Работа знакомит с жизнью и деятельностью Л.Ф. Магницкого, с его первым печатным учебником по математике. Работа была представлена на районной математической конференции обучающихся «Великие учёные и великие открытия».
Вложение | Размер |
---|---|
magnitskiy.doc | 89 КБ |
magnitskiy.pdf | 1.2 МБ |
Районная математическая конференция обучающихся
«Великие учёные и великие открытия»
Жизнь и деятельность Л.Ф. Магницкого
Лунева Анна Александровна
8 класс
МБОУ «Ривзаводская СОШ»
Руководитель:
Евдокимова Ольга Владимировна
учитель математики
МБОУ «Ривзаводская СОШ»
Высшая квалификационная категория
п. Ривицкий
2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………..с. 3
Раздел 1. Биография, деятельность………………………………………...с.4-8
Раздел 2. Первый печатный учебник по математике…………………..…с.9-11
Заключение……………………………………………………………….….с.12
Источники……………………………………………………………………с.13
Введение
Целью моей работы является изучить и рассказать о жизни и деятельности Леонтия Филипповича Магницкого.
Задачи работы:
1) изучить биографию Л.Ф. Магницкого и его роль в развитии математического образования в России;
2) дать краткую характеристику учебника Л.Ф. Магницкого «Арифметика».
В своей работе я хочу познакомиться с жизнью и деятельностью Л.Ф. Магницкого, с его первым печатным учебником по математике.
Раздел 1. Биография, деятельность.
Леонтий Филиппович Магницкий (Теляшин) – выдающийся русский математик, первый учитель в истории отечественного образования первого светского учебного заведения в России («Школа математических и навигацких наук»), а также автор первого печатного учебника по математике. Он заложил основы отечественной картографии и первым вычислил широту и долготу главных русских городов, руководил возведением фортов и крепостей, изучал астрономию, был инженером, богословом, публицистом.
Родился Л.Ф. Магницкий 9 (19) июня 1669 года в Осташковской Патриаршей слободе Тверской губернии (ныне г. Осташков) в семье крестьян Теляшиных. Род Теляшиных, несмотря на то, что происходил из простых крестьян, отличался благочестием и религиозностью.
О детстве Леонтия Магницкого известно мало. Дошли сведения о том, что Леонтий самостоятельно научился читать и писать. Уже в детстве у него проявилась жажда к познанию. Так как в то время никаких учебных заведений не было, то юноша пристрастился к церковному чтению.
В 1684 году Магницкий был послан крестьянами в Иосифо-Волоколамский монастырь с рыбою. Узнав, что юноша грамотен и хороший чтец, монахи оставили его при монастыре для приобщения к чтению духовных книг. Впоследствии Леонтий был направлен в Симонов монастырь, находившийся в Москве.
Считается, что своё обучение Л.Ф. Магницкий продолжал в Славяно-греко-латинской академии. Туда принимались желающие из разных сословий. В ней учились дети посадских, стряпчих, мастеровых, челядинцев, конюхов, выходцы из княжеских и духовных семей.
Хорошо овладев латинским и греческим языками, Магницкий приступил к самостоятельному изучению немецкого, голландского и итальянского языков, продолжая знакомиться с отечественными и зарубежными достижениями науки.
В математике Магницкий был самоучкой. Даже если допустить, что он учился в академии, но в ней математика не преподавалась. Объём знаний Леонтия Магницкого был значительно больше, чем можно было почерпнуть из русских арифметических, астрономических и геометрических рукописей XVII века.
Учебник Л.Ф. Магницкого оказался «вратами мудрости» для многих самоучек, к этому сознательно стремился его автор. Он, действуя «не рассказом, а показом» и заявляя, что «всяк, усердствуя, может … недоумение, каким числительным узлом заплетённое, расплести», подчёркивает, «что сам себя всяк может учить».
Уже в последний период пребывания Леонтия в академии слух о талантливом юноше, выделявшемся среди сверстников широкой эрудицией, педагогическими способностями и знанием языков, распространился по Москве. Его стали приглашать для обучения детей в семьи московской знати.
Леонтий Теляшин так бы и оставался одним из успешных частных учителей г. Москвы, если бы не встретил Петра I. Пётр ценил разносторонних и образованных людей и «имел случай узнать сего достойного мужа». В некоторых исследованиях отмечается, что первая встреча Леонтия Теляшина с Петром I произошла осенью 1699 года (или 1700 года) в Великом Новгороде. Содействовал этой встрече А.А. Курбатов, дьяк Оружейной палаты, в доме которого проживал Леонтий Теляшин. Курбатов направил его к царю с известием «о книге некоторая», по предположению исследователей, бывшей частью рукописи будущей «Арифметики». Именно Пётр I жаловал математику фамилию Магницкий – «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями обратил внимание на себя».
