В данном исследовании на примере романа «Алая буква» американского писателя Натаниэля Готорна Ганиева Азалия рассматривает отношение главных героев к любви, к вопросам нравственности через призму пуританской философии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
с углубленным изучением отдельных предметов
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Научно-исследовательская работа по теме
«Пуританские нравы в романе
Натаниэля Готорна «Алая буква»»
Выполнила:
Ганиева Азалия Фирдусовна
Ученица 9 класса
МБОУ «СОШ №27» НМР РТ
Руководитель проекта:
Мухаметгареева Лилия Разиновна
Учитель английского языка
Нижнекамск, 2021
Содержание
2. Идеал человека по понятиям пуританизма 6
3. Выбор литературного направления Н. Готорна. 7
4. Роман «Алая буква» (“The Scarlet Letter”) 8
Список использованной литературы 12
Введение
Сегодня в нашем обществе особенно остро звучит проблема снижения нравственности у современного поколения. Многие браки распадаются, искусство большей частью заполняют развлекательные, или «легкие» жанры, которые порой ничему не учат. Некоторые считают, что с увеличением роста коммуникаций, обедняется духовный мир людей. Но неизменным остается высокое человеческое чувство – любовь. Она поднимает человека на определенную нравственную высоту.
В данном исследовании на примере романа «Алая буква» американского писателя Натаниэля Готорна мы рассмотрим отношение главных героев к любви, к вопросам нравственности через призму пуританской философии. Несмотря на то, что Н. Готорн сравнительно мало известен в России широкому читателю, его новеллы и роман «Алая буква» можно изучать с точки зрения исторического наследия и решения вопросов нравственной проблематики.
Наше исследование актуально, так как произведение американского писателя Н. Готорна затрагивают вечные вопросы добра и зла, любви и ненависти.
Тема нашей научно-исследовательской работы – «Пуританские взгляды в романе Натаниэля Готорна «Алая буква».
Объектом нашего исследования являются мировоззренческие и философско-эстетические взгляды американского писателя – новеллиста первой половины ХIХ века Натаниэля Готорна.
Предмет исследования – роман Н.Готорна “The Scarlet letter” («Алая буква»).
Цель данной научной работы заключается в изучении сущности пуританизма и его влияния на американскую литературу XIX века.
Задачи научного проекта были определены спецификой исследуемого материала:
Гипотеза исследования основана на философских взглядах писателя в произведении «Алая Буква», где автор показывает, что, несмотря на религиозный фанатизм общества и влияние пуританского воспитания на поступки героев, героиня справляется с моральными страданиями от совершенного греха благодаря любви - «святому чувству, дарованному природой».
При создании данной научной работы были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:
- теоретические: анализ романа “The Scarlet letter”, анализ критической литературы, поиск энциклопедической информации, моделирование;
Исследование проводилось в 3 этапа:
На I этапе (сентябрь-октябрь 2020 года) изучалась американская литература XIX века, роман “Алая буква». Осуществлялся выбор темы, формулировка проблемы и гипотезы исследования, были определены его методы, разрабатывался исследовательский инструментарий.
На II этапе (ноябрь-декабрь 2020 года) проводилось исследование, на основании которого были изучены законы пуританизма, было прослежено влияние философии пуританизма на автора романа «Алая буква».
На III этапе (декабрь 2020 года - январь 2021 года) были обобщены и проанализированы полученные данные, сформулированы основные выводы.
Для создания данной исследовательской работы преимущественно была использована новеллистическая американская литература, энциклопедии, научно-популярная литература, интернет-сайты.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленный материал может быть использован на занятиях литературных кружков, при изучении истории освоения Америки в общеобразовательной школе, на занятиях по внеурочной деятельности, вузе.
Основная часть
1. Понятие «Пуританизм»
Пуританизм - оппозиционное религиозное движение английского протестантизма (от лат. purus – «чистый»), сформировавшееся в Англии во второй половине XVI в. на основе идей кальвинизма и анабаптизма. Пуританизм выступал за более радикальную реформу Англиканской Церкви, за ее «очищение» от черт, унаследованных от католицизма.
