Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Исследовательская работа
на тему:
«Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности у школьников»
Выполнила:
Булатова Карина,
ученица 6 «А» класса
Руководитель:
Шабуров И. Р.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Нижнекамск - 2018
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение………………………………………………………………………...3
II. Основная часть………………………………………………………………...5
1. Теоретическая часть…………………………………………………………. .5
2. Исследовательская часть……………………………................................... ..8
Вывод…………………………………………………………………………… 10
Заключение…………………………………………………………………….. .10
Литература……………………………………………………………………….11
Приложение…………………………………………………………………… 12
Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.
Жан-Жак Руссо
Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
Рене Декарт
I. Введение
Актуальность исследования
Почему современные люди все меньше двигаются? Все чаще мы задаемся этим простым, но важным вопросом. Ответ лежит на поверхности - это обусловлено образом жизни, который продиктован внешними условиями:
- физический труд используется все реже;
- на производстве людей заменяют различные механизмы;
- становится все больше работников умственного труда;
- в быту используется большое количество приборов, например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок;
- широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки;
- и, конечно, очень низкая двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.
С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.
Мышечное «голодание» может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно. А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно. Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.
Недостаток физической активности сказывается на состоянии физического, психического и умственного здоровья современного человека.
Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя.
Проблема – в повышении двигательной активности.
Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека. А это означает, что современное общество будет здоровым, активным, жизнь станет интересной и счастливой.
Тема исследовательской работы: Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности у школьников.
Цель исследования – изучить влияние регулярных занятий физической культурой и спортом на успеваемость в школе учащихся 6-х классов МБОУ «Гимназия № 25» г.Нижнекамск.
Объектом изучения является физическая активность и умственное развитие учащихся 6-х классов МБОУ «Гимназия № 25» г.Нижнекамск.
Предметом изучения является влияние физической активности на развитие учащихся 6-х классов МБОУ «Гимназия № 25» г.Нижнекамск.
Гипотеза исследования: учащиеся, ведущие подвижный образ жизни и занимающиеся спортом, обладают преимуществом в физическом и умственном развитии среди других школьников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Работа одних мышц направлена на обеспечение основного двигательного акта (целенаправленное действие), сокращение других способствует тому, чтобы движение было координированным, деятельность третьей группы мышц создает наиболее выгодную для данного движения позу тела путем распределения мышечного тонуса. Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших полушарий мозга. Мышечная работа снимает нервное напряжение и улучшается настроение человека.
Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию таких заболеваний как, например, атеросклероз и др.
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определённая "доза" двигательной активности.
Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено мышечное напряжение.
Умственный труд требует от человека напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерно значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность.
Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы и отдыха, в который должны входить занятия физической культурой.
Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.
1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так после отпуска.
2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.
3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.
4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.
Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов. Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.
Обычно к 70 годам регуляторные функции человека начинают ухудшаться. Однако согласно исследованиям эти функции лучше развиты у пожилых людей, которые в течение своей жизни занимались спортом. Это объясняется тем, что люди с хорошим здоровьем обычно более активные. 30-60 минут быстрой ходьбы в неделю могут помочь улучшить регуляторные функции даже пожилым людям, которые вели пассивный образ жизни. Подобные физические нагрузки также помогут снизить риск заболевания болезнью Альцгеймера. Физические упражнения способствуют увеличению количества капилляров в головном мозге, что улучшает кровоток. Нагрузки также стимулируют кровообращение, предотвращая сердечные приступы, улучшают память человека. Поэтому вместо того, чтобы тратить деньги на компьютерные программы, лучше заняться спортом, или, просто выключить компьютер и немного прогуляться на свежем воздухе.
Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым фактором для предотвращения дегенерации организма. Сегодня все более актуальной становится проблема искусственного удовлетворения потребности в мышечной деятельности. Наиболее доступным средством устранения "мускульного голода" являются занятия физической культурой, спортом. Поэтому каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
С целью определения физической активности учащихся нами была проведена анкета, по результатам которой мы выяснили: занимаются ли учащиеся 6 классов физкультурой и спортом и как регулярно, делают ли зарядку по утрам, занимаются ли физическим трудом вне школы и как влияет время сна на самочувствие учащихся (прил.1).
В ходе анкетирования было опрошено 48 учащихся (6 «А» и 6 «Д» классы)
Анализ анкет показал:
а) занимаются физкультурой и спортом регулярно 70,83 % учащихся,
б) занимаются физкультурой и спортом не регулярно 18,75 % учащихся,
в) не занимаются физкультурой и спортом 10,42 % учащихся 6 классов.(рис.1)
(Рис.1)
Для определения интеллектуального уровня использовались результаты методики ГИТ (групповой интеллектуальный тест, предназначенный для детей 10-12 лет – учащихся 5-6 классов), проводимого психологом (прил.2-8).
Сопоставив результаты ГИТ с результатами исследования физической активности учащихся мы получили следующие данные:
(Рис.2)
Из 70,83% детей (35 чел.), которые занимаются спортом и физической культурой регулярно:
37,14% (13 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
51,43% (18 чел.) - возрастная норма,
11,43% (4 чел.) - ниже нормы.
Из 18,75% детей (9 чел.), которые занимаются спортом и физической культурой не регулярно:
11,11% (1 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
33,33% (3 чел.) - возрастная норма,
33,33% (3 чел.) - ниже нормы,
11,11% (1 чел.) – низкий.
Из 10,42% (4 чел.), которые не занимаются спортом и физической культурой:
25% (1 чел.) имеют высокий уровень умственного развития,
50% (2 чел.) - возрастная норма,
25% (1 чел.) - ниже нормы (рис.2).
Анализ полученных результатов показал, что в группе учащихся занимающихся физкультурой и спортом регулярно высокий интеллектуальный уровень достигает 37,14%, возрастная норма развития интеллектуального уровня превышает остальные группы. Процент учащихся с интеллектуальным уровнем ниже нормы в группе занимающихся физкультурой и спортом регулярно на 21,9% ниже, чем в группе занимающихся физкультурой и спортом не регулярно и на 13,57% ниже, чем в группе учащихся вообще не занимающихся физкультурой и спортом.
Не большой процент разницы интеллекта уровня ниже нормы среди испытуемых в группах занимающихся спортом регулярно и не занимающихся спортом вообще, может быть обусловлено тем, что в выборке учащихся, которые не занимаются спортом всего 4 человека. А это сильно влияет на показатели в процентном соотношении.
В ходе исследования мы также выяснили, что 6-7 часовой сон недостаточен для восстановления полноценной работоспособности ученика 6 класса. Из 48 опрошенных - 56,25% учащихся, согласно опросу плохо встают по утрам, так как ложатся спать поздно. А недостаток сна также сказывается на умственных возможностях организма, следовательно, 56,25% учащихся сознательно ограничивают умственные возможности своего организма.
(Рис.3)
Если рассматривать опрошенных, как две группы, одна из которых занимается спортом и физкультурой (35 чел.), а другая не занимается спортом и физкультурой (9+4=13 чел.). Каждую группу возьмем за 100 процентов. И вот, что мы видим, больший процент просыпающихся по утрам с трудом, именно те ребята, которые не занимаются спортом (рис.3).
Не занимаются спортом:
- просыпаются с трудом – 69,23%;
- просыпаются с легкостью – 30,77%.
Занимаются спортом:
- просыпаются с трудом – 51,43%;
- просыпаются с легкостью – 48,57%.
Вывод:
Наше исследование подтвердило гипотезу, согласно которой физическая активность влияет на умственные способности учащихся.
Заключение:
Список литературы:
Интернет-ресурсы: vuzlit.ru, moluch.ru, sport.bobrodobro.ru
Приложение 1:
Анкета для учащихся
2. Если занимаетесь как регулярно:
3. Делаете ли Вы зарядку по утрам:
4.Занимаетесь ли вы дома физической работой
а)Да, уход за животными (корова, свиньи, куры, собаки) входит в мои
домашние обязанности
b)Да, весной и осенью садово-огородные работы входит в мои
домашние обязанности
c)Да, помогаю в садово-огородных работах по своему желанию
d)Нет
5.В какое время Вы ложитесь спать:
6.Как вы чувствуете себя по утрам:
Приложение 2:
Методика определения уровня умственного развития для младших подростков (10 – 12 лет)
Методика ГИТ (7 субтестов)
Тест 1
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.
Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___ глаза.
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○
Приложение 3:
Тест 2
Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.
1. Сколько будет, если к 17 грушам прибавить 5 груш? _______ груш
2. Если разделить 28 яблок на 4 одинаковые кучки, сколько яблок будет в каждой кучке? ________ яблок
3. У Веры было 11 конфет. Ей дали еще 4 конфеты, 7 конфет она съела. Сколько конфет у нее осталось? _______ конфет
4. Велосипедист проехал 75 км за 5 часов. Сколько километров он проехал в среднем за один час? ________км
5. Сколько учеников в 8 классах, если в каждом классе по 40 учеников? _______учеников
6. Сколько учеников находятся в городе, в котором 20 школ, если в каждой школе 10 классов, а в каждом классе 25 учеников? ________ учеников
7. Сколько мячей можно купить на 16 рублей, если 3 мяча стоят 4 рубля? _______мячей
8. Я купил 2 кг помидоров и 4 кг клубники. 1 кг помидоров стоит 3 рубля, а 1 кг клубники – 2 рубля 80 копеек. Сколько я получил сдачи, если я дал продавцу 20 рублей? _________ рублей
9. На заводе изготовили несколько машин стоимостью 29 000 рублей. Их продали за 32000 рублей. Продажная цена каждой машины больше ее себестоимости на 500 рублей. Сколько машин изготовили? _________машин
10. В бассейн помещается 600 куб. м воды. Если длина бассейна 20 м, а высота 3 м, какова его ширина? ________м
11. В двух стадах находится всего 35 коров. В большом стаде на 7 коров больше, чем в маленьком. Сколько коров в маленьком стаде? ________коров
12. Я купил 4/5 м ткани за 52 рубля. Сколько стоит 1 м? _______рублей
13. У Олега в три раза больше денег, чем у Бориса. У Бориса на 50 коп. больше, чем у Наташи. У Наташи 3 рубля. Сколько денег у всех вместе? _______рублей
14. 5 рабочих изготовили 300 деталей за 6 дней. Сколько потребуется рабочих, чтобы такое же количество деталей изготовить за полдня? _______рабочих
15. 2 маляра покрасят 2 комнаты за 2 дня. Сколько комнат покрасят 4 маляра за 4 дня? ___ комнат
16. 3 мальчика хотят разделить между собой 64 коп. так, чтобы А получил 3 части, Б – 2 части и В – 3 части. Сколько копеек получит А? _______ копеек
17. Сколько раз нужно 3/2 прибавить к б, чтобы получить 12? ____ раз
18. В среду в 12 часов дня я установил на своих часах точное время. На следующий день в 16 часов я заметил, что они убежали на 14 сек. На сколько секунд они уйдут вперед за полчаса? _______секунд
19. Во сколько раз тяжелее половина груза весом две с половиной тонны, чем груз весом полтонны? ______ раз
20. В дно реки вбили сваю, которая возвышалась над водой на 30 см. 1/3 свай находится в воде, 1/4 в земле. Какова длина сваи? ___________ см
Не переворачивай страницу без разрешения!
Приложение 4:
Тест З
Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово.
Примеры:
Ученик решает задачу. У лошади четыре ноги.
1. Колхозники _________________ на полях.
2. Суббота – предпоследний ____________________ недели
3. Корова – полезное _____________________.
4. Ребенок может быть мальчиком или ______________________.
5. Весной __________________ вьют гнезда и ____________________в них яйца.
6. В книге,________________ я купил, было много цветных _____________________.
7. Самую большую _______________ доставляет человеку хорошо сделанная ________________.
8. ______________ завтра будет хорошая _________________, я пойду купаться.