4 января (25 января) 1701 года Пётр I учредил школу «Математических и навигацких хитростно искусств учения», которая положила начало морскому образованию в России.
Навигацкая школа выпускала не только моряков, часть закончивших школу назначалась учителями «цифирных» школ.
Школа готовила навигаторов, геодезистов, строителей, металлургов, учителей. Учеников Навигацкой школы отличал костюм, сшитый по французской моде: кафтан, камзол, брюки, чулки. Сукно одежды было «сермяжное» - простое. Часть учеников жила в самой школе, другие – как постояльцы в домах горожан. Заниматься приходилось по 10 часов в сутки, каникулы были небольшими, а обучение длилось 6-7 лет. Пётр I считал подготовку технических кадров делом особой государственной важности, поэтому школа «славилась» суровой дисциплиной. Нерадивых учеников пороли на школьном дворе пятихвостной плёткой – «кошкой», а со знатных родителей брали штраф. За неисправимую неуспеваемость в науках учеников отдавали в солдаты и матросы. Случалось, посылали и на каторжные работы. Учиться было сложно ещё и потому, что практически не было книг и учебников. Русская научная терминология только зарождалась и была довольно сложной.
В 31 год Магницкий становится учителем математики Навигацкой школы. Перед ним была поставлена задача за короткий срок создать учебник по математике и кораблевождении для школы. В период работы над учебником он получал денежное пособие («кормовые деньги») – по 5 алтын в день, а всего - 49 рублей 31 алтын и 4 деньги.
Создание сложного, объёмного труда (более 600 страниц) требовало большой концентрации сил и научных знаний, педагогического мастерства. Л.Ф. Магницкий, подвергнув переработке европейскую учебную литературу и соединив её с русской математической традицией, изложил материал понятным и доступным языком. С 1 февраля 1701 года по его просьбе ему в помощники был поставлен Василий Онуфриевич Киприанов, математик-самоучка, «царский билиотекариус» в Навигацкой школе, типограф, картограф, каллиграф.
Магницкий Киприанову поручил составление таблиц, чертежей, рисунков (за исключением самых сложных, выполненных гравёрами М.Д. Карновским и М.П. Пневским), а также надзор за «тиснением» (набором текста в типографии).
К июню 1701 года Л.Ф. Магницким было написано 13 тетрадей мелким почерком, а уже в ноябре этого же года «Арифметика» была готова к изданию.
1703 год стал важным моментом в истории математического просвещения в России. В этом году был напечатан первый учебник по математике на русском языке. Леонтий Филиппович Магницкий дал ему длинное название: «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык переведённая, и во едино собрана, ина две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго Великаго Государя нашего царя и великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малые и белыя россии самодержца. При благороднейшем великом Государе нашем Царевиче и великом Князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей на свет произведена первое, в лето от сотворения мира 7211, от рождества же по плоти Бога слова 1703, индикта 11 месяца ианнуария». Этот титул занимает всю страницу, которая окружена рамкой; внизу в этой рамке довольно мелкими буквами напечатано: «Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкого».
В то время, когда вышла «Арифметика», в России происходил быстрый рост промышленности, торговли, военной техники. Стране требовались образованные люди. В течение 50 лет учебник выполнял свою роль, стал энциклопедией для всех россиян, которые стремились к математическому, светскому образованию.
Первый тираж учебника составил 2400 экземпляров, 200 из них предназначались для учеников Нвигацкой школы. Остальные царь велел разослать по стране, включая далёкие Холмогоры, где один из них попал в руки 14-летнего Михаила Ломоносова. Ломоносов получил его от односельчанина, принёс в котомке из Архангельска в Москву, сохранив до конца жизни. Позже, говоря о роли книг в его жизни М.В. Ломоносов назвал «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого «вратами учёности».
Книга вошла в историю как «Арифметика Магницкого». Крупнейшее по значимости произведение учебной литературы начала XVIII века. Учебник включал задачи по арифметике, геометрии, тригонометрии и алгебре с употреблением арабских цифр. Первая печатная арифметика в России. Своеобразная энциклопедия точных наук: арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. Считается, что при её составлении и оформлении Л.Ф. Магницкий руководствовался также изданием немецкого архитектора и инженера Георга Боклера.
