Данная статья посвящена традициям питания жителей Тюменской области
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 32.62 КБ |
ТРАДИЦИИ ПИТАНИЯ НАРОДОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кнут Анна
Ключевые слова: этнокультура, национальное самосознание, рецепт, диалог культур, туризм
В последнее время ученые обсуждают вопросы, связанные с этническими традициями питания. Рецепты национальной кухни бережно хранятся и иногда держатся в секрете. Еда и культура питания – часть национального самосознания. Взгляд на мир сквозь призму питания народов помогает развивать межкультурную коммуникацию. Состав пищи, особенности ее приема и обычаи стола связаны с мировоззрением народа, отражают взгляды наших предков.
В Тюменской области проживают русские, татары, украинцы, немцы, казахи, чуваши, белорусы, башкиры, ханты, манси, ненцы и представители других национальностей, которые можно объединить в группы: славянскую, тюркскую, коренные народы Крайнего Севера. Народы, проживающие на территории нашего региона, имеют свои традиции питания. Миграции 20 века сыграли роль в развитии Тюменской области, и все народы, проживающие в ней, внесли свой вклад в кулинарную карту региона. Формирование традиций питания в нашей области связано с рядом факторов, основными из которых являются природные и экономические условия; религиозные и моральные нормы; историко-культурные устои. Мигранты везли с собой кулинарные обычаи и культуру питания как частицу своей идентичности. Во многих семьях кулинарные привычки говорят о национальных корнях. Этническая кухня жителей Тюменской области, исследование традиций питания наиболее многочисленно представленных народов нашего региона важны для перспектив его развития.
Области исследования особенностей питания народов на фоне мультикультурной современности можно разделить на три большие группы: историко-описательные вопросы (кулинарные традиции в нашем регионе в разные периоды), культурно-аналитические проблемы (этнические пищевые предпочтения как часть духовной жизни, обряды и их пищевая составляющая, влияние пищевых традиций и заимствований на культуру народов, современные традиции питания с точки зрения общения культур) и филологическая составляющая (лингвистический аспект проблематики, связанный с изучением языка как носителя информации о традициях питания, анализ «гастрономической» лексики в пословицах, поговорках и др.).
Традиции любой кухни уходят корнями в прошлое. Славянская кулинария прошла длинный путь исторического развития; она самобытна и разнообразна. Природные богатства обусловили широкое применение грибов, орехов, меда, ягод, а занятие земледелием и скотоводством расширили ассортимент блюд за счет использования зерновых, овощей, мяса домашнего скота и птицы. Кухня сибирских немцев в ходе взаимодействия с соседними народами обогатилась новыми блюдами. Значительное влияние на пищу немецкого населения Западной Сибири оказала славянская традиция питания.
На развитие татарской кухни повлияли и культурные и религиозные особенности татарского народа, и традиции его соседей. Открытость казахского народа до сих пор выражается в традициях и обычаях гостеприимства, обильного угощения гостя. В пище населения области много заимствований из национальной кухни тюркских народов (манты, плов, айран, кумыс и др.). Чувашская кухня испытывала на себе влияние соседей, однако заимствования не лишили ее колорита. Современные тюменские чуваши не утратили своих кулинарных традиций; многие блюда дошли до наших дней. Башкирская кухня, впитавшая в себя традиции питания русских, богата разнообразными блюдами и радушным гостеприимством. Башкирская кухня Сибири складывалась в процессе взаимодействия этноса с соседями. Несмотря на все изменения и влияния, характерные особенности башкирской кухни сохранились до настоящего времени. Основной чертой является изобилие праздничного стола.
Еда коренных народов Севера очень специфична; природа дала им такую пищу, которая содержат все микроэлементы и помогает выжить в северных широтах. Все блюда северной кухни питательны, хорошо утоляют голод и поддерживают энергию. Основу питания ханты и манси составляли рыба, мясо, дичь, орехи. В последнее время в их рационе появилось много новых продуктов, но рецепты традиционных блюд сохраняются. Манси и ненцы заготавливали впрок ягоды. В дорогу ненцы не брали с собой еду, т.к. обычай гостеприимства предполагал угощение в любом чуме. Во второй половине ХХ в. расширился ассортимент блюд (за счет появления и распространения новых сельскохозяйственных культур, и увеличения доли покупаемых продуктов).
У народов Тюменской области присутствуют специфические традиции питания в семье, особенно в праздники. Национальная кухня сохранила свою этническую специфику до настоящего времени. Как правило, в быту люди легко определяют и классифицируют какие-то кулинарные практики как этнические. Кухни народов Тюменской области влияют друг на друга, но это взаимовлияние не исключает самобытности. Знакомство с национальной кухней повышает интерес к иной культуре и взаимообмену. Процесс забвения приёмов кулинарного мастерства, накопленного в течение столетий, нужно остановить. Возрождение истории и обрядов, традиций национального стола, кулинарного искусства поможет прикоснуться к культуре народа.
