С 11 января по 30 апреля 2021 г. в г. Москве проводилась Открытая исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы и городов России – 2021», в которой, наряду с прочими студентами Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Столичный колледж индустрии и гостеприимства" (ГБПОУ СКИСиГ), участвовала студентка, обучающаяся по специальности "Гостиничное дело", Маркова Софья Дмитриевна, победитель в номинации "Мультимедийная презентация", под научным руководством преподавателя права ГБПОУ СКИСиГ, к.и.н. Можаева Антона Викторовича.
Вложение | Размер |
---|---|
markova_sofya_nauchnaya_rabota.doc | 105 КБ |
markova_prezentatsiya.pptx | 1.11 МБ |
markova_diplom.pdf | 104.39 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
(ГБПОУ СКИСиГ)
ОТКРЫТАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ХРАМОВ СТОЛИЦЫ И ГОРОДОВ РОССИИ»
Номинация «Мультимедийная презентация»
Тема исследования
«Соответствие православным канонам внешнего вида действующих храмов»
(на примере церквей иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, Воскресения Христова в Кадашах и св. Михаила и Феодора Черниговских (г. Москва))
Работа выполнена студентом 1 курса
группы 1ГД(9)-20д
Марковой Софьей Дмитриевной
Ф.И.О.(полностью)
Научный руководитель
Можаев Антон Викторович
Ф.И.О.(полностью)
кандидат исторических наук
Ученая степень, ученое звание
преподаватель права
Москва, 2020
Введение.
В каждой религии существуют свои культовые здания, используемые как в духовных (проведение богослужений) так и в светских (собрание соответствующей религиозной общины для обсуждения каких-либо вопросов) целях [8], [39], [20], [27]. Внешний вид таких зданий обусловлен требованиями соответствующих религиозных канонов.
В Православии существует несколько видов храмов [39], в т.ч. шатровый [33], ампирной архитектуры (середина XIX в.) [31], но всех их объединяет одна черта – наличие куполов и крестов на этих куполах.
Однако существует ли какой-то единый стандарт в отношении куполов и крестов на православных храмах? На первый взгляд, единство в количестве куполов и крестов отсутствует, и отсюда возникает некоторое противоречие – количество куполов и внешний вид крестов на различных православных храмах достаточно сильно отличаются. В ходе пешеходной экскурсии по Замоскворечью, сравнив встретившиеся православные церкви, автор задумался – а почему у всех встреченных им храмов разное количество куполов и разного вида кресты? И от чего это может зависеть? Ведь православная церковь – культовое здание, и должно строиться в соответствии не только с архитектурными предпочтениями заказчика, но и в первую очередь в соответствии с культовой принадлежностью, чтобы действительно быть домом Бога.
Проблема формулируется следующим образом: «От чего зависит количество куполов и крестов, а также внешний вид куполов, в т.ч. их расцветка, и крестов на православных храмах?». Для решения проблемной ситуации необходимы знания в области истории, архитектуры (в т.ч. церковной) и религиозных канонов Православия, относящихся к храмостроительству. Таким образом, можно поставить следующий проблемный вопрос: «Насколько сочетаются в церковной архитектуре внешний вид храмового здания и следование соответствующим религиозным канонам?».
Объектом исследования являются церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке [31], церковь Воскресения Христова в Кадашах [35] и церковь св. Михаила и Феодора Черниговских [37], а предметом исследования – наличие и количество на этих храмах куполов и крестов, их внешний вид (форма, расцветка и пр.), а также внешний вид самого здания.
Гипотеза исследования выглядит следующим образом: количество куполов и крестов, их форма и расцветка, а также внешний вид храмового здания зависят не только от архитектурных предпочтений той или иной эпохи, но и от религиозных канонов, которые направлены на напоминание посетителям и прихожанам храма о том или ином аспекте Православия.
Таким образом, цель исследования – выявление соответствия/несоответствия куполов, крестов, внешнего вида церковного здания архитектурным стилям определенной исторической эпохи, а также православным религиозным канонам, регулирующим вопросы храмостроительства.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение исторических эпох, в которые осуществлялось строительство перечисленных выше храмов.
2. Рассмотрение архитектурных традиций указанных исторических эпох, в т.ч. светских.