Пуританизм стал массовой формой выражения и обоснования антифеодальных социальных требований и сыграл решающую роль в идеологической подготовке и обеспечении Английской революции 17 в. Его политическим выразителем стала партия индепендентов (независимых).
Пуританизм получил распространение в Шотландии, Ирландии и в Северной Америке. Американский пуританизм отличался нетерпимостью к инаковерию и склонностью к теократии. Как культурно – исторический феномен, пуританизм является важным фактором формирования и компонентом американского национального характера.
Пуританизм требовал осознания непосредственной ответственности перед Богом. Этому служила строгая система религиозно-морального воздействия: обязательность посещения молитвенных собраний, вмешательство общины в семейные и личные дела своих членов, публичные наставления и наказания перед всей общиной. С нарастанием религиозной неоднородности населения Северной Америки пуританизм все больше превращался из сугубо вероисповедной ориентации в характерную черту образа жизни христиан в общинах.
Историческая роль пуританизма связана с утверждением протестантизма, а также пуританского образа жизни, опирающегося на такие религиозно-этические ценности, осуждение праздности, культ трудолюбия и делового успеха, упорство в осуществлении целей, стоическое отношение к жизненным неудачам.
2. Идеал человека по понятиям пуританизма
Попытаемся раскрыть основные законы пуританизма и дать характеристику идеального человека с точки зрения пуританского воспитания.
Несмотря на тот факт, что пуританизм зародился в Англии, однако, в полной мере это течение проявило себя в Америке. В середине XIX века люди Старого Света с жадностью слушали рассказы о далекой заморской стране, которая рисовалась им, как край процветания. Новый Свет представал в сознании людей краем демократии и «равенством возможностей». После гонений со стороны властей большая часть пуритан переселилась в Новый Свет, основав там первые английские колонии. Пуритан отличала внешняя строгость в одежде, строгость нравов и сознательное ограничение в потребностях. Они стремились обходиться минимумом. Чопорность поведения, благочестие, нетерпимость к отклонениям от морали, педантизм, абсолютная честность в делах, трудолюбие, упорство в достижении целей – все эти черты отличали истинного пуританина от других жителей Нового Света. Они подчеркнуто отрицательно относились к проявлениям любой роскоши в быту и церкви, отказывались от развлечений (танцев, театра и др.) и прочих проявлений радости. Именно эти качества требовались в эпоху зарождения капиталистических отношений в обществе.
В это время американцы начинают искать способ для самовыражения своей нации, решать вопрос об этической, нравственной стороне бытия. Постепенно в Новом Свете устанавливаются определенные законы коммун. Они жестко регламентировали жизнь человека во имя будущей загробной жизни, в которой все воздастся по заслугам. Большое значение у пуритан придавалось борьбе с иноверием, доходившей до кровавого беспощадного уничтожения людей. Девизом их было латинское выражение «Vinci qui patitur» — «Страдающий побеждает».
Итак, мы нашли идеал. Истинный пуританин – это человек, строго чтущий предписанные обществом законы, постоянно самосовершенствующийся, чтобы достичь вершины религиозной нравственности. Он является частью огромного мира, который не подвластен человеку. Его не затрагивают «презренные» мелочные проблемы о быте, ибо ему открывается Божья благодать.
Изучив принципы пуританизма и влияния пуританства на воспитание человека в условиях жизни в Новом Свете, рассмотрим, как американский писатель-новеллист Н.Готорн рассматривает поступки героев сквозь призму пуританской философии.
3. Выбор литературного направления Н. Готорна.
Натаниель Готорн - выдающийся писатель-демократ, романист и новеллист, один из крупнейших американских писателей-классиков, родоначальников литературы американского романтизма. Он автор 116 рассказов и многих романов.
