В помощь учащимся при выборе профессии
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_moy_put_k_budushchey_professii.docx | 49.44 КБ |
issledovatelskaya_rabota_moy_put_k_budushchey_professii.pptx | 2.64 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 11 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«Мой путь к будущей профессии»
Работа обучающегося 9В класса
Фотьева Никиты Алексеевича
Руководитель проекта
Назарук Нина Алексеевна
Работа допущена к защите «___»__________2020 г.
Подпись руководителя проекта _____________/_______________________
г. Белогорск, 2020 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………. 3-4
2. Основная часть
2.1. Восемь факторов выбора профессии ……………………………..5
2.2. Правила выбора профессии ………………………………………6
2.3. Кто я? (определение темперамента, характера)………………… 7
2.4. Первые шаги к профессии …………………………………… 8
2.4.1. "Портфолио - путь к профессиональному успеху" ………… 8
2.5. Мой выбор будущей профессии …………………………………9
2.6. Профессиограмма профессии программист……………………….10
2.6.1. Об истории профессии ………………………………………11
2.6.2. Классификация программистов…………………………… 12
2.6.3 Необходимые качества, обеспечивающие успешность в
профессии (способности, интересы, склонности) ………… 13
2.6.4. Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности………………………… 13
2.6.5. Области применения профессиональных знаний…………… 14
2.6.6. Доминирующие виды деятельности профессии юрист……… 14
2.6.7. Заболевания, противопоказанные для профессии ………… 15
2.7. Соотношение моих личностных качеств с требованиями сферы
деятельности, такой как программирование…………………. 16
2.8. Самооценка готовности к профессиональному
самоопределению……………………………………………………. 17
3. Заключение ………………………………………………………….18
4. Библиографический список ……………………………………….19
Введение
«Если вы не знаете
в какую гавань держите путь,
то ни один ветер не будет для вас попутным»
Сенека
Нас окружает разнообразный и интересный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются школьники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» - задает себе каждый молодой человек. Волнует это и меня. Ведь правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
«Выбрать профессию – это значит выбрать судьбу».
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса.
И самое важное, что у нас есть право выбора. Это значит, что перед нами могут открыться все двери, если мы этого захотим и покажем достаточный уровень знаний и умений в выбранной области.
Актуальность проекта по теме "Мой путь к профессии" заключается в том, что для подростков выбор профессии всегда был сложным делом, однако в новых социально-экономических условиях профессиональный выбор приобрёл дополнительную значимость:
• из-за массового сокращения профессиональных училищ;
• из-за ограничения возможности получения бесплатного образования после окончания школы (а платное зависит от финансовых возможностей семьи, и далеко не всем оно по карману);
• из-за появления нового социального явления — безработицы; это привело к тому, что молодые люди не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться (плюс ко всему предприятиям, как правило, требуются высококвалифицированные кадры, коими молодые специалисты не являются).
• из-за жесткой конкуренции на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный , одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.
• из-за специфики сегодняшнего образования, в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.
Проблема, на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы?
Объект исследования — профессиональное самоопределение
Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения
С объектом и предметом исследования связан выбор методов моего исследования:
Цель проекта:
определить свои жизненные планы в области профессионального самоопределения и наметить пути развития профессиональной карьеры
Гипотеза:
возможно, профессиональное самоопределение будет наиболее успешным, если использовать различные формы и методы работы:
• элективные курсы;
• профессиональные пробы;
• выполнение проектов;
• тесты, консультации
Задачи:
- познакомиться с классификацией профессий;
- выявить свои интересы, склонности и способности, найти оптимальное
сочетание их в своей будущей профессии;
- собрать информацию о будущей профессии ;
- сопоставить особенности своей личности с требованиями профессии;
-провести тестирование на выявление своих возможностей и способностей.
Выполнение проекта «Мой путь к профессии"» поможет мне определиться с выбором профессии.
2. Основная часть
2.1. Восемь факторов выбора профессии
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, друзей
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
2.2. Правила выбора профессии
Если вы хотите добиться от
жизни чего - то значительного,
недостаточно просто действовать —
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать —
надо еще и верить.
А. Франс
Правильный выбор профессии позволит мне реализовать мой творческий потенциал избежать разочарования, оградить меня и мою будущую семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
- Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
- Во-вторых, я должна обладать набором профессионально важных для этой
работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
- В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
2.3 Кто "Я"?
"Успех в будущей карьере
зависит от понимания самого себя"
Психологи считают, что для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. И я часто задаю себе вопросы: «Какая я?», «Кто я в этом мире?».
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Влияние темперамента на успешность человека в профессии огромно, поэтому при выборе профессии необходимо учитывать свой тип темперамента. Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. На занятиях элективного курса "Твоя профессиональная карьера мы определяли свой темперамент, используя опросник Айзенка.