3. Рассмотрение религиозных канонов Православия, регулирующих вопросы храмостроительства.
Основная часть.
1. Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке в ее теперешнем виде является сочетанием работ архитекторов Василия Баженова (1783 – 1791 гг., трапезная часть церкви и её колокольня) и Осипа Бове (1832 – 1836 гг., новая церковь в виде ротонды с полусферическим куполом). [36]
У происхождения названия улицы есть 2 версии. По одной из них, по этой улице проходила дорога в Золотую Орду, по другой – здесь жили представители Золотой Орды, которые собирали отправляли в Орду дань с русских княжеств [3]
Исторически время постройки указанной церкви относится к имперскому периоду Российского государства. В XVIII в. [22] Петр I [18] принял титул императора Российской империи и в рамках своих реформ вместо Патриарха Русской Православной Церкви ввел такой орган власти, как Духовная коллегия, позднее переименованная в Святейший правительствующий Синод (1721 г.) [24]. Главой Синода был гражданский чиновник, надзирающий за церковной деятельностью, впоследствии получивший права министра. Святейший Синод просуществовал до 1917 г. [25].
Церковь Воскресения Христова в Кадашах в ее нынешнем виде построена в 1687 – 1695 гг., [21] архитектор предположительно зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей [34].
Название «Кадаши» произошло от Кадашевской слободы; согласно старорусскому языку, название восходит к слову «кадь» - деревянная утварь, бочки, кадушки и пр. [4] Впоследствии на этом месте стали селиться ткачи [5], и слобода стала ткацкой, но прежнее название осталось [10].
Этот период в истории Российского государства связан с именем брата Петра I, Иоанна V Алексеевича Романова [7]. При этом царе, в связи с его состоянием здоровья (страдал цингой и болезнью глаз, умер в возрасте 29 лет) и соответственно практическим неучастием в делах управления государством в целом [7] государственная и церковная деятельность продолжалась в том же духе, что и при его отце – Алексее Михайловиче Романове. Разрешалось строить только купольные храмы в связи с запретом патриарха Никона [17] на строительство шатровых церквей [6], что и отразилось на внешнем виде церкви.
Церковь св. Михаила и Феодора Черниговских (архитектор неизвестен) в ее настоящем виде была построена в 1675 году [21] на средства купчихи Иулиании Малютиной. В 1578 году, на этом месте Иван IV Грозный торжественно встречал перенесенные из Чернигова мощи князя Михаила и боярина Феодора Черниговских [9], убитых в 1246 г. в Золотой Орде за отказ поклоняться идолам и канонизированных в чине мучеников, а в 1625 г. на этом месте построили деревянную церковь, освященную в честь этих мучеников [32].
Этот период в истории Российского государства связан с именем сына Алексея Михайловича и старшего брата Иоанна V, царя Федора Алексеевича (1676—1682) [30]. Он не вмешивался в область религиозных дел и распоряжение патриарха Никона (к тому времени уже лишенного сана и находящегося в монастырском заключении) о строительстве лишь купольных храмов не отменял.
Вывод: если в управлении государством отсутствует поддержка церкви как отдельного специфического института, призванного духовно окормлять граждан, то внешний вид храмов будет соответствовать светским представлениям о красоте в архитектуре.
2. Архитектурные тенденции периода строительства церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке – это классицизм [16] и ампир [2]. Особенности классицизма в архитектуре XVIII – XIX веков заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования. Также существовала общая тенденция развития типов и композиций храмов второй половины XVIII века, — сочетание ротондального построения храма и традиционных осевых композиций церковных сооружений [13], и это видно при взгляде на изображение рассматриваемой церкви.
В XVII в. светские (например, Гранатный двор) [1] и храмовые [28] здания строились по разным проектам. Тем не менее, церковь Воскресения Христова в Кадашах построена и оформлена в светской стилистике московского или нарышкинского барокко [14], которое характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы бережно сглаживают сухость и строгость кирпичной кладки.
Церковь св. Михаила и Феодора Черниговских, хотя и построена в эпоху московского барокко, однако при первой постройке храм выполнили в стиле русского узорочья [23]. Главное строение имеет сомкнутые своды, его венчают два яруса увеличенных островерхих кокошников и вытянутые главы. В 1740 году провели реконструкцию храма, дополнив его фасад элементами в стиле барокко.
