Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, гипотеза.
В первой части проектной работы дана характеристика понятия «письма», выделены задачи эпистолярного жанра, показана трансформация жанра.
Во второй части рассматриваются причины популярности эпистолярного жанра, начиная с времен Древней Руси и до 21 века, сопоставляются произведения, делаются выводы, ученица проводит параллели.
Заключение содержит основные выводы автора проекта.
Проект носит практическую направленность. Данная работа относится к теоретическим исследованиям. Она помогает пополнить знания и развить кругозор, сформировать представление о том, что такое нравственность и позволяет нам погрузиться в историю. Своими знаниями ученица может поделиться с одноклассниками и другими слушателями
Вложение | Размер |
---|---|
5._iip_gutovskaya_a_9d_proshloe_nastoyashchee_i_budushchee_pisem.docx | 932.97 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 10»
ГОРОДА СОВЕТСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Номинация:«литература»
ПРОФИЛЬ: социально - гуманитарный
Прошлое, настоящее и будущее писем
Выполнила: Гутовская Анна Александровна, ученица 9 «Д» класса
МАОУ «Лицей» №10
Научный руководитель:
Кочулина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г. Советск
2020-2021 учебный год
Содержание
Паспорт проектной работы ……………………………………………… 3
Введение ……………………………………………………………….…. 5
I.Письмо.
II.Прошлое, настоящее и будущее писем
Заключение …………………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………………..14
Приложение …………………………………………………………….…15
Паспорт проектной работы
Название проекта: “Прошлое, настоящее и будущее писем”.
Автор проекта: Гутовская Анна Александровна.
Научный руководитель: Кочулина Татьяна Викторовна.
Цель проекта: исследовать понятие письма и эпистолярного жанра.
Задачи проекта:
● собрать материал по теме;
● найти определение понятия “письмо”;
● рассмотреть эволюцию эпистолярного жанра в русской литературе;
● проанализировать примеры эпистолярного жанра из литературы;
● систематизировать собранные материалы. сделать выводы;
Продукт проекта: выводы по изученной проблеме.
Этапы проектной работы:
● подготовительный (изучение теоретического курса, выбор типа и темы
проектной работы);
● поисковый (поиск материалов для проведения исследования);
● аналитический (работа с материалом, формулирование выводов);
● презентация полученного результата (подготовка тезисов, презентации,
публичная защита)
Объектом исследования является письмо и эпистолярный жанр .
Актуальность: В силу своей малоизученности, эта тема привлекла мое внимание, так как, читая классические произведения, я встретила роман «Бедные люди», написанный в форме письма. Я решила исследовать прошлое письма, рассмотреть эпистолярный жанр. На основе проведенного анализа, узнать/понять, есть ли у этого жанра будущее.
Проблема: как менялось письмо и эпистолярный жанр с времен Древней Руси до нашего времени?
Гипотеза: Письмо стало одним и первых средством информации. Со временем форму письма стали использовать для написания художественных произведений, появился эпистолярный жанр литературы. На сегодняшний день он остаётся одним из самых популярных. Можно предположить, что писатели через письмо выражали свои мысли и переживания, которые читатель ассоциировал с переживаниями лирического героя? Думаю, что да. Ведь так он мог лучше представить героя и сблизиться с ним, но при этом «крикнуть» миру о своих собственных переживаниях.
Введение.
Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души.
Деметрий
Письмо, как способ информирования, может раскрыть чувства и эмоции пишущего, его мысли и переживания. Оно может хранить в себе историю, передающуюся из поколения в поколение. С годами, мы все больше и больше пишем письма. Используем их для работы, общения с дальними родственниками или друзьями, признаёмся в чувствах или отвергаем, узнаём новости. Для меня письмо - это частичка души автора. Он выводит свои чувства на лист бумаги и стремится передать их собеседнику. А он, в своё время, с помощью письма прочитывает душу автора, его характер и мысли. Такой стиль в литературе называется “эпистолярным”, что с греческого означает “письмо”[1].
Эпистолярный жанр предоставляет возможность раскрыть героя не только подробной характеристикой, но и через его же манеру письма. Через лексикон, образованность, индивидуальное формирование предложений и специфичность выражения мыслей можно достичь того, что герой, таким образом, опишет себя сам, причем ненавязчиво.
В XVIII веке эпистолярный ромaн получил статус самостоятельного жанра. На данном этапе своего роста произведения такого разряда имели некоторое моральное и философское содержание. Благодаря последней особенности роман обретает «открытость», он становится доступным более широкому кругу читателей. В европейской литературе зарождaются произведения, которые обязаны своим сюжетом греческим посланиям. К примеру, «Героиды» Овидия содержат обрaзцы почти всех вариаций любовной переписки.