Сангвиника характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая переключаемость с одной задачи на другую. В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Для сангвиника характерна стабильная самооценка, которая может быть адекватной или слегка завышенной. Сангвиники обычно обладают хорошими организаторскими способностями.
С темпераментом тесно связан характер. Древнегреческое слово "характер" в переводе на русский язык означает чеканка, печать.
О характере человека можно судить по тому, как он ведет себя в обществе, какие действия и поступки является для него определяющими.
Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
«Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек».
2.4. Первые шаги к профессии
Таблица 1
Допрофильное обучение 5-7 класс | - спортивные секции, - работа над портфолио успешной личности |
Предпрофильная подготовка 8-9 класс | - элективные занятия - работа над портфолио - профессиональные пробы - сдача экзаменов по выбору |
2.4.1. "Портфолио - путь к профессиональному успеху"
Назначение портфолио:
- для фиксирования собственной успеваемости, например в виде ведомости по каждому предмету (по своему усмотрению);
- для фиксирования своих достижений и успехов, например по итогам конкурсов, викторин, олимпиад и т.д.;
- для определения учебных целей и планирования своего образования;
- для улучшения результатов проделанной работы;
- чтобы реально оценивать свои навыки и умения;
- чтобы быть в состоянии проанализировать свои достижения;
- чтобы правильно определиться с выбором предметов и профиля дальнейшего обучения;
- чтобы адекватно строить свои планы на будущее, в том числе при выборе вуза или другого образовательного учреждения, места работы.
Что даст мне портфолио после окончания 9-го класса?
- более точно оценить свои успехи;
- более чётко спланировать своё дальнейшее обучение;
- более грамотно показать свои достижения.
Когда и как еще портфолио может помочь мне?
- При переходе в новую школу, учебную группу, к новому преподавателю:
представить себя новым людям и помочь им быстрее понять тебя с
помощью материалов, собранных в портфолио.
- при выборе профиля обучения в старших классах общеобразовательной
школы;
- при поступлении в вуз как дополнительный материал при собеседовании;
- при устройстве на работу как свидетельство практического опыта,
социальных практик.
2.5. Мой выбор будущей профессии
Осознанно о выборе профессии я стал задумываться с третьего класса. Я понимал, что передо мной стоит важный выбор жизненного пути.
При выборе будущей профессии необходимо руководствоваться не только увлечениями, но и определёнными знаниями и навыками. В области знаний - я технарь. Все годы я учился в школе только на "4" и"5".
В 9 классе я определился, что продолжу обучение в школе до 11 класса.
На занятиях у психолога мы знакомились с различными профессиями. Психолог и классный руководитель проводили многочисленные тестирования, направленные на определение склонностей, выбор будущей профессии .
Я сделал свой выбор - это профессия программиста. Там в полной мере я смогу реализовать свои способности и знания.
Я изучил литературу об этой профессии, общался с людьми этой профессии, студентами, которые обучаются по данной специальности. Анализировал достоинства профессии, ее практическое применение, а так же возможности получения в дальнейшем работы по специальности.
Итак, я определился с целью.
Во–первых, целенаправленно готовиться к сдаче ОГЭ и к поступлению в 10 класс, во-вторых, расширять свои знания о выбранной профессии. Я увлекся идеей и, что немаловажно моя идея получила поддержку в семье.
2.6. Профессиограмма профессии программист
Таблица 2
Наименование профессии | программист |
Профессиональная область | информатика |
Доминирующий интерес | исследовательский |
Дополнительный интерес | конвенциональный |
Условия работы | в помещении, сидячий |
Формула профессии: программист
Предмет труда:знаковые системы (схемы, цифры, таблицы, тексты);сопутствующие – техника (электронные системы).
Условия труда:Программист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, компьютерные фирмы и т.п. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя и в работе программиста могут периодически случаться командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами-заказчиками.
Программист достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, хотя может быть ограничен требованиями заказчика и пожеланиями к конечному результату работы. Работа программиста может носить сдельный и удаленный характер, протекая в режиме «фриланса».
Средства труда:Основными средствами труда программиста являются
электронно-вычислительные машины, языки программирования, алгоритмы преобразования информации и специфические методы мышления (математическая логика)
Цели труда:Создание ПО, создание сайтов и мобильных приложений, автоматизация производства, разработка ОС и интерфейсов и т.д.
2.6.1. Об истории профессии
В пору своего зарождения программирование было сродни искусству, так как еще не были выработаны основные законы и правила. Примечательно, что первым программистом была женщина - Ада Лавлейс, дочь знаменитого английского поэта Байрона. В 1833 году английский математик Ч. Бэббидж изобрел и сконструировал первую модель механической "аналитической" машины, выполнявшей простейшие арифметические действия. Ада Лавлейс написала несколько программ для этой машины.