Вывод: с учетом конкретной исторической эпохи в оформлении православных храмов допускались различные коррективы в соответствии с пользующимися популярностью архитектурными стилями.
3. Религиозные каноны в отношении храмостроительства рассматривают в первую очередь планировку храма [29], хотя и по внешнему виду есть свои требования: например, поднимаясь по ступеням на паперть храма, вы непременно увидите прямо над входом икону. Обычно на иконе изображается событие или святой, в честь которого освящен главный алтарь и назван храм [12]. Однако существуют определенные православные традиции, касающиеся количества и цвета куполов и стен храма [11].
Количество куполов строго регламентировано. Это так называемая гематрия — передача слов с помощью цифр: 1 купол — единство Бога или Иисус Христос; 2 купола — два начала Христа (человеческое и Божественное); 3 купола — Святая Троица; 4 купола — четыре Евангелиста и четыре стороны света; 5 куполов — Христос в окружении четырех Евангелистов; 7 куполов — семь Церковных таинств, семь Вселенских Соборов и семь добродетелей; 9 куполов — девять чинов Архангельских; 13 куполов — Христос и двенадцать Апостолов; 25 куполов — апокалиптическое видение престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев; 33 купола — число земных лет Иисуса Христа.
По цвету купола можно определить, кому посвящен храм. Золото символизирует Небесную славу. Поэтому золотят купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (12 главных праздников церковного года, исключая Пасху). Купола синие со звездами устанавливают на храмы, посвященные Богородице, так как звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Зеленый — цвет Святого Духа, поэтому храмы с зелеными куполами посвящаются Троице. А храмы, освященные в память Святых, могут иметь как зеленые, так и серебряные купола. Еще иногда встречаются храмы с сиреневыми или фиолетовыми куполами. Это цвет креста, и обычно такие церкви посвящены празднику Воздвижения Креста Господня. Ну а в монастырях можно увидеть черные купола, так как черный — цвет монашества.
Цвет стен храма также может многое рассказать. Например, храм белого цвета обычно освящен в честь Преображения или Вознесения Господня, голубого — в честь Пресвятой Богородицы, красные храмы часто посвящены мученикам, зеленые — преподобному, а желтые — Святителю. Но это не догма, а традиция, которую не везде и не всегда.
Кресты на храмах тоже отличаются между собой. Полумесяц (цата) в нижней части креста [19] означает якорь – символ твердости в вере, по словам из библейского Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. Никакого отношения к победе над исламом этот полумесяц не имеет [38]. Также видят в нем символ Господа Иисуса Христа, колыбель младенца Иисуса, чашу Причастия, церковный корабль и купель для обряда крещения. Наиболее верным считается толкование цаты как чаши Причастия [26].
Нижняя перекладина православного креста символизирует «мерило праведное»: на одной чаще весов грехи, на другой – праведные деяния [15].
Рассмотрев с этой точки зрения исследуемые церкви, мы видим, что церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость куполов не имеет (считаются только купола на самом здании храма), стены окрашены в цвет святителя, т.е. священнослужителя, причисленного к лику святых, а кресты с нижней перекладиной.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах имеет 5 куполов, купола эти золотые, стены окрашены в красный цвет, кресты с полумесяцем.
Церковь св. Михаила и Феодора Черниговских Чудотворцев имеет 5 куполов, они окрашены в черный цвет, стены окрашены в белый цвет, кресты на куполах с перекладиной.
Вывод: из всех исследуемых храмов наиболее соответствует традициям оформления православных храмов церковь Воскресения Христова в Кадашах, а наименее соответствует таким традициям церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость; вместе с тем все здания исследуемых храмов полностью соответствуют православным канонам в сфере планировки храмов.
Заключение.
Православный храм в своей планировке символизирует корабль, на котором христиане плывут в Вечность, стремясь в Рай; луковичные купола воплощают в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, символизируя пламя свечи; крест на куполе храма символизирует земные страдания Господа Иисуса Христа, Который искупил этим все грехи людские, и его нижняя часть может быть как мерилом людских грехов (перекладина), так и надежным якорем для стремящихся к Небу (полумесяц).
