С 11 января по 30 апреля 2021 г. в г. Москве проводилась Открытая исследовательская культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы и городов России – 2021», в которой, наряду с прочими студентами Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Столичный колледж индустрии и гостеприимства" (ГБПОУ СКИСиГ), в номинации "Мультимедийная презентация" участвовала студентка, обучающаяся по специальности "Туризм", Грачева Софья Дмитриевна, под научным руководством преподавателя права ГБПОУ СКИСиГ, к.и.н. Можаева Антона Викторовича.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
![]() | 306.67 КБ |
![]() | 2.84 МБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»
(ГБПОУ СКИСиГ)
ОТКРЫТАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ХРАМОВ СТОЛИЦЫ И ГОРОДОВ РОССИИ»
Номинация «Мультимедийная презентация»
Тема исследования
«Историко-культурологические аспекты храмового строительства в Российском государстве»
(на примере церкви Вознесения Господня в Коломенском)
(г. Москва)
Работа выполнена студентом 1 курса
группы 1ГД(9)-20д
Грачевой Софьей Дмитриевной
Ф.И.О.(полностью)
Научный руководитель
Можаев Антон Викторович
Ф.И.О.(полностью)
кандидат исторических наук
Ученая степень, ученое звание
преподаватель права
Москва, 2020
Введение.
Еще находясь на первобытнообщинной стадии развития, люди, видя явления природы, осознавали наличие неких надприродных сил, управляющих такими явлениями по собственному разумению. По мере умственного и духовного развития человечества, от похоронных обрядов [10] и симпатической магии [17] происходил переход к пантеону языческих богов, наиболее известные из которых принадлежат Древнему Египту [3], Древней Греции [7] и Древнему Риму [19]. Однако язычество, не являясь истинной верой и потому не сумев удовлетворить духовные запросы человечества, стало лишь прологом к монотеизму – единобожию, когда люди узнали Единого Бога Творца и на основании этого появились 3 базовые монотеистические религии (в исторической последовательности) – иудаизм, христианство, ислам [14].
Вполне естественно, что для поклонения как языческим богам, так и Богу Творцу строились специальные культовые сооружения – храмы как место пребывания только божества (в язычестве) [28], [24] или как место собрания соответствующей религиозной общины как для светских, так и для духовных действий (вознесение молитв, проведение религиозных праздников) (в монотеистических религиях) [11], [20], [18], [25].
Храмы различных конфессий в монотеистических религиях отличаются друг от друга, что объясняется особенностями вероисповедания. А в рамках одной конфессии все ли храмы одинаковы и строятся по единому образцу?
В силу конфессиональной принадлежности к Православию автору стало интересно получить ответ на этот вопрос применительно к православным храмам. И здесь возникло противоречие – приведенное на предыдущем слайде изображение храма, достаточно типичного для современности, оказывается не единственным возможным вариантом внешнего вида православного храма. В качестве примера можно привести Храм Вознесения Господня в Коломенском (Москва) (далее по тексту – Храм) [32].
Поставленная проблема звучит следующим образом: «Почему данный Храм резко отличается от типичных православных храмов?» Для выявления проблемной ситуации нам следует обратиться к знаниям об истории Российского государства в период постройки данного храма, архитектурных стилях, используемых в тот исторический период для постройки общественных зданий, в т.ч. для религиозных нужд, а также о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов в соответствии с религиозными канонами.
Проблемный вопрос будет звучать так: «Насколько соответствует внешний вид и внутреннее убранства Храма действующим православным канонам в части строительства и обустройства культовых сооружений?».
В этой ситуации объектом исследования является Церковь Вознесения Господня в Коломенском [35] (с 1994 г. включена в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО). 25 августа 1530 года (старого стиля) у Великого Князя Московского Василия III родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько храмов, в том числе храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году митрополитом Даниилом [34], а предметом исследования – внешний и внутренний вид указанного храма.
Гипотеза исследования: в конкретный исторический период существования и развития Российского государства тот стиль, в котором был построен и обустроен исследуемый храм, отвечал православным канонам в части строительства и обустройства культовых сооружений, а последующие изменения внешнего вида таких сооружений зависели в первую очередь от функциональных возможностей различных архитектурных типов храмов; эти изменения не отменяли предыдущие стандарты и не требовали их переделки и/или уничтожения, поскольку каждый православный храм есть место пребывания Господа Иисуса Христа.