В 40-х годах прошлого столетия появились цифровые ЭВМ. Идея их создания принадлежит американскому математику фон Нейману. Для машин первого поколения составлялись предельно подробные программы, предусматривающие каждый шаг, каждую операцию вычислений. Причем никакого языка, кроме своего, машина еще не понимала.
Позднее создаются алгоритмические языки высшего уровня (специальные языки программирования), что позволяет свести процесс составления программы к записи алгоритма в специальной символической форме в соответствии с правилами данного языка. Были также созданы специальные программы, которые преобразуют алгоритмический язык в машинный. В настоящее время ведутся множественные разработки в области вычислительной техники и программирования, и уже достигнуты невероятные успехи. О будущем компьютеризации ведутся оживленные споры среди ученых, но, несомненно, результаты прогресса в этой области превзойдут все наши ожидания.
2.6.2. Классификация программистов
Web-разработчик - разрабатывает динамику пользовательского интерфейса. Если в компании нет верстальщика, то еще и переводит PSD-шаблоны в HTML-код.
Back-end разработчик – разрабатывает “ядро” сайта или веб-приложения: код исполняемый на сервере и архитектуру базы данных.
Full-stack веб-разработчик - человек, который может сделать сайт любой сложности «от и до».
Разработчик игр - разрабатывает игры.
Разработчик приложений под Android - разрабатывает приложения под операционную систему Android.
Разработчик приложений под iOS - разрабатывает приложения под операционную систему iOS.
Программист 1C - пишет программы для автоматизации документооборота в компании.
Инженер-программист - разрабатывает программы для управления самыми разными устройствами: от печи на хлебозаводе до робота-пылесоса.
2.6.3. Необходимые качества,
обеспечивающие успешность в профессии
Таблица 3
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
2.6.4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
2.6.5. Области применения профессиональных знаний
.6.6. Доминирующие виды деятельности профессии программист
2.6.7. Заболевания, противопоказанные для профессии программист
2.7. Соотношение моих личностных качеств
с требованиями сферы деятельности-
программирование
Таблица 4
Психологические свойства | Фактические личностные данные |
1. Направление личности | Человек - Человек, Человек - Знаковая система |
2. Самооценка | адекватная |
3. Уровень внимания | средний- высокий |
4. Уровень логического мышления | высокий |
5. Память а) зрительная б) слуховая в) моторно-слуховая г) комбинированная | высокий уровень средний уровень средний- высокий средний- высокий |
6. Коммуникативные способности | средний- высокий |
7. Организаторские способности | средние |
8. Темперамент | Сангвиник |
9.Здоровье: уровень адаптированности | Удовлетворительная адаптация |
2.8. Самооценка готовности
к профессиональному самоопределению
По результатам выполненных тестов мою готовность к профессиональному самоопределению можно оценить как высокую.
Я оцениваю свою готовность следующим образом (моя самооценка –адекватная):
3 балла – показатель сформирован полностью;
2 балла – показатель сформирован частично;
1 балл – показатель не сформирован.
Уровень сформированности готовности к профессиональному самоопределению определяю по следующей таблице:
1-11 баллов – низкий уровень;
12-20 баллов – средний уровень;
21-24 балла – высокий уровень.
Таблица 5
Баллы | |
Понимание значения выбора профессии в жизни человека и общества | * * * |
Знание типа, класса, отдела, группы, формулы профессии | * * * |
Знание специальности и ее характеристик | * * |
Знание содержания труда по избираемой профессии | * * * |
Знание условий труда по избираемой профессии | * * |
Знание требований профессии к человеку | * * * |
Знание способа приобретения профессии | * * * |
Выбор профессионального учебного заведения для приобретения профессии | * * * |
Всего | 22 балла |
Всего я набрал 22 балла, что говорит о высоком уровне готовности к профессиональному самоопределению.
Следовательно, показатели тестов и результаты моей самооценки
готовности к профессиональному самоопределению совпадают. Значит, у меня высокая готовность к профессиональному самоопределению и я могу начать овладевать качествами, необходимыми специалисту по данной профессии, одновременно продолжая познавать свои личностные качества и соотносить их со своим профессиональным выбором.
3. Заключение
В Конституции Российской Федерации (РФ) в Статье 37 говорится, что труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Это очень важно, что у нас есть право выбора. Это значит, что перед нами могут открыться все двери, если мы этого захотим и покажем достаточный уровень знаний и умений в выбранной области.
Я сделал свой выбор - это профессия программиста. Там в полной мере я смогу реализовать и свои способности.
Я изучил литературу об этой профессии, общался с людьми этой профессии, студентами, которые обучаются по данной специальности. Анализировала достоинства профессии, ее практическое применение, а так же возможности получения в дальнейшем работы по специальности.
Подтвердилась моя гипотеза о том, что элективные курсы, выполнение проектов, работа над портфолио, тесты в значительной степени определили мой профессиональный выбор.
И так, я определился с целью.
Во – первых, целенаправленно готовиться к сдачи ОГЭ, во-вторых, расширять свои знания о выбранной профессии.
4. Библиографический список
Слайд 1
Мой путь к профессии Выполнил : Фотьев Никита 9 класс МОАУ СОШ №11 Руководитель : Назарук Нина Алексеевна учитель технологии Индивидуальный итоговый проектСлайд 2
Выбор профессии – дело серьезное
Слайд 3
Объект исследования: профессиональное самоопределение Предмет исследования: процесс профессионального самоопределения Методы исследования : - социологический опрос; -интервью; - социологическое исследование; - сравнение и сопоставление; - сбор и обработка полученных результатов.
Слайд 4
Цель проекта : определить свои жизненные планы в области профессионального самоопределения и наметить пути развития профессиональной карьеры
Слайд 5
Гипотеза: в озможно, профессиональное самоопределение будет более успешным, если использовать различные формы и методы работы: элективные курсы; профессиональные пробы; выполнение проектов; портфолио успешной личности; тесты, консультации
Слайд 6
Задачи: познакомиться с классификацией профессий; выявить свои интересы, склонности и способности, найти оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; собрать информацию о будущей профессии; сопоставить особенности своей личности с требованиями профессии; провести тестирование на выявление своих возможностей и способностей.
Слайд 8
Успешно сдать ОГЭ; достойно, только на « 4» и « 5 » окончить школу и поступить в высшее учебное заведение; устроиться на работу по специальности; получить практический опыт от ведущих специалистов и накопить знания для самост оятельного высококвалифицирован ного труда; получать высокую зарплату за квалифицированный труд; занять достойное место в обществе; Х О Ч у
Слайд 9
МОГУ (мои склонности) НАДО (рынок труда) Легко находить с людьми общий язык; аналитически мыслить; сосредотачивать внимание на одном занятии или предмете; сдерживать свои эмоции; ставить цели и самостоятельно реализовывать их Упорно идти к намеченной цели и никогда не сдаваться
Слайд 10
Кто «Я»? Флегматик Холерик Сангвиник Меланхолик Профессии для сангвиника Стабильная работоспособность позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях: педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста , технолога, адвоката , программист и, безусловно, ряд других. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.
Слайд 11
МОИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА Активность Настойчивость Целеустремленность Любознательность Мои способности и черты характера МОИ СПОСОБНОСТИ Аналитическое мышление Умение работать с программным обеспечением Умение работать с информацией Логический склад ума Трудолюбие Дисциплинированность Ответственность Аккуратность
Слайд 12
П оддержка самостоятельности О ценка достижений Р абота над собой Т ехнология самоконтроля Ф иксирование результатов О бразование в течение жизни Л иния развития И мпульс активности О бъективный взгляд на себя Портфолио – путь к профессиональному самоопределению В основу портфолио заложено 4 главных принцыпа : Раскрой себя! Найди себя! Твой выбор – твои возможности! Пробуй, планируй! побеждай! Реализуй себя! Портфолио
Слайд 13
Профессиограмма профессии ПРОГРАММИСТ
Слайд 14
Условия труда : Программист может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций, компьютерные фирмы и т.п . Предмет труда : знаковые системы (схемы, цифры, таблицы, тексты); сопутствующие – техника (электронные системы). Средства труда : Основными средствами труда программиста являются электронно-вычислительные машины, языки программирования, алгоритмы преобразования информации и специфические методы мышления (математическая логика) Цели труда : Создание ПО, создание сайтов и мобильных приложений, автоматизация производства, разработка ОС и интерфейсов и т.д .
Слайд 15
1833 год – появление первой модели механической " аналитической " машины История профессии
Слайд 16
Виды программистов Разработчик приложений под Android Программист 1C Разработчик приложений под iOS Инженер-программист Web -разработчик Full-stack веб-разработчик Разработчик игр Back-end разработчик
Слайд 17
Способности: Логическое мышление; Гибкость и динамичность мышления; Способность анализировать ситуацию (аналитические способности); Хороший уровень развития памяти (в особенности словеснологической ) ; Высокий кровень развития концентрации , объема, распределения и переключения внимания ; Способность грамотно выражать свои мысли ; Высокий уровень развития технических способностей ; Математические способности ; Развитое воображение
Слайд 18
Личностные качества, интересы и склонности: Внимательность; Аккуратность; Терпеливость; Настойчивость; Целеустремленность; Ответственность; Склонность к интеллектуальным видам деятельности; Умение самостоятельно принимать решения; Независимость (наличие собственного мнения)
Слайд 19
Спасибо за внимание
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сказка "12 месяцев". История и современность
Соленая снежинка
Ворона