Н. Готорн родился в пуританской семье в г. Сейлеме, штат Массачусетс. Отец будущего писателя, морской капитан, умер в 1808 г., когда мальчику было четыре года. Мать осталась с тремя детьми почти без средств существования. Мальчик любил читать, ему нравились рассказы о революции, но он любил также слушать предания и легенды, которые передавались из уст в уста жителями Новой Англии. Готорн рано познакомился с историей и фольклором Новой Англии. С большим интересом он читал произведения Д. Беньяна, В. Шекспира, Э.Спенсера, В. Скотта.
Более влиятельными и распространенными философскими течениями в литературе были трансцендентализм и пуританизм. Натаниэль Готорн, посещая литературные салоны, встречался с лидерами этих течений. К пуританизму писатель обращается в середине своего творческого пути. Он был далеко не лишен фантазии, но вместо того, чтобы обозревать красочную действительность, обращается в призрачный мир полуреальных героев. Готорн стремится к разрешению проблемы зла. Сосредоточение на внутренней жизни вполне естественно для Готорна, так как он был писателем - романистом. Мировоззрение Готорна определили два течения того времени: трансцендентализм и пуританизм, но Готорн не во всем соглашался с представителями этих течений.
Пуританизм у Готорна предстает, как некая духовная сфера, в которой живут и мыслят его персонажи. Основной чертой пуританизма, которая привлекала писателя, было самосовершенствование человека. Человек у Готорна - духовный центр вселенной, и только в нем разгадка истории, природы, и самой вселенной. Готорн объясняет их основными свойствами природы человека, его характера. Американский новеллист убежден, что зло гнездится в самих основах мироздания и сопутствует человеку со дня рождения до смерти, но Готорн отказывается признать фатальность зла.
Творчество Н. Готорна отражает некоторые аспекты пуританизма, характеризующиеся сложными взаимодействиями людей. Однако, писатель не отдавался полностью идее, потому что верил лишь в истинный гуманизм.
4. Роман «Алая буква» (“The Scarlet Letter”)
Роман “The Scarlet letter” является самым знаменитым произведением Н.Готорна, утвердившимся как классический.
Творчество Н.Готорна было проникнуто размышлениями о философских основах человеческой жизни. И этот роман не исключение. Он повествует о судьбе в пуританской колонии девушки Эстер Прин. Интересна история создания произведения. Однажды, роясь в бумагах, сваленных в кучу в огромной комнате на третьем этаже таможни, писатель нашел рукопись некоего Джонатана Пью, скончавшегося восемьдесят лет назад. Оказалось, что это жизнеописание некой Эстер Прин, жившей в конце XVII века. Вместе с бумагами хранился красный лоскут, при внимательном рассмотрении взору писателя предстала изумительно расшитая цветными нитками буква "А", а когда автор приложил его к груди, ему почудилось, что он ощутил ожог. Итак, Готорн решил использовать реальную историю жизни женщины, описанной Джонатаном Пью.
Этот роман многопланов. Он объединяет черты исторического, нравоописательного и психологического романа. В романе, как и во многих новеллах на историческую тему, история служит лишь фоном. Действие происходит с июня 1642 по конец мая или начало июня 1649 г. В романе описаны исторические личности, такие как Джон Уинтроп (1587-1649), один из основателей и руководителей пуританской колонии в Массачусетсе, Ричард Белингем (1591 -1667), губернатор колонии Массачусетс, описаны его резиденция, Бостон XVII века. Жители этого городка живут по суровым религиозным законам пуритан, и прелюбодейство считается тяжким преступлением. Роман является одновременно пуританским и антипуританским по своей направленности.
Сам Готорн назвал «Алую букву» психологическим романтическим романом. Автора всегда интересовали сложнейшие взаимоотношения, в которые люди вступают между собой, а также с окружающим их миром. Поэтому моральная проблематика преобладает в романе над новоанглийской историей. В центре романа взаимоотношения четырех главных действующих лиц: двух молодых людей - пастора Димсдейла и Эстер Принн; их дочери Перл (прототипом была Уна - старшая дочь писателя), родившейся во время двухлетнего отсутствия мужа Эстер, и доктора Чиллингуорта, не сообщавшего жене о себе.