9. Во время дождя можно _____________ радугу только тогда, __________ светит _____________.
10. ___________ начинается 1 января и _______________31 декабря.
11. Время иногда для человека _________________, _______________деньги.
12. Умеренность – лучшее ___________________ долгой ___________________.
13. Он _________ заплатить за меня, ____________ не смог, ____________ у него не было денег.
14. Вторая ____________ двадцатого ____________ является началом эры _____________ полетов.
15. Легко ______________ советы, но ________________ давать хорошие ______________.
16. Каждый должен _____________ прежде всего сам на ___________ а ___________на помощь _________________.
17. Суетливый человек иногда _________________ время, потому что ______________ торопится.
18. Если ответственность в работе ______________, то и зарплата должна _____________ высокая.
19. Практический человек больше _________________в _______________ научного исследования, __________________ в ___________________ с помощью которых они были __________________ .
20. Если какому-либо событию _________________________ другое, закономерно ________________________его, то первое событие называется ______________________ второго.
Приложение 5:
Тест 4
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.
Примеры:
Большой Р маленький, мощный С сильный, сухо Р мокро.
Богатый | бедный | 1 | |||
Милый | приятный | 2 | |||
Быстрый | медленный | 3 | |||
Все | ничего | 4 | |||
Галоши | боты | 5 | |||
Прямая | извилистая | 6 | |||
Вопрос | ответ | 7 | |||
Твердый | жидкий | 8 | |||
Плоский | ровный | 9 | |||
Лечь | встать | 10 | |||
Любовь | ненависть | 11 | |||
Ученый | необразованный | 12 | |||
Далекий | близкий | 13 | |||
Доброжелательный | завистливый | 14 | |||
Часть | доля | 15 | |||
Внутренний | внешний | 16 | |||
Подлый | честный | 17 | |||
Имущество | достояние | 18 | |||
Позволить | "запретить | 19 | |||
Сходный | различный | 20 | |||
Сердитый | вспыльчивый | 21 | |||
Живой | подвижный | 22 | |||
Красота | великолепие | 23 | |||
Беспомощный | растерянный | 24 | |||
Спор | ссора | 25 | |||
Закономерность | регулярность | 26 | |||
Простить | наказать | 27 | |||
Ловкий | умелый | 28 | |||
Взгляд | мнение | 29 | |||
Снизить | уменьшить | 30 | |||
Легкомысленный | беззаботный | 31 | |||
Согласиться | одобрить | 32 | |||
Преходящий | постоянный | 33 | |||
Непрерывный | постоянный | 34 | |||
Раздражитель | стимул | 35 | |||
Прославленный | популярный | 36 | |||
Причина | результат | 37 | |||
Ограничить | подавить | 38 | |||
Существенный | побочный | 39 | |||
Сверстник | современник | 40 |
Приложение 6:
Тест 5
Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.
Примеры:
2 4 6 8 10 12 14 16,
10 9 8 7 6 5 4 3,
3 3 4 4 5 5 6 6,
17 27 37 47
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | ||
10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 2 | ||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | ||
8 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | ||
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 5 | ||
9 | 4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 6 | ||
2 | 5 | 8 | 11 | 14 | 17 | 7 | ||
25 | 25 | 22 | 22 | 19 | 19 | 8 | ||
7 | 8 | 12 | 13 | 17 | 18 | 9 | ||
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 10 | ||
21 | 18 | 16 | 13 | 11 | 8 | 11 | ||
2 | 3 | 5 | 8 | 12 | 17 | 12 | ||
14 | 16 | 15 | 17 | 16 | 18 | 13 | ||
23 | 22 | 20 | 19 | 17 | 16 | 14 | ||
16 | 8 | 4 | 2 | 1 | 1/2 | 15 | ||
19 | 15 | 17 | 13 | 15 | 11 | 16 | ||
13 | 14 | 12 | 15 | 11 | 16 | 17 | ||
2 | 4 | 8 | 14 | 22 | 32 | 18 | ||
24 | 21 | 19 | 18 | 15 | 13 | 19 | ||
2 | 4 | 6 | 12 | 14 | 28 | 20 |
Приложение 7:
Тест 6
Прочти внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой. Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.
