Творческое эссе было написано для участия в конкурсе "Ученик года-2019"на муниципальном уровне. Самбаева Любовь заняла 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_-esse.docx | 19.74 КБ |
Творческая работа-эссе на тему: «Театральное искусство - культурные традиции Бурятии»
Ученицы 11 класса МБОУ «ДСОШ»
Самбаевой Любы
Актуальность развития театрального искусства Бурятии определено в «Концепции долгосрочного развития театрального дела в республике Бурятия на период до 2020 года». Концепция была принята в 2012 г., изменения в нее были внесены в 2017 г. В ней указано, что ведущая роль в формировании человеческого капитала принадлежит сфере культуры. Государственная политика в сфере культуры нацелена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Обеспечение возможности посещения театра играет большую роль в формировании уровня культурной среды в республике.
Театральное искусство – это один из видов искусств, составляющих ядро художественной культуры. Оно обладает определенными особенностями, своей спецификой, которая делает произведения данного искусства уникальными. Театр относится к пространственно-временным видам искусства – задействовано и пространство, и время. Еще одной важной особенностью является синтез различных искусств в искусстве театральном. Здесь объединены: литература (драматургия), музыка, изобразительное искусство, хореография, вокал и т.д. Однако наиболее значимой является коллективный характер творческого процесса. В театральном действии участвуют не только актеры, но и зрители. Происходит диалог, в котором восприятие спектакля зрителем играет важную роль. Заложенная изначально идея может быть трансформирована, могут появиться новые смыслы и акценты.
Идейно-тематической основой театрально искусства выступает драматургия. Она определяет содержание, направление развития, набор выразительных средств. При этом самостоятельность театра от драматургии заложена в выработке собственного взгляда на первоисточник – пьесу, литературное произведение. Театр переосмысливает его в процессе постановки, дает новое прочтение, что важно для современного зрителя.
Театр в целом является показателем собственной идентичности для любого народа. Национальный характер любое явление приобретает в том случае, когда содержание органически переплетается с этническим началом, в нем проявляются уникальные этнические характеристики нации.
О. Ренан говорил: «Нация – это душа». Душу народа составляют нравы, обычаи, чувства, идеи, особенности мировосприятия. Поэтому театр национальный представляет собой материализацию творческого потенциала народа, национальный образ мыслей, чувств, характера. Все это находит выражение через язык и выразительные средства театрального искусства.
У бурят с древних времен элементы театральности присутствовали в различных видах и жанрах искусства. В первую очередь можно отметить связь народных игр и танцев с театральным искусством. Они содержат присущий театру элемент зрелищности. Поэтому истоки художественного творчества можно отнести к тем временам, когда предки современных бурят добывали себе пищу, занимаясь охотой и рыболовством. Например, с охотой связаны древние обрядовые танцы «медвежья пляска», «пляска тетеревов», «волчья пляска».
Природа возникновения охотничьих танцев и эпоса (улигера) была одна. Они связаны с охотой и являются отражением действий охотника средствами искусства. Основой являются знания, наблюдения, опыт, которые объединяют в себе логику и образ. В «медвежьей пляске» воспроизводятся действия охотника и медведя. Танец имеет определенный ритм. Он рассчитан на соучастие зрителей. Аналогичное построение имеют и иные обрядовые танцы.
Различные исследования указывают, что уже древние бурятские народные игры и танцы имели свой сюжет, композицию. В них использовались словесные диалоги, присутствовали исполнители и зрители. Поэтому их можно рассматривать в качестве прообраза будущего профессионального театра. В большинстве игр присутствовала сценическая площадка – конкретное место действия.
Кроме того, одним из обязательных элементов праздничного народного веселья было переодевание. Смена одежды и, соответственно, социально-бытового образа является наиболее ярким проявлением игрового начала. В бурятских играх и праздниках театрализованные игры с использованием костюма и маски использовались достаточно часто.
Большое значение имеют также обрядовые действа бурят. В первую очередь можно отметить представления шаманов XIX в. - начала XX в. и мистерии Цам конца XIX в. В них фольклорное начало сочетается с элементами театра. Обрядовые действа характеризуются наличием словесно-музыкальных и танцевальных форм, особым сочетанием поз и жестов, как в динамике, так и в статике. Основными элементами обрядовых действ являются речь, музыка и движение. В руках шамана предметный мир становится своеобразным пластическим материалом, с которым во время действа происходят различные метаморфозы, как в современных спектаклях. Шаманы имели свой «реквизит» - маски, костюмы, грим.
В начале ХХ в. появляются первые любительские постановки, которые осуществляли ученые-этнографы. На сцене первого Общественного собрания Иркутска впервые было представлено народное песенное и танцевальное искусство. Постановка спектаклей осуществлялась людьми, знающими русскую сценическую культуру. В них использовались декорации, костюмы, грим. Для выступлений создавалась сцена, которая была достаточно примитивной, тем не менее, позволяла осуществлять несложные спецэффекты. Все это делало спектакли близкими к профессиональному искусству.
Основы профессионального театра закладываются в Бурятии в конце 20-х гг. ХХ в. В этот период появляются специальные учреждения, занимающиеся вопросами театра.
Следует отметить, что первые спектакли профессионального бурятского театра сохраняли свою национальную самобытность, не смотря на сильное влияние русской театральной культуры. Интерес к национальным обрядовым традициям возник в кругах интеллигенции, особенно творческой.
Особенности башкирских обрядов были приняты и развиты В.Г. Иманским, первым режиссером и актером башкирского театра. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привнесли в театральное искусство новые методологические принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии существенно влияет на процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены. В 1919-24 гг. складывается театральная система Иманского, которая была реализована в деятельности Башкирского передвижного театра.
Существование различных национальных традиций является основой развития человечества в целом. Поэтому так важно сохранять традиционные виды искусства, их национальные особенности. Национальное театральное искусство Бурятии сохраняет и представляет в своих спектаклях национальный язык, систему ценностей, элементы этнической культуры.
В настоящее время в Бурятии можно назвать четыре театра, в постановках которых отражена специфика культуры и национальная идентичность народа: Государственный Бурятский Академический театр драмы им. Х. Намсараева, Государственный Бурятский Академический театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова, Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», Бурятский Государственный национальный театр песни и танца «Байкал».
Актуальным является высказывание К.С. Станиславского: «Театр – лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств. Если б эти чувства чаще вскрывали, то народы узнали бы, что в большинстве случаев нет места для злобы и ненависти там, где искусственно разжигают для иных эгоистических целей, сколько бы раз народы пожали друг другу руку, сняли шапки, вместо того, чтоб наводить друг на друга пушки и наступать на несуществующих врагов».
Можно сказать, что национальное театральное искусство выступает одним из важных элементов идентификации нации, является стратегическим ресурсом развития культуры Бурятии в XXI в. Культурное развитие в свою очередь влияет на развитие региона в целом. Поэтому национальное театральное искусство требует особого подхода со стороны политики в данной сфере, более глубокого изучения его истории и сути творческих процессов для определения правильного направления дальнейшего развития.
Самый богатый воробей на свете
Император Акбар и Бирбал
Пятёрки
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Серебряное копытце