Одну из первостепенных причин популярности эпистолярного жанра в XVIII веке многие литературоведы наблюдают в том, что именно этот жанр на тот момент выражал собой наиболее удобную форму для придания надежности изъясняемым событиям. Но по большей степени интерес читателей возрастал благодаря наличию вероятности «заглянуть» во внутренний мир определенного человека, подвергнуть анализу его чувства, эмоции, переживания. Писателям дозволялся шанс преподносить читателям в развлекательной форме моральный урок. Это отвечало запросам обсуждения того времени, которая отбрасывала безнравственность в новых романах.
В русской литературе недопустимо промолчать о первом романе Федора Достоевского «Бедные люди», написанном между 1844 и 1846 годами, когда автор был в возрасте 25 лет. В романе раскрыта переписка между Макаром Алексеевичем и Варварой Добросёловой.
Среди более поздних примеров эпистолярного жанра можно отметить роман Виктора Шкловского «ZOO или Письма не о любви»[2] (1923), написанный в эмиграции, и роман Вениамина Каверина «Перед зеркалом»(1972), созданный на основе реальных женских писем. Действия и события романа затрагивают промежуток с 1910 по 1932 год.
Благодаря интернету появились также книги, основанные на электронной переписке. Первый, имеющий большое значение роман, написан на испанском языке и описывает переписку исключительно с помощью электронной почты — «Сердце Вольтера»[3] (2005) Луиса Лопеса Ньевеса.
Использование электронной почты в романе делает сюжет более энергичным, благодаря тому, что интернет дает возможность отправлять сообщения в любую точку мира за считанные секунды, в отличие от устоявшегося эпистолярного романа.
1. Первые письма
Эпистолярный стиль был популярен на Руси с древних времён. Грамотность быстро распространялась. Берестяная грамота — истинно общенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и рабочими вопросами, и хозяйственные документы, прошения, адресованные правительству, и школьные дневники, и шутливые тексты. Нормы построения письма соблюдали. "От Гостяты къ Васильви" — в первой части письма указан автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образчик личного письма Древней Руси (11 в. ). Приложение 1.
Большую популярность получила переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским[4] в 1564 г. , послания протопопа Аввакума в 17 веке.
Можно познакомиться с текстом:
Первое послание Курбского (отрывок) Приложение 2 :
«Зачем, царь, сильных во Израиле истребил и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким?
Ответ Ивана Грозного и первое его послание (отрывок) :
«Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе пророческие слова: «Кто думает, что он имеет, всего лишится», что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога?».
Эта переписка имеет огромное значение для историков и литературоведов. Она содержит целую историю, рассказывает о политических событиях и взаимоотношениях между людьми. Прочитав письма Ивана 4 и Андрея Курбского, я отметила для себя следующее:
«Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал.»
Курбский, имея множество вопросов и жалоб на Иоанна Грозного, не позволяет себе брань и оскорбления в сторону царя :
«Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь словно суетной победой.» Приложение 3.
Иван Грозный , в свою очередь, гневается и всячески задевает оппонента : «Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься? Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?»
Переписка предназначалась не только для оппонентов, но и для истории, будущего поколения и общества, которое судит поступки и дела правителя.
2. Русская литература
Федор Достоевский - русский писатель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым образцом персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма.
Роман «Бедные люди» Достоевского был создан в 1845 году и стал первым серьезным достижением начинающего писателя. В дальнейшем, Федор Михайлович, прислушиваясь к критике первого издания, трижды переписывал свое произведение.
Обратимся к роману «Бедный люди». [5] Приложение 4. Это первый роман великого писателя. И роман в письмах. Почему переписка Макара и Вари стала интересна читателю? Я считаю, что так лучше понять мир глазами самих персонажей, увидеть, сколько всего они почувствовали. Весь мир – это сами герои.
Герои написали 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее. Достоевский взял эту форму романа на обрисовку мелкого чиновника и юной девушки.
По первому впечатлению, письма Достоевского ничем не красуются на фоне богатого и многообразного эпистолярного достояния других писателей XIX в., но даже выглядят немного «тускло»: они немногочисленны, в них мы не найдем лёгкого искрометного юмора (например, игра слов или игривых подписей), художественной выразительности. Тем не менее, это не исключает высокого значения эпистолярия Достоевского для исследования его биографии и творчества. Письма знаменитого классика остаются для современных читателей наиболее полным отражением его личности и самым подробным рассказом о его жизни , содержат информацию о ходе и обстоятельствах создания и размещении его произведений. Достоевский часто признавался многим корреспондентам о том, что ему не нравится писать письма по причине сложности высказаться на листе бумаги и боязности, что его убеждения и чувства будут неверно интерпретированы адресатом.
Эпистолярный жанр широко демонстрируется в художественном и публицистическом творчестве Достоевского: это и частные письма его героев, и произведения, полностью исполненные в эпистолярной модели.