В зависимости от выбора будущих прихожан выбирался Небесный покровитель того или иного храма (Иисус Христос, Богородица, ангелы, святые), и по возможности этот выбор отражался в оформлении храмов.
Человек, знающий православные традиции оформления храмов, может заранее подготовиться к посещению одного из них и сможет больше времени уделить молитве.
Автором было проведено исследование в отношении церквей иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, Воскресения Христова в Кадашах и св. Михаила и Феодора Черниговских (г. Москва). В ходе исследования были выявлены противоречие, проблема, проблемная ситуация, поставлен проблемный вопрос, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, определены цель и задачи исследования.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
а) выявлена большая насыщенность старинными православными храмами такой исторической области города Москвы, как Замоскворечье;
б) выявлено наличие православных канонов и традиций, в соответствии с которыми планировались православные храмы;
в) выявлено влияние господствующих в российском обществе в исследуемые исторические периоды определенных архитектурных традиций, в соответствии с которыми исследуемые храмы строились и украшались;
г) выявлены наибольшее/наименьшее соответствие исследуемых храмов действующим традициям оформления православных храмов.
Культурологическая ценность данных результатов состоит в выявлении соответствия внешнего вида действующих православных храмов, ставших объектами исследования, базовым нормам, правилам, канонам и традициям в сфере храмовой православной архитектуры.
Практическое использование данных результатов возможно в сфере экскурсионной деятельности, например, организации экскурсий соответствующей направленности на базе гостиничного предприятия, где по окончании колледжа предполагает работать автор данного исследования.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Если в управлении государством отсутствует поддержка церкви как отдельного специфического института, призванного духовно окормлять граждан, то внешний вид храмов будет соответствовать светским представлениям о красоте в архитектуре.
2. С учетом конкретной исторической эпохи в оформлении православных храмов допускались различные коррективы в соответствии с пользующимися популярностью архитектурными стилями.
3. Из всех исследуемых храмов наиболее соответствует традициям оформления православных храмов церковь Воскресения Христова в Кадашах, а наименее соответствует таким традициям церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость; вместе с тем все здания исследуемых храмов полностью соответствуют православным канонам в сфере планировки храмов.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
Информационные источники.
1. Архитектурные памятники XVI – XVII вв. (портал «Москва»). – URL: https://ru.moscovery.com/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-16-17-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения 28.12.2020).
2. Архитектурный стиль: Русский ампир (портал «BRAERСтрой»). – URL: https://braerstroy.ru/proektirovanie/arkhitekturnye-stili/arkhitekturnyj-stil-russkij-ampir (дата обращения 28.12.2020).
3. Большая Ордынка – улица Москвы, сохранившая все свои церкви (портал «Недвижимость. РИА Новости»). – URL: https://realty.ria.ru/20110729/396515627.html (дата обращения 24.12.2020).
4. Деревянные кадки и кадушки и их применение (портал «FitoWood»). - URL: https://fitowood.ru/stati/5/ (дата обращения 25.12.2020).
5. Древний рушник (портал «Домотканое полотно»). – URL: http://dom-polotno.com/product/drevniy-rushnik-0 (дата обращения 25.12.2020).
6. Заграевский С.Г. К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов. Журнал Томского государственного педагогического университета «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики». № 3 (13), 2017. С. 33 – 44. – URL: https://praxema.tspu.edu.ru/archive.html?year=2017&issue=3&article_id=6605 (дата обращения 25.12.2020).
7. Иван V Алексеевич и царевна Софья (портал «Романовы. Pro et contra»). – URL: http://romanovy.rhga.ru/ivanaleks/ (дата обращения 25.12.2020).
8. Иерусалимская синагога в Праге. – URL: https://praga-praha.ru/jeruzalemska-synagoga/ (дата обращения 24.12.2020).
9. Икона «Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор» (портал «Рублев. Ищите и обрящете»). – URL: http://rublev.com/sviatye/blagovernyj-knjaz-mihail-chernigovskij-i-bojarin-feodor (дата обращения 28.12.2020).
10. Кадашевская набережная (портал «Окликни улицы Москвы»). – URL: http://moscow.gramota.ru/map301.shtml (дата обращения 25.12.2020).
11. Купол в пол-неба! (портал «Прогулки по Москве»). – URL: https://liveinmsk.ru/article/chto-est-chto-v-cerkvi-p7-c1(дата обращения 29.12.2020).