Цель исследования – выявление соответствия/несоответствия внешнего и внутреннего вида Храма действующим православным канонам в части строительства и обустройства культовых сооружений.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение периода истории Российского государства, в который был построен Храм.
2. Рассмотрение влияния архитектурных стилей православных храмов на функциональность последних.
3. Рассмотрение действующих православных канонов в части строительства и обустройства культовых сооружений.
Основная часть
1. Первая треть XVI в. стала периодом правления великого князя Василия III Ивановича [5], отца великого князя (впоследствии царя) Иоанна IV Васильевича Грозного. Василий III продолжил политику отца по укреплению и централизации Русского государства, боролся с феодальной оппозицией, присоединил к Москве последние полусамостоятельные уделы и княжества, прославился победной войной против Литвы. Итогами его правления стало укрепление страны, о ней узнали за дальними рубежами. На его эпоху выпал строительный бум [4], в т.ч. в Коломенском появился исследуемый Храм.
Мать Василия III – Софья ПалеолОг [6] – до замужества, будучи племянницей последнего византийского императора, после падения Византийской империи жила при папском дворе в Риме. Брак с Василием III положил начало тесным контактам двора Ивана III с Италией [13], что полностью определило дальнейшее развитие всей русской архитектуры [21].
Место над святым источником выбрано не случайно: по легенде, вода из этого источника исцеляла бесплодие, поэтому женщины издревле ездили в Коломенское молиться о даровании потомства [32].
Средневековая Москва, осмысляющая себя «Третьим Римом» [15], и устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В этой градостроительной модели именно великокняжескому селу Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. В соответствии с русской эсхатологической идеей коломенский храм Вознесения был и символом Второго пришествия Христа, которое ожидается там же, на Елеонской горе, где совершилось и Его Вознесение. Москва, устраивавшая себя «Третьим Римом», словно уготавливала пути Господу. Так и получилось, что в Коломенском – символической Елеонской горе Москвы – был построен именно Вознесенский храм, как и в Иерусалиме [33].
Вывод: время и место для постройки Храма были не случайны, а подчиняются основной закономерности, которая проистекает из идеи «Москва – Третий Рим» и требует в первую очередь сочетания таких факторов, как политический (развитие Великого Княжества Московского как центра Российского государства, желательность обоюдных контактов со стороны иностранных государств), экономический (наличие в государственной казне средств для оплаты добытого сырья и труда иностранных мастеров, наличие собственных мощностей для изготовления строительных материалов) и духовный (преемственность идеи торжества Православия как единственной религии, которая в полном объеме отвечает на все вопросы, касающиеся мироустройства и человека).
2. По данным Л.М. Санчеса и А. Виноградова, главный тип строительства Средних веков — это строительство по образцу, то есть заказчик указывает на некое, как правило, очень авторитетное и известное здание, по образцу которого — часто это бывает устно и не отражается в документах, но иногда попадает и в документы — нужно строить новое здание. Заказчик находит подрядчика, который – обязательное условие – имеет связь с каменщиками и теми, кто будет выполнять его задачи. Последний передает волю заказчика мастерам, и те уже в силу своих умений, как они себе это представляют, начинают возводить здание.
В результате это приводит к тому, что архитектура внешне может быть похожа одна на другую, но она никогда не может скопировать никакую другую точно, потому что, например, прием вырезания конкретных деталей, выкладывание окон, привычка делать определенное расстояние между ними и так далее и так далее — все это у каждого мастера индивидуально. Под каждую постройку мастера набираются свободно. Может быть костяк этой артели, но при этом какие-то мастера могут не участвовать, другие прийти, и каждый раз получается некий новый, очень любопытный продукт [22].
Исследуемый Храм – особый замысел великого князя Василия III, который попытался вписать и дать мастеру задачу вписать эту церковь в контекст итальянских построек, которые следуют традиции храма Гроба Господня в Иерусалиме [29]. Главный мотив этого храма – мотив устремленного вверх шатра, который внутри еще подчеркнут арками и такими великолепными столбами, на которые он опирается [23].