Примеры: ботинок : нога = шляпа : пальто нос видеть голова
птица : петь = собака : кусать лаять сторожить бегать
небо : синее = трава : растет лето зеленая высокая
платье : ткань = ботинки : бумага гуталин гулять кожа
лампа | : | светить | = | печь | : | стоять комната греть стена | 1 |
ехать | : | машина | = | лететь | : | вокзал самолет город аэродром | 2 |
оса | : | насекомое | = | гадюка | : | насекомое змея млекопитающее яд | 3 |
соленый | : | соль | = | сладкий | : | кислый горький хлеб сахар | 4 |
Россия | : | Москва | = | Венгрия | : | Прага Будапешт Урал Ярославль | 5 |
рот | : | лицо | = | пятка | : | человек нога ходить тело | 6 |
февраль | : | март | = | вторник | : | воскресенье месяц среда неделя | 7 |
морковь | : | овощи | = | фиалка | : | одуванчик цветы долина пахучая | 8 |
склад | : | товар | = | гардероб | : | клуб гардеробщица пальто театр | 9 |
рыба | : | вода | = | птица | : | хвост насекомое червяк воздух | 10 |
3 | : | 30 | = | 40 | : | 100 1000 400 4000 | 11 |
дуб | : | листья | = | елка | : | пихта хвоя ствол дерево | 12 |
фрукты | : | собирать | = | рыба | : | карп жарить ловить груши | 13 |
слушать | : | похвала | = | шалить | : | наказание учитель ученик парта | 14 |
часы | : | время | = | барометр | : | погода гроза давление шкала | 15 |
картина | : | стена | = | люстра | : | потолок лампа хрустальный желтый | 16 |
жара | : | пыль | = | дождь | : | облако лето солнце слякоть | 17 |
коньки | : | лед | = | яхта | : | река воскресенье вода лето | 18 |
художник | : | кисть | = | кузнец | : | черный огонь молот лето | 19 |
есть | : | еда | = | пить | : | жажда чай завтракать напиток | 20 |
фермер | : | хлеб | = | шахтер | : | шахта мельник уголь скот | 21 |
север | : | юг | = | А | : | Я В Н Д | 22 |
минута | : | час | = | час | : | секунда сутки время стрелка | 23 |
слюна | : | еда | = | пот | : | лоб капля лимон усилие | 24 |
6 | : | 30 | = | 5 | : | 15 55 25 50 | 25 |
тренировка | : | сильный | = | лень | : | слабый спорт медленный безделье | 26 |
город | : | дома | = | поле | : | деревня колосья мышь жара | 27 |
добрый | : | злой | = | помогать | : | честный работать приятный вредить | 28 |
уважение | : | презрение | = | друг | : | ненависть враг любовь болезнь | 29 |
рота | : | командир | = | завод | : | рабочий депутат директор мастер | 30 |
ложка | : | суп | = | нож | : | вилка прибор хлеб тарелка | 31 |
красивый | : | уродливый | = | высокий | : | длинный короткий низкий гора | 32 |
доска | : | мел | = | бумага | : | тетрадь писать карандаш книга | 33 |
волк | : | овца | = | кошка | : | кролик мышь собака крыша | 34 |
слабость | : | сила | = | покой | : | болезнь лень полнота движение | 35 |
покупка | : | продажа | = | приобрести | : | деньги заработок потерять торговать | 36 |
внизу | : | вверху | = | пол | : | комната потолок линолеум подметать | 37 |
растение | : | травоядное | = | травоядное | : | корова детеныш хищник пресмыкающееся | 38 |
рождение | : | смерть | = | начало | : | жизнь ребенок конец распад | 39 |
сомнительный | : | вероятный | = | вероятный | : | знакомый достоверный чужой возможный | 40 |
Приложение 8:
Тест 7
Самодельный телефон
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Нора Аргунова. Щенята
И тут появился изобретатель
Весёлые польки для детей