Проблема исследования смысла жизни – одна из важнейших в психологии формирования личности. С одной стороны, это связано с тенденцией осуществить системно – ценностный подход к исследованию личности, а с другой стороны, стремлением отечественных психологов сформировать адекватное отношение к проблеме смысла жизни в условиях социальных изменений в обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_podrostkov_k_probleme_smysla_zhizni.docx | 63.74 КБ |
prezentatsiya.pptx | 112.76 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Заиграевский район
МБОУ «Ново-Онохойская ООШ»
Дистанционная республиканская научно-практическая конференция
учащихся 8-11 классов
«Сибирская зима»
Номинация: Психология
Тема: «Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни»
Автор: Сибирова Снежана, ученица 8 класса
МБОУ «Ново-Онохойской ООШ»
Руководитель: Архипова В. А.
г.Улан-Удэ
2020г.
Введение
Проблема исследования смысла жизни – одна из важнейших в психологии формирования личности. С одной стороны, это связано с тенденцией осуществить системно – ценностный подход к исследованию личности, а с другой стороны, стремлением отечественных психологов сформировать адекватное отношение к проблеме смысла жизни в условиях социальных изменений в обществе. Современный этап развития общества характеризуется ломкой устоев, кризисным состоянием, что приводит к наложению социального кризиса на возрастной и вызывает у современных подростков переживание «двойного кризиса», обусловленного внешними и внутренними факторами. Это обусловливает отношение взрослеющего человека к своему прошлому, настоящему, будущему, настраивает на более глубокое понимание смысла своей жизни, на осмысление понятий «жизнь», «смысл жизни», «ценности».
Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни
Вопросы, связанные со смыслом жизни, актуальны для человека на любом этапе возрастного развития. «Смысл жизни – не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и приобретает относительную устойчивость и независимость от породивших его условий» [12, 37].
Характеризуя новые мотивы в жизни человека, А.И. Леонтьев отмечает, что они «способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье в жизни» [9, 221]. В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается роль сознания в становлении жизненного смысла: с появлением рефлексии у человека формируется обобщенное, новое отношение к жизни», в котором отражена взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни человека. Это отношение позволяет рассматривать смысл человеческой жизни [11, 352].
В.Э. Чудновский, рассматривая этапы становления смысла жизни с учетом кризисных моментов возрастного развития, обусловленных внутренними, биологическими факторами, особо выделяет подростковый возраст. В этот «период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла». [13, 21]. Именно в подростковом возрасте, согласно Л.С. Выготскому [5, 327], создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего Я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения с другой». В процессе взросления у подростка, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской формой раздумий личности» [7, 205]. Очевидно, что на становление смысла жизни влияют конкретные социально экономические, исторические и этнокультурные условия.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). Р.С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [10, 141]. Б.С. Волков определяет ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он отмечает, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [3, 122].
В более новой интерпретации ценностные ориентации – это, прежде всего, «…предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и неготовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) реализацию собственного «проекта жизни» [4, 1199].
Многие исследователи придают большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Л.Колберг [6, 32], занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Ж. Пиаже. П.М. Якобсон [14, 60], выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечает важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.
Мы опираемся на положения концепции М. Рокича, то есть рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича мы рассматривали два класса ценностей - терминальные (ценности – цели) и инструментальные (ценности – средства) (Рокич, 1973). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и, в связи с этим, люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации, то есть изучать необходимо именно ценностные ориентации.
Цель нашего исследования состоит в теоретическом и экспериментальном изучении смысложизненных ориентаций старших подростков. Исходя из поставленной цели, было проведено психологическое исследование, направленное на выявление смысложизненных ориентаций у учащихся подросткового возраста средних образовательных учреждений и школ. Исследование проводилось на базе Ново-Онохойской средней школы и Бурятского республиканского автомобильного техникума Онохойский филиал. В исследовании принимало участие 42 учащихся техникума и 53 учащихся школы. Средний возраст обследуемых составлял 15 лет. Выбор данной возрастной категории связан с тем, что именно в этот период идет активное становление личности, формирование ее устойчивых стереотипов и форм поведения, в том числе и смысложизненных ориентаций. Для выявления особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций ориентаций подростков были использованы следующие методики: анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича. Проведена диагностика нравственной мотивации и нравственной самооценки подростков.
Результаты, полученные по методике В.Э. Чудновского, показали следующее. На вопрос: «Что такое смысл жизни?» учащиеся техникума, смыслом жизни отмечают высшее образование (15%), семью (13%), хорошую работу (13%), что-то для чего хочется жить (11%), найти самого себя (9%), добиться успеха (9%), передачу жизненного опыта (8%), общение (7%), любовь (5%), получение удовольствия от жизни (5%). Для некоторых смысл жизни состоит в том, чтобы прожить достойно, добиться чего-то (3%), стремиться к чему-либо, оставаясь при этом человеком (2%).