Сейчас тенденция позиционирования себя посредством активного продвижения национальных пищевых практик более заметна. Жители Тюменской области считают национальные блюда полезными для здоровья, отражающими основы ментальности и образа жизни. Традиции национального питания являются частью культуры народа. Пожилые люди помнят названия блюд на своем языке и знают способы их приготовления. Семьи хранят секреты приготовления праздничных блюд, перешедшие от старших поколений. Это целый языковой пласт, который может исчезнуть. Необходимо исследование языкового выражения традиций питания. Сравнивая пищевые обычаи и рецепты блюд, можно проанализировать реализацию концепта «еда» в славянской, тюркской культурах, у коренных народов Тюменского Севера в филологическом и лингвистическом аспектах (пищевая символика в мифах, преданиях, сказках, песнях, обрядах; изучение устойчивых выражений, связанные с темой «Питание» в разных языках).
Как развивается культура питания в современных селах и городах региона? Раньше сельское население почти не покупало продукты. Сейчас происходят изменения: преобладают покупные продукты даже в деревне; расширился ассортимент овощей, которые выращиваются на приусадебных участках. Реклама продуктов в СМИ как часть современной культуры, система общепита сгладили региональное своеобразие. Кухня для тюменских немцев, казахов, украинцев – сохранившееся культурное наследие, и необходимо сберечь это богатство. Но пищевые практики большого города нивелируют особенности национальной кухни. Молодежь любит иностранные, однотипные продукты, которые продаются в любой стране; такая еда несет чужие идеалы и ценности. Фаст-фуд, портативные обеды и новые виды питания меняют вкусы, традиции, образ жизни и мировосприятие населения области.
Сегодня в маленьком магазинчике в тюменской деревне можно купить практически любой иностранный товар. Современный распорядок еды изменился. Вестернизация еды, питание "на скорую руку" приводят к созданию все новых ресторанов с восточными или западноориентированными меню. Развитие международной кухни затрудняет идентификацию личности в этнокультурном пространстве, навязывая экзотические блюда. В наше время глобализации еда приобрела всеобщий характер. Массовая миграция народов, заимствование культурных образцов, в том числе и связанных с пищей, появление новых пищевых технологий сыграли свою роль.
Традиции питания могут поддерживать семью: в эпоху разрушения родственных связей и непонимания между поколениями старые рецепты и детские воспоминания о семейных застольях очень важны. Этническая еда является способом связи с исторической родиной и условием сохранения национальной идентичности в будущем. Современное село – место сохранения старинных технологий приготовления еды. В нашем регионе есть много знатоков, которые расскажут и продемонстрируют традиционную кулинарию.
Приезжая куда-либо, мы стараемся попробовать местную кухню. Неизвестные блюда позволяют нам почувствовать местный колорит, во многом формируют наше представление об этих местах. Еда как часть жизни человека важна для международной интеграции. Многие народы делают традиции питания способом создания имиджа своей страны. Национальная кухня как элемент культуры может привлекать туристов в наш регион. Большинство народных блюд в Тюменской области стали региональными. Одни и те же блюда можно найти в различных национальных кухнях, и каждый народ считает это блюдо своим. Культурные традиции питания народов Тюменской области могут стать туристическим ресурсом и основой для разработки программы развития туристского сервиса в регионе.
Объекты питания и развитие сферы обслуживания в этом направлении – способ привлечения туристов. Гастрономическая экскурсия включает в себя дегустацию блюд местной кухни, знакомство с технологией их приготовления, особенностями питания, информацией по кулинарной истории региона. При разработке маршрута тура используются мифы и легенды, связанные с происхождением блюд, песни и литературные произведения. В кафе, предлагая туристам национальные блюда, можно пояснять, из каких продуктов и как они приготовлены. В кулинарных путешествиях турист узнает об истории и культуре региона, может познакомиться с семьями, которые готовят национальные блюда. В силу того, что происходит аккумуляция разных этнических традиций, в совокупности формирующих образ региональной гастрономической культуры, интересно и полезно было бы выбрать основные, «знаковые» блюда, которые привлекали бы туристов в нашу область, создавали ощущение единства ее жителей.
Дальнейшие исследования в области традиций питания нашего региона должны включать в себя изучение вопросов этнографии, работу в языковом (лингвистическом) плане и в сфере туризма. Выйдя за рамки простого потребления и эстетического восприятия пищи, можно исследовать этническую кухню как особый ресурс национальной идентичности, что поможет сближению между народами, сохранению интереса к своим традициям и обычаям, формированию уважительного отношения к культуре других национальностей.
Литература
1. Амбарова П.А. Пища людей: межкультурные различия и культурные универсалии // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 4 (81). - С. 150-154.
2. Еда и культура. Сборник статей по материалам I Международного научно-практического симпозиума «Традиционная культура в современном мире. История еды и традиции питания народов мира». М., 2015. – 362 с.
3. Материалы II Международного симпозиума. История еды и традиции питания народов мира. Выпуск II [сборник статей]. — М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2016. — 460 с.
4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира. Изд. 2-е. – М.: Диалог культур, 2009.
Муравьиная кухня
Голубая лягушка
Выбери путь
По морям вокруг Земли
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея