К видам спорта со смешанной нагрузкой - волейбол, баскетбол, футбол, художественная гимнастика. Регулярные занятия этими видами спорта будут способствовать гармоничному физическому развитию детей на фоне общефизической подготовки. (6, 8)
Для гармоничного развития ослабленного организма ребенка необходимо создание интенсивного двигательного режима, не допуская, однако, его перегрузки. Должны быть исключены виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник, такие, как тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика.
Страдающему сколиозом, не только можно, но и необходимо заниматься физическими упражнениями и спортом. Если диагностирован сколиоз I, II или даже III степени, то непременное условие его лечения - укрепление мышц спины, повышение выносливости к нагрузкам. Таким рекомендуется бег трусцой или быстрая ходьба с глубоким дыханием, при постепенном увеличении времени занятий. (2)
Многие исследователи считают, что наиболее эффективной коррекции дефектов осанки способствует плавание. Занятия плаванием способствуют гармоничному развитию всех мышцы тела, способствует выработке мягких, плавных движений.
Выделяют следующие задачи лечебного плавания:
-разгрузка позвоночного столба, создание благоприятных физиологических условий для нормального роста позвонков и восстановления правильного положения тела;
-возможное исправление деформации и воспитание правильной осанки;
-увеличение силы и тонуса мышц, улучшение координации движений;
-коррекция плоскостопия:
-тренировка правильного дыхания, улучшение функций кардио-респираторной системы:
-закаливание организма ребенка:
- создание положительного эмоционального настроя, эмоциональная разрядка и профилактика психической перегрузки детей.
Вместе с тем для детей, больных сколиозом, рекомендуется исключать упражнения, мобилизующие позвоночник и увеличивающие его гибкость, а также упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной вертикальной оси туловища.
Исходя из этих требований, основным стилем плавания является брасс с удлиненной фазой скольжения, во время которой позвоночный столб максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При плавании стилями кроль и баттерфляй при гребковых движениях рук возникают вращательные движения в позвоночнике, увеличивающие его мобильность и торсионный момент.
Также разностороннему физическому развитию и укреплению всего опорно-двигательного аппарата способствует ходьба на лыжах. Спуск на лыжах с гор тренирует функцию равновесия, воспитывает умение координировать свои движения, придавать правильное положение телу в постоянно меняющихся условиях.
Также отмечается положительное влияние занятий художественной гимнастикой, легкой атлетикой (кроме метаний), академической греблей, бальными и спортивными танцами, катание на коньках, особенно фигурное.
Противопоказаны: тяжелая атлетика, гребля на каноэ, верховая езда (ввиду ударной нагрузки на позвоночник), фехтование (так как стойка предусматривает ротацию позвоночника), теннис и вообще игры с ракеткой, так как при односторонней нагрузке возможно несимметричное развитие мышц или усиление скручивания позвоночника, т.е. тех самых признаков, которые и характеризуют сколиотическую болезнь.
Большое значение для формирования правильной осанки и предупреждения развития различных отклонений имеет состояние сводов стопы. Нередко плоская стопа является спутником нарушений осанки, усугубляет течение сколиотической болезни.
Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с дошкольных учреждений, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы, поощрением хождения босиком.
К специальным упражнениям относятся физические упражнения, направленные на укрепление длинной малоберцовой мышцы, большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы.
Рекомендуется выполнять физические упражнения без обуви, в медленном темпе, с паузами. Дозировка подбирается индивидуально, так как выполняемые упражнения не должны чрезмерно утомлять, и в то же время оказывать тренирующий эффект.
Однако гимнастика для коррекции плоскостопия не должна состоять только из упражнений, направленных на укрепление мышц, так как она будет вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Специальные упражнения необходимо применять в сочетании с общеразвивающими для мышцы верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей, так как плоскостопие чаше всего возникает у ослабленных детей с низким уровнем физического развития и подготовленности. Для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лежа.