Учащиеся школы отмечают смыслом жизни семью (24%), детей (18%), жизнь (17%), жизненные цели (13%), образование (10%), материальные блага (8%), друзей (5%), любовь (5%).
65% учащихся техникума согласны с утверждением, что наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе, 30% учащихся техникума не верят в судьбу, а остальные 5% считают, что каждому предопределено что-то свое. Для учащихся школ характерно мнение, что наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе – 64%, остальные 36% не верят в судьбу.
Большинство учащихся обеих выборок считают, что смысл жизни с возрастом все-таки меняется, при этом многие отмечают, что у них произошли изменения в понимании смысла жизни в последние годы.
На становление смысла жизни, по мнению учащихся техникума, влияют в большей степени родители (46%), собственный жизненный опыт (34%), общение со сверстниками (20%). Схожие результаты были получены в выборке учащихся школы: собственный жизненный опыт (38%), пример родителей (36%), общение со сверстниками (20%).
Были получены следующие данные по методике М. Рокича, направленной на выявление терминальных и инструментальных ценностей.
Согласно полученным результатам, учащиеся школ отдают предпочтение таким пунктам ценностей – целей, как активная деятельная жизнь (40%), здоровье (20%), любовь (18%), жизненная мудрость (12%), а также наличие хороших и верных друзей (10%). Учащиеся техникума, отмечают следующие ценности – цели: здоровье (64%), материально обеспеченная жизнь (36%). Наименее важными терминальными ценностями являются у учащихся школы: красота природы и искусства (60%), творчество (35%) и познание (5%). А учащиеся техникума отмечают, как менее значимые: счастье других (42%), творчество (28%), красота природы (16%), активная деятельная жизнь (14%).
Учащиеся школ, выделяют среди наиболее важных инструментальных ценностей такие, как жизнерадостность (53%), воспитанность (18%), исполнительность (18%), независимость (11%). Незначимыми ценностями – средствами для учащихся школ являются высокие запросы (78%), непримиримость к недостаткам в себе и других (16%), аккуратность (6%). Выборка учащихся техникума, на последние места определила такие ценности – средства, как непримиримость к недостаткам в себе и других (36%), высокие запросы (34%), чуткость (17%), эффективность в делах (13%). А наиболее важными ценностями – средствами, для учащихся техникума являются жизнерадостность (53%), аккуратность (27%), воспитанность (20%).
26% учащихся техникума имеют высокий уровень нравственной самооценки, 65% этой же группы имеют средний уровень, т.е. они стремится воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
92% учащихся школ, имеют средний уровень нравственной самооценки – подростки стремятся к самостоятельности, к известной независимости, они очень чувствительны к оценкам взрослых, к умалению их достоинства, их прав. Отношение к ним как к «маленьким» их обижает и отталкивает от взрослых. У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.
Учащиеся школы – 58% имеют низкий уровень нравственной мотивации. 34% – средний и лишь 8% высокий уровень нравственной мотивации. 17% учащихся техникума имеют высокий уровень нравственной мотивации, это свидетельствует о том, что подростки строят свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия и считаются с мнением любого, кто сильнее их.
Можно предположить, что данные совпадения в ценностных доминантах у подростков обусловлены, прежде всего, фактором возраста и нахождением в схожих внешних условиях – условиях образовательных учреждений.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
– у учащихся средних образовательных школ и учащихся средних профессиональных учреждений отсутствуют весомые различия в понимании смысла жизни, отношения к будущему;
В заключение следует отметить, что как такового весомого различия в понимании ценностей, отношении к миру, к судьбе у учащихся школ и СУЗов в возрасте 15 лет не обнаружено.
Литература
Слайд 1
МБОУ «Ново- Онохойская основная общеобразовательная школа» Секция «Психология» «Отношение старших подростков к проблеме смысла жизни» Автор: Сибирова Снежана, ученица 8 классаСлайд 2
Цель - теоретическое и экспериментальное изучение смысложизненных ориентаций старших подростков. База исследования - Ново- Онохойская ООШ и Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта Онохойский филиал. В исследовании принимало участие 42 учащихся техникума и 53 учащихся школы. Средний возраст обследуемых составлял 14-15 лет. Выбор данной возрастной категории связан с тем, что именно в этот период идет активное становление личности, формирование ее устойчивых стереотипов и форм поведения, в том числе и смысложизненных ориентаций. Для выявления особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций ориентаций подростков были использованы следующие методики: анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского ; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича . Проведена диагностика нравственной мотивации и нравственной самооценки подростков.
Слайд 6
Заключение Таким образом, можно сделать следующий вывод: – у учащихся средних образовательных школ и учащихся средних профессиональных учреждений отсутствуют весомые различия в понимании смысла жизни, отношения к будущему; В заключение следует отметить, что как такового весомого различия в понимании ценностей, отношении к миру, к судьбе у учащихся школ и СУЗов в возрасте 15 лет не обнаружено. Спасибо за внимание!
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рыжие листья
Можно от Солнца уйти...
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Твёрдое - мягкое