Пастора Димсдейла, талантливого молодого человека, отличает душевная мягкость, доброе сердце. Он искренне любит Эстер, но у него не хватает решимости изменить свою жизнь. Воспитанный в строгости пуританской морали, мужчина не смеет бросить вызов устоям местной общины. Полюбив замужнюю женщину, он чувствует себя нераскаявшимся грешником. Горе, пережитое им самим, помогло ему глубже понять и горе других, нуждавшихся в словах утешения.
Автор прибегает к фантастике, символике, позволяющей полнее выразить подавленное состояние Димсдейла: на его груди словно появляется тот же знак – буква «А», что и у Эстер. Чувствуя приближение смерти, он решился наконец признать свой грех, обнажив грудь перед людьми, стоявшими у эшафота.
Бывший муж Эстер фанатик-ученый Чиллингуорт все свои познания употребил во зло - он мстил ради самой мести.
Наиболее привлекателен в романе образ Эстер Принн. Осуждая ее, Готорн тем не менее отдал ей свои симпатии, создал новую романтическую героиню, наделив ее страстью, красотой, женственностью и удивительным обаянием. Наказание отчуждением, презрение окружающих за совершенный ею грех - прелюбодеяние - не сломили ее духа. Она выбрала жизнь, любовь и, уверенная в своей правоте, борется за них.
Эстер выходит за рамки героинь XVII столетия и приближается к героиням XIX в., боровшимся за свои права, за изменение социального порядка. Вернув себе общественное уважение, она смогла оказать воздействие на своих сограждан. Свою вину молодая женщина искупила, помогая бедным и больным советом, добрыми делами.
Всем ходом повествования автор как бы хочет сказать, что в XVII в. из соображений высокой нравственности предрассудки, пуританская мораль и воспитание приносили много мучений человеку и унижали его достоинство.
Много сил и энергии, душевного тепла вложила Эстер в воспитание дочери Перл (от англ. pearl - жемчужина). Перл, алая буква и любовь сливаются для Эстер в единое целое. Она наряжает дочь в красное бархатное платье, так что та становится похожей на ожившую букву.
Готорн умело использовал в романе не только символику, аллегорию, но и элементы фольклора. Большую роль играют пространственные символы (тюрьма, эшафот, дорога, лес, ручей); умело применен автором прием контраста: уродливое здание тюрьмы и куст диких роз, ярко-языческое платье Перл и темное одеяние пастора Димсдейла, буйство зелени в лесу и вышитая буква на груди Эстер.
Роман «Алая буква» - это история о женщине, осужденной буржуазным ханжеским Бостоном, которой в наказание велено пожизненно носить на груди алую букву, служившую знаком ее прегрешения. Это буква «А» - не только символ «Adultery» – прелюбодеяния, но и символ чистой, самоотверженной души.
В романе Готорн ставит вопросы духовной жизни, ее течения, борьба интеллектуального с чувствительным. Его интересует опыт человечества в целом, а не только одна личность. Жизнь Новой Англии в прошлом и настоящем, с ее жестокими пуританскими нравами и предрассудками, бесчеловечными законами пуританского воспитания - предмет изучения Готорна. Его интересует, какое воздействие пуританство оказывает на ум, характер и сердце человека. Главным объектом своих новелл Готорн считал не внешние события и реалии, а сердце и душу человека, где Добро и Зло ведут непрерывную борьбу.
Несмотря на мораль пуританизма, которым писатель придавал большое значение, Готорн не осуждает свою героиню. Он скорее осуждает религиозный фанатизм общества. Автор показывает, какие сложные глубокие изменения происходят в душе героини. Моральные и физические страдания переродили ее, нравственно просветили. Забывая о своем несчастье, Эстер активно помогает всем попавшем в беду, и имя ее произносится с уважением.