Вместе с тем доктор архитектуры, профессор, член Союза художников России, заслуженный работник культуры России Заграевский Сергей Вольфгангович в своей монографии «Три главных историко-архитектурных вопроса древнерусского шатрового зодчества» предлагает в качестве возможной модели Храма романскую шатровую церковь св. Фаустино в Брешиа XII в. [9]. Здесь же Заграевским С.В. приводятся данные о широком распространении шатра в древнерусской деревянной архитектуре ранее появления первого каменного шатрового храма.
Шатровая форма церквей [2] оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом [31].
Каменные же шатровые и многошатровые храмы появились в XV-XVI веках и не имеют аналогов в европейской архитектуре, однако перестали строиться и были заменены крестово-купольными храмами [26] после никоновских церковных реформ. Заграевский С.В. в работе «К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов» указывает на наличие такого запрета и анализирует его причины; представляется, что одной из них является мнение патриарха Никона [16] об излишней затратности шатрового зодчества, его технологической сложности и неэффективности с точки зрения вместимости храмов [8].
Выводы Заграевского С.В. дополняет заместитель директора Музеев Московского Кремля, специалист по древнерусской архитектуре Андрей Баталов, который в комментарии к статье Марии Максимовой «Последняя загадка патриарха Никона», опубликованной на сайте «Православная Москва», отмечает: «Главная проблема шатровой архитектуры – в неоправданно больших затратах на отопление. Все шатровые храмы, за исключением построенных при монастырских трапезных, были холодными. В теплых церквах при трапезных шатер отделяли сводом, иначе пришлось бы отапливать, как говорят в народе, воздух. А в других местах зимой служили или в теплых приделах, или в соседних зимних храмах. Эти примеры показывают: проблема тесноты храмов из-за постоянно увеличивающегося количества прихожан не была в те времена надуманной» [12].
Вывод: внешний вид православного храма, ставший на сегодняшний день традиционным, утвердился в таком качестве относительно недавно по историческим меркам, и возможной основной причиной утверждения именно такого внешнего вида стала его повышенная функциональность в сравнении с шатровым – возможность а) проводить все необходимые культовые мероприятия летом и зимой и б) вмещать при этом значительно больше людей, нежели шатровый храм.
3. По данным Н. Шабалина, единый православный архитектурный канон в материальном виде отсутствует. Но есть так называемое Богословское понимание канона — то есть символика — как прикладной язык выражения религиозной идеи. Если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна [39].
По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор [27].
В православном храме алтарь – аналог святая святых и означает Царство Небесное [30], куда входят только священники и который ограничен иконостасом. Средняя часть храма – аналог святилища , в ней находятся все верующие христиане [27]. Притвор – аналог двора ветхозаветного храма, ранее он предназначался для лиц, не имевших права входить в храм (желающие креститься, тяжко согрешившие) [1].
Православный храм большей частью в своем основании устраивается в виде креста, что означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. [27]
Рассмотрим типовой план православного храма [26] и сравним его с фотографиями Храма, предоставленными автором Живого Журнала vladimirdar [35]. Как видно на фото, Храм имеет 3 входа в виде папертей [36], есть иконостас, отделяющий алтарь от средней части [37], и в плане здание Храма представляет собой равноконечный крест, что утверждает возросшую роль и силу православия: молящихся как бы осенял реально зримый сводчатый крест [38].
Вывод: несмотря на внешний вид, не вполне отвечающий более поздним представлениям о внешнем виде православного храма, исследуемый Храм в полном объеме соответствует канонам православного храмостроительства, как они изложены в ветхозаветной и новозаветной традиции.
Заключение.
Любой храм всегда не похож на любое другое общественное здание – уже в силу того, что посвящен не земным делам, но небесным. Основная идея храма – приблизить людей к Богу. Всё в храме должно настраивать пришедшего, независимо от его обычного умонастроения, на общение с Тем, Кто сотворил мир и самого человека. Отсюда возникают специальные требования к архитектуре, внешнему виду, внутреннему убранству храмов.