Проживают в Петербурге две особи, переписываются, весь смысл их жизни – во взаимной симпатии и поддержке то советами, то копейками. Живут, не размышляя ни о каком спасении.
55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, более того, видят друг друга из окон. Почему же тогда герои переписываются? В письмах нам иногда проще сказать то, что мы чувствуем и ощущаем в жизни.
Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём мы узнаем из этих писем? Об их обыденщине; о людях, которые их окружают; о нищете, от которой становится стыдно; о историях, которые случаются в их жизни, о книгах. Первые письма полны бытовых сцен, в которых описывается быт героев. «Трущобы», «шум, крик, гвалд», нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: «Я-то не ропщу и доволен». В доме «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». Потрясают письма, в которых герои рассказывают истории людей: читатель узнают о несчастной судьбе Горшковых, студенте Покровском и его отце, о нищем шарманщике… Поэтому общение с Варенькой так необходимо Макару, только с ней он может поделиться своими сокровенными мыслями.
Рассмотрим одно из писем:
Письмо 8 апреля ( Отрывок ):
Бесценная моя Варвара Алексеевна!
Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером, часов в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я часочек-другой люблю поспать после должности), свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, — право, у меня сердце вот так и запрыгало! Так вы-таки поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось! Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином, точнехонько так, как я вам тогда намекал; тут же показалось мне, что и личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне думали. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько! Было время, когда и мы светло видели, маточка. Не радость старость, родная моя! Вот и теперь все как-то рябит в глазах; чуть поработаешь вечером, попишешь что-нибудь, наутро и глаза раскраснеются, и слезы текут так, что даже совестно перед чужими бывает.[6]
Из текста письма можно сделать вывод, что Варвара Алексеевна для Девушкина стала смыслом жизни, он хочет помогать ей, тем самым и свою жизнь старается организовать так, чтобы ему удавалось оказывать эту помощь:
« Однако же в воображении моем так и засветлела ваша улыбочка, ангельчик, ваша добренькая, приветливая улыбочка; и на сердце моем было точно такое ощущение, как тогда, как я поцеловал вас, Варенька, — помните ли, ангельчик? Знаете ли, голубчик мой, мне даже показалось, что вы там мне пальчиком погрозили? Так ли, шалунья? Непременно вы это всё опишите подробнее в вашем письме.»[7]
Любовь движет ими и подпитывает, давая силы для борьбы с проблемами. Этому великодушию просвещает нас автор. Нужно иметь чистые помыслы, сердечный огонь и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро наделять ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возносит даже бедняков. В романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри, раскрыта так правдиво и подробно благодаря форме романа - письмам. Они убедительно показали внутреннее богатство «маленького человека», Любовь к Вареньке приносит герою душевный переворот: « …и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»[8]
3. Д.С. Лихачёв “Письма о добром и прекрасном” [9]
В 1985 году ученый Дмитрий Сергеевич Лихачёв собрал собственные заметки на основе жизненного опыта, посвященные родной культуре, образованию и воспитанию будущего поколения. О таких людях говорят — «совесть нации». Свой труд он назвал довольно просто “Письма о добром и прекрасном” Приложение 5. В книге 47 писем, каждое из которых имеет особую ценность. Оно хранит в себе актуальные на сегодняшний день темы и проблемы.
Например, “Про зависть”:
“Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.”
Как и остальные, это письмо рассказывает об ужасном, пожирающем душу чувстве зависти. Д.С. Лихачёв на простых примерах смог раскрыть бессмысленность этого чувства, которое разрушает личность, делает человека равнодушным, злым.
Такова прелесть книги - она способна изменить взгляд на, как нам кажется, серьезные проблемы. Кажется, именно этого и не хватает современной молодежи. Нам не хватает простоты. Мы во всем видим трагедию и даже не задумываемся, насколько наши проблемы ничтожны Думаю, что Дмитрий Сергеевич Лихачев понимал это, он позаботился о том, чтобы дети могли научиться видеть счастье в мелочах. Сам он говорил так:
«В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для молодых людей, акдемик самыми простыми доводами объяснил, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
В своих письмах Д.С. Лихачев не пытается объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой.
Он говорит, что его «примеры не идеологические, так как он хочет растолковать детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.
Адресованные современному читателю «Письма…»— это не просто мысли большого ученого и мыслителя, для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых ученый так хорошо знал). Именно в этом предназначение этого жанра литературы.
На основе вышесказанного, вполне уместно сказать, что Лихачёв точно знал. о чём писал. Ему довелось увидеть много доброго и прекрасного, но также удалось повидать злое и ужасное. Однако он никогда не отказывался от собственного мировоззрения. Дмитрий Сергеевич продолжал писать о Родине, семье и дружбе, никогда не поддавался злым мыслям и поступкам. Благодаря этому, Лихачёв прожил долгую и счастливую жизнь, полную радости и оптимизма, альтруизма и патриотизма.