Так, страдания становятся источником духовного обновления личности. Отвергнув законы пуританского Бостона, сбросив с себя цепь предрассудков, Эстер обретает свободу мышления, в уединенном домике на берегу моря Эстер посещали такие мысли, какие не посмели бы войти в жилище Новой Англии. Эстер перестает стыдиться "греха", более того, она считает свою любовь "священным чувством, дарованным человеку самой природы".
Заключение
Как видим, пуританизм ярко проявился в романе «Алая буква» Да, здесь присутствуют его каноны, показано общество первых поселенцев с их правилами и законами, против которого восстала Эстер, и произведение наполнено борьбой за совершенствование человека.
Основная идея романа Н. Готорна «Алая буква» противоречит философии пуританизма: любовь оправдывает все грехи человека и очищает его изнутри, которая на фоне сухих молитв и законов стоит неизмеримо выше над всем, будь то режимы, общественное мнение.
В своем романе Готорн рисует своеобразную жизнь первых пуританских пришельцев Америки, их всепоглощающее благочестие, суровость и непреклонность их нравственных понятий и трагическую борьбу между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы. В «Алой букве» Натаниэля Готорна особенно ярко выступают живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность и которые поэтому становятся жертвами общественных условий. Готорн окружает их поэтическим ореолом, не делая их, однако, протестантами против взглядов окружающей их среды; они действуют инстинктивно и потому глубоко каются, и стараются искупить свою «вину» раскаянием.
Книги Готорна отличают высокие художественные достоинства: занимательность, подкупающая манера изложения, своеобразное сочетание реального и воображаемого, обрамляющий сюжет, присутствие в них знающего и доброжелательного рассказчика.
Н. Готорн внес ощутимый вклад в развитие психологического романтического рассказа и романа. Многие американские писатели неоднократно отмечали, что свое стремление разгадать тайны бытия и человеческой души Н. Готорн воплотил в неповторимо прекрасной художественной форме.
Список использованной литературы и интернет источников
1. Бахлин В.Н., Я.М.Бергер. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Аспект – пресс, 1996. 159 с.
2. Готорн Н. Роман «Алая буква» / перевод с англ. М.Юнгером. – М.: Эксмо; Домино, 2006. 70 с.
3. Н.Готорн. Чертог фантазии. Новеллы/ перевод с англ. Н. Строиловой. – М.: Текст, 1998. 256 с.
4. Кулаков А.Е. Религии мира. – М.: Москва, 1998. 290 с.
5. Литературная история Соединённых Штатов Америки. Т. 1. М., 1977. 150 с.
6. Митрохина Л.И. Протестантизм: Словарь атеиста. – М.: Политиздат, 1990. 310с
7. Browne N. E. A bibliography of N. Hawthorne. N. Y., 1968. 73 с.
8. Hawthorne. The critical heritage. L., 1970. 25с.
9. http://www.lady.ru/celebs-full-video-20-744-page-1.htm
10. http://selfire.com/2012/05/3740/
11. https://bookscafe.net/read/gotorn_nataniel-alaya_bukva-4850.html#p1
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» с углубленным изучением отдельных предметов Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Пуританские нравы в романе Натаниэля Готорна «Алая буква»» Выполнила: Ганиева Азалия Фирдусовна Ученица 9 класса МБОУ «СОШ №27» НМР РТ Руководитель проекта: Мухаметгареева Лилия Разиновна Учитель английского языка Нижнекамск, 2021Слайд 2
Цели и задачи исследовательской работы Тема – «Пуританские нравы в романе Натаниэля Готорна «Алая буква». Предмет исследования – роман Н.Готорна “ The Scarlet letter ” («Алая буква»). Цель - изучение сущности пуританизма и его влияния на американскую литературу XIX века. Задачи: •выявить особенности пуританизма •проанализировать влияние пуританизма на героев романа «Алая буква» (“ The Scarlet letter ”) Гипотеза основана на философских взглядах писателя в произведении «Алая Буква», где автор показывает, что, несмотря на религиозный фанатизм общества и влияние пуританского воспитания на поступки героев, героиня справляется с моральными страданиями от совершенного греха благодаря любви - «святому чувству любви, дарованному природой».