Особенно хорошо это прослеживается в православной традиции. С учетом теории «Москва – Третий Рим», согласно которой Русское государство и его столица стали последним земным воплощением духовного христианского «царства», Русская православная церковь предстаёт как наследница единой христианской Церкви первых 8 веков её существования.
Поэтому внешний вид и внутреннее убранство православных храмов должно быть единообразным, и представлять строгое соответствие имеющимся требованиям, изложенным в Священном Писании.
Автором было проведено исследование в отношении Храма Вознесения Господня в Коломенском, по внешнему виду отличающемуся от других православных храмов. В ходе исследования были выявлены противоречие, проблема, проблемная ситуация, поставлен проблемный вопрос, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, определены цель и задачи исследования.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
а) выявлены исторические, личностные и религиозные предпосылки к строительству Храма;
б) выявлены следствия из архитектурных форм шатрового типа православных храмов, не позволивших таким храмам стать по-настоящему массовыми культовыми зданиями;
в) выявлено соответствие исследуемого Храма базовым канонам православной архитектуры.
Культурологическая ценность полученных результатов состоит в определении базовых условий (политическое состояние Московского княжества, духовный настрой Великого Князя, неподдельная религиозность правящих кругов), одним из следствий сочетания которых и стало строительство Храма в том виде и в том месте, где он и находится сейчас.
Практическое применение результатов данного исследования возможно в ходе подготовки материалов для экскурсий соответствующей направленности.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. Время и место для постройки Храма были не случайны, а подчиняются основной закономерности, которая проистекает из идеи «Москва – Третий Рим» и требует в первую очередь сочетания таких факторов, как политический (развитие Великого Княжества Московского как центра Российского государства, желательность обоюдных контактов со стороны иностранных государств), экономический (наличие в государственной казне средств для оплаты добытого сырья и труда иностранных мастеров, наличие собственных мощностей для изготовления строительных материалов) и духовный (преемственность идеи торжества Православия как единственной религии, которая в полном объеме отвечает на все вопросы, касающиеся мироустройства и человека).
2. Внешний вид православного храма, ставший на сегодняшний день традиционным, утвердился в таком качестве относительно недавно по историческим меркам, и возможной основной причиной утверждения именно такого внешнего вида стала его повышенная функциональность в сравнении с шатровым – возможность а) проводить все необходимые культовые мероприятия летом и зимой и б) вмещать при этом значительно больше людей, нежели шатровый храм.
3. Несмотря на внешний вид, не вполне отвечающий более поздним представлениям о внешнем виде православного храма, исследуемый Храм в полном объеме соответствует канонам православного храмостроительства, как они изложены в ветхозаветной и новозаветной традиции.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
Информационные источники.
1. Анисимов Андрей. Зачем в храме нужен притвор (портал «Фома»). – URL: https://foma.ru/zachem-v-xrame-nuzhen-pritvor.html (дата обращения 23.12.2020).
2. Архитектура (портал храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове). – URL: http://pokrovchram.ru/arhitektura (дата обращения 23.12.2020).
3. Боги Древнего Египта (портал «История мира»). – URL: https://istoriyamira.ru/bogi-drevnego-egipta/ (дата обращения 21.12.2020).
4. Василий III (портал «24СМИ». – URL: https://24smi.org/celebrity/47534-vasilii-iii.html (дата обращения 22.12.2020).
5. Василий III Иванович (портал «Хронос»). – URL: http://hrono.ru/biograf/bio_we/vasili3iv.php (дата обращения 22.12.2020).
6. Великая княгиня София. Пластическая реконструкция. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 (дата обращения 22.12.2020).
7. Греческие Боги у себя дома (портал «Русские Афины»). – URL: https://rua.gr/greece/abgreece/33023-grecheskie-bogi-u-sebya-doma.html (дата обращения 21.12.2020).
8. Заграевский Сергей Вольфгангович. К вопросу о запрете патриарха Никона на строительство шатровых храмов. Журнал Томского государственного педагогического университета «ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики». № 3 (13), 2017. С. 33 – 44. – URL: https://praxema.tspu.edu.ru/archive.html?year=2017&issue=3&article_id=6605 (дата обращения 23.12.2020).