12. Можно ли, не входя в храм, узнать его название? (портал «Фома»). – URL: https://foma.ru/mozhno-li-ne-vhodya-v-hram-uznat-ego-nazvanie.html (дата обращения 29.12.2020).
13. Московские храмы-ротонды архитектора Казакова (портал «Delovoy Kvartal. Современная архитектура»). – URL: http://delovoy-kvartal.ru/moskovskie-hramyi-rotondyi-arhitektora-kazakova/ (дата обращения 28.12.2020).
14. Нарышкинское барокко (портал «Architectural Idea»). – URL: https://architecturalidea.com/russkoe-barokko/ (дата обращения 29.12.2020).
15. О Православном Кресте (портал храма Георгия Победоносца, г. Ивантеевка). – URL: http://pobedonosec-georgy.ru/o-pravoslavnom-kreste/ (дата обращения 29.12.2020).
16. Особенности классицизма в архитектуре (портал «Фасадный декор»). – URL: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/osobennosti_klassicizma_v_arhitekture/ (дата обращения 28.12.2020).
17. Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века (портал «Богослов.RU»). – URL: https://bogoslov.ru/event/5998334 (дата обращения 25.12.2020).
18. Петр I (портал «История.РФ»). – URL: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/pietr-i (дата обращения 25.12.2020).
19. Полумесяц на православном кресте или цата (портал «Я – русский»). – URL: http://iamruss.ru/crescent-on-the-orthodox-cross-or-cata/ (дата обращения 29.12.2020).
20. Россия. Католический костёл в Москве (портал «Мир без границ»). – URL: https://vicamilleri.com/moskva-katolicheskij-kostel/ (дата обращения 24.12.2020).
21. Россия в XVII в. – URL: https://obrazovaka.ru/istoriya/rossiya-v-17-veke.html (дата обращения 28.12.2020).
22. Россия XVIII века (портал «Historicus»). – URL: https://historicus.ru/Rossiya_XVIII_veka (дата обращения 25.12.2020).
23. Русское узорочье (портал «Картаслов.ру»). – URL: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%8C%D0%B5 (дата обращения 29.12.2020).
24. Святейший Синод (портал «Универ»). – URL: http://www.soloby.ru/798653/%D0%BE%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB (дата обращения 25.12.2020).
25. Святейший Синод в истории российской государственности (портал Управления делами Президента Российской Федерации, раздел «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина»). – URL: https://www.prlib.ru/collections/683879 (дата обращения 25.12.2020).
26. Сушинова Я. Что значит полумесяц в основании креста на куполах? (портал «АиФ.ру»). – URL: https://aif.ru/society/religion/chto_znachit_polumesyac_v_osnovanii_kresta_na_kupolah (дата обращения 29.12.2020).
27. Уникальные росписи на самую большую мечеть Европы в г. Шали наносили мастера из Узбекистана (портал Грозный Информ, запись от 12.08.2019). – URL: https://grozny-inform.ru/news/society/111447/ (дата обращения 24.12.2020)
28. Устройство православного храма (портал «Азбука веры»). – URL: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml (дата обращения 29.12.2020).
29. Устройство православного храма (портал Кафедрального собора Преображения Господа Иисуса Христа г. Сургута). – URL: http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/ (дата обращения 29.12.2020).
30. Федор Алексеевич (портал «Романовы. Pro et contra»). – URL: http://romanovy.rhga.ru/fedaleks/ (дата обращения 28.12.2020).
31. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) (официальный сайт Московского Патриархата). – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/254743.html (дата обращения 24.12.2020).
32. Храм Михаила и Федора Черниговских. Расплата за веру (портал «Прогулки по Москве»). – URL: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/mihaila-i-fedora-chernigovskih (дата обращения 28.12.2020).
33. Церковь Вознесения Господня в Коломенском (портал «Рублев. Ищите и обрящете») URL: http://rublev.com/hramy/tserkov-vozneseniia-gospodnia-v-kolomenskom (дата обращения 24.12.2020).
34. Церковь Воскресения в Кадашах. Часть I (портал «Шагаю по Москве. Клуб пешеходных экскурсий»). – URL: https://moscowsteps.com/tserkov-voskreseniya-v-kadashah-1 (дата обращения 25.12.2020).
35. Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 1. – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/323476.html (дата обращения 24.12.2020).
36. Церковь Иконы Всех Скорбящих Радость (портал «Узнай Москву»). – URL: https://um.mos.ru/houses/tserkov_ikony_vsekh_skorbyashchikh_radost/ (дата обращения 24.12.2020)
37. Церковь св. Михаила и Феодора Черниговских в Москве в Замоскворечье (портал «Храмы России»). – URL: http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=192511 (дата обращения 24.12.2020).
38. Что означает полумесяц вместо нижней перекладины на крестах некоторых православных церквей? (портал «Фома»). – URL: https://foma.ru/chto-oznachaet-polumesyacz-vmesto-nizhnej-perekladinyi-na-krestax-nekotoryix-pravoslavnyix-czerkvej.html (дата обращения 29.12.2020).
39. Шабалин Н. Православный храм. Стиль, формы, символика. – URL: https://www.livemaster.ru/topic/1904495-pravoslavnyj-hram-stil-formy-simvolika (дата обращения 24.12.2020).
Слайд 1
Маркова Софья Дмитриевна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Столичный колледж индустрии сервиса и гостеприимства ( ГБПОУ СКИСиГ ), Группа 1ГД(9 )-20д Научный руководитель преподаватель права, к.и.н . Можаев Антон Викторович СООТВЕТСТВИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ КАНОНАМ ВНЕШНЕГО ВИДА ДЕЙСТВУЮЩИХ ХРАМОВ (на примере церквей иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, Воскресения Христова в Кадашах и св. Михаила и Феодора Черниговских (г. Москва))Слайд 2
Храмы монотеистических религий
Слайд 3
Виды православных храмов
Слайд 4
Цель и задачи исследования Цель исследования – выявление соответствия/несоответствия куполов, крестов, внешнего вида церковного здания архитектурным стилям определенной исторической эпохи, а также православным религиозным канонам, регулирующим вопросы храмостроительства . Задачи исследования: 1. Рассмотрение исторических эпох, в которые осуществлялось строительство перечисленных выше храмов. 2. Рассмотрение архитектурных традиций указанных исторических эпох, в т.ч . светских. 3. Рассмотрение религиозных канонов и традиций Православия, регулирующих вопросы храмостроительства .
Слайд 5
Объект исследования Объектами исследования являются:
Слайд 6
церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке Сочетание работ архитекторов Василия Баженова (1783 – 1791 гг., трапезная часть церкви и её колокольня) и Осипа Бове (1832 – 1836 гг., новая церковь в виде ротонды с полусферическим куполом).
Слайд 7
церковь Воскресения Христова в Кадашах Построена в 1687 – 1695 гг., архитектор предположительно зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, сподвижник патриарха Никона, уроженец Кадашей .
Слайд 8
церковь св. Михаила и Феодора Черниговских чудотворцев Архитектор неизвестен, была построена в 1675 году на средства купчихи Иулиании Малютиной; в 1578 году, на этом месте Иван IV Грозный торжественно встречал перенесенные из Чернигова мощи князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, убитых в 1246 г. в Золотой Орде за отказ поклоняться идолам и канонизированных в чине мучеников, а в 1625 г. на этом месте построили деревянную церковь, освященную в честь этих мучеников.
Слайд 9
Предмет исследования Предмет исследования – наличие и количество на этих храмах куполов и крестов, их внешний вид (форма, расцветка и пр.), а также внешний вид самого здания.
Слайд 10
Гипотеза исследования Гипотеза исследования выглядит следующим образом: количество куполов и крестов, их форма и расцветка, а также внешний вид храмового здания зависят не только от архитектурных предпочтений той или иной эпохи, но и от религиозных канонов и традиций, которые направлены на напоминание посетителям и прихожанам храма о том или ином аспекте Православия.
