Сказать честно, в начале своей трудовой деятельности я несколько скептически относилась к самому факту использования игры на занятиях с подростками. Журналистика - дело ответственное, значит и подход к преподаванию предмета должен быть соответствующий: лекции, защита рефератов, коллоквиумы - как в институте. Однако жизнь внесла свои коррективы: сначала были обучающие семинары, на которых очень убедительно раскрывались такие вопросы современного образования, как переход на позицию личностно-ориентированной педагогики, затем личное осознание того, что самыми действенными формами обучения в дополнительном образовании являются различные способы организации различных видов деятельности воспитанников, и прежде всего - игра. Это понятие не пришло само собой. И я хочу поделиться теми источниками, которые помогли мне научиться принимать игру в обучении подростков. Итак, на протяжении XX века феномен игры обратил на себя внимание многих исследователей из разных наук: психологии, педагогики, культурологии, неврологии... Сначала они пытались разобраться в вопросе, как игра влияет на жизнь каждого человека. Например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ сжигания излишков энергии. В то время, как Карл Гросс видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни, Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества. Последующие исследователи обратили свое внимание на социологические и культурологические аспекты значения игры в развитии человечества в целом. Интересно, но в Америке есть Национальный институт игры, его основал психолог Стюарт Браун, и он считает, что игра – это обычный биологический процесс, как сон и сновидения. Браун утверждает, что когда животные спят и видят сны, они в некотором смысле «репетируют» какие-то вещи и тренируют свою память. По его мнению, тот же эффект дает игра человеку: она помогает ему прорепетировать какой-то аспект жизни, находясь при этом в полной безопасности и не испытывая психологического дискомфорта. Нина Джексон в своей книге «Классный учитель" отмечает: "Каждый ребенок с детского возраста привык играть и примерять на себя разные роли для проживания опыта, который он еще не испытывал в силу своего возраста. Тягу к игре просто необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач".
Вложение | Размер |
---|---|
statya_golovleva_ddyut.docx | 29.91 КБ |
Метод марафона в преподавании программы
«Школа молодого журналиста»
Головлёва Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО "ДДЮТ" г.о. Тольятти
Сказать честно, в начале своей трудовой деятельности я несколько скептически относилась к самому факту использования игры на занятиях с подростками. Журналистика - дело ответственное, значит и подход к преподаванию предмета должен быть соответствующий: лекции, защита рефератов, коллоквиумы - как в институте. Однако жизнь внесла свои коррективы: сначала были обучающие семинары, на которых очень убедительно раскрывались такие вопросы современного образования, как переход на позицию личностно-ориентированной педагогики, затем личное осознание того, что самыми действенными формами обучения в дополнительном образовании являются различные способы организации различных видов деятельности воспитанников, и прежде всего - игра. Это понятие не пришло само собой. И я хочу поделиться теми источниками, которые помогли мне научиться принимать игру в обучении подростков. Итак, на протяжении XX века феномен игры обратил на себя внимание многих исследователей из разных наук: психологии, педагогики, культурологии, неврологии... Сначала они пытались разобраться в вопросе, как игра влияет на жизнь каждого человека. Например, Герберт Спенсер рассматривал игру как способ сжигания излишков энергии. В то время, как Карл Гросс видел в игре подсознательную подготовку к взрослой жизни, Жан Пиаже относился к игре как к форме творчества. Последующие исследователи обратили свое внимание на социологические и культурологические аспекты значения игры в развитии человечества в целом. Интересно, но в Америке есть Национальный институт игры, его основал психолог Стюарт Браун, и он считает, что игра – это обычный биологический процесс, как сон и сновидения. Браун утверждает, что когда животные спят и видят сны, они в некотором смысле «репетируют» какие-то вещи и тренируют свою память. По его мнению, тот же эффект дает игра человеку: она помогает ему прорепетировать какой-то аспект жизни, находясь при этом в полной безопасности и не испытывая психологического дискомфорта. Нина Джексон в своей книге «Классный учитель" отмечает: "Каждый ребенок с детского возраста привык играть и примерять на себя разные роли для проживания опыта, который он еще не испытывал в силу своего возраста. Тягу к игре просто необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач".
Анализ прочитанного и собственный опыт позволили мне понять, что при работе с подростками стоит учитывать, что они выходят на качественно новую социальную позицию, активно осваивают нормы социального поведения. Ребята много времени проводят в социальных сетях и их необходимо ориентировать на действительно полезные сайты. Правильно направить их действия - моя задача.