9. Заграевский Сергей Вольфгангович. Три главных историко-архитектурных вопроса древнерусского шатрового зодчества (ил. 7). – URL: http://zagraevsky.com/shatr.htm (дата обращения 23.12.2020).
10. Зубов Андрей. Доисторические в неисторические религии. Религия верхнего палеолита (портал «Азбука веры»). – URL: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii/3 (дата обращения 21.12.2020).
11. Иерусалимская синагога (портал «Прага»). – URL: https://praga-praha.ru/jeruzalemska-synagoga/ (дата обращения 21.12.2020).
12. Максимова Мария. Последняя загадка патриарха Никона (портал «Православная Москва»). – URL: http://orthodoxmoscow.ru/poslednyaya-zagadka-patriarxa-nikona/ (дата обращения 23.12.2020).
13. Начало русской дипломатии (портал «Исторические сюжеты. Приложение к журналу Softmixer.com). – URL: https://storyfiles.blogspot.com/2015/12/blog-post_2.html (дата обращения 22.12.2020).
14. Нехристианские религии: православный взгляд (портал храма во имя Михаила Архангела г. Новосибирска). – URL: http://mih-arh.ru/article/191 (дата обращения 21.12.2020).
15. Откуда взялось понятие «Москва – Третий Рим»? (портал «Толкователь»). – URL: http://ttolk.ru/?p=21724 (дата обращения 22.12.2020).
16. Патриарх Никон и начало церковного раскола в середине XVII века (портал «Богослов.RU»). – URL: https://bogoslov.ru/event/5998334 (дата обращения 23.12.2020).
17. Пирогов Евгений. Религия вчера и сегодня (портал «Духовное сопротивление»). – URL: http://антисекта.рф/articles/religiya_vchera_i_segodnya/ (дата обращения 21.12.2020).
18. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. – URL: https://litemove.ru/pravoslavnyj-xram.html (дата обращения 21.12.2020).
19. Римские боги и чем они отличаются (портал «Amino»). – URL: https://aminoapps.com/c/pisateli-amino/page/blog/rimskie-bogi-i-chem-oni-otlichaiutsia-korotko/ol8P_7vcduBBkWwee0ElkJd7PzE7JPdEEw (дата обращения 21.12.2020).
20. Россия. Католический костел в Москве (портал «Мир без границ»). – URL: https://vicamilleri.com/moskva-katolicheskij-kostel/ (дата обращения 21.12.2020).
21. Санчес Лев Масиель, Виноградов Андрей. Курс: «Древнерусская архитектура», лекция 7: «Архитектура Ивана III и Василия III: итальянцы в Московии», «Правление Ивана III». – URL: https://magisteria.ru/old_russian_architecture/italians_in_moscovia (дата обращения 22.12.2020).
22. Санчес Лев Масиель, Виноградов Андрей. Курс: «Древнерусская архитектура», лекция 7: «Архитектура Ивана III и Василия III: итальянцы в Московии», «Средневековые принципы проектирования». – URL: https://magisteria.ru/old_russian_architecture/italians_in_moscovia (дата обращения 22.12.2020).
23. Санчес Лев Масиель, Виноградов Андрей. Курс: «Древнерусская архитектура», лекция 7: «Архитектура Ивана III и Василия III: итальянцы в Московии», «Церковь Вознесения в Коломенском». – URL: https://magisteria.ru/old_russian_architecture/italians_in_moscovia (дата обращения 22.12.2020).
24. Три главных языческих храма Кипра (портал «Вестник Кипра»). – URL: https://vkcyprus.com/articles/10441-tri-glavnykh-yazycheskikh-khrama-kipra (дата обращения 21.12.2020).
25. Уникальные росписи на самую большую мечеть Европы в г.Шали наносили мастера из Узбекистана (портал «Грозный Информ»). – URL: https://grozny-inform.ru/news/society/111447/ (дата обращения 21.12.2020).
26. Устройство православного храма (портал «Азбука веры»). – URL: https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml (дата обращения 23.12.2020).
27. Устройство православного храма (портал кафедрального собора Преображения Господа Иисуса Христа г. Сургута). – URL: http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/ (дата обращения 23.12.2020).