В 1703 году в соавторстве с учителями Навигацкой школы Генри Фарвонским, Стефаном Гвином и библиотекарем Василием Киприановым Магницкий подготовил «
Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов и секансов». Они представляли собой перевод распространённых в Европе таблиц. Это пособие пользовалось спросом, и в 1716 году его переиздали. В 1722 году этот же коллектив авторов издал мореходный справочник «Таблиц горизонтальных северные и южные широты».
У Л.Ф. Магницкого были воспитанники. Самый известный из них – Михаил Васильевич Ломоносов. Непосредственно у Магницкого он не учился, но считал себя его учеником. Помимо него, десятки выходцев из разных слоёв общества. Но самым близким из питомцев был Василий Киприанов. Он тоже был из осташей. Леонтий Филиппович выбрал его себе в помощники и работал с ним с самого открытия Навигацкой школы. Впоследствии Киприанов стал библиотекарем - первым хранителем Государственной библиотеки Петра I.
За заслуги перед Отечеством в области математики, фортификации, навигации в 1704 году Л.Ф. Магницкому царским указом было пожаловано дворянство. У крестьянского сына появились свои деревни во Владимирской и Тамбовской губерниях, собственный дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» он был награждён «саксонским кафтаном» и другой одеждой.
Магницкий занимался не только педагогической деятельностью. В 1706 году он был привлечён к «работам на цыркульных делах», в 1705-1706 годах вместе с преподавателями и воспитанниками школы занимались «измерением дороги от Москвы до Петербурга».
Во время Северной войны, когда ожидалось наступление крупных сил шведской армии, несколько городов северо-западной России были укреплены и подготовлены к обороне. Строительство таких сооружений для Твери, по распоряжению Петра I, в 1707 году было возложено на Магницкого. Получив план фортификационных сооружений, которые необходимо было возвести или укрепить, он в течение нескольких месяцев успешно выполнил задание.
Тверской кремль был реконструирован по все правилам фортификационной науки того времени: укреплён крепостной вал, появились бастионы, внутри мог разместиться гарнизон из 2,5 тысяч человек.
По чертежам Магницкого в Великах Луках в 1704-1708 года была сооружена 6-бастионная земляная крепость.
В 1714 году вышел указ Петра I об учреждении в ряде губерний России низших школ для обучения грамоте и геометрии детей дворян и разночинцев. Они получили название цифирных или арифметических. Подготовка преподавательского состава была поручена Навигацкой школе. Подбор кадров для новых школ вёл Л.Ф. Магницкий.
С 1732 года и до последних дней своей жизни Л.Ф. Магницкий возглавлял Навигацкую школу, которая теперь готовила учителей арифметики.
В 1733 году Магницкий стал руководителем Московской академической конторы (в переводе на наш язык, министерства образования Москвы). В этом же году умерла его жена, Мария Гавриловна Окунькова, дочь Гаврилы Осиповича Окунькова, главы известной московской приказной фамилии.
Смерть Марии Гавриловны была необычной. Магницким сообщили, что их сын погиб на войне. Но весть оказалась ложной, сын вернулся, а жена умерла от разрыва сердца, от радости. Сыновей у Магницкого было двое – Василий и Иван. Отец дал им прекрасное образование.
Последние годы жизни Магницкого прошли в напряжённой и плодотворной работе. Он успешно руководил школой, занимался преподавательской деятельностью и одновременно работал в типографии Киприанова.
Из документов, хранящихся в Государственном архиве Тверской области, видно, что в последний период своей жизни Л.Ф. Магницкий испытывал материальные затруднения. В 1733 году он был вынужден заложить за 100 рублей принадлежавшую ему пустошь Гатилиху в Валдайском уезде Осташковскому Житенному монастырю. Деньги в назначенный срок не внесены, пустошь осталась у монастыря.
Умер Л.Ф. Магницкий в Москве 19 октября 1739 года в возрасте 70 лет. Магницкий был похоронен в церкви Гребневской иконы Божией Матери.
Раздел 2. Первый печатный учебник по математике
Стиль учебника для нашего времени необычен. Наряду с систематическим изложением курса математики в ней значительное внимание уделяется общим рассуждениям, изложенным в стихотворной форме.
Оригинальный учебник с учетом запросов русского читателя. Магницкий в «Арифметике» впервые ввел термины «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня», а также заменил устаревшие термины типа «тьма», легион» словами «миллион», «биллион», «триллион», «квадриллион».
Числа 1, 2, 3,4, 5, 6,7,8,9 называются «перстами». Полные десятки — «составами», числа, состоящие из десятков и единиц— «сочинениями».