Как это не странно, но для меня движущей силой в поисках методов и приемов в обучения стала пандемии коронавируса. На втором месяце карантина (с 27 апреля по 3 мая) я увидела, что воспитанники устали от традиционных форм обучения - тестов, видео, zoom- конференций и решила провести пятидневный марафон. Этот выбор был сделан по образцу некоторых сайтов, которые проводят в социальных сетях различные марафоны, ориентированные на молодую аудиторию, «играя» со своими посетителями. Я убедилась, что прием марафона просто необходим и его нужно внедрять в процесс обучения: благодаря ему происходит закрепление полученного на занятиях опыта и устранение пробелов, которые есть у воспитанников. Но все это происходит в игровой форме и исходя из позиции «Я - победитель», поэтому не происходит травмирующего опыта и игра не вызывает негатива у ребят.
Мое значение как педагога при проведении марафона состоит в том, что я становлюсь навигатором, который дает ребятам возможность научиться последовательности в выполнении заданий, осознать важность выполнения предыдущих заданий марафона для достижения результата.
Из 54-х моих воспитанников участие в марафоне приняли 39. Каждый день марафона содержал 2 задания. Первое задание – разминка: игровая, легкая, направленная больше на поднятие настроения. Второе задание – практическое, которое отталкивается от разминки и от заданий предыдущих дней марафона.
Ребята знают мой педагогический девиз:
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
и уверены, что все, что мы делаем на занятиях, будет увидено, услышано другими участниками марафона и найдет своё применение.
Представляю задания 5-дневного марафона:
Разминка | Поисково- практическое задание |
1 день | |
Задание: В комментариях появляются фотографии журналистов, блогеров и медийных личностей. Ваша задача определить по фотографии личность каждого и написать 1-2 предложения про его деятельность. Зачем: Если вам интересна сфера журналистики, то для своего развития вы должны смотреть много передач с участием известных или авторитетных журналистов, блогеров и медийных личностей. Подобного рода задания очень часто появляются в олимпиадах и брейн-рингах. | Задания: 1.Выберите одного из тех, кто был представлен в разминке, и создайте 5 карточек с самыми яркими его цитатами.
- чтобы соотнести образ человека и его слова; - чтобы наполнить нашу группу. |
2 день | |
Мы с вами вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, пора идти дальше. Разгадать кроссворд; в нем спрятаны термины, которые связаны с журналистикой. Итог: Мы цепляем и активизируем опыт прошлого дня и задействуем новое задание – умение разгадывать кроссворд, знание журналистских терминов, жанров журналистики. | Задание: 1. Выберите одну известную русскую сказку ( Колобок, Курочка Ряба, Теремок, Репка, Маша и медведь, Царевна - лягушка и т.д.) Соблюдать особенности жанра. Фото к сказке приветствуется.
закрепляем умение писать в информационных жанрах. |
3 день | |
Задание: Мы вспомнили как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины (кто еще не отгадал - в помощь ссылка) Знакомимся с текстами своих одногруппников, запоминаем, как писать лиды и их варианты; проецируем свой опыт, читаем и становимся лучше. | Задание: Сделать фоторепортаж из окна своей квартиры. Репортаж может быть как «на улицу», так и на те события, которые происходят «внутри квартиры». Итог: Журналист работает не только с текстом, но и с визуальной информацией, поэтому важно уметь видеть детали. Выполнение этого задания поможет при участии в конкурсе по данной теме.
|
4 день | |
Задание: Сформировать информационную повестку с 27 апреля по 30 апреля и выписать самые громкие события. Итог: Ребята вспомнили всероссийские издания и посмотрели актуальные темы. | Задание: Мы вспомнили, как выглядят некоторые журналисты, блогеры и медийные личности, отгадали кроссворд на некоторые термины, посмотрели работы всех участников, дневники тем. Настало время вернутся к визуальной информации. Актуальные события отражаются в мемах, которые встречаются в интернете. Предложите готовые мемы на актуальную тему ( кроме пандемии) и создайте свой актуальный мем. Итог: отслеживание информационной повестки дня. |
5 день. Завершение марафона | |
Подводим итоги! Отмечаем любимым смайлом/галочкой/плюсиком сделанные пунктики. |
Первый и последний дни марафона - расслабляющие и простые. Каждое последующее задание отталкивается от того, что было пройдено в предыдущие дни марафона При этом необходимо погружать участников в такой опыт, который мотивировал бы их на участие в марафоне, начиная с любого этапа, и помогал понять ребятам, что когда они что-то будут утрачивать в логической цепочке, то не смогут выполнить предыдущие задания.
Таким образом, применение приема марафона в педагогической практике обеспечивает не выполнение заранее заданных установок, а максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей каждого воспитанника на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Акварельные гвоздики
5 зимних аудиосказок
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Горка
За еду птицы готовы собирать мусор