Упражнения в ходьбе с опорой на наружный край стопы способствуют углублению свода стопы и препятствуют отклонению пяточной кости кнаружи. Сгибание пальцев стопы, пронация стоп внутрь и сведение носка одной ноги с носком другой способствуют сближению переднего отдела стопы (пальцев) к заднему отделу (пятке) и углублению свода стопы, препятствуя его опущению.
При наличии болевого синдрома, а также для укрепления мышц рекомендуется массаж мышц голени и стопы. Массаж мышц голени проводят с акцентом на мышцах передней и внутренней поверхности, массаж стопы - на подошвенной поверхности. Применяются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации.
Для закрепления достигнутых результатов и профилактики используют упражнения в различных видах ходьбы (на носках, на пятках, на наружном крае стопы, с параллельной установкой стоп). Также рекомендуются ходьба по палке, подскоки на носках, движения ног с сопротивлением, собирание мелких предметов и катание обруча пальцами ног.
Профилактика плоскостопия должна осуществляться по следующим направлениям: укрепление мышц, поддерживающих нормальный свод стопы; ношение рациональной обуви, ограничение нагрузок на нижние конечности.
Важным элементом лечения и реабилитации деформаций стопы является использование физиотерапии, массажа нижних конечностей и стоп в частности. (5)
1.Тема работы полностью раскрыта
2. Цели автор достиг, задачи реализованы
3.Гипотеза доказана (Занятия физическими упражнениями оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, повышают работоспособность и сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды, укрепляют мышечно-связочный аппарат, устраняют имеющиеся проблемы.
4.Проведенный анализ литературы в целом убеждает в необходимости использования физических упражнений в качестве основного средства, как профилактики, так и коррекции функциональных отклонений в системе опорно-двигательного аппарата (сноски в скобках указывают на литературу, использованную при выполнении работы)
5.Из обширного крута физических упражнений, способствующих ликвидации н нарушений опорно-двигательного аппарата, необходимо использовать лишь те, которые не оказывают отрицательного влияния на выявленные нарушения, полностью соответствуют возрасту, полу, текущему состоянию уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности занимающихся, и способных восстанавливать, укреплять патологически изменения структуры костно-связочно-нервно-мышечного аппарата.
6.Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.
Список литературы
Приложение
Игры на профилактику и коррекцию нарушений осанки.
«Роботы»
Цель игры: развивать чувство правильной позы; укреплять мышечный «корсет» позвоночника.
Ход игры.
Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» - того, кто правильно выполнит задание ведущего.
Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.
«Пакет»
Цель игры: развивать внимание, быстроту реакции на сигнал; обучать удерживанию головы в правильном положении; закрепление навыков счета.
Ход игры.
В зале две линии, за линиями цифры: с одной стороны - четные; с другой – нечетные. Каждый игрок получает свой номер и занимает свое место («дом»). «Почтальон» быстро идет между «домами» и отдает игроку «пакет» с соответствующим номером, при этом говорит: «Вам пакет!». Игрок должен ответить: «Спасибо!» и принять стойку «смирно».
Выигрывает тот игрок, который всю игру сохранял правильную осанку.
«Авиасалон»
Цель игры: развивать глазомер, координацию движений крупных и мелких групп мышц, ловкость.
Ход игры.
Сделав заранее самолетики из бумаги, дети встают в шеренгу и по команде ведущего бросают их.
Побеждает тот, кто бросил самолетик дальше всех (дается три попытки, засчитывается лучшая попытка)
«Волшебные слова»
Цель игры: развивать координацию движений, память, чувство равновесия.
Ход игры.
Игроки идут по кругу или врассыпную и выполняют определенные упражнения: на слово «земля» встают на колени, опустив руки и голову; «лес» - останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку; на слово «небо» останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.
Игрок, сделавший ошибку выходит из игры; играющие делятся на две команды. В течение игры темп движения постепенно наращивается.
«Юные балерины и танцоры»
Цель игры: развивать координацию движения, чувство равновесия.
Ход игры.
Игрок, стоя на левой ноге, сгибает правую ногу. Отводит ее назад и захватывает носок правой рукой. Левая держится за спинку стула.
Выигрывает тот игрок, который выполнил задание лучше всех.