Слайд 11
I этап исследования (исторические эпохи)
Слайд 12
I этап исследования (исторические лица)
Слайд 13
Ii этап исследования (архитектурные стили)
Слайд 14
Ii этап исследования (сравнение планировки храмов)
Слайд 15
Iii этап исследования (количество куполов)
Слайд 16
Iii этап исследования (цвет стен и куполов)
Слайд 17
Iii этап исследования (виды крестов)
Слайд 18
Iii этап исследования ( церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке)
Слайд 19
Iii этап исследования (церковь Воскресения Христова в Кадашах )
Слайд 20
Iii этап исследования ( церковь св. Михаила и Феодора Черниговских )
Слайд 21
Результаты исследования выявлена большая насыщенность старинными православными храмами такой исторической области города Москвы, как Замоскворечье; выявлено наличие православных канонов и традиций, в соответствии с которыми планировались православные храмы; выявлено влияние господствующих в российском обществе в исследуемые исторические периоды определенных архитектурных традиций, в соответствии с которыми исследуемые храмы строились и украшались; выявлены наибольшее/наименьшее соответствие исследуемых храмов действующим традициям оформления православных храмов .
Слайд 22
Культурологическая ценность и возможность практического использования результатов исследования Культурологическая ценность данных результатов состоит в выявлении соответствия внешнего вида действующих православных храмов, ставших объектами исследования, базовым нормам, правилам, канонам и традициям в сфере храмовой православной архитектуры. Практическое использование данных результатов возможно в сфере экскурсионной деятельности, например, организации экскурсий соответствующей направленности на базе гостиничного предприятия, где по окончании колледжа предполагает работать автор данного исследования .
Слайд 23
Выводы исследования 1. Если в управлении государством отсутствует поддержка церкви как отдельного специфического института, призванного духовно окормлять граждан, то внешний вид храмов будет соответствовать светским представлениям о красоте в архитектуре. 2. С учетом конкретной исторической эпохи в оформлении православных храмов допускались различные коррективы в соответствии с пользующимися популярностью архитектурными стилями. 3. Из всех исследуемых храмов наиболее соответствует традициям оформления православных храмов церковь Воскресения Христова в Кадашах , а наименее соответствует таким традициям церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость; вместе с тем все здания исследуемых храмов полностью соответствуют православным канонам в сфере планировки храмов.
Слайд 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 25
Информационные источники Иван V Алексеевич http://romanovy.rhga.ru/ivanaleks/ Классицизм http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/osobennosti_klassicizma_v_arhitekture/ Костёл https://vicamilleri.com/moskva-katolicheskij-kostel/ Крест с полумесяцем http://iamruss.ru/crescent-on-the-orthodox-cross-or-cata/ Крест с перекладиной https://otvet.mail.ru/question/77711083 Мечеть https://grozny-inform.ru/news/society/111447/ Нарышкинское барокко https://architecturalidea.com/russkoe-barokko/
Слайд 26
Информационные источники (продолжение) Патриарх Никон https://bogoslov.ru/event/5998334 Петр I https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/pietr-i Православный храм https://www.livemaster.ru/topic/1904495-pravoslavnyj-hram-stil-formy-simvolika Православный храм план https://litemove.ru/pravoslavnyj-xram.html Россия XVII век https://obrazovaka.ru/istoriya/rossiya-v-17-veke.html Россия XVIII век https://historicus.ru/Rossiya_XVIII_veka Россия XIX век https:// hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/483-iskusstvo-pervoj-poloviny-xix-veka-kulturnoe-sodruzhestvo-narodov-rossii.html
Слайд 27
Информационные источники (окончание) Русский ампир https://braerstroy.ru/proektirovanie/arkhitekturnye-stili/arkhitekturnyj-stil-russkij-ampir Синагога в Праге https://praga-praha.ru/jeruzalemska-synagoga/ Храм Вознесения Господня в Коломенском http://rublev.com/hramy/tserkov-vozneseniia-gospodnia-v-kolomenskom Царь Федор Алексеевич http://romanovy.rhga.ru/fedaleks/ Цвет куполов и стен https://liveinmsk.ru/article/chto-est-chto-v-cerkvi-p7-c1 Церковь Воскресения Христова в Кадашах https://archi.ru/press/russia/theme_current.html?tid=67 Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на большой Ордынке http://www.patriarchia.ru/db/text/254743.html Церковь св. Михаила и Феодора Черниговских http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=192511 Что Означают Купола https:// liveinmsk.ru/article/chto-est-chto-v-cerkvi-p7-c1
Император Акбар и Бирбал
Новогодние гирлянды
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
На горке
Есть в осени первоначальной...