Слайд 3
Актуальность и практическая значимость исследования Актуальность - произведение американского писателя Н. Готорна затрагивают вечные вопросы добра и зла, любви и ненависти . Практическая значимость - представленный материал может быть использован на занятиях литературных кружков, при изучении истории освоения Америки в общеобразовательной школе, на занятиях по внеурочной деятельности, вузе.
Слайд 4
Этапы работы над проектом 1 этап – ( сентябрь-октябрь 2020 года) изучение американской литературы XIX века, роман «Алая буква». Осуществление выбора темы, формулирование проблемы и гипотезы исследования. 2 этап - (ноябрь-декабрь 2020 года) изучение законов пуританизма, исследование влияния философии пуританизма на автора романа «Алая буква ». 3 этап - (декабрь 2020 года - январь 2021 года) обобщение и анализ полученных данных, написание исследовательской работы и формулирование основных выводов.
Слайд 5
Что такое «Пуританизм»? Пуританизм (от английского purity — в переводе "чистота") —религиозное движение , относящееся к христианскому протестантизму, возникшее в Англии в 16 веке . Отличительные черты - б ольшое внимание к нравственному сознанию — наиболее важный вопрос — что хорошо и что плохо , таким образом, жизнь воспринималась как постоянная борьба добра (Бога) и зла (дьявола ) Ценности в жизни : семья, религиозность, образование детей, тяжёлый труд — это добродетель.
Слайд 6
Пуританизм в Новом Свете Пуританизм сыграл большую роль в становлении американской цивилизации — благодаря таким чертам как с трогость нравов, бережливость , трудолюбие, целеустремлённость , аскетическое ограничение потребностей — стали возможными огромные темпы освоения переселенцами Северной Америки.
Слайд 7
Натаниель Готорн - выдающийся писатель-демократ, романист и новеллист, один из крупнейших американских писателей-классиков, родоначальников литературы американского романтизма. Он автор 116 рассказов и многих романов. Творчество Н. Готорна отражает некоторые аспекты пуританизма, характеризующиеся сложными взаимодействиями людей. Однако, писатель не отдавался полностью идее, потому что верил лишь в истинный гуманизм. Натаниель Готорн
Слайд 8
Роман “ The Scarlet letter” является самым знаменитым произведением Н.Готорна, утвердившимся как классический. Роман «Алая буква » - это история о женщине, осужденной буржуазным ханжеским Бостоном, которой в наказание за совершенный ею «грех», велено пожизненно носить на груди алую букву, служившую знаком ее прегрешения. Это буква «А» - не только символ « Adultery » – прелюбодеяния, но и символ чистой, самоотверженной души. Роман «Алая буква» (« The Scarlet Letter »)
Слайд 9
Несмотря на мораль пуританизма, которым писатель придавал большое значение, Готорн не осуждает свою героиню. Он скорее осуждает религиозный фанатизм общества. Автор показывает, какие сложные глубокие изменения происходят в душе героини. В «Алой букве» Натаниэля Готорна особенно ярко выступают живые натуры, которых не иссушила пуританская набожность и которые поэтому становятся жертвами общественных условий.
Слайд 10
Как видим, пуританизм ярко проявился в романе «Алая буква» Да, здесь присутствуют его каноны, показано общество первых поселенцев с их правилами и законами, против которого восстала Эстер , и произведение наполнено борьбой за совершенствование человека. Основная идея романа Н. Готорна «Алая буква» противоречит филососфии пуританизма: любовь оправдывает все грехи человека и очищает его изнутри, которая на фоне сухих молитв и законов стоит неизмеримо выше над всем, будь то режимы, общественное мнение. Выводы
Учимся ткать миленький коврик
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Развешиваем детские рисунки дома
Мальчик и колокольчики ландышей
Кто самый сильный?