«Перейди через речку»
Цель игры: развивать чувство правильной позы при передвижении.
Ход игры.
Игроки по очереди:
Ведущий следит за осанкой и смыканием губ. Отмечает правильно выполнивших задание.
Упражнения на дыхание.
«Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.
«Поднимаем выше груз».
И.п.: о.с., руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох, вернуться в и.п. – выдох. 6-8 раз.
«Лес шумит».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – вдох, вернуться в и.п. – выдох, то же – влево. 5-6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вперед.
Травушка колышется.
И.п.: о.с., руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачивать кистями – вдох, опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.
«Травушка растет».
И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох, опустить руки на плечи – выдох.3-5 раз.
«Грибок»
И.п.: глубокий присед, руки обхватить колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 6-8 раз.
«Насос».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. По 4-5 раз.
«Здравствуй, солнышко».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх – вдох, медленно вернуться в и.п. – выдох. 4-5 раз.
«Лотос»
И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются), представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами). 4-5 раз.
«Лыжник».
И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни, правая рука впереди (кисть сжимает «лыжную палку»), левая рука далеко сзади, кисть раскрыта. Вдохнуть, плавно присесть, правую руку вниз назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед – вдох. 4-6 раз.
«Пловец»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх, кисти сжаты как для «гребка». На каждый счет - «гребок», как при плавании баттерфляем, затем руки назад - вниз к бедрам, легко ноги в суставах и увеличив наклон – мощный выдох; руки через стороны вверх - вперед, кисти расслаблены; вернуться в и.п., раздувая живот диафрагмальным вдохом. 6-7 раз.
«Лягушка»
И.п.: упор лежа, опираясь прямыми руками о пол. Упор присев (одновременно мощный вдох); вернуться толчком в и.п. – диафрагмальный вдох. 4 раза.
Упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки.
Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения:
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на плечи.
Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.
Все эти упражнения можно усложнить – выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
Игры на профилактику плоскостопия.
«Ловкие ноги»
Цель игры: развивать координацию движений, чувство равновесия; укреплять мышцы туловища, связочно-мышечный аппарат стоп.
Ход игры.
Дети сидят на полу, упор сзади на кисти рук, ноги врозь, между ногами лежит гимнастическая палка. У ее конца справа лежит платок. Взять платок пальцами правой ноги и перенести его к левой, не задев палки, затем правая нога возвращается в исходное положение. То же левой ногой к правой ноге.
Выигрывает тот, кто перенес платок, не задев палку.
Усложнение: Переносить обе ноги вправо и влево.
Выполняя упражнение, проговаривать слова:
Я платок ногой возьму, поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю, палку я не зацеплю.
«Кто вперед»
Цель игры: укреплять связочно-мышечный аппарат стоп.
Ход игры.
Игроки сидят на стульях (скамейках), под правой ступней – простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. Затем то же делают левой ногой.. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
«Прыгалки»
Цель игры: развивать ловкость, координацию движений; укреплять связочно-мышечный свод стоп.
Ход игры.
Игроки прыгают через скакалку с одной ноги на другую. Туловище нужно держать прямо, носки оттянуть.
Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
«Кто устоит»
Цель игры: развивать чувство равновесия, укреплять мышцы туловища и ног; воспитывать выдержку, настойчивость.
Ход игры.
На расстоянии 50 см. друг от друга на полу рисуют два круга диаметром примерно 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем круге и стараются сдвинуть с места своего противника.
Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.
«А ну-ка донеси»
Цель игры: укреплять связочно-мышечный аппарат стоп; развивать ловкость.
Ход игры.
Игроки сидят на стульях (скамейках). У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.
Игру можно проводить парами, соревнуясь.
Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Удержись»
Цель игры: развивать координацию движений, чувство равновесия; укреплять связочно-мышечный аппарат свода стопы.
Ход игры.
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, они стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру вступает следующий игрок, и снова играют на «победителя».
Щелкунчик
Калитка в сад
Рисуем лошадь акварелью
Вокруг света за 80 дней
Рисуем тыкву