А что касается книги, ее переводят на разные языки, используют на уроках в качестве примера человечности и мудрости. “ Письма о добром и прекрасном “ - настоящая сокровищница, полная уникальных знаний и мудростей. Эти «Письма…» и есть послание в будущее, это беседа с читателем, друзьями, а письма к друзьям позволяют писать просто.
Заключение
В ходе работы над темой проекта я пришла к выводу, что письмо, как жанр, создает не только композицию произведения, но и предоставляет возможность увидеть внутренний мир героя. Его привычки, манера общения и почерк - все это дает полную характеристику человека. Более того, за счёт некоторых черт характера читателю легче проникнуться книгой, располагая персонажа к себе. Из поколения в поколение писатели создают новый способ описания через письма, добавляя что-то уникальное. Поэтому я согласна с Деметрием, что «каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души».
В результате исследования данной проблемы у меня получилось рассмотреть эволюцию эпистолярного жанра в русской литературе. проанализировать примеры жанра из литературы.
Я пришла к выводу, что для эпистолярного жанра характерно:
Содержание и композиция письма следуют определенной форме: речь в нем идет о самом нужном, сжато, коротко. Начало и конец письма создается по шаблону. Письмо начинается с имени автора, потом стоит имя адресата, после этого пишется приветствие, рассказ о состоянии здоровья и благосостоянии. Что касается манеры речи пишущего,то здесь автор произведения старается добавить герою простоты, использует определенную лексику. Например, когда персонаж рассказывает о личных переживаниях - автор добавляет слова, описывающие героя. Агрессивность, спонтанность или, наоборот, безэмоциональность является чертой характера. Политематичность проявляется в возможности перейти от одной темы к другой. Это прослеживается у Ф.М. Достоевского. Как правило, эпистолярный жанр раскрывает проблему человеческих переживаний, которая довольно актуальна в современном мире.
В гипотезе я предположила: “Можно ли предположить, что писатели через письмо выражали свои мысли и переживания, которые читатель ассоциировал с переживаниями лирического героя?”. Да, возможно, что автор для заинтересованности читателей в герое приписывал ему собственные черты и эмоции. Он через своего персонажа рассказывает о проблемах: эпохи, культуры, века в котором данный герой живет, о нравах и людских пороках. Через переписки раскрывается личность, а через описание мыслей - проблемы времени. Таким образом, можно сказать, что писатель использует в качестве примера самого себя.
Следовательно. я могу прийти к выводу, что эпистолярный жанр способен окунуть читателя в проблемы и эмоции героя, породнить их. А самое интересное - это подход писателя к композиции. Трудно представить сколько сил он вкладывает в работу, чтобы его оценил каждый, даже самый требовательный читатель. Именно поэтом эпистолярный жанр всегда будет актуален. И будущее у писем ЕСТЬ!
Список литературы
Электронные ресурсы
Приложение 1.
Первое письмо Курбского к Ивану Грозному (1577).
Приложение 2.
Андрей Курбский (1528 - 1583).
Приложение 3.
Иван IV Грозный (1530 - 1584).
Приложение 4.
Обложка произведения “Бедные люди”, Издательство Детской литературы, 1955 год.
Приложение 5.
Обложка произведение “Письма о добром и прекрасном”, Детская литература. Москва, 1988 год.
[1] Википедия
[2] Шкловский В. Zoo, или Письма не о любви. Берлин: Геликон, 1923.
[4] Археографический обзор // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.
[5] Достоевский,Ф. М. Бедные люди : роман / Ф. М. Достоевский ; предисл., примеч. Ю. В. Манна ; рис. Г. И. Епишина. Переизд. Москва : Детская литература, 1988. 158, [2] с. : портр., ил. (Школьная библиотека).
[6] Достоевский,Ф. М. Бедные люди : роман / Ф. М. Достоевский ; предисл., примеч. Ю. В. Манна ; рис. Г. И. Епишина. Переизд. Москва : Детская литература, 1988. 158, [2] с. : портр., ил. (Школьная библиотека).
[7] Достоевский,Ф. М. Бедные люди : роман / Ф. М. Достоевский ; предисл., примеч. Ю. В. Манна ; рис. Г. И. Епишина. Переизд. Москва : Детская литература, 1988. 158, [2] с. : портр., ил. (Школьная библиотека).
[8] Достоевский,Ф. М. Бедные люди : роман / Ф. М. Достоевский ; предисл., примеч. Ю. В. Манна ; рис. Г. И. Епишина. Переизд. Москва : Детская литература, 1988. 158, [2] с. : портр., ил. (Школьная библиотека).
[9] Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985.
Нора Аргунова. Щенята
Лупленый бочок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Повезло! Стихи о счастливой семье
Весёлые польки для детей