Магницкий вводит понятие о десятичной системе счисления, о записи чисел с помощью цифровых знаков и названия для чисел, говорит об арабской системе нумерации, лишь вскользь разъясняя латинскую и упоминая о славянской. Значащие цифры он называет «знаменованиями», отделяя их от нуля, который в его терминологии зовется цифрою.
В «Арифметике» рассматривается пять действий: нумерация, сложение, вычитание, умножение и деление. Рядом с русским приводится их греческое и латинское названия.
Поскольку во времена Магницкого математическая русская терминология еще не была разработана, все действия носят два названия — латинское и русское: соответственно нумерацио и счисление, аддицио и сложение, субстракцио и вычитание, мультипликацио и умножение, дивизио и деление.
Нумерацию математик выделяет в особое действие. Многие из названий и обозначений, употребляющихся в «Арифметике», не привились и не дошли до нашего времени. Так, корень обозначался буквой R и назывался «бок» или «радикс»; третья степень обозначалась буквой C и называлась «кубус» или «кубик».
О методике своего труда Магницкий выражается следующим образом: «Ни мудро, ни просто учить, но так, чтобы толк получить»; подчеркивает, что старался писать так доступно и доходчиво, чтобы читатель смог самостоятельно освоить предмет. Завершается стихотворное предисловие словами: «И желаем да будет сей труд, добре пользовать русский весь люд».
«Арифметика» Магницкого долгое время широко использовалась при обучении и вышла из употребления около середины 50-х годов XVIII века. На «Арифметике» воспитывались целые поколения российских деятелей физико-математических наук. По ее содержанию можно составить понятие о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия. В 1914 году П. А. Баранов переиздал первую часть «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. Сегодня еще встречаются редкие экземпляры учебника, изданного в 1703 году. «Арифметика» сыграла значимую роль в развитии математических знаний в России, в накоплении методического опыта преподавания не только арифметики, но и целого ряда научных дисциплин, связанных с морским делом, астрономией, геодезией, географией.
Преимущества «Арифметики»
(По сравнению с другими русскими математическими рукописями XVII в.)
1. По содержанию превосходит любую ранее составленную рукопись.
2. Если в рукописях сведения по арифметике, алгебре, геометрии разрозненны и ограниченны, то «Арифметика» — это для своего времени энциклопедический курс элементарной математики и кораблевождения.
3. Магницкий на долгие годы предвосхитил использующуюся в современной России структуру преподавания математики (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия) в средней школе.
4. Все учебные разделы сведены к одному учебно-методическому и стилистическому «знаменателю».
5. Полностью использовано математическое содержание рукописей XVII века (подбор практических задач, мотивировка изучения математики, пропаганда математических знаний, их необходимости в жизни, занимательные задачи).
6. Увеличено количество задач по сравнению с рукописями, их содержание имеет практическую направленность.
7. Впервые в России в печатном виде появились десятичные дроби, элементы тригонометрии, астрономии и навигации.
8. Даны определения арифметических действий.
9. Использован зарубежная учебная литература, заимствованы символика, терминология. Например, используется термин «миллион» вместо русского «тьма тем».
10. Материал методически удачно расположен: от простого к сложному, от известного и знакомого — к неизвестному.
11. Прослеживается логическая связь разделов, систематизация материала
Некоторые недостатки «Арифметики»
1. Не используются знаки действий «+», «–», «•», «:», хотя они уже давно используются на Западе. У Магницкого вместо этих символов приводятся слова.
2. Нет формул, сплошь «словесная алгебра».
3. Мало пояснений о том, откуда что берется. Пишется «Твори сице», дальше только выкладки. При этом трудно уловить алгоритм решения задачи.
4. Нет обоснований и доказательств. Не упомянуты теорема Пифагора, теорема Птолемея, теоремы геометрии, которые используются при решении задач.
5. Геометрических фактов используется много, но нет попытки их связать.
Задачи из учебника.
1. «Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь».
2. «Один путник идет от града в дом, а ходу его будет 17 дней, а другой от дому в оград тот же путь творяше, может пройти в 20 дней, оба же сии человека пойдошаво един и тот же час от мест своих, и ведательно есть, в колико дней сойдутся».
Заключение
В результате работы я узнала, что Леонтий Филиппович Магницкий - выдающаяся личность,
образованнейший человек. Был первым русским профессиональным учителем математики и его учебник «Арифметика» стал выдающимся событием в российской науке и
культуре.
Магницкий по праву считается выдающимся математиком. Именно, с великой книги Магницкого началось развитие науки, заложившей отечественные традиции обучения математике в России.
Источники:
Плавает ли канцелярская скрепка?
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Швейня
Где спят снеговики?