28. Храм богини Хатхор, Дендера, Египет. – URL: https://pikabu.ru/story/khram_bogini_khatkhor_dendera_egipet_5027759 (дата обращения 21.12.2020).
29. Храм Гроба Господня в Иерусалиме (портал «Weatlas»). – URL: https://weatlas.com/landmarks/317 (дата обращения 23.12.2020).
30. Храм и его устройство (алтарь храма) (портал «Православие.ru»). – URL: https://pravoslavie.ru/104947.html (дата обращения 23.12.2020).
31. Храмы России. Шатровые храмы. – URL: https://hramy.ru/rare/shater.htm (дата обращения 23.12.2020).
32. Церковь Вознесения Господня в Коломенском (портал «Рублев. Ищите и обрящете»). – URL: http://rublev.com/hramy/tserkov-vozneseniia-gospodnia-v-kolomenskom (дата обращения 21.12.2020).
33. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 1. (после фото 15). – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73344.html (дата обращения 22.12.2020).
34. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 1. (после фото 23). – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73344.html (дата обращения 22.12.2020).
35. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2. – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html (дата обращения 22.12.2020).
36. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2 (фото 04). – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html и https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae27c8 (дата обращения 24.12.2020).
37. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2 (фото 41). – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html и https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae2820 (дата обращения 24.12.2020).
38. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 2 (фото 42). – URL: https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html и https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae27fb (дата обращения 24.12.2020).
39. Шабалин Николай. Православный храм. Стиль, формы, символика (портал «Ярмарка Мастеров»). – URL: https://www.livemaster.ru/topic/1904495-pravoslavnyj-hram-stil-formy-simvolika (дата обращения 23.12.2020).
Слайд 1
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (на примере церкви Вознесения Господня в Коломенском (г. Москва)) Работа выполнена Грачевой Софией Дмитриевной, ГБПОУ СКИСиГ , г. Москва, группа 1ГД(9)-20д, Научный руководитель Преподаватель права, к.и.н . Можаев А.В.Слайд 2
Первобытные религии
Слайд 3
Языческие боги
Слайд 4
Основные монотеистические религии
Слайд 5
Языческие храмы
Слайд 6
Храмы монотеистических религий
Слайд 7
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Слайд 8
Цель исследования – выявление соответствия/несоответствия внешнего вида и внутреннего убранства Храма действующим православным канонам в части строительства и обустройства культовых сооружений и подготовка практических рекомендаций по посещению и пребыванию в православном храме. Задачи исследования: 1. Рассмотрение периода истории Российского государства, в который был построен Храм. 2. Рассмотрение архитектурных стилей указанного исторического периода в Российском государстве и в других странах. 3. Рассмотрение действующих православных канонов в части строительства и обустройства культовых сооружений. Цель и задачи исследования
Слайд 9
Объектом исследования является Церковь Вознесения Господня в Коломенском – православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы. Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой. Храм был основан в 1528 году, а освящен после окончания его постройки в 1532 г. митрополитом Даниилом. Предмет исследования – внешний вид и внутреннее убранство указанной церкви. Объект и предмет исследования
Слайд 10
Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: в конкретный исторический период существования и развития Российского государства тот стиль, в котором был построен и обустроен Храм, отвечал православным канонам в части строительства и обустройства культовых сооружений, а последующие изменения стиля и убранства православных культовых сооружений не отменяли предыдущие стандарты и не требовали их переделки и/или уничтожения, поскольку каждый православный храм есть место пребывания Господа Иисуса Христа . Гипотеза исследования
Слайд 11
I этап исследования (исторические личности)
Слайд 12
I этап исследования (исторические аспекты строительства)
Слайд 13
II этап исследования (схема организации строительства)
Слайд 14
II этап исследования (образцы архитектуры)
Слайд 15
II этап исследования (шатровые храмы)
Слайд 16
III этап исследования (внутреннее помещение православного храма)
