Информационно - познавательный проект знакомит нас с понятием каллиграфия, историей возникновения искусства письма, русской каллиграфией и её особенностями, а также влияние каллиграфии на здоровье человека и её роли в развитие современных технологий.
Данная работа способствует развитию навыков сотрудничества, учит получать информацию из различных источников и применять её в своей деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
kalligrafiya_alekseenko23.05.2021.docx | 34.33 КБ |
Введение
Выбирая тему своего проекта, я не очень хорошо представляла себе, с чего начать работу над ним. По совету наставника, я нашла в Интернете большое количество информации по теме моего проекта. Оказалось, что каллиграфия – очень современное понятия.
В нынешнем компьютерном мире всё нам даётся в печатном виде. Но были времена, когда каллиграфы трудились в органах ЗАГС, в милиции, в кадровой службе, аккуратно выписывая нам жизненно необходимые документы: паспорта, свидетельства о рождении и браке, трудовые книжки. Сегодня любой декоративный рисунок в виде сочетания букв, растений, геометрических фигур можно начертить на компьютере при помощи специальных шрифтов.
На основании изученного материала я определила для себя следующую цель:
Задачи:
1.Теоретическая часть
1.1 Понятие каллиграфии.
Инструменты для письма
Каллиграфия (от греческих слов kalós и grafí — «красиво» и «пишу») — это вид изобразительного искусства, суть которого заключается в особом оформлении письменных знаков. Каллиграфия объединяет в себе функции рисунка и письма, она одновременно служит средством художественного самовыражения автора и способом доступного отображения текстовой информации.
Специалисты, владеющие этим видом искусства, называются каллиграфами. Для выполнения надписей и рисунков они используют различные инструменты. В самом начале применяли тростниковые палочки, металлические клинья. С развитием каллиграфии появились новые инструменты, прежде всего, гусиные перья, кисточки и бумага, а также минеральные чернила, тушь. На смену птичьим перьям пришло металлическое перо, которое служило намного дольше.
В течение веков изменялся состав бумаги; она могла быть из шёлка, растительного сырья; быть тонкой, прозрачной или очень плотной. Каждый раз перед началом работы, мастер – каллиграф выбирал инструменты, чернила и бумагу для своего шедевра.
1.2. Каллиграфия – искусство письма
Каллиграфия возникла в Междуречье, более пяти тысяч лет назад одновременно с изобретением письменности, на территории современного Ирака. Оттуда искусство красивого письма распространилось сначала по всему Ближнему Востоку, а затем проникло в другие регионы: Египет, Индию, Китай, Балканский полуостров.
Современные историки различают три основных вида каллиграфии: арабскую, западную (европейскую), восточноазиатскую. У каждого из них есть уникальные особенности и своеобразная история развития. В настоящее время немногочисленные, дошедшие до нас, произведения древних каллиграфов являются объектом пристального изучения историков и философов.
Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры.
Арабская каллиграфия возникла в VII веке, одновременно с зарождением ислама на Ближнем Востоке, как средство копирования священной книги мусульман – корана.
Мусульманская религия запрещает изображать людей, животных или Бога, но не содержит ограничений относительно написания текстов. Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело глубокий смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв.
Особенностью арабского письма является то, что знаки изображаются справа налево. Это отличает его от европейского и русского, где буквы пишутся слева направо.
Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. Они также в огромном количестве переписывали вручную переводы трудов известных ученых античности по медицине, истории, философии, точным наукам.
История европейской каллиграфии берет свое начало из культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур образовалось большинство алфавитов Европы. Сначала в этих государствах искусство красивого письма было малоизвестно. Римляне и греки предпочитали стандартные шрифты.
Ситуация начала меняться с введением христианства в Византийской империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа религиозных книг: иллюстрированных Евангелий, жизнеописаний Святых. Рукописные книги той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными рисунками и изысканным письмом.
Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературно - художественных было крайне мало. Такое положение не изменилось даже после появления бумаги в XII веке. Изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатания в середине XV века стало причиной снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах.
В Восточной Азии каллиграфия впервые появилась в Китае около 2000 года до нашей эры. Здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, а не только как средство написания красивых письменных знаков.
Восточно - азиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения чувств, наряду с поэзией и живописью.
1.3 Русская каллиграфия
На Руси существовала собственная кириллическая каллиграфия. Это особое декоративное письмо активно применялось в рукописных книгах с XV в. Оно представляло собой вязь, в которой буквы сближаются или соединяются друг с другом таким образом, что напоминают непрерывный орнамент. Первоначально именно такой вид фигурного письма возник в Византии в XI в. С распространением христианства он постепенно появился во всех православных землях.
Только при Иване III, на основе византийской вязи, начала формироваться непосредственно русская каллиграфия. Причем, даже при появлении печатных книг она продолжала использоваться в качестве декора. На протяжении нескольких веков, вплоть до начала ХХ в., каллиграфия сохраняла своё господство в письменной речи. Она была предметом изучения в классических гимназиях, лицеях, церковно- приходских школах.
Во времена же СССР это умение стало забываться. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Его заменили шариковой ручкой. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранявшиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.
К концу XIX в. этот предмет постепенно стал исчезать из школьной программы из-за своей трудоемкости и сложности в прочтении. Накануне революции 1917 г. его активно использовали лишь в старообрядческой среде. С1918 года этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьных предметов.
Известный эстонский педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о её влиянии на культуру всего общества. По его мнению, и в букве, и в письме была заложена великая воспитательная сила; так как приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.
1.4.Каллиграфия. Забытая? Возрожденная!
При поиске информации об истории каллиграфии я узнала очень много. А при подготовке раздела о современной каллиграфии не переставала удивляться новым фактам.
В конце XIX века англичанин Уильям Моррис и его последователи выступили с критикой культуры наступившей индустриальной эпохи. Они призывали людей вернуться к традиционным ремеслам и искусству, в том числе, к каллиграфии. Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон начал разрабатывать рукописные шрифты и пропагандировать тексты, написанные каллиграфическим почерком.
В это же время в Германии Рудольф Кох впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются «отцами» современной каллиграфии.
В современном мире оно нашло применение в различных сферах деятельности человека: в книгопечатании, при оформлении оригинальных приглашений, открыток, меню ресторанов и кафе; в производстве одежды, посуды, аксессуаров; в интерьерном дизайне при художественной отделке помещений.
Искусство каллиграфии в XXI веке невероятно преобразилось. Современные мастера красивого письма перестали пользоваться пером и ручкой, они превратились в графических дизайнеров и архитекторов, освоили техники цифровой печати. Но изысканные орнаменты, составленные из букв или иероглифов, до сих пор вызывают у миллионов людей чувство неподдельного восхищения.
Наряду с развитием и применением новых методик для усвоения знаний имеет смысл обратиться к истории, к опыту наших предков, многие из которые обладали более хорошими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. При этом у них была идеальная осанка и здоровый позвоночник. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение:
К тому же, данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом. В современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Известный врач, доктор медицинских наук, педагог - новатор, Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой. Он сравнивает его с нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в мелкой моторике пальцев. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает автоматизм, связанный с его биоритмами между чередованием усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной и психической напряженности, которая угнетает и разрушает ритмическую моторику, из- за чего пишущий быстро устаёт, особенно ребёнок. Как оказалось, в искусстве каллиграфии заинтересованы не только педагоги и художники, но и современные бизнесмены. Одной из первых о ней вспомнила в 1980-х годах крупнейшая японская компания по выпуску бытовой и профессиональной электроники. При переходе к нанотехнологиям она провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали методику подготовки специалистов будущего в разных направлениях в данном регионе и в данной культуре. Программа длилась долго, её финансировали более 10 лет.
Результатом организаторы эксперимента были просто потрясены. Всем требованиям подготовки отвечала… каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию как предмет с 1-го по 11-й класс во всех школах и ВУЗах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий. Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы приглашают в обеденный перерыв учителей, которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это не самое дешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.
Таким образом, древнее искусство каллиграфии активно применяется и в современной жизни.
₽
Заключение
Меня заинтересовали способы создания текста - рисунка, сложность этого процесса, а также инструменты и материалы, необходимые каллиграфу.
При подготовке проекта я нашла много иллюстраций, дающих представление о различных видах каллиграфии, в первую очередь, основных:
арабской, восточноазиатской, европейской.
Также я узнала о влиянии каллиграфии на здоровье человека и о том, что она помогает развитию современных технологий.
В качестве иллюстрации к проекту мною подготовлен альбом с образцами техник каллиграфии.
Список литературы
Сторож
Зимний дуб
Ласточка. Корейская народная сказка
Эта весёлая планета
Нора Аргунова. Щенята