Слайд 17
III этап исследования (типовой план)
Слайд 18
III этап исследования (исследуемый храм)
Слайд 19
1. Время и место для постройки Храма были не случайны, а подчиняются основной закономерности, которая проистекает из идеи «Москва – Третий Рим» и требует не только желания для постройки соответствующего здания, но и сочетания таких факторов, как политический (развитие Великого Княжества Московского как центра Российского государства, желательность обоюдных контактов со стороны иностранных государств), экономический (наличие в государственной казне средств для оплаты добытого сырья и труда мастеров, наличие собственных мощностей для изготовления строительных материалов) и духовный (преемственность идеи торжества Православия как единственной религии, которая в полном объеме отвечает на все вопросы, касающиеся мироустройства, Вселенной и человека). 2. Ставший на сегодняшний день традицией внешний вид православного храма не является единственно верным, такой вид утвердился в качестве единственно возможного по историческим меркам относительно недавно, и возможной основной причиной утверждения именно этого внешнего вида стала его повышенная функциональность в сравнении с шатровым – возможность а) проводить все необходимые культовые мероприятия летом и зимой и б) вмешать при этом значительно больше людей, нежели шатровый храм. 3. Несмотря на внешний вид, не вполне отвечающий более поздним представлениям о внешнем виде православного храма, исследуемый Храм в полном объеме соответствует канонам православного храмостроительства , как они изложены в ветхозаветной и новозаветной традиции . Выводы исследования
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Слайд 21
Боги Древней Греции https://rua.gr/greece/abgreece/33023-grecheskie-bogi-u-sebya-doma.html Боги Древнего Египта https://istoriyamira.ru/bogi-drevnego-egipta/ Боги Древнего Рима https://aminoapps.com/c/pisateli-amino/page/blog/rimskie-bogi-i-chem-oni-otlichaiutsia-korotko/ol8P_7vcduBBkWwee0ElkJd7PzE7JPdEEw Василий III http://hrono.ru/biograf/bio_we/vasili3iv.php Василий 3 дает обет – https://www.pravenc.ru/text/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20III%20%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0.html Иконостас Храма https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae2820 Иудаизм Христианство Ислам http://mih-arh.ru/article/191 Информационные источники
Слайд 22
Кафедральный собор Преображения Господа Иисуса Христа г. Сургута http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/ Костел https://vicamilleri.com/moskva-katolicheskij-kostel/ Мечеть https://grozny-inform.ru/news/society/111447/ Москва Третий Рим http://ttolk.ru/?p=21724 Охотничья Магия http://антисекта.рф/articles/religiya_vchera_i_segodnya/ Палеолит Захоронение https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii/3 Патриарх Никон https:// bogoslov.ru/event/5998334 Информационные источники (продолжение)
Слайд 23
План православного храма – https://azbyka.ru/shemy/ustrojstvo_pravoslavnogo_hrama.shtml Посольская служба при Иоанне III – https://storyfiles.blogspot.com/2015/12/blog-post_2.html Православный храм https://www.livemaster.ru/topic/1904495-pravoslavnyj-hram-stil-formy-simvolika Придел храма 1 и 2 http://armih.ru/exkurs/pridel Романская шатровая церковь св. Фаустино в Брешиа (XII век) http://zagraevsky.com/shatr.htm Синагога в Праге https://praga-praha.ru/jeruzalemska-synagoga/ Софья Палеолог реконструкция https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_% D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 Информационные источники (продолжение)
Слайд 24
Средняя часть храма http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/ Фото храма в Коломенском – https://vladimirdar.livejournal.com/73504.html Храм Вознесения Господня в Коломенском http://rublev.com/hramy/tserkov-vozneseniia-gospodnia-v-kolomenskom Храм в Коломенском Вид спереди – https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae27c8 Храм в Коломенском Крест в плане – https://yadi.sk/a/lGv9omGV3WBEvp/5affccaf0f0a9836cfae27fb Храм Греция и Рим https://vkcyprus.com/articles/10441-tri-glavnykh-yazycheskikh-khrama-kipra Храм Гроба Господня https://weatlas.com/landmarks/317 Храм Египет https://pikabu.ru/story/khram_bogini_khatkhor_dendera_egipet_5027759 Шатровый храм http://pokrovchram.ru/arhitektura Информационные источники (окончание)
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Белый лист
Волшебная фортепианная музыка
За чашкой чая
